Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Правовые памятники франков. Салическая правда.



Первые кодификации права представляли собой записи обычного права. Наиболее известна Салическая правда, составленная в 507— 511 гг. Первоначальный ее текст не сохранился. В течение ряда веков этот судебник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате существует несколько его вариантов.

Салическая правда характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий, ей присущ казуистический характер, правовые акты отличаются формализмом. Основное содержание Салической правды составляют нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения.

Нормы гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление о процессе развития права собственности на землю. Пахотная земля находилась в коллективной собственности марки и периодически делилась между общинниками. Свой надел франк не мог отчуждать, в случае его смерти земля оставалась в общине. Пашня считалась владением, а не собственностью. Леса, луга, выгоны для скота также находились в совместном пользовании общины.

По Салической правде, франк имел в собственности приусадебный участок, дом. Община состояла из больших семей, находившихся в родственных связях. Состоятельная семья имела в качестве домашних слуг рабов и полусвободных ремесленников (кузнец, конюх, свинопас, виноградарь).

Салическая правда упоминает аллоды — участки земли, принадлежавшие владельцам, которые, судя по всему, вышли из общины. Но земля еще не стала объектом частной собственности. Скорее всего аллод был наследственным имуществом.

В условиях раннефеодального государства существовала как бы расщепленная собственность на землю. Право пользования землей принадлежало вассалу, собственность — сеньору. Феодальная собственность предполагала внеэкономическое принуждение. Высшая военная и судебная власть была атрибутом, следствием земельной собственности.

У франков получило некоторое развитие обязательственное право. Оно в Салической правде освещается слабо, что объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности. Упоминаются также виды сделок: продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собственности при сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи. Салическая правда знает обязательства из причинения вреда. Чаще всего они возникали в результате совершения преступления. Неисполнение обязательства влекло за собой имущественную ответственность, просрочка в исполнении обязательств — дополнительный штраф.

Салическая правда касается брачно-семейных отношений. Брак заключался в форме покупки женихом невесты. Через покупку муж приобретал власть над женой. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: существование уже законного брака, объявление лица вне закона, существование близкого кровного родства, несвободное состояние человека. Жених в качестве выкупной платы вносил брачный дар. После смерти одного из супругов брачный дар сохранялся и передавался детям.

Есть упоминание о наследственном праве. Известно было наследование по закону и по завещанию. Наследование по законуосуществлялось применительно к движимому и недвижимому имуществу. Движимое имущество наследовалось в следующем порядке: первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Земля же переходила только сыну. В этом проявлялось стремление сохранить ее в данном роде. Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения, совершавшегося публично на народном собрании в строго установленной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год, после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.

Значительное внимание в Салической правде уделяется характеристике преступлений и наказаний. Из статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского «мира». Все упоминаемые преступления можно свести к четырем видам:

1) преступления против личности (сюда относилось убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и некоторые другие);

2) преступления против собственности (кража, поджог, грабеж);

3) преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство);

4) нарушение предписаний короля.

Наибольшее число статей посвящено преступлениям против личностии имущества. Создается впечатление, что среди франков имелось немало убийц, грабителей, воров, похитителей скота и других домашних животных. Специальные разделы определяют наказания за кражу свиней, рогатого скота, лошадей, собак, рабов, за поджоги, ломку изгороди. Салическая правда предусматривает суровые наказания, большие штрафы (вергельд) за убийство, телесные наказания.

Наказание было дифференцировано в зависимости от положения человека. Штраф исчислялся в солидах. Один солид равнялся стоимости годовалого быка. Вергельд за убийство раба равнялся 35 со- лидам, штраф шел его хозяину; за убийство полусвободного франка — 100 солидам, свободного — 200, графа, королевского чиновника, слуги, если он был даже римлянином — 300, чиновника короля — 600 солидам. За убийство графа скопищем, в походе, при исполнении служебных обязанностей вергельд утраивался.

Закон предусматривал наказание за телесные повреждения тем, кто в драке откусит нос своему противнику, выколет глаз, оторвет ухо и т.д. Салическая правда знает преступления, порочащие достоинство франка. Всякий, кто назовет его уродом, зайцем, платит 3 солида, доносчиком или лжецом — 15 солидов. Такое же наказание грозило за лжесвидетельство.

Статьи Салической правды охраняют и защищают жизнь и достоинство женщины. За кражу чужой жены платили 200 солидов. «Кто схватит свободную женщину за руку, кисть или палец», платит 15 солидов, кто облыжно назовет свободную женщину блудницей — 45 солидов. За побои беременной женщины, повлекшие смерть, — 700 солидов, убийство женщины — 600 солидов. Надо полагать, что женщина занимала высокое положение[1].

Салическая правда, как и Русская правда Киевской Руси, в своем первоначальном виде вообще не упоминает смертную казнь. Однако в другом памятнике — Саксонской правде (начало IX в.) — со ссылкой на закон франков смертная казнь предусматривалась не только за участие в заговоре против короля, но и за замысел его убийства. Такое же наказание грозило грабителям, тем, кто совершал кражу имущества на сумму свыше 3 солидов.

Упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству. Цель наказания — возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

Взамен кровной мести устанавливался выкуп. Его размер зависел от тяжести совершенного преступления, национальности, сословной принадлежности, возраста, пола потерпевшего. Размер выкупа был достаточно высоким. Он делился на три части: семье убитого, родственникам со стороны отца и матери и казне.

Салическая правда сохранила некоторые обычаи, традиции родового строя. Община отвечала за убийство на ее территории. Общинник привлекался к уплате штрафа за правонарушение своего сородича. В то же время франк не был кабально связан с общиной. Он имел право отказаться от родства, выйти из общины. Для этого требовалось на заседании судей сломать над головой три ветки мерой в локоть и, разбросав их в четыре стороны, заявить, что франк отказывается от помощи сородичей.

Судебная власть была в руках коллегии, состоявшей из семи избранных народом рахинбургеров. С усилением королевской власти председатель судебных собраний — тунгин — уступает место графу. На смену рахинбургеров приходят назначенные властями скабины. Существовали церковные, сеньориальные суды. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля.

Судебный процесс у франков, как и у других народов, носил состязательный характер. Стороны имели равные права. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом.

Старинный обычай требовал, чтобы судебное дело возбуждалось не иначе как по заявлению потерпевшей стороны. На ней лежало формулирование обвинения и представление обвинения и доказательств. Такой процесс получил название обвинительного.

Исключение из правил делалось только ради таких преступлений, которые существенным образом затрагивали общий интерес (измена, бегство с поля боя и т.д.). Виновные в этих преступлениях наказывались по инициативе властей.

Никакого предварительного расследования не было. Судья должен был ограничиться доказательствами, которые представляли стороны. При этом он знал, что не может полагаться на достоверность свидетельских показаний: что бы ни случилось, родич не станет показывать против родича, а человек, принадлежащий к враждебному роду, — свидетельствовать в пользу противника.

Когда не удавалось добиться признания — на чем сосредоточивались основные усилия, — судьи апеллировали к богу. В этом сказывались, с одной стороны, бессилие, неспособность суда установить истину «земными средствами» и, с другой — вынесенное из прошлой (дохристианской) эпохи убеждение, что знающий правду бог укажет на виновного не прямо, а косвенно, каким-нибудь знаком, который надо разгадать, т.е. действовал известный по предшествующей эпохе ордалий «суд божий», состоящий в испытании. Наиболее распространенными способами ордалий в праве германских народов были испытания водой, железом, огнем. При испытании водой связанного обвиняемого бросали в реку. Если он тонул, то признавался невиновным. Считалось, что вода как чистая стихия не принимает виновного. Даже и много позже существовало убеждение, что «ведьма не тонет».

Другое испытание состояло в следующем. Надо было достать из котелка с кипятком какой-нибудь предмет, часто кольцо. К этому виду ордалии примыкает испытание железом. Взяв в руки раскаленный кусок железа, следовало сделать с ним несколько шагов. В обоих случаях руку, поврежденную испытанием, смазывали жиром, бинтовали и давали заживать. Через несколько дней «сведущие люди» осматривали ее. Если рубцы заживали хорошо, человек считался невиновным[2].

От испытания котелком можно было откупиться, сумма выкупа зависела от суммы предполагаемого штрафа в случае проигранного дела, но была значительно ниже, чем сам штраф.

При отсутствии свидетелей, если не было «верных улик», привлекались соприсяжные. Это — родственники, соседи, друзья, которые должны были оказывать поддержку в суде одной из сторон. Число последних различалось в зависимости от важности дела. Со- присяжник — не свидетель, в его задачу входило одно — удостоверить клятвой (присягой), что тот, кого обвиняют, не мог совершить преступление. Соприсяжники являлись «свидетелями доброй славы» обвиняемого. Если при произнесении клятвы хоть один из со- присяжников сбивался, дело считалось проигранным. Большое значение имело свидетельство очевидцев.

С ускоряющимся распадом родовых связей и ростом бедности крестьянину все труднее становилось прибегать к помощи сопри- сяжников. Но тем легче это было сделать знатному синьору, окруженному вассалами и дружиной. Христианство прибавило к старинным испытаниям несколько новых видов: клятву на Евангелии, на святых мощах, испытание крестом.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь