Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные - важная составная часть учебной, но, прежде всего, вне учебной работы познавательного характера.



ВВЕДЕНИЕ

 

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребёнок при этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего - увлекательное занятие. Этим она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

Игру так же рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

созданию психологической готовности детей к речевому общению;

обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Актуальность темы обусловлена тем, что сложный период преобразований в нашей стране, происходящее переосмысление ценностей и формирование новых выдвигает на первый план ценность личности. Сегодня актуальным является вопрос разработки новых технологий образования, воспитания и развития личности учащегося, отвечающего современным социальным, экономическим, нравственным и образовательным технологиям. Особенно остро встает вопрос о повышении качества учебного процесса по иностранному языку школе, о поиске новых, более эффективных методов и приемов обучения.

Цель работы - проанализировать возможности использования игровых методов как средства активизации познавательной активности учеников на уроках английского языка.

Задачи:

. Изучить литературу по исследуемой проблеме.

. Рассмотреть виды игровых форм обучения.

. Выделить особенности использования игровых методов в обучении учеников английскому языку.

. Разработать игровые методы в обучении учеников английскому языку.

Объект: процесс обучения английскому языку.

Предмет: использование игровых методов как средство стимулирования познавательной активности учеников на уроках английского языка.

Практическая ценность работы заключается в разработке методических рекомендаций по использованию дидактических игр в учебно-воспитательном процессе школы.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В введении приводится обоснование актуальности исследования, определяется цель, задачи, объект и предмет исследования, практическая значимость работы. В первой главе работы рассматривается вопрос использования игровых методов как средство стимулирования познавательной активности в научной литературе. Во второй главе - практическое применение дидактических игр на уроках английского языка. Заключение содержит основные выводы работы.

 


 

ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ КАК СРЕДСТВО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

Пути и методы стимулирования активности в учебной деятельности

 

Психологи и педагоги прошлого и настоящего по - разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать, чтобы ребенок хотел учиться, как стимулировать познавательную активность ученика?

Что значит стимулировать познавательную активность ученика? Что такое стимулирование? Как педагогическое явление, познавательная активность - это двусторонний взаимосвязанный процесс; с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. В силах учителя помочь ученику активизировать его познавательную деятельность, способствовать повышению качества знаний [9, c. 38]. Однако, следует отметить, что начиная с пятого класса и далее понижается познавательная активность учащихся, снижается количество учеников обучающихся на «отлично» и «хорошо», особенно к 7 классу. Именно в этом возрастном периоде и нужно искать резерв для улучшения учебной деятельности по сравнению с другими интересами. Одной из главных причин понижения успехов в учебе является недостаточная теоретическая разработанность стимулирования учебной деятельности, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха. Анкетирование учителей показывает, что педагогическое стимулирование понимается учителями как поощрение деятельности учащихся, дающее возможность ребенку проявить себя с лучшей стороны, как создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением, как своевременная оценка деятельности учащегося [5, c. 59].

Толковый словарь Ожегова дает следующее определение стимулирования. Стимулирование - это внешнее воздействие, побуждающее активность личности, оказывающее определенное влияние на мотивацию ученика [10, с. 766]. Какие же источники, пути и методы внешнего воздействия необходимо использовать на уроке.

Источники познавательных процессов включают в себя три направления. Первое - это содержание учебного материала, путями реализации которого являются: - реализация принципа новизны материала; - использование элементов историзма; - открытие нового в известном; - показ достижений современной науки; - обоснование практической значимости знаний; - использование элементов внимательности.

Пути реализации второго источника стимулирования познавательного процесса - отношения учителя с учащимися:

обеспечение и поддержание доброжелательных отношений;

проявление педагогического оптимизма; - обеспечение поддержки начинаний учителя учениками; - организация соревнований на лучшие творческие работы.

Третий источник стимулирования познавательных процессов - характер и уровень учебно-познавательной деятельности. Какие пути реализации отвечают третьему источнику? Это: - многообразие самостоятельной работы школьников; - проблемное изложение знаний; - организация исследовательской работы; - решение творческих задач; - усиление практической направленности. Источники и пути стимулирования неразрывно связаны с методами стимулирования учащихся. Методы стимулирования подразделяются на 3 группы:

. содержательные - посредством содержания;

. организационные - посредством организации деятельности;

. социально-психологические - посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания.

Однако для учащихся характерна разная степень или интенсивность познания. Поэтому учителю важно определить пути и методы стимулирования, знать какие стимулы приветствуются учениками. Попробуем проанализировать психолого-педагогические особенности учащихся и определить основные пути стимулирования по активизации у них познавательной деятельности.

Первое - это ученики с низким уровнем познавательной активности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного правления со стороны учителя. При восприятии учебной задачи, эти учащиеся не проявляют заинтересованности, готовности включиться в работу. Не приступают к выполнению заданий без подсказки или напоминания учителя, одноклассников; обычно оказываются не в состоянии решить предложенную учебную задачу и даже не пытаются искать собственное решение. Работая с такими детьми, учитель должен помнить о том, что они медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно, а поэтому стимулирующий фактор - это обеспечение и поддержание доброжелательных отношений. Основными приемами, помогающими наладить эти отношения, является обращение к ученику только по имени, похвала, одобрение, ласковый тон. Можно посоветовать: особый подход к освещению учебного материала, разъяснительный характер его преподношения, использование показа, наглядности; постоянное сравнение учебных результатов, минутки психологической разгрузки [1, c. 96].

Основная задача работы с такими учениками, создание психологической предпосылки для перехода на более высокий познавательный уровень. У большинства учащихся познавательная активность появляется только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока или необычными приемами преподавания. Включение их в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью и не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Для этих учащихся важную роль играет, как и в первом случае, эмоциональная поддержка и создание интеллектуальной атмосферы, а именно создание ситуаций различного характера: успеха, увлеченности темой; познавательные игры, соревнования, задания с интересным содержанием, использование индивидуальных и групповых форм работы.

Третья группа - это учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности. Такие ученики систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает учитель. Они достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают преимущественно самостоятельно. Главное учебное достоинство этих учащихся - стабильность. Однако и у этих учеников есть проблемы. Одни называют их «зубрилками» за усидчивость и прилежание. Другим кажется, что детям с активным отношением к познавательной деятельности учеба даётся легко. Такая кажущаяся легкость - результат более ранних усилий ученика, его умение сосредоточиться, внимательно знакомиться с условиями задания, актуализировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант. Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост, если учитель занят с более слабыми учащимися. Вот в этих случаях мы и теряем учеников занимающихся на «отлично» и «хорошо». Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема стимулирования познавательной деятельности таких учащихся велика, достаточно актуальна. [6, с. 75].

Основными приемами, стимулирующими учащихся с активным отношением к познавательной деятельности, можно назвать все проблемные, частично - поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроке.

Однако даже опытному педагогу трудно организовать учебные проблемные ситуации, поэтому можно организовать особые ролевые ситуации. Они могут быть различными. Ребята могут подключаться к технологии оценивания устных и письменных ответов одноклассниками, т.е. брать на себя роль «эксперта», можно возложить роль «наблюдателя, который следит за темпом урока», «мудреца», который подводит итог занятию « хранителя знаний» и т.д. [3, с. 74].

Таким образом, каждый учитель, идя на урок, должен спрашивать себя, «Что я могу сделать, чтобы ученики хотели учиться? » «Как стимулировать ученика на познавательную деятельность», а для этого необходимо:

обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат; - использовать все возможные учебные материалы для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;

- организовать сотрудничество на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение класса к предмету и учебе в целом; - самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованными в их успехах, иметь авторитет; - видеть индивидуальность каждого ученика, стимулировать каждого, опираясь на уже имеющиеся у ученика мотивы; - некоторых учеников приходится заставлять учиться, постоянно поощрять или наказывать, привлекать родителей для совместного контроля.

 

Виды и особенности использования игровых методов обучения

 

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности [2, c. 95].

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения. Есть великая формула «дедушки космонавтики» К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим; и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, исследовательского таланта. И одним из эффективных средств этого является игра. В.П. Беспалько отмечает, что большую роль в технологии играет общественно-государственный заказ.

Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Общие положения понятия игры. Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности - трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. Немецкий психолог К. Гросс, первым в конце 19 в. предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Игра объективно - первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих [12, с. 132].

Блестящий исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.

Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал Л.С. Выготский: «Не существует исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей социализации» [4, 71].

Итак, игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры, в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Новационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. Во многих играх «функция реального» присутствует то ли в виде срезовых условий, то ли в виде предметов - аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А.Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для школьников игра - сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому ребенку о нем. Игра - путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре. Игра - регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок - и ученик, и учитель одновременно [8, с. 52].

Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживается в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д. Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность школьников.

Классификация игр. Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки - предметы - дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности.

Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении - не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

Игры путешествия. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта этих игр - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.

Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело, скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.группа игр - строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.группа игр, интеллектуальных игр - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

В педагогической и психологической литературе хорошо изучена проблема использования игровых методов как средства стимулирования познавательной активности учеников на уроках английского языка. Изучением этой проблемы занимались: Беспалько В.П., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н, Гросс К., и др.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка: I группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами; II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности; III группа - игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими; IV группа игр - строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых; V группа игр, интеллектуальных игр - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу.

При использовании игровых методов в обучении учеников необходима связь игры с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение учеников рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания, являющимися непременной предпосылкой для достижения успеха.

Независимо от того, насколько динамичен учитель, всегда есть моменты, когда внимание учеников рассеивается. Быстрая, спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие. Игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не дав им глубоко закрепиться в памяти. Учащиеся обычно лучше запоминают то, что им было приятно делать. Поэтому игры позволяют запоминать глубоко и надолго.

Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к учению.

Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы на уроках.

Ценность дидактической игры как воспитательного средства заключается в том, что, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, учитель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры - таким образом, при правильном руководстве детьми дидактическая игра становится школой воспитания.

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребёнок при этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего - увлекательное занятие. Этим она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

Игру так же рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

созданию психологической готовности детей к речевому общению;

обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Актуальность темы обусловлена тем, что сложный период преобразований в нашей стране, происходящее переосмысление ценностей и формирование новых выдвигает на первый план ценность личности. Сегодня актуальным является вопрос разработки новых технологий образования, воспитания и развития личности учащегося, отвечающего современным социальным, экономическим, нравственным и образовательным технологиям. Особенно остро встает вопрос о повышении качества учебного процесса по иностранному языку школе, о поиске новых, более эффективных методов и приемов обучения.

Цель работы - проанализировать возможности использования игровых методов как средства активизации познавательной активности учеников на уроках английского языка.

Задачи:

. Изучить литературу по исследуемой проблеме.

. Рассмотреть виды игровых форм обучения.

. Выделить особенности использования игровых методов в обучении учеников английскому языку.

. Разработать игровые методы в обучении учеников английскому языку.

Объект: процесс обучения английскому языку.

Предмет: использование игровых методов как средство стимулирования познавательной активности учеников на уроках английского языка.

Практическая ценность работы заключается в разработке методических рекомендаций по использованию дидактических игр в учебно-воспитательном процессе школы.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В введении приводится обоснование актуальности исследования, определяется цель, задачи, объект и предмет исследования, практическая значимость работы. В первой главе работы рассматривается вопрос использования игровых методов как средство стимулирования познавательной активности в научной литературе. Во второй главе - практическое применение дидактических игр на уроках английского языка. Заключение содержит основные выводы работы.

 


 

ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ КАК СРЕДСТВО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

Пути и методы стимулирования активности в учебной деятельности

 

Психологи и педагоги прошлого и настоящего по - разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать, чтобы ребенок хотел учиться, как стимулировать познавательную активность ученика?

Что значит стимулировать познавательную активность ученика? Что такое стимулирование? Как педагогическое явление, познавательная активность - это двусторонний взаимосвязанный процесс; с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. В силах учителя помочь ученику активизировать его познавательную деятельность, способствовать повышению качества знаний [9, c. 38]. Однако, следует отметить, что начиная с пятого класса и далее понижается познавательная активность учащихся, снижается количество учеников обучающихся на «отлично» и «хорошо», особенно к 7 классу. Именно в этом возрастном периоде и нужно искать резерв для улучшения учебной деятельности по сравнению с другими интересами. Одной из главных причин понижения успехов в учебе является недостаточная теоретическая разработанность стимулирования учебной деятельности, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха. Анкетирование учителей показывает, что педагогическое стимулирование понимается учителями как поощрение деятельности учащихся, дающее возможность ребенку проявить себя с лучшей стороны, как создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением, как своевременная оценка деятельности учащегося [5, c. 59].

Толковый словарь Ожегова дает следующее определение стимулирования. Стимулирование - это внешнее воздействие, побуждающее активность личности, оказывающее определенное влияние на мотивацию ученика [10, с. 766]. Какие же источники, пути и методы внешнего воздействия необходимо использовать на уроке.

Источники познавательных процессов включают в себя три направления. Первое - это содержание учебного материала, путями реализации которого являются: - реализация принципа новизны материала; - использование элементов историзма; - открытие нового в известном; - показ достижений современной науки; - обоснование практической значимости знаний; - использование элементов внимательности.

Пути реализации второго источника стимулирования познавательного процесса - отношения учителя с учащимися:

обеспечение и поддержание доброжелательных отношений;

проявление педагогического оптимизма; - обеспечение поддержки начинаний учителя учениками; - организация соревнований на лучшие творческие работы.

Третий источник стимулирования познавательных процессов - характер и уровень учебно-познавательной деятельности. Какие пути реализации отвечают третьему источнику? Это: - многообразие самостоятельной работы школьников; - проблемное изложение знаний; - организация исследовательской работы; - решение творческих задач; - усиление практической направленности. Источники и пути стимулирования неразрывно связаны с методами стимулирования учащихся. Методы стимулирования подразделяются на 3 группы:

. содержательные - посредством содержания;

. организационные - посредством организации деятельности;

. социально-психологические - посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания.

Однако для учащихся характерна разная степень или интенсивность познания. Поэтому учителю важно определить пути и методы стимулирования, знать какие стимулы приветствуются учениками. Попробуем проанализировать психолого-педагогические особенности учащихся и определить основные пути стимулирования по активизации у них познавательной деятельности.

Первое - это ученики с низким уровнем познавательной активности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного правления со стороны учителя. При восприятии учебной задачи, эти учащиеся не проявляют заинтересованности, готовности включиться в работу. Не приступают к выполнению заданий без подсказки или напоминания учителя, одноклассников; обычно оказываются не в состоянии решить предложенную учебную задачу и даже не пытаются искать собственное решение. Работая с такими детьми, учитель должен помнить о том, что они медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно, а поэтому стимулирующий фактор - это обеспечение и поддержание доброжелательных отношений. Основными приемами, помогающими наладить эти отношения, является обращение к ученику только по имени, похвала, одобрение, ласковый тон. Можно посоветовать: особый подход к освещению учебного материала, разъяснительный характер его преподношения, использование показа, наглядности; постоянное сравнение учебных результатов, минутки психологической разгрузки [1, c. 96].

Основная задача работы с такими учениками, создание психологической предпосылки для перехода на более высокий познавательный уровень. У большинства учащихся познавательная активность появляется только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока или необычными приемами преподавания. Включение их в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью и не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Для этих учащихся важную роль играет, как и в первом случае, эмоциональная поддержка и создание интеллектуальной атмосферы, а именно создание ситуаций различного характера: успеха, увлеченности темой; познавательные игры, соревнования, задания с интересным содержанием, использование индивидуальных и групповых форм работы.

Третья группа - это учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности. Такие ученики систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает учитель. Они достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают преимущественно самостоятельно. Главное учебное достоинство этих учащихся - стабильность. Однако и у этих учеников есть проблемы. Одни называют их «зубрилками» за усидчивость и прилежание. Другим кажется, что детям с активным отношением к познавательной деятельности учеба даётся легко. Такая кажущаяся легкость - результат более ранних усилий ученика, его умение сосредоточиться, внимательно знакомиться с условиями задания, актуализировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант. Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост, если учитель занят с более слабыми учащимися. Вот в этих случаях мы и теряем учеников занимающихся на «отлично» и «хорошо». Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема стимулирования познавательной деятельности таких учащихся велика, достаточно актуальна. [6, с. 75].


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.09 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь