Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История возникновения телевидения в КР



 

Исторические, социальные условия и национальные особенности Кыргызстана в 1924-1930 гг. отмечались нестабильностью и крайней бедностью людей, а уровень развития промышленности и сельского хозяйства был исключительно низким. Вместе с тем это был период, связанный с приобретением государственности, переходом на оседлый образ жизни значительной части кыргызов, разрешением земельно-водных проблем. Принятая новая экономическая политика позволила провести в Кыргызстане ряд социально-экономических преобразований, которые стали поистине судьбоносными в жизни кыргызского народа.

Партийно-государственные органы изыскивали дополнительно к административным методам руководства политические механизмы воздействия на народные массы с целью как реализации экономических планов, так и «социалистического перевоспитания широких масс трудящихся Киргизии». С образованием суверенной киргизской государственности появилась возможность для создания национальной печати на родном языке. Возникновение радиовещания в стране было связано, таким образом, с социально-политической, экономической и культурной отсталостью края, а также насущными потребностями нового общественного строя, вытекало из необходимости удовлетворения культурных запросов населения.

Для создания и развития республиканских и региональных органов телевидения (1958 - 1991 гг.)» начальной вехой становления кыргызского телевидения и организации телепередач является Постановление ЦК Компартии Киргизии и Совета Министров Киргизской ССР от 29 октября 1958 г. «О подготовке к работе Фрунзенской студии телевидения». Строительство здания для фрунзенского телецентра началось в конце 1956 г., а в эксплуатацию оно было сдано к концу 1958 г. За год до этого события Постановлением Правительства Киргизской ССР №240 от 5 июля 1957 г. был образован Комитет по радиовещанию и телевидению Киргизской ССР.

В первые годы работы Фрунзенской телестудии закладывались основы республиканского масштаба, местные программы разрабатывались как самостоятельное целое. Это был период плодотворных творческих поисков. На телевидении республики стали внедряться новые рубрики и жанры передач: телевизионные лекции, ответы на жизненные вопросы населения, критические материалы, телевизионный молодежный клуб, трибуна новаторов, выступления комментаторов.

В начальный период работы телестудии приоритет отдавался в основном художественным и научно-популярным кинофильмам, а затем уже стали разрабатываться и транслироваться собственные программы. Продолжая и развивая традиции печатной публицистики и радио, а также некоторых видов искусства, телевидение начало выявлять и развивать собственные многогранные возможности. Были сделаны первые попытки взаимодействовать и координировать телевидение с печатью и радиовещанием, то есть начался процесс формирования современной системы СМИ, которая включает в свой состав и телевидение. Совершенствовалась техника по телесъемкам и передаче материала в радиусе прямого приема телецентра.

Вместо громоздких и неудобных ПТС операторы стали использовать и внедрять переносные видеомагнитофоны, которые прямо на месте съемки записывают на ленту и звук, и изображение и позволяют вести репортаж из любого уголка республики. Телепередачи в начале 1960-х гг. выходили в эфир четыре раза в неделю: по вторникам, средам, пятницам и воскресениям со средней продолжительностью 2-2, 5 ч в день. Как правило, в программу включались собственные передачи, а также художественные и документальные фильмы. С каждым годом объем телевизионного вещания увеличивался. На 1 января 1966 г. продолжительность среднесуточного вещания составляла 4-4, 5 ч.

Многие операторы, режиссеры и технические специалисты направлялись на стажировку в Москву, Ленинград и другие города СССР для пополнения знаний и практических навыков. В числе первых телережиссеров были Дж. Молдобаев, Д. Варивада, Т. Уралиев, редакторов - Ш. Сматов, Д. Абрамова, телеоператоров - Г. и А. Ким, дикторов - с. Джунушалиева, главным редактором работал Т. Орозалиев, директором телестудии был З. Тургумбеков.

В 1960-е гг. телевидение прочно вошло в жизнь не только городского, но и сельского населения республики. В 1964-1985 гг. председателем Гостелерадиокомитета Киргизской ССР работал А. Токомбаев. В те годы телерадиовещание республики не уступало по своему уровню телерадиовещанию соседних республик, а по охвату населения телевидением Кыргызстан занимал одно из первых мест в СССР.

В оперативном показе происходящих событий телевидение, делая каждого телезрителя как бы участником этих событий, стало превосходить печать, радио и документальное кино, оно в Кыргызстане стало одним из главных средств информирования населения о событиях в республике и за рубежом, о достижениях промышленности, сельского хозяйства, науки, техники, искусства, литературы, спорта. О том, как телевидение стало входить в дома кыргызстанцев, постоянно рассказывалось на страницах печатных изданий республики.

Именно в эти годы на кыргызском телевидении происходило становление письма слушателей и телезрителей, как особого аналитического жанра телерадиожурналистики. Письма от слушателей и зрителей использовались как телерадийный жанр: письмо-репортаж, письмо-монолог, письмо-диалог, встречались дискуссионные письма и письма-исповеди. Располагая на первых порах ограниченным видеоматериалом, создатели передач студии ТВ использовали обычно разговорные жанры: выступление, беседу, интервью. Это объяснялось отсутствием возможности широко вести собственные съемки. Тем не менее, в телепередачах все чаще использовались кинохроника, фотографии, макеты, карты, схемы.

Выполняя Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1977 г., в республике расширялось телевизионное вещание в сельской местности, укреплялась материальная база телевидения путем установки на селе приемных телевизионных устройств систем космической связи, ретрансляторов малой мощности и соединительных линий, увеличивались объемы передач и численность технического и творческого персонала (если в 1970 г. среднесуточный объем телевещания составлял 29 ч, то в 1990 г. он возрос до 51 ч).

Следует отметить, что в период так называемой «перестройки» в СССР телевидение многократно повысило уровень общественного сознания в жизни населения, приблизив его ко многим, ранее недоступным областям общественно-политической жизни. Благодаря телевидению и радиовещанию миллионы людей стали свидетелями новых для советской общественно-политической жизни явлений - съездов народных депутатов, сессий Верховного Совета республики и др.

В советский период характерной чертой телерадиовещания было доминирование идеологической функции в системе ее социальных ролей. Тележурналисты выступали в первую очередь не производителями информационного товара, а бойцами идеологического фронта. Потенциальная способность телевидения быть доходным предприятием считалась порочной, а не естественно присущей тележурналистике. Развиваясь и совершенствуясь в техническом плане, кыргызское телевидение стало в то же время искать формы более высокой востребованности своих передач у населения страны. Это было связано с переходом к рыночной экономике, когда телеканалы и радиостанции становятся заинтересованными в высоком рейтинге своих передач, в обеспечении высоких поступлений от рекламы. Стали появляться частные телеканалы и радиостанции, что привело к появлению конкуренции в системе телерадиовещания. В первые годы независимости страны появились и первые частные телекомпании - «Пирамида» в г. Бишкек и «Ош-ТВ» в г. Ош, радиостанция «Алмаз» в столице страны. Однако рост новых электронных СМИ не был таким бурным, как в прессе. Основные причины: необходимость большого капиталовложения, отсутствие опыта деятельности небольших теле радио станций, а также малочисленность квалифицированных кадров в этой сфере. Государство было монополистом в области теле и радиовещания. В отличие от прессы первые частные теле и радио станции, в первую очередь, преследовали цель получение прибыли. Собственные новостные и аналитические программы в них появились гораздо позже. Надо отметить, что в то время в Кыргызстане в городах уже имелось большое количество кабельных студий, полукустарных по своей сути. Основу контента таких сетей составляли фильмы, мультфильмы и реклама. Некоторые из них впоследствии стали основой для открытия новых частных телестанций и различного рода студий.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь