Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Хореография как одно из эстетических средств воспитания детей



 

Эстетическая культура человека связана с его мировоззрением. Поэтому проблема формирования гармоничной личности тесно переплетается с вопросами эстетического восприятия.

Одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания является хореография, она обладает Большой силой эмоционального воздействия и поэтому является важным средством формирования идейных убеждений, нравственных и эстетических идеалов. Хореографическое искусство, наряду с музыкой и изобразительным искусством, формирует потребность к творческой преобразовательной деятельности.

Приобщая ребёнка в детском коллективе к хореографии, необходимо в первую очередь иметь в виду эмоциональное активное восприятие. Важно научить ребёнка понимать язык танца, пользоваться им для самовыражения.

Роль хореографии в развитии ребёнка важна и многогранна:

-в укреплении здоровья, физических сил.

Если сопоставить хореографию с различными видами спорта, то преимущество хореографии значительно развивает какую-то определённую группу мышц, с большой степенью травмирования.

Хореография же очень гармонично, равномерно и с одинаковой степенью активности развивает все группы мышц, даже лицевых (мимика). При занятиях хореографией проще и быстрее можно урегулировать дыхание (меняя упражнения, движения). Да и внешне человек, в целом, отличается от других людей, если он с детства занимается хореографией - походка, осанка и повороты головы, манера поведения, жесты.

И стоит заметить, что новые формы гимнастики, появившиеся сравнительно недавно - аэробика, шейпинг и др., ничто иное, как ритмика, - в развитии логического мышления, памяти, инициативы.

Занятия хореографией носят целенаправленный характер для развития основных видов памяти: наглядно-образную, эмоциональную и двигательную.

Память ребёнка сохраняет мышечно-двигательные образцы заученных движений. Наглядно-образная память создает у ребёнка представления о форме движения, т.е. об их направлении (вправо, влево), о скорости (в каком темпе), последовательности, ритме, характере;

- в развитии воображения и привычки к самостоятельным движениям;

в развитии психического состояния ребёнка и положительных эмоций;

в развитии музыкального ритма и координации.

Занятия хореографией немыслимы без сопровождения музыки. От характера движения меняется и характер музыкального сопровождения (возможно и наоборот). Ребёнок быстрее усваивает различные жанры музыки (вальс, полька, марш), если это подкрепляется движениями, комбинациями.

Если сопоставить хореографию с физической культурой в развитии координации ребёнка, то и здесь роль хореографии значительней. Она более ”движима” и в хореографии есть понятие ”рисунок танца”- другими словами, это перемещение по сценической площадке по заданному рисунку. Что даёт возможность на развитие у ребёнка чувства ориентации и размещении в пространства;

- в формировании у детей социального поведения в духе гуманных ценностей и норм.

Чувство коллектива, как единой исполнительной группы. Отношение к девочке (девушке, женщине), к партнеру. Чувство взаимовыручки, взаимопомощи, Ответственность за правильность исполнения.

 

Особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.

Дошкольное образовательное учреждение должно создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы самая возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности.

Хореографии обучают в дошкольных образовательных учреждениях крайне редко, в основном ограничиваясь введением занятий музыкально-ритмических движений, являющихся составной частью хореографического обучения. Ограниченно представлено и программно-методическое обеспечение этого предмета для дошкольного образования. Основной недостаток современных программ по музыкально-ритмическому воспитанию состоит в том, что они не предусматривают системы обучения детей раннего и среднего возраста и построены практически на бальной хореографии, не используя возможности народного и классического танцев. В этом мы видим актуальность нашего исследования.

Хореография - средство умственного, эстетического, нравственного и физического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. Возникают вопросы: “Как организовать хореографическую деятельность в детском саду, чтобы она была успешной? Какой программой пользоваться? Каковы особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии? ” На эти и многие другие вопросы мы постарались ответить в своем исследовании.

Хореография может и должна изучаться как предмет, расширяющий возможности гармоничного развития личности.

Из бесед с воспитателями я выяснила, что произошли изменения в старшем дошкольном возрасте в межличностных отношениях детей: уменьшилось количество конфликтов между детьми, появилась общая цель, способствующая сплочению группы (постановка муз. спектакля).

Дети с удовольствием сочиняют комбинации движений, стараются проявить в движениях и позах характер музыки. Старшие дошкольники с удовольствием комбинируют сложные перестроения.

Занятия хореографией способствуют укреплению здоровья, снижению перегрузок, развитию креативности, координации, воспитывает настойчивость, силу воли, коллективизм, художественный вкус. Особое место в физическом развитии ребенка, коррекции и формировании правильной осанки отводятся упражнения классического танца.

Об успехах детей свидетельствуют годовые концерты перед родителями, активное участие в культурно-досуговой деятельности.

Занятия хореографией оказывают положительное влияние на формирование таких качеств личности ребенка как воображение, творческое мышление, физическое и нравственное развитие, эстетический вкус.

Конечно, хореография не может стать панацеей от всех бед, но все же хорошо прослеживается явный положительный эффект влияния на эмоциональное и художественно-эстетическое воспитание детей, а так же их гармоничное развитие личности в целом.

 


Заключение

 

Искусство хореографии постоянно развивается и видоизменяется, ведь язык пластики, язык танца, которым владеют ее ведущие художники, будет всегда привлекать внимание и вызывать восхищение у зрителей всего мира.

Классический танец - система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы. Европейский классический танец сформировался в XVI-XVII вв.

Искусство хореографии постоянно развивается и видоизменяется, ведь язык пластики, язык танца, которым владеют ее ведущие художники, будет всегда привлекать внимание и вызывать восхищение у зрителей всего мира.

Классический танец - система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы. Европейский классический танец сформировался в XVI-XVII вв.

Классический танец на протяжении длительной истории своего развития сложился в стройную систему движений, имеющих совершенную, художественно законченную форму. Он обладает наиболее совершенной системой обучения и тренировки учащихся, основанной на глубоких анатомических и физиологических закономерностях. Классический танец занимает особое место среди других специальных предметов, являясь фундаментом всей хореографической подготовки.

Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников.

Воспитательная работа в художественном коллективе - процесс сложный, многогранный. Он связан с реализацией обширной программы организационно-педагогических и художественно-исполнительских мер. Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации.

Напоследок хочется привести слова нашей выдающейся балерины Майи Плисецкой, сказанные ею в одном из интервью: «Я думаю, что балет - искусство с большим и увлекательным будущим. Он непременно будет жить, искать, развиваться. Он непременно видоизменится. Но как именно, в какую сторону он пойдет, со всей точностью предсказать трудно. Не знаю. Знаю одно: всем нам - и исполнителям, и балетмейстерам - надо работать очень много, серьезно, не щадя себя. Люди, их вера в искусство, их преданность театру могут сделать чудеса. А какими окажутся эти «чудеса» балета будущего, решит сама жизнь».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь