Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теоретические основы организации взаимодействия младших школьников



Введение

 

Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умения взаимодействовать с этим миром на разных уровнях: от исполнительского до творческого, созидательного.

Все это предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.

Особого внимания заслуживает младший школьный возраст, потому, что именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость, формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.

Для того чтобы происходилорасширениедиапазонанужны специальные педагогические действия. Такие условия классному руководителю и его воспитанникам предоставляет методика коллективного творческого воспитания, технологическим ядром которой является коллективное творческое дело (КТД).

КТД - это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива. [11, 112]

Понятие «Коллективное творческое дело» было введено в середине 60х годов. Продолжил педагогическое наследие А.С. Макаренко и стал его последователем И.П. Иванов. Педагоги считают академика И.П. Иванова изобретателем методики КТД, создателем «педагогики сотрудничества» [1, 59].

Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания и позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.

В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П. Иванова. «Энциклопедия коллективных творческих дел» известна широким кругам педагогической общественности. Ребята и педагоги с увлечением «играют» в защиту фантастических проектов, фабрики, ЧТП (чередование традиционных поручений) потому, что все это делается не по указанию со стороны, не под диктовку, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям.

Многие ученики и соратники И.П. Иванова (Л.Г. Борисова, Е.В. Титова, Д. Аванесян, С.А. Шмаков, О.С. Газман, учителя начальной школы Нерода О.В., учитель географии, гимназия №51, г. Рязань, Соловьева А.Н., учитель начальных классов, гимназия №51, г. Рязань) внедряли и продолжают внедрять идеи коллективного творческого воспитания в жизнь.

По мнению Т.А. Стефановской [11, 118] обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, КТД позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Поэтому мы считаем данную тему актуальной. Необходимо серьезное внимание педагога к ребенку, создание условий для проявления им собственной активности во взаимодействии с другими сверстниками и взрослыми.

Приступая к работе, мы определили её параметры:

Объект - воспитательный процесс.

Предмет - коллективная творческая деятельность.

Цель - обосновать роль коллективных творческих дел в формировании взаимодействия детей младшего школьного возраста.

Задачи:

. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме с целью её теоретического обоснования.

2. Описать опыт работы педагогов по формированию взаимодействия детей младшего школьного возраста в ходе подготовки и проведения коллективных творческих дел.

Практическая значимость работы заключается в том, что был систематизирован материал по теме, который может быть использован студентами педагогических специальностей при изучении дисциплины «Педагогика», в ходе педагогической практики, учителями начальной школы в организации воспитательной работы с детьми и рассматриваться на заседаниях методического объединения классных руководителей.


Теоретические основы организации взаимодействия младших школьников

 

Организация коллективной творческой деятельности учащихся

Коллективное целеполагание (КЦ)

Цель: актуализация потребности школьников в предстоящей совместной деятельности, создание ситуации самоопределения.

Главные моменты этапа.

1.Диагностика уровня интересов, потребностей и возможностей воспитанников.

2.Продумывание классным руководителем воспитательных возможностей предстоящей деятельности, вариантов, содержания и форм взаимодействия.

3.Выдвижение, осознание и принятие ребятами общей цели совместной деятельности, «вбирающей» в себя их личностные интересы и потребности и работающей на развитие коллектива класса, на радость и пользу людям.

4.Гибкая позиция классного руководителя как координатора личностных, групповых и коллективных интересов и носителя идей, ведущих к обсуждаемой цели. Если уровень развития коллектива класса достаточно высок, эти функции выполняют сами ребята.

Опираясь на эти моменты, классный руководитель сможет помочь своему классу в формировании коллективного и индивидуального опыта самоопределения, соотнесения мнений и ценностей.

II. Коллективное планирование (КПЛ)

Если первый этап прошел более или менее успешно, т.е. выдвижение и принятие общей цели состоялось, то его логическим продолжением служит этап коллективного планирования взаимодействия.

Цель: совместная разработка путей достижения выдвинутых и принятых целей и задач, т.е. определение того, что и как нужно сделать.

Главные моменты этапа

1. Главное требование - разумность, реальность и четкость составляемого плана. Независимо от содержания планируемой деятельности классному руководителю вместе с ребятами необходимо определить следующее:

· из каких этапов, логических компонентов будет состоять общее дело;

·   какие задания в соответствии с этими компонентами надо выполнить;

·   кому лучше всего поручить эти задания и кто проявляет к ним интерес;

·   кому доверить руководство Делом - официальному активу класса, временному совету дела или микрогруппе;

·   что и когда должно быть сделано во время подготовки; где, когда и как будет проходить это дело; кого мы хотим привлечь в качестве помощников, гостей и т.п.

2. Если планируется какой-то праздник, событие, то помимо плана подготовки необходимо разработать творческий сценарий этого дела. Творческий - потому что репродуктивное использование готового сценария, чужой программы в методике КТД исключается.

3. Вместе с тем, классный руководитель должен иметь достаточно богатую копилку идей, форм и приемов.

Возможные формы и приемы организации коллективного планирования

·   «банк идей» (копилка интересных предложений - индивидуальных и групповых);

·   «защита - проектов» МиГами;

·   «разведка дел» (поиск МиГами или отдельными ребятами интересной и полезной информации по заданным советом дела направлениям: что и где можно приобрести для готовящегося дела, к кому обратиться за помощью, кому оказать помощь и т.п.);

·   «мозговой штурм»;

·   «экспресс-газета» с обязательными рубриками «МИГи предлагают» и «Я предлагаю» и т.д.

Подчеркнем, что этапы коллективного целеполагания и коллективного планирования тесно взаимосвязаны и могут проводиться сразу друг за другом, без временного интервала. Поэтому формы и приемы этих этапов пересекаются и дополняют друг друга.

III. Коллективная подготовка (КПД)

Цель: организация взаимодействия в классе, направленного на решение спланированных задач и выполнение совместных творческих заданий.

Главные моменты этапа КПД

. Определение оптимального времени подготовки дела.

Временные рамки этого этапа весьма подвижны: от минимального (несколько минут) до максимального (несколько недель) временного отрезка.

Оптимальное время подготовки - несколько дней: этот срок позволяет ребятам включиться в конструктивное взаимодействие еще до начала самого события и в то же время не потерять интереса к нему из-за усталости или привыкания. Но в любом случае классный руководитель должен максимально использовать период подготовки для решения задач социального воспитания: от естественно-культурных до социально-психологических.

2. Поддержка эмоционального настроя ребят на предстоящую совместную деятельность.

Ожидание, предвкушение праздника нередко вызывает больший эмоциональный подъем, чем праздник наступивший. Эту психологическую закономерность необходимо учитывать при подготовке КТД. Созданию атмосферы завтрашней радости способствуют сменный календарь в классном уголке («До Дня святого Валентина осталось…»), оперативные пятиминутки с сообщениями о ходе подготовки, заранее оформленное (хотя бы частично) классное помещение и т.п.

3. Определение степени помощи классу в процессе подготовки дела.

Позиция педагога на этом этапе может быть разной в зависимости от уровня развития коллектива и опыта взаимодействия одноклассников. Если такие групповые качества, как организованность, интегративность и волевая устойчивость, достаточно выражены в классе, педагог может выступать и как член «совета дела», и даже как рядовой участник одной из творческих микрогрупп. Если же уровень развития класса недостаточен, то целесообразны такие позиции классного руководителя, как «организатор» и «координатор» коллективной подготовки. Однако ни в коем случае нельзя брать все на себя: не только потому, что это развивает у ребят потребительские, иждивенческие настроения, но и потому, что тем самым тормозится развитие опыта их взаимодействия.

4. Распределение творческих поручений на этапе коллективного планирования должны выполняться ребятами добровольно, по желанию. Именно поэтому, если микроклимат класса недостаточно устойчив и благоприятен, целесообразно создавать ситуацию выбора не между школьниками, а между постоянными микрогруппами (формальными или неформальными) - это повысит защищенность и активность каждого воспитанника.

Временные смешанные творческие группы («Пресса», «Сюрприз», «Внешние связи», «Оформление» и др.) эффективнее работают в достаточно развитом коллективе, причем взаимодействие одноклассников в них раздвигает рамки устойчивых, постоянных микрогрупп и обогащает коммуникативное пространство класса.

5. Координация взаимодействия микрогрупп и отдельных школьников при выполнении творческих поручений.

Мастерство классного руководителя на этом этапе будет заключаться в том, чтобы заинтересовать и увлечь творческими заданиями как можно больше ребят, помочь им самоопределиться, поверить в свои силы.

Если кто-то не хочет участвовать ни в одной из творческих групп и вообще не проявляет к общему делу ни малейшего интереса, необходимо выяснить причины такой индифферентности: вполне может оказаться, что ученик не уверен в себе из-за своей застенчивости или низкого статуса в классе. В этом случае ему необходима «точка опоры», т.е. поддержка и подкрепление его чувства необходимости классу или лично классному руководителю: «Мне нужна твоя помощь. Пожалуйста, возьми на себя роль «таймера» - напоминай мне и классу, когда и что необходимо сделать. Я знаю, ты человек пунктуальный, у тебя это получится». Или: «Оформителям сложно справиться со своей работой. Ребята говорили, что ты неплохо рисуешь; не мог бы ты им помочь? »

Еще лучше, если с подобной просьбой к застенчивому однокласснику обратятся его сверстники, просто нужно подсказать им сделать этот шаг или вступить с ними в «тайный сговор»: «Давайте вместе поможем своему товарищу преодолеть себя». Но если воспитанник действительно не хочет участвовать в коллективной подготовке, лучше оставить его в покое, чем создавать видимость участия.

6. Индивидуальная помощь воспитанникам в выборе вида и способа взаимодействия с одноклассниками во время подготовки КТД.

Состав «советов дел» и творческих групп не должен оставаться постоянным в течение длительного времени.

Классный руководитель должен помнить, что каждому школьнику полезно попробовать себя в ролях и генератора идей, и организатора, и творческого исполнителя, и виновника торжества. Эти роли формируют его разнообразный опыт взаимодействия, обогащают его «образ Я» и раскрывают его порой с самой неожиданной (позитивной! ) стороны. Решение этих моментов увеличивает воспитательные возможности этапа подготовки и способствует формированию опыта самоопределения, ответственности за общее дело и кооперативного взаимодействия - сотрудничества.

Возможные формы и приемы организации коллективной подготовки:

·   «тайная операция» (если дело готовится в виде сюрприза для виновников торжества),

·   «творческий десант» (если время на подготовку строго ограничено), текущие отчеты творческих групп о ходе подготовки, фиксирование этого хода в классном уголке,

·   «обмен творческими поручениями», «спецзадания» для пассивных ребят.

IV. Проведение КТД

Цель: реализация спланированной деятельности.

Главные моменты этапа проведения КТД: такие, как и на предыдущих этапах, здесь в кульминационный момент совместной деятельности необходимо соблюдение следующих требований:

1.Добровольность и заинтересованность участников.

2.Возможность выбора в самореализации.

3.Сочетание подготовленных моментов и импровизационных.

4.Деятельность на радость и пользу людям («работа-забота»).

5.Сотрудничество ребят друг с другом и с взрослыми.

6.Создание атмосферы «мажора».

А как организовать активное взаимодействие в классе в процессе самой деятельности?

·   «Путешествие»: эта форма взаимодействия предполагает наличие определенных «станций», по которым перемещаются микрогруппы, последовательно выполняя связанные общей темой творческие задания.

Примеры «путешествий»: «Веселый поезд», «Путешествие в Смехоград», «Читай-город», «Путешествие-практикум», «УТЯ» («Университет таинственных явлений») и т.д.

·   «Защита»: здесь взаимодействие протекает в процессе подготовки микрогруппами общего для всего класса задания по определенной теме и последующего представления-презентации результатов своего творчества.

«Защита» может быть и индивидуальной, тогда взаимодействие осуществляется только на этапе проведения и выглядит как взаимопознание и взаимоподдержка.

Примеры «защит»: «Школа будущего», «Урок моей мечты», «Сайт в Интернете - «Наш класс»», «Послание потомкам», «Любимая книга», «Эстафета любимых занятий» и т.д.

·   «Эстафета»: взаимодействие одноклассников происходит в процессе совместно-последовательной деятельности, когда каждая микрогруппа или каждый школьник выполняет свою конкретную часть общей работы, общего задания.

В этой форме КТД очень важно, чтобы фрагменты общего задания, выполняемые группами или отдельными ребятами по очереди, пересекались, т.е. продолжали друг друга, не прерывая общую канву. Таким образом, взаимодействие происходит не только внутри микрогрупп, но и между ними, что формирует опыт толерантных взаимоотношений и уважения к чужому труду.

·   «Лотерея»: здесь творческие задания не продолжают друг друга и необязательно связаны общей темой; каждый МИГ или школьник получает произвольным образом свое задание и выполняет его независимо от остальных (совместно-индивидуальная деятельность).

Примеры «лотерей»: «Концерт-ромашка», «Мини-театр», «Ералаш», «SOS» и т.д.

·   «Ролевые игры»: при этой форме КТД взаимодействие осуществляется в процессе совместной реализации какого-то сюжета и выполнения участниками определенных ролей.

Здесь важно найти золотую середину между достижением цели взаимодействия и его игровой стороной, чтобы ребята не увлеклись «переигрыванием» (хотя приобретение актерского, сценического опыта тоже немаловажно).

Примеры «ролевых игр» в классе: «Творческий суд», «Телемост», «Школа менеджера», «Космическая пресс-конференция», «Доценты-студенты», «Турнир телекомментаторов», «Посиделки» и т.д.

·   КТД общения: это особая форма КТД, в которой приоритет отдается коммуникативной стороне взаимодействия, т.е. «чистому» общению - как деловому, так и неформальному.

Примерами могут служить дискуссия, «Круг знакомств», орлятский «Огонек», «Вече», «Сова» и т.д.

·   «Бой»: само название говорит о том, что эта форма основана на состязании участников - межличностном или межгрупповом. В последнем случае активное взаимодействие разворачивается внутри микрогрупп, но это не должно сопровождаться болезненным соперничеством и приводить к противостоянию и агрессивным отношениям между ними.

Примеры «боев»: «Разнобой», «КВН», «Что? Где? Когда? », «Аукцион», «Веселые старты», «Интеллектуальный хоккей» и т.д.

Описанные типы форм КТД могут пересекаться и комбинироваться.

V. Коллективный анализ (КА)

Этот этап совместной деятельности так же, как коллективное целеполагание и планирование, может относиться не только к какому-то конкретному делу, но и ко всей жизнедеятельности класса. В этом случае коллективный анализ проводится в конце недели, четверти, года и направлен на коллективную рефлексию (осознание, обсуждение) пройденного отрезка совместного пути. Но при варьировании содержания и целей коллективного анализа правила жизнедеятельности класса, приемы формы его проведения могут быть теми же, что и в анализе конкретного дела. Поэтому подробнее остановимся на последнем.

Очень часто классные руководители недооценивают значение этого этапа коллективного взаимодействия: главное, с их точки зрения, - успешно организовать и провести само дело, а остальное не имеет особого значения. Однако это не так.

Навыки коллективного анализа не только позволяют ребятам лучше организовать совместную деятельность, но и формируют их рефлексивный опыт, развивают их способности к самоанализу. С этой точки зрения этап коллективного анализа является наиболее важным и значимым в технологической цепочке КТД

Довольно часто убежденность классного руководителя в том, что все прошло замечательно, не совпадает с мнениями самих ребят, и наоборот, какие-то организационные неурядицы, отмечаемые педагогом как неуспех, почти не замечаются классом или, по крайней мере, не отмечаются как нечто существенное.

Именно поэтому, в какой бы форме ни проводился коллективный анализ, классный руководитель должен высказывать свое мнение последним, чтобы не индуцировать вольное или невольное «подстраивание» ребят под свою точку зрения. Равнодушная поспешность или авторитарная позиция педагога на этапе коллективного анализа глушит инициативу и открытость воспитанников: совместный анализ превращается или в формальную обязаловку, или в «школу лицемерия».

Успешность взаимодействия на этапе коллективного анализа во многом зависит от времени его проведения. Если речь идет о конкретном деле, то, конечно, проводить анализ лучше всего сразу же или с минимальным перерывом (например, на следующий день) пока свежи впечатления ребят и не угас их интерес к прошедшему событию.

Не меньшее значение имеет и разумный выбор формы коллективного анализа, которая зависит не только от времени этого этапа, но и от специфики самого дела, от возраста ребят и индивидуальных особенностей класса.

Заключение

 

Изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме и проанализировав опыт учителей начальной школы, мы пришли к выводу, что КТД является важнейшим структурным компонентом процесса воспитания и позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, в процессе которого ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

КТД позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

 


Список литературы

1. Иванов И.П. Методика Коммунарского воспитания./ И.П. Иванов Просвещение 1990. - с. 59-63.

. Караковский В. Воспитательная работа в школе./ В. Караковский // КТД «Памятник Букве Е» 2008 - №1.С. 103-106.

. Кашкаров С.Н. Заместителя директора школы по воспитательной работе/ С.Н. Кашкаров // 2007 - №3. с. 76-77.

. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.-М.: Академия, 2000. - с. 60

. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Владос, 2004.-347 с.

. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе/ С.В Кульневич. Воронеж 2006. С. 266.

. Лизинский В.М. Классный руководитель/ В.М. Лизинский. // КТД 2004 - №2. С. 37-41.

. Лизинский В.М. Классный руководитель/ В.М Лизинский. // Коллективные творческие дела 2007 - №8. С. 112-113.

. Макаренко А.С. Полн. собр. соч./А.С. Макаренко. - М., 1954 Т.II. С. 403.

. Подласый И.П. Педагогика 2 ч./ Подласый И.П. 2000. С. 148.

. Стефановская Т.А. Классный руководитель./ Т.А. Стефановская. - М.: Академия, 2006.-С. 111-126.

. Тишина Е. Воспитательная работа в школе/Е. Тишина // Общение в коллективном деле. - 2008. - №1. - С. 119.

Введение

 

Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умения взаимодействовать с этим миром на разных уровнях: от исполнительского до творческого, созидательного.

Все это предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.

Особого внимания заслуживает младший школьный возраст, потому, что именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость, формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.

Для того чтобы происходилорасширениедиапазонанужны специальные педагогические действия. Такие условия классному руководителю и его воспитанникам предоставляет методика коллективного творческого воспитания, технологическим ядром которой является коллективное творческое дело (КТД).

КТД - это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива. [11, 112]

Понятие «Коллективное творческое дело» было введено в середине 60х годов. Продолжил педагогическое наследие А.С. Макаренко и стал его последователем И.П. Иванов. Педагоги считают академика И.П. Иванова изобретателем методики КТД, создателем «педагогики сотрудничества» [1, 59].

Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания и позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.

В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П. Иванова. «Энциклопедия коллективных творческих дел» известна широким кругам педагогической общественности. Ребята и педагоги с увлечением «играют» в защиту фантастических проектов, фабрики, ЧТП (чередование традиционных поручений) потому, что все это делается не по указанию со стороны, не под диктовку, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям.

Многие ученики и соратники И.П. Иванова (Л.Г. Борисова, Е.В. Титова, Д. Аванесян, С.А. Шмаков, О.С. Газман, учителя начальной школы Нерода О.В., учитель географии, гимназия №51, г. Рязань, Соловьева А.Н., учитель начальных классов, гимназия №51, г. Рязань) внедряли и продолжают внедрять идеи коллективного творческого воспитания в жизнь.

По мнению Т.А. Стефановской [11, 118] обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, КТД позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Поэтому мы считаем данную тему актуальной. Необходимо серьезное внимание педагога к ребенку, создание условий для проявления им собственной активности во взаимодействии с другими сверстниками и взрослыми.

Приступая к работе, мы определили её параметры:

Объект - воспитательный процесс.

Предмет - коллективная творческая деятельность.

Цель - обосновать роль коллективных творческих дел в формировании взаимодействия детей младшего школьного возраста.

Задачи:

. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме с целью её теоретического обоснования.

2. Описать опыт работы педагогов по формированию взаимодействия детей младшего школьного возраста в ходе подготовки и проведения коллективных творческих дел.

Практическая значимость работы заключается в том, что был систематизирован материал по теме, который может быть использован студентами педагогических специальностей при изучении дисциплины «Педагогика», в ходе педагогической практики, учителями начальной школы в организации воспитательной работы с детьми и рассматриваться на заседаниях методического объединения классных руководителей.


Теоретические основы организации взаимодействия младших школьников

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.078 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь