Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Традиции коллективистского воспитания школьников
воспитание творческий школьник коллектив Первопричиной возникновения ориентаций на ведущую роль коллектива стала трактовка вечного стремления людей к сотрудничеству и различным формам объединений. Из истории следует, что люди объединялись самостоятельно - для более успешного, чем в одиночку, решения житейских задач, или насильственно - под руководством имеющих власть (войны, создание промышленных предприятий и т.д.). Даже образование со времен Я.А. Коменского в Европе и Петра I в России становится насильственным актом объединения, у которого с объединением добровольно - самостоятельным общим является только совместность действий. Однако ни первый, ни второй признаки объединения не являются характеристиками коллективизма [6, 38]. Педагогическая теория воспитания в коллективе создавалась усилиями многих отечественных педагогов и психологов. Теоретические основы концепции воспитания в коллективе были разработаны в советской педагогике А.С. Макаренко и Н.К. Крупской. Необходимость коллективистского воспитания они связывали с реализацией целевых установок общества по формированию у учащихся коллективистических черт, умение работать и жить в коллективе, подчиняя личные интересы общественным. Принцип воспитания в коллективе, для коллектива и через коллектив, провозглашённый А.С. Макаренко, стал ведущим принципом коммунистического воспитания. А.С. Макаренко рассматривал коллектив как органическую часть общества, оценивая его как главный инструмент воспитания. Основная система нравственных отношений личности формируется в условиях коллектива. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно значимо коллективной деятельности и взаимоотношений. Подчёркивая определяющую роль коллектива в воспитании, А.С. Макаренко указывал, что в коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания - она не объект воспитательного влияния, а его носитель - субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива» [9, 103]. Творческое развитие идей А.С. Макаренко получило в работах В.А. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, А.В. Мудрика и др. В.А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребёнка. Духовное богатство каждого человека, его гуманистические мотивы составляют, по мнению В.А. Сухомлинского, основу полноценной, содержательной жизни коллектива и условие совершенствования внутри коллективных взаимоотношений. «Мудрая» власть коллектива помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей [11, 113]. Проблема нравственного развития школьников в коллективе нашла своё отражение в работах Т.Е. Конниковой. она показала, что коллектив воздействует на ребёнка в меру активности самого ребёнка. Условием становления гуманистических отношений она считала участие детей в делах на благо других, сотрудничество с другими коллективами ради общей цели, преодоление вместе трудностей и переживание общих достижений [11, 115]. В работах Л.И. Новиковой раскрыта природа детского коллектива, поэтому предметом внимания должна стать вся система многообразных отношений детей в коллективе и положение в ней каждого ребёнка. Гуманизация образования в 80-90-е годы потребовала разработки новых подходов к коллективистскому воспитанию с позиции личностно-ориентированной педагогики. Современная стратегия в решении проблемы личности и коллектива предполагает наряду с её качественным обновлением возможность сохранения положительных элементов, проверенных практикой. Создаётся новая гуманистическая концепция воспитания в коллективе, в которой творчески используются конструктивные положения гуманистической психологии, педагогики сотрудничества и ненасилия. В новой концепции находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности, самореализации индивида в условиях коллективной деятельности и отношений. Разработаны и апробированы в практике работы школ идеи «общности» коллектива, который объединяет детей разного возраста и взрослых, что позволяет естественным путём передавать жизненный опыт, традиции, ценности (В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова), коллективного сотрудничества в совместной деятельности, развития взаимодействия в коллективе (В.А. Саттаров, В.Г. Маралов) Современная педагогическая наука продолжает развивать теорию коллективистского воспитания. Задействуются как открытые А.С. Макаренко, так и развитые его последователями цели, принципы, признаки, методы, формы и этапы развития коллективистских отношений. Особенности формирования взаимодействия учащихся в коллективе (И.П. Иванов) Многие проблемы современного образования связаны с устоявшимся представлением педагогов о том, что именно ученик является главным объектом воздействия, приложения педагогических усилий. Гуманистическая педагогика перемещает акцент с личности ученика на своеобразную систему подготовки учителя к тому, чтобы самому быть личностью, и через свою личность влиять на своих учеников. «Воспитание есть, в сущности, самовоспитание, - писал еще в 20-е годы Л.С. Выготский. Воспитатель не может по собственному произволу сделать ребенка ни лучше, ни хуже. Он может лишь в некоторой степени создать условия, благодаря которым ребенок захочет (или нет) стать таким или иным. С научной точки зрения невозможно, чтобы один воспитывал другого. Объектом «воздействия» педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А внутренне-эмоциональное состояние ребенка, отношение к себе, жизненный опыт, установки, которые образуют такое психическое новообразование, как «Я - концепция» (самосознания). Оно и определяет поведение субъекта, тактику жизни, способы бытия» [13, 157]. Поэтому воспитание в качестве самого общего определения, есть искусство мотивации у ребенка нравственного, общественно-ценного поведения, т.е. возбуждения желания «быть хорошим», нравиться окружающим, быть полноценным членом общества. Еще точнее воспитание - это искусство выращивания в ребенке нравственного отношения к себе и к социуму. А это возможно только при общении человека с человеком. Ведущее положение в «педагогике сотрудничества» - необходимость творчества для всех - для учеников и учителей. Это становится возможным при изменении подхода к воспитанию в целом: не внешние воздействия формируют личность, а незаметное создание условий побуждения к действию пробуждают заложенные в каждом ученике творческие способности. Продолжил педагогическое наследие А.С. Макаренко и стал его последователем Игорь Петрович Иванов. Педагоги считают академика И.П. Иванова изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о «педагогике сотрудничества», называют ее «коллективное творческое воспитание», «воспитание по Иванову» [5, 235]. Кроме того, И.П. Иванова по праву считают инициатором и создателем социально - педагогического движения. В 1956 году в Ленинграде он создал творческую группу педагогов - Союз энтузиастов (СЭН), а в 1959 году - Коммуну имени А.С. Макаренко (КИМ) - содружество студентов, увлеченных идеями великого педагога. Несколько позднее была создана Коммуна юных фрунзенцев (КЮФ), названная так по имени ленинградского района, где она базировалась. Развивая опыт А.С. Макаренко применительно к новым условиям, И.П. Иванов пытался трансформировать его в своеобразную гуманистическую систему воспитания. Безобидная, с точки зрения современного исследователя, тема его кандидатской диссертации «Исследование воспитательного процесса в совместной деятельности воспитателей и воспитанников» была воспринята крайне негативно. Формулировкой темы Иванов как бы уравнивал воспитателей и воспитанников. С позиций сталинской педагогики это было недопустимо, поскольку место учителя определялось не рядом, а над воспитанниками. Значительный вклад в определение этого места внес и Макаренко. Но именно в его опыте Иванов усмотрел «зазор» для реализации «снисхождения» учителя с педагогических небес. Очевидно, в этом был сокрыт и один из источников трагичности самого Макаренко, осознавшего необходимость гуманизации отношений между воспитателем и воспитанниками, и невозможность их реализации в эпоху построения социализма [6, 66]. Очевидно также и то, что Иванов отнес суровые 30-е годы к пройденной необходимости, и поэтому счел возможным ввести гуманистические коррективы в строгую макаренковскую систему политико-педагогического перевоспитания. При этом он использовал теорию Макаренко, где постоянно эксплуатировалась идея «социалистического» гуманизма при котором главным преимуществом над гуманизмом буржуазным становится уничтожение частной собственности, влекущее за собой полное «освобождение» человека, избавление его от моральных пороков, и дающее возможность для всестороннего и гармонического развития личности. Иванов находит в марксистско-ленинской философии такие понятия как забота, поддержка, взаимовыручка, раскрытие творческого потенциала личности в коллективе и так далее. При этом он особенно не задумывается над тем, какие цели преследуются по сути, а какие - как декларация при использовании этих понятий. Теория И.П. Иванова своеобразна тем, что номинально она обращена к воспитанию коллективистов, но, по сути, направлена на воспитания и развитие личности в групповых отношениях.
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы