Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Соотношение свободы и правоспособности



«Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах» [8, с. 152]. Универсальность этого руссоистского постулата становится весьма дискуссионной, если поставить вопрос о соотношении свободы индивида, с одной стороны и его правоспособности, с другой. Другими словами, следует, прежде всего, рассмотреть вопрос не о свободе, а о правоспособности человека. Известно, что в разные эпохи и в разных цивилизациях далеко не всегда и не всякий человек рождается правоспособным. Болезненный и/или увечный младенец в Спарте имел лишь право умереть, несмотря на то, что рождался свободным. Здесь, как и в других местах Трактата, Руссо использует, на наш взгляд, слишком абстрактные понятия. Яркая руссоистская метафора не отвечает на вопрос о том, в какой степени свобода индивида зависит от его способности быть носителем определенных прав или в какой степени свобода индивида опирается на его правоспособность.

С точки зрения современности всякий человек рождается правоспособным, поскольку он имеет право на жизнь, на человеческое достоинство, на общение. Такова, во всяком случае, позиция современного международного права. Однако внутреннее право различных государств по-разному интерпретирует понятие право-спосбности вообще и конкретных ее видов, в частности. Так, в «каталог правоспособности» повсеместно входит право на жизнь. Однако далеко не везде государственное право признает за своими гражданами право на личное мнение, право ассоциаций, право неповиновения неправовым законам, наконец, право вынужденной самообороны против злоупотреблений властьпредержащих и т.п. Как видим, человек не может быть лишен правоспособности как таковой, не утрачивая при этом некоторых фундаментальных характеристик Человеческого. В то же время люди остаются правоспособными, не будучи реальными носителями очень многих прав (например, права собственности, права на жилище, права гражданства).

Следует признать, что в триаде основных потенций Человеческого (право-, дее- и волеспособности), правовая характеристика выражена значительно менее рельефно и бесспорно уступает деятельному и волеизъяви-тельному началам. Более того, нет согласия и между двумя этими последними антропологическими качествами. Так, человек часто становится деятельным в силу чужой, а не собственной воли, или же деятелен лишь инерционно, так сказать, в реактивном состоянии. С другой стороны, человек нередко лишь «изъявляет волю», не подкрепляя этот акт необходимыми действиями («синдром Манилова»). Отсюда, правоспособность(как юридический аспект Человеческого) всегда опосредует акт волеизъявления (как психологический и нравственный аспект) внутри отдельного человека, помогая ему осознать и свое право, и свою обязанность. С другой стороны, юридическая полнота правоспособности реализуется лишь в соединении с правоспособностью контрагента. В результате синтеза этих двух(или более правоспособностей) возникает единое правоотношение, посредством которого контрагенты интегрируют свои субъективные права и соответствующие им субъективные обязанности в объективный правопорядок.

Однако, как отмечает Георг Еллинек, «правопорядок может различным образом реагировать на индивидуальное волеизъявление. Правопорядок может предписывать (индивиду) определенное поведение, т.е. ограничить его естественную свободу; (правопорядок) может и признать естественную свободу; правопорядок может дополнить эту свободу тем, что не принадлежит ей по естеству; наконец, правопорядок может отказать в дополнении этой свободы (новыми качествами) или снова лишить индивида этой свободы. Предписания, дозволе-ния, гарантии, отказы (в силу объективных причин-С.К, ), ...являются формами, в которых реализуются отношения между правопорядком и индивидами» [29, с.45].

По мысли Еллинека субъективные права человека подлежат, по меньшей мере, двоякой дифференциации: 1) субъективные права публичного права необходимо отличать от субъективных прав частного права, 2) публичное субъективное право необходимо отличать от т.н. рефлексного права /Reflexrecht/.

Соотношение публичных и частных прав индивидов

В рамках первого разграничения между правами индивида публично-правового характера и правами индивида частноправового характера, по мнению Еллинека, следует различать три момента: 1) притязание субъекта права, 2) (временное) отчуждение этого притязания и 3) погашение(утрата) или передача указанного притязания [29, с. 55]. Все указанные моменты присущи субъективным правам в собственном смысле, т.е. правам частноправового содержания, но не являются столь же бесспорными характеристиками субъективных прав публично-правового типа.

Более того, как полагает Георг Еллинек, притязания всегда носят конкретно-актуальный характер, и являются, так сказать, тос1ш operandi частноправовой способности индивида. Напротив, права носят абстрактно-потенциальный характер и, соответственно, отличаются некоторой неопределенностью и безадресностью. Именно права, а не притязания, являются modus operandi публичной правоспособности граждан. В любом случае, публичное субъективное право всегда трансформируется в частноправовое притязание, прежде чем такое право приобретает юридический смысл.

«Хотя запрет, нарушать мое право собственности, обращен ко всем, притязание на устранение или отмену такого нарушения возникает у меня лишь в отношении того, (конкретного - С.К.) индивида, который уже каким-то образом начал осуществлять такое нарушение» [29, с. 55].

Как бы то ни было, частное субъективное право «принципиально отделимо от своего носителя посредством волеизъявления самого этого носителя» [29, с. 55]. Однако вопрос о том, в какой степени данное обстоятельство характеризует природу публичного субъективного права, до сих пор остается открытым. В самом деле, может ли индивид произвольно и в одностороннем порядке отказаться от гарантированных конституцией демократических ценностей, например, отказаться от субъективного избирательного права? Или, заостряя проблему, может ли индивид отказаться даже от права на жизнь?

«Ползучая легализация» суицида вроде бы свидетельствует об абсолютной свободе индивида даже в отношении «отказа» от права на жизнь. Полуязыческие раздумья Гамлета уже не терзают современных неопага-нистов, очутившихся на пороге рокового решения. Их «трусами не делает раздумье». Ведь им уже неведом

«... страх чего-то после смерти -Безвестный край, откуда нет возврата Земным скитальцам...» [14.2 т. с.194-195].

Однако публичное субъективное право тем и отличается от частного субъективного права, что защищает не только — и даже не столько — интересы единичного субъекта, сколько определенную характеристику Человеческого, или, другими словами, конкретную антропологическую ценность. В этом смысле объективное право на жизнь защищает в субъективном праве на жизнь конкретного «Иванова, Джонса или Крюгера» ценность человеческой жизни как таковой. Следовательно, суицид в принципе ничем не отличается от любого иного «человекоубийства». Отсюда можно сделать предварительный вывод, что среди основных прав человека некоторые из них образуют принципиально неотчуждаемое ядро. От таких прав их носители отказаться не могут, не отрицая в себе некоторые фундаментальные характеристики homo juris («человека права», «человека внутри правопорядка»).

Идея рефлексного права

Рассмотрим второе разграничение между публичным субъективным правом и так называемым рефлексным правом. Здесь возможны три «чистые теории».

Первая восходит к известному немецкому государствоведу XIX века фон Герберу (v.Gerber). Согласно его монистической теории существует только объективный правопорядок. Его целью является исключительно вполне в духе Аристотеля общее благо. Однако при осуществлении этой цели государство косвенно реализует частные интересы отдельных индивидов. В этом случае соответствующие нормы законодательства - но только в данной ситуации и в отношении данных частных лиц, как бы трансформируются в рефлексное право, т.е. субъективное право, буквально отраженное или производное от объективного правопорядка. Например, в рамках этой теории снижение экспортных пошлин преследует лишь определенную макроэкономическую цель. При этом некоторые экспортеры могут получить определенную выгоду, однако они не приобретают право на эту выгоду. Иначе говоря, государство не берет на себя обязательства отныне впредь и навсегда связывать судьбу «общего блага» с интересами данной группы хозяйствующих субъектов.

Вторая также монистическая теория является противоположностью первой. В рамках этой ультрасовременной теории система публичных субъективных прав фактически представляет собой principes generaux du droit, les principes ou garanties fondamentales, составляющих остов, или каркас объективного права. Другими словами, государство должно раствориться в обществе. Общее благо представляет собой лишь сумму индивидуальных интересов. Роль «рефлексного» права здесь играет сам объективный правопорядок, который выступает как сумма личных и корпоративных притязаний. Правопорядок призван отражать псевдоюридические притязания общественного мнения. Объективное право при таком подходе должно лишь выполнять роль относительно неподвижной инфраструктуры, которая позволяет обеспечить временную интеграцию быстро меняющихся конъюнктурных частных и корпоративных интересов. Соответственно, наиболее устойчивые частные и корпоративные интересы фактически отождествляются с системой публичных субъективных прав.

Третья смешанная теория в принципе наиболее верна. Согласно этой теории, с одной стороны, существует объективный правопорядок как самостоятельная ценность (следовательно, возможным является и рефлексное право в смысле теории фон Гербера). С другой стороны, как самостоятельная ценность действует и система публичных субъективных прав (и в этом смысле некоторые аспекты объективного правопорядка также могут рассматриваться как рефлексы основных принципов права).

Однако смешанная теория невозможна как строго дуалистическая. Так или иначе смешанная теория синтезирует два уже рассмотренных концептуальных подхода: в одном случае объективный правопорядок будет первичен по отношению к системе фундаментальных принципов права или системы публичных прав. Во втором случае, напротив, объективный правопорядок будет производным от системы публичных прав, или principes generaux du droit. В первом случае государство получает возможность более четко формулировать цели «общего блага». Во втором случае, становится возможным в большей степени учитывать либеральные (индивидуалистические) ценности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь