Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Чего следует избегать в психологической работе?



Для начала перечислим наиболее важные ответы на этот многосложный вопрос, а затем поясним некоторые из них. Итак, чего нельзя допускать:

• вовлекаться в групповые конфликты на правах заинтересованного лица и отстаивать собственные меркантильные интересы;

• догматизировать полюбившуюся методологию и придерживаться привычных взглядов даже тогда, когда реальность рассогласуется с ними, а то и вовсе входит в противоречие;

• выступать в роли осведомителя нанимателя о настроениях в группе, если это может причинить ущерб конкретным людям;

• медикализировать (придавать оттенок классического врачевания) взаимоотношения с персоналом, выставляя диагнозы и злоупотребляя специальной терминологией;

• способствовать развитию тревожности, страхов, опасений, настороженности, взаимного недоверия и иатрогений (психогенных заболеваний, вызванных патогенным поведением врача);

• допускать чрезмерную официальность или панибратство в личностных отношениях с сотрудниками фирмы;

• содействовать формированию зависимости эмоционально вовлекаемых в консультирование сотрудников, используемой ради достижения собственных частных целей;

• допускать мифологизацию и сакрализацию собственной фигуры;

• нарушать обязательство абсолютной конфиденциальности любого частного содержания психологических собеседований;

• приписывать успех команды собственной катализирующей миссии;

• препятствовать личностному саморазвитию сотрудников фирмы;

• манипулировать поведением сотрудников ради достижения личных целей;

• инструментально вторгаться в пределы личностной свободы и нарушать приватность глубинных переживаний;

• приписывать другим мотивы, аргументации и модели мира, о которых они сами не сочли необходимым осведомить окружающих;

• содействовать успеху конкурентных фирм;

• применять сублиминальные методы внушения, не ставя об этом в известность подвергающихся воздействию лиц.

Мы никак не можем привыкнуть к непрестанно высказываемой мудрецами и наставниками истине о механичности жизни большинства людей. Нам все время хочется приписывать окружающим гораздо большую степень произвольности и ответственности, нежели реально используемые ими пределы личной свободы. Люди намного механичнее, роботизированнее и стереотипнее, нежели мы осмеливаемся предположить. Нам самим не хочется допускать даже мысль о повальной роботизации окружающих из страха перед собственной опустошенностью, которую мы рискуем обнаружить в самих себе при беспристрастном самоанализе.

Мы порой забываем о том, что свобода воли - это лишь потенциальный дар, который предстоит осваивать каждому на собственном опыте и использованию возможностей которого еще предстоит научиться. Аналогично тому, как каждый в годовалом возрасте с большим трудом, далеко не с первой попытки осваивает искусство прямохождения, каждому из нас предстоит научиться использованию дара свободы, которым большинство из нас обращается постыдно редко.

Хаотизация жизненных миров, которая и заставляет нас прибегать к простейшим из возможных схем суждений и поведения, является следствием отсутствия стратегии выстраивания собственной жизни, требующей умения применять дар свободы воли. Человек становится роботом из-за того, что принимать решения и совершать выборы непросто и нелегко, а действовать " как все" гораздо удобнее и проще.

Несогласованность глубинных ценностей и поведенческих программ является следствием неосознанного следования по жизни, без приложения разума к совершаемому, в привычном, рефлекторном, шаблонном автоматизме. Та разорванность, разъединенность, дезинтегрированность, которая столь глубоко тяготит людей думающих и совершенно не неволит людей поверхностных, связана именно с функционированием множества шаблонов и привычек, которые существуют атомизированно, отдельно, сами по себе и не желают складываться в некую общую картину, обобщенно именуемую " целостная личность". Отсюда - повсеместно наблюдаемый разрыв между декларациями и реальными поступками, рассогласование между мнениями и реакциями, повальная неосознанность собственных мотивов и нежелание заниматься " самокопанием", как презрительно именуют ведущую стратегию саморазвития психологически культурного человека - изучение самого себя.

Многие из нас даже представить себе не могут, как хорошо " обработало" нас общество за годы, прожитые в отсутствие интереса к подлинной психологической культурности. Мы насквозь пропитаны стереотипами, клише и автоматизмами, порой даже не подозревая о механичности подавляющего большинства наших мнений, реакций и интересов. Раз мы не догадываемся о собственной роботности, то естественно не представляем себе, как выбираться из этих надежно сотканных общественными внушениями пеленок для того, чтобы мало-помалу осваивать искусство душевного прямохождения - умение самоактивно управлять развитием собственной жизни.

Хорошо известно, сколь часто у каждого из нас на душе скребут кошки, сколь часто мы оказываемся глубоко неудовлетворенными и собой, и окружающими, и самим жизненным порядком, в котором оказались в конкретный момент. Душевно здоровый, т.е. устойчиво радостный и охотно развивающийся человек на удивление редко встречается, если только не считать полноценно здоровыми тотально механизированных идиотов, производимых некоторыми тоталитарными сектами, начиная от мунитов и заканчивая убежденными сторонниками жесткой диктатуры. Душевно здоровый человек редок не потому, что хронически не хватает психотерапевтов или издается мало литературы по практической психологии. Просто нас никто не учит быть собой, т.е. осознанно и умело развивать свою собственную жизнь именно такой, какой мы сами хотели бы ее видеть.

Подсознательное ощущение некоей экзистенциальной собственной неправоты вызывает глубинное беспокойство и, в конечном счете, подрывает телесное здоровье и снижает профессиональную эффективность, лишая нас радости полноценной жизни. Именно это самое подспудное ощущение собственной неправоты определяет степень импульсивной защитной агрессии, которая так часто оказывается направленной на мастеров адаптивного развития, обучающих искусству выстраивания собственного жизненного мира.

Известно, что гордому человеку труднее всего склонить голову в храме перед исповедником и признать собственные ошибки. Однако представления многих из ныне живущих настолько деформированы и патологизированы, что даже к психологу они относятся с недоверием и тайным недоброжелательством. Пытаясь охранить глупую тайну собственной психологической безграмотности и пустой секрет личного психокультурного невежества, люди избегают искреннего общения с психологом, не понимая, что терять-то им на самом деле нечего. В этом смысле психология подобна медицине: избегание постановки диагноза в результате проведенного обследования вовсе не способствует исцелению, но, напротив, углубляет заболевание и делает связанные с ним страдания неизбежными и более глубокими.

Большинство людей в глубине души совершенно не уверены в благополучности завтрашнего дня и в благонамеренности окружающих. Именно это недоверие ближним и хроническая боязнь будущего порождает то напряжение и суету, которые формируют тотальный стрессовый фон нашего существования. Футурошок, связанный с нарастанием разнообразия альтернатив, скоростей изменений и всевозможной новизны всего во всем в первую очередь поражает людей автоматизированных, не умеющих осознанно изменяться в точном соответствии с трансформирующимися условиями существования и в согласии с собственными глубинными пожеланиями. Особенно актуальна эта проблема оказывается для членов бизнес-команд, вынужденных трудиться в особенно сложных условиях непрестанной конкуренции и непрекращающегося нарастания производительности труда, операциональной и интеллектуальной уплотненности рабочего времени.

Все эти неразрешенные личные проблемы, деформации жизненного мира, искажения восприятий, незабытые обиды, неизжитые страхи и суетливое неуспевание отнимают творческую энергию, лишая человека сил к существованию. Творческое личностное развитие, понимаемое как осознанное приспособление к изменяющимся условиям жизни, ведущее ко все большей удовлетворенности самим жизненным процессом, становится для такого издерганного неврозами человека попросту недоступным. Он рано или поздно оказывается неэффективным, его удаляют из успешно действующих бизнес-групп на периферию жизни. Однако за счет элементарной кадровой текучки вопросы, связанные с обеспечением психологического благополучия людей, не решить.

Дело в том, что в отсутствие развитой системы оказания психотерапевтической помощи и при недостатке преподавателей психодизайна в обществе, люди рано или поздно становятся неадекватными как потенциальные претенденты на ту или иную должность. Рынок рабочей силы мало-помалу исчерпывается за счет повальной невротизации членов. Уже сегодня, принимая человека на работу, мало кто уверен в его душевном здоровье в том, что касается пограничной нервно-психической патологии. Со временем при таком развитии дел рынок рабочей силы будет сплошь и рядом состоять из законченных невротиков, которые, в отличие от Мюнхаузена, сами себя вытащить за волосы из болота собственной жизненной неэффективности попросту не в состоянии.

Выход один - в создании высокоэффективных психологических служб в рамках интенсивно развивающихся бизнес-организаций, с одной стороны, через личностное развитие и психотехническое обучение повышающих профессиональную компетентность и человеческие качества штатных работников и членов их семей, а с другой стороны, содействуя формированию новых психокультурных стандартов, на достижение которых в дальнейшем будут ориентироваться и участники рынка рабочей силы, и конкуренты, и общество в целом. Тем самым психологические службы в бизнес-организациях окажутся своеобразными центрами развития психокультуры, которые будут призваны продемонстрировать всему обществу пользу обучения людей практике осознанного саморазвития. Психологические подразделения бизнес-организаций явятся показательными площадками демонстрации выгодности душевного здоровья, катализаторами изменения общественного мнения о практике творческой психокультуры как важнейшем умении в жизни любого человека.

Разумеется, для того, чтобы сыграть отведенную самим временем развивающую роль, сами бизнес-психологи должны строжайшим образом соблюдать все предписания, включенные в приведенный в начале параграфа список требований должностной этики. Лишь выполняя свои прямые профессиональные обязанности, бизнес-психологи смогут в немалой степени содействовать развитию общества в целом, параллельно способствуя процветанию пригласившей их на работу фирмы. Такое понимание бизнес-психологии как точки развития общественной психокультуры в немалой степени будет способствовать и позитивной трансформации общественного мнения о частном предпринимательстве как оазисе деловой культуры и психологического благополучия. Понятно, что решение этих задач само по себе является существенным вкладом в развитие всего современного общества, на пороге наступления Постиндустриальной Эпохи как никогда нуждающегося в развитии психологической культуры.

Психолог не просто облегчает людские страдания и помогает переживать те или иные жизненные невзгоды. Психолог обучает людей произвольной трансформации поведения, научает по собственному произволению обновлять собственные видения и поступать именно так, как того хочется, а не так, как обычно случается само собой даже помимо воли субъекта действия. Такое влияние психолога-педагога, психолога-садовника, психолога-оздоровителя реально трансформирует бизнес-команду, делая ее качественно эффективнее и принципиально производительнее, причем не только в финансовом или товарно-сервисном отношении, но и в продуцировании здоровых отношений, в генерации сердечности и взаимной приязни. Понятно, что таким образом понимаемое душевное здоровье членов бизнес-групп является весомым конкурентным преимуществом и имеет вполне реальное стоимостное выражение как ценный экономический ресурс.

Психолог раскрывает перед каждым сотрудником пригласившей его организации истину о том, что именно сам человек является действительным творцом собственной жизни (разумеется, богословские дискуссии в данном случае неуместны, т.к. речь идет не о религиозно-философской картине мира, но о технологии организации собственного жизненного процесса). Все детали и нюансы собственной картины жизни человек рисует сам - и сам же вправе и в силах исправить и изменить! Критерием истинности оказывается лишь эффективность принятых моделей реальности - практика как конечный критерий правоты позиции. Разумеется, в качестве отдельных целевых критериев должны выступать все ценностно значимые элементы жизненного мира - от заработка и состояния здоровья до взаимоотношений с родственниками и полноты влияния на политику собственной страны.

Человек вправе изучать модели конструирования желаемой реальности и осваивать технологии приведения жизни в соответствие с собственными пожеланиями. Научаясь таким образом приводить в порядок собственный жизнемир и согласовывать его с жизненными мирами окружающих, человек становится самосознающим центром гармоничного развития существования, примером и советом обучая окружающих искусству самоуправления собственным развитием.

Очень важно понять, что естественная, почти инстинктивная благодарность, которую стремится выразить исцеленный и раскрепощенный человек, будет распространяться не только на фигуру обучившего его психолога, но и на пригласившего его на работу руководителя фирмы. Именно такое развитие отношений между нанимателем и работником, пронизанных жизнетворческими вибрациями взаимного уважения и содержательной благодарности, окажется благотворным для развития самого дела, реализации которого посвящено само существование фирмы. Свобода личностного развития, ответственность за собственное будущее, доверие к коллегам, душевное и телесное здоровье, непрекращающееся творчество, глубокая вера в себя и признательность за дарованное ощущение полноты жизни - разве можно изобрести подарок драгоценнее! Если же психологическая работа в бизнес-организации поставлена грамотно и профессионально, то именно таковы оказываются выигрыши всех участников общего процесса - от главного босса до младшего курьера.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь