Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


I съезд народных депутатов СССР



Острый, критический и требовательный анализ существующего положения в политике, экономике и социально-духовной сфере общественной жизни был сделан на I-м съезде народных депутатов СССР, который проходил в мае-июне 1989 года. Была предпринята попытка анализа причин кризиса, постигшего советское общество. Съезд специально коснулся вопроса о разграничении функций партийных и государственных органов всех уровней.

Острота полемики по важнейшим вопросам общественно-политической жизни неизбежно вела к образованию депутатских групп, придерживавшихся прямо противоположных позиций. Уже с начала работы I съезда народных депутатов возникла межрегиональная депутатская группа. Заявили о своем существовании и другие группы, объединившие депутатов по политическим и профессиональным интересам.

Многие решения I съезда народных депутатов впоследствии оказались не претворенными в жизнь. Тем не менее, значительно ослабла власть партийных комитетов. В отличии от прежних времен, стала подвергаться интенсивной критике деятельность руководителей КПСС и государства: Е.Лигачева, П.Соломенцева и самого Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева. Постепенно от диктата партии стали освобождаться Советы, профсоюз, комсомол. Крупные поражения потерпели лидеры партийных комитетов во время демократических выборов, Но, вместе с тем, в обществе усилились конфронтационные процессы, непримиримость среди политических противников, наклеивание ярлыков. Людей демократических убеждений нередко упрекали в «очернительстве», «продажности», «двуличии». Знаменем сопротивления консервативных сил стала публикация статьи научного работника из Ленинграда Н.Андреевой «Не могу поступаться принципами» (в «Советской России»).

Начало перехода к демократическому обществу привело, естественно, к пересмотру сложившейся практики отношений между союзными республиками, ее государственно-правовых форм. Вопрос о возможности заключения нового союзного договора начал ставиться уже в 1988 г., прежде всего, представителям национально-демократических движений в Прибалтике. Этот же вопрос поднимался в некоторых выступлениях и на I съезде народных депутатов СССР. Но на съезде возобладало стремление видоизменить ситуацию, более характерную для унитарного государства: насыщение сложившихся структур «новым» содержанием, перераспределение отдельных прав и обязанностей между центром и республиками.

Отстаивая свою самостоятельность, парламент республик Прибалтики, а затем Украины, Киргизии и России приняли декларацию о Государственном суверенитете. В октябре 1990 года свою Декларацию о государственном суверенитете провозгласил Казахстан. Принимая декларации о суверенитете, большинство союзных республик включили специальные разделы, указывающие на приоритет республиканского законодательства.

Стремление республик самостоятельно решать свои вопросы не получило должного понимания во всесоюзных инстанциях. За каждым требованием республик о расширении своей самостоятельности руководителей всесоюзных ведомств видели сепаратизм местничество. В 1989 году еще была реальная возможность реформировать СССР на принципах конфедерации. Но этого не случилось. Тогда республики более решительно заявили о своем самоопределении. Центральное телевидение, газеты «Правда», «Советская Россия» стали усиленно нагнетаться страсти против республик Прибалтики, обвиняя их в нарушении прав человека. Центральное руководство применило в отношении этих республик экономические и политические санкции.

Неспособность руководителей СССР понять и оценить новые реалии, пойти навстречу жителям республик подорвало их авторитет. О своем суверенитете заявила Российская Федерация. Это был очень крупный удар по советск4ой системе, так как именно Россия считала «становым хребтом СССР». Тем не менее, вопрос о будущности СССР не был окончательно решенным, он продолжал функционировать как крупная страна.

Общественно-политические движения. Демократические процессы привели к созданию в союзных республиках массовых объединений трудящихся.

Одним из первых и наиболее массовых движений в Казахстане было экологическое движение «Невада-Семипалатинск». Созданное по инициативе поэта О.Сулейменова весной 1989 года, оно ставило своей конечной целью закрытие Семипалатинского и других полигонов, функционировавших на территории Казахстана. Движение «Невада-Семипалатинск» потребовало от военных ведомств снятия покрова «секретности» ядерных испытаний, возмещения убытков населению. С этой целью активисты движения организовали пикеты, демонстрации, научные конференции – международные и республиканские.

По инициативе Мухтара Шаханова для оказания помощи жителям Приаралья был организован комитет по проблемам Балхаша и Арала. Комитет сделал очень много для привлечения внимания мировой общественности и правительства СССР к экологической катастрофе Аральского моря. Во многих городах – Усть-Каменогорске, Алматы были созданы движения, выступающие за экологическую чистоту региона.

В июле 1990 года оформилось гражданское движение «Азат». На первых порах движение объединялось в своих рядах представителей различных политических партий. Главной своей целью «Азат2 ставил обретение государственного суверенитета Казахстана. Осенью 1991 года гражданское движение создало свою политическую партию. В этот же период в Алматы организовалась новая общественно-политическая организация – социал-демократическая партия Казахстана (СДПК). Из небольшой группы молодых людей образовалась партия «Алаш». В августе 1990 года было создано межнациональное движение «Единство». Его организаторами стали, в основном, представители научно-технической интеллигенции предприятий союзного значения. Люди, осужденные за декабрьские события 1986 года, организовали свою партию «Желтоксан».

Кроме организации политического направления были созданы и союзы, общества, объединяющие своих членов по социальному, профессиональному и другим признакам – организация воинов-афганцев, «Адилет», мемориал-ассоциация молодых строителей «Союз независимых студентов», «Азамат», «Акикат», Лига женщин-мусульманок Казахстана и т.д. Всего к началу ноября 1990 года в Казахстане насчитывалось более 100 политизированных общественных формирований, из них около 40 – в столице республики. Но все же длительное время численность рядов новых общественных движений, кроме экологических, была невелика.

В апреле 1989 года создано казахстанское добровольное историко-просветительское общество «Адилет» – «Справедливость», членов которого объединяют гуманистические нравственные принципы, неприятие беззакония, дискриминации, попрания прав человека и народов, стремление способствовать формированию гражданского достоинства людей, осуждение произвола и насилия как средства решения общественных проблем и социальных конфликтов.

Надо сказать, что многие из вышеназванных политических партий и общественных движений находятся на стадии становления как в плане организационных, так и в плане определения своих стратегических и тактических задач. Отдельные организации (например, движение «Невада-Семипалатинск», «Азат», «Қ азақ тілі») по своему составу довольно многочисленны, владеют определенными финансовыми средствами (за счет спонсоров и добровольных пожертвований граждан) и выпускают свои газеты.

По своим целям и задачам, а также по эффективности деятельности все эти организации существенно отличаются друг от друга. Некоторые из них, как говорилось выше, уже успели завоевать большую популярность в народе, пользуясь значительным авторитетом у населения и, в известной степени, влияют на парламент и правительство Республики Казахстан.

Наиболее многочисленной политической силой являлась Коммунистическая Партия Казахстана, в рядах которой к концу 1990 года насчитывалось около 800 тысяч коммунистов. По-прежнему действовали все областные, городские и районные комитеты партии. Тем не менее, процессы, происходящие во всей стране, не обошли стороной и Казахстан. В средствах массовой информации развернулась яростная критика КПСС, прошлых ошибок и провалов ее руководителей, проявляющихся в подборе и расстановке кадров, идеологической работе. Ощутимо падал авторитет и Коммунистической партии Казахстана. Например, за 1990 год численность республиканской партийной организации уменьшилась на 49 тысяч коммунистов. Нередкими случаями стали примеры массового выхода из рядов КПСС. Например, за 1990 год добровольно из рядов КПСС вышли более 35 тысяч человек, что составило 4, 2 процента от общего числа коммунистов республики. В начале 1991 года выход из рядов партии увеличился.

Тем не менее, Коммунистическая партия Казахстана в республике пользовалась большим влиянием. Среди депутатов Советов всех уровней коммунисты составляли 52, 7 процента. В отличие от Российской Компартии, Компартия Казастана гораздо меньше проповедовала набившие всем оскомину идеологические догмы, не препятствовала развитию демократии в республике.

В целях упорядочения деятельности политических движений на IV сессии (4-27 июня) Верховного Совета Казахской ССр был принят закон «Об общественных объединениях». В нем на основе «Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР» гражданам республики была гарантирована свобода создания общественных объединений и условий для выполнения ими уставных задач, реализация которых отвечала бы интересам общества. Этот закон устроил не всех лидеров общественных движений, так как явно отражал особенности «постсоциалистического» общества. Особую активность развернули общественные движения в октябре 1990 года, когда на сессии Верховного Совета республики принималась «Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР».

Ежедневно на площади В.Н.Ленина, перед зданием Верховного Совета республики собирались многочисленные толпы людей. С утра до вечера шли митинги. В Алматы сложилась напряженная обстановка. В этих условиях Алматинский горком партии сумел посадить за один стол практически всех лидеров общественных движений и ввести дискуссию в цивилизованное русло.

Нередкими фактами были случаи, когда молодежь организовывала пикеты, голодовки перед Алматинским горисполкомом, зданием Верховного Совета республики с требованием немедленного решения социальных вопросов, быстрейшего реформирования Советской Армии.

На гребне истории республики оказался и такой слой населения, как казачество. Это военно-политическое сословие, возникшее на Руси во времена распада Золотой Орды. В течение многих лет казачество служило царю и нередко использовалось как полицейская сила во время колониальных захватов.

В республике никто не был против того, чтобы казачество восстанавливало свои утраченные традиции и обряды, тем более, что казаки всегда отличались трудолюбием. Но совершенно непонятным было решение некоторых руководителей казачества отметить 15 сентября 1991 года в г. Уральске 400-летие своего служения царю и отечеству. Попытки областных инстанций образумить или воспрепятствовать такому, явно тенденциозному, празднеству успеха не имели.

Лидеры движения «Азат», «Желтоксан», «Парасат» оценили это как ущемление достоинства народа. За несколько дней до празднества члены этих формирований съехались в Уральск, чтобы не допустить такого события. Они организовали на центральной площади г. Уральска митинг с пикетами и плакатами.

Одновременно в город прибыли представители и казачьих войск – из Краснодара, Дона, Челябинска, Самары. Атмосфера стала накаленной и была очень близка к массовым столкновениям. И только благодаря действиям правоохранительных органов и лидеров движения правоохранительных органов и лидеров движения «Азат» столкновений удалось избежать.

События в Уральске еще раз наглядно показали, что неосторожность действий любых общественных формирований или заигрывание с ними могут обернуться большим человеческим горем.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь