Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1. Новые черты живописи. Парсуна.



1. Век изменяет отношение человека к окружающему миру.

2. Активное постижение действительности.

3. Человеку необходимо было увидеть себя со стороны, понять себя. Искусство в этом желании было незаменимо. Наиболее полно показать человеку самого че­ловека и человека в событиях мира могла живопись.

Наиболее значительным явлением русского искусства 18 века была портретная живопись. Но прежде, чем русские художники освоили западноевропейские тайны живописи, им приходилось опираться на достижения 17 века в живописи и прежде всего на парсуну (от слова " персона" )

Характерные особенности парсуны:

плоскостность, застылость;

• отсутствие световоздушной среды;

• неумение передать внутреннюю жизнь человека.

" Портрет Якова Тургенева" Русский музей. Приблизительно 1795г.

Следует обратить внимание на следующие детали:

как расположена трость;

• взаимодействуют или нет между собой цвета;

• какими художественными средствами художник показывает лицо Тургенева.

 

Домашнее задание.

1 и 2 уровни - изучить следующие произведения, находящиеся в Русском музее:

• «Портрет ЯковаТургенева".

• «Портрет Ермака Тимофеевича".

• " Портрет царицы Марфы Матвеевны".

• «Портрет Петра I".

• «Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми".

• Л. Каравак " Портрет Анны Петровны"

• И.Таннауэр " Портрет Алексея Петровича"

• И.Таннауэр " Портрет Петра I"

3 уровень - Сделать художественно-эстетический анализ любого из перечисленных произведений.

Всем студентам познакомиться с экспозицией: " Русское искусство первой половины 18 века" в Эрмитаже.

Литература.

 

1. Евангулова О. С. Изобразительное искусство в России в первой четверти 18 века. М., 1987.

2. Михайлова К. В. живопись 18-20 веков из фондов Государственного Русского музея. Л., 1978.

3. Неизвестные, забытые портретисты 18 - первой половины 19 века. /Каталог выставки. М., 1975.

 

Тема 2. Иван Никитич Никитин.

МОНОЛИТ. ОДИНОЧКА. МЫСЛИТЕЛЬ.

Сын священника, служившего в загородной резиденции Петра I - Измайлово.

Петровский пенсионер. Италия 1716-1720гг.

Любимец Петра.

Первый русский официальный художник.

1732 год - арест. Пять лет в Петропавловской крепости. Ссылка в Сибирь.

Характерные особенности творчества.

• Яркость, выразительность индивидуальных характеристик портретируемых.

• Блестящее владение живописной техникой.

• Стремление раскрыть наиболее существенное и яркое в человеке.

Значение для русской культуры.

• Среди Петербургских художников своего времени Никитин - явление, вершина, совершенство.

• Портреты Никитина - портреты выводы. Он показывает личности зрелые, состоявшиеся, сильные.

• Любой его портрет - в первую очередь лицо.

Тема 3. Андрей Матвеев.

Самый лирический художник своего времени.

Происхождение и отчество неизвестны.

Вместе с Никитиным в числе первых пенсионеров. Учился в Амстердаме. С 1727 года работает в Петербургской Канцелярии от строений. Большинство работ до нас не дошли.

Оформлял многие здания Петербурга: Петропавловскую крепость, Двенадцать коллегий, Новый Зимний дворец.

 

 

Художественные особенности.

• Эмоциональная выразительность работ.

• Богатство, изысканность колорита.

• Точность, выверенность композиции.

• Значение.

• Принес тонкость и изысканность в русский портрет.

 

" Автопортрет с женой" Русский музей.

Одухотворенность.

Впервые в русском искусстве прославление женщины. Открытость чувств, показ любви - достижение Петровской эпохи. Обратить внимание на ту роль, которую играла при Петре женщина.

Словник.

• Выразительность.

• Скорбь.

• Зрелость.

• Одухотворенность.

• Лиричность.

• Изысканность.

• Композиция.

Домашнее задание.

1. Посмотреть картины Никитина и Матвеева в Русском музее.

2. С кем бы Вы сравнили творчество Матвеева и Никитина?

3. Какие поэтические и музыкальные ассоциации вызывают у Вас творчество этих художников?

4. Попробуйте письменно выразить свои ощущения и понимание любой работы этих художников. Вступите в общение с героями.

5. Какими приемами достигают художники выразительности образов?

Литература.

1. Андреева В. Г. Первые художники Петербурга". Л., 1984.

2.  Лебедева Т.А. Иван Никитин. М., 1975.

 

Тема 4. Архитектура первой четверти 18 века. " Петровское барокко".

План изучения темы.

1. Богатейшее историческое наследие русского зодчества.

2. Значение творчества иностранных зодчих:

• опыт;

• принципы европейской архитектуры;

• опыт, который помог быстро научиться.

1. Русская архитектура 18 века начинается в Москве. 1700 г. указ о строительстве в Москве каменных домов.

2. Выделяют несколько периодов в стиле барокко:

Московское -1701-1703

Петровское 1703-1730

Анненское 1703-1730

• Елизаветенское 1741-1761.

1. Выдающиеся памятники русской архитектуры начала 18 века:

Церковь Знамения в селе Дубровицы 1704г.

Церковь архангела Гавриила (Меншикова башня) 1707г.

Успенский собор в Кеми -1717 г.

• Церковь Преображения в Кижах -1714.

1. Архитектура занимает ведущее место в искусстве первой четверти 18 столетия. Именно в ней с наибольшей силой, размахом и убедительностью проявились прогрессивные стороны русской культуры этого времени, государственный пафос смелых и решительных перемен.

2. Русская архитектура петровского времени - архитектура переходного периода, В это время меняется восприятие мира, складывается новый общественный быт, начинается строительство портов, городов, крепостей, что требовало быстрых темпов освоения новых материалов, строительных приемов, новых типов зданий.

3. Архитектура петровского времени перерабатывает на русский лад элементы европейского барокко, французского " регенства". Это время сложного переплетения стилей, которое благодаря соединению таланта и мастерства иностранных и русских архитекторов вылилось в Санкт-Петербурге в " Петровское барокко".

4. Характерные черты " петровского барокко":

компактность и четкость,

симметрия в решении объемов и пространства,

• наполненность внутренним движением,

• богатство орнамента.

5. В это время закладывался будущий блестящий расцвет искусства русской архитектуры.

6. Архитектура была призвана выразить силу, мощь, величие новой России.

7. Начало строительства Петербурга.

• мая 1703г. - Заячий остров.

• Рубленый домик Петра I.

Учреждение Канцелярии от строений, начало широкого строительства.

8. Доменико Трезини 1670-1734 - первый иностранный архитектор:

• Проекты " образцовых" жилых домов.

• Летний дворец Петра I:

регулярный характер фасадов с ритмично размещенными проемами,

• наличники,

декоративная рустовка на углах.

• Петропавловский собор - полное отступление от композиционной традиционности русского храмостроения. Новаторство для России. Зальный тип культового здания. Пилястры формируют архитектурный облик.

Иван Петрович Зарудный.

• Крупнейший русский архитектор 18 века.

• Работы.

• Церковь архангела Гавриила.

• Церковь Знамения в селе Дубровицы.

• Иконостас Петропавловского собора.

• Писал иконы, был скульптором, в честь Полтавской победы и Ништадского мира соорудил триумфальные ворота.

• Характерная черта Зубова - светские образы и формы.

Литература.

1. Авсеенко В.Н. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинах. 1703-1903. СПБ. 1993.

3. Анциферов Н.П. Непостижимый город. Л., 1991.

4.  Грабарь И. Э. Петербургская архитектура. СПБ. 1994.

5. Глинка Н. Строгий стройный вид. М., 1992.

6. Пилявский В.И. История русской архитектуры. СПБ., 1984.

 

              КУЛЬТУРА РОССИИ АННЕНСКОГО И                ЕЛИЗАВЕТИНСКОГО  ПЕРИОДОВ.

 

 

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВТОРОЙ ТРЕТИ XVIII ВЕКА.

 

1. История развития России данного периода:

· смена монархов на российском престоле;

· фаворитизм, «бироновщина».

2. Русское барокко – основное стилевое направление данного периода:

· возврат к идеям древнерусского искусства;

· обилие декоративных элементов, пышность и богатство;

· взаимовлияние архитектуры, живописи и скульптуры;

· русское рококо.

3. Архитектура русского барокко. Творчество Ф.-Б. Растрелли и С.И. Чевакинского.

· связь с петровским барокко, отличия;

· русское барокко;

· архитектурный ордер;

4. Литература русского классицизма. Творчество А.Д. Кантемира, М.В. Ломоносова, В.И. Тредиаковского, А.П. Сумарокова:

· основа метода – рационалистическое мышление;

· отличие русского классицизма от европейского – соединение идей абсолютизма с идеями раннего европейского Просвещения;

· ориентация на нравственное совершенство;

· сатирическое и просветительское направление литературы данного периода;

· приоритет общественного над личным, понятие «долга», государственный пафос литературы русского классицизма;

· изменение роли поэта в жизни общества, «урок царям»;

· ориентация на отечественную историю;

· реформа литературного языка, стихосложения, теория «трех штилей», «трех единств».

5. Живопись. Творчество И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. П. Аргунова:

· парадный и камерный портрет;

· интимный портрет;

· живопись рококо;

· появление новых жанров живописи;

· возрождение мозаики.

6. Русский театр и его деятели.

7. Развитие музыкальной культуры.

 

 

ТЕМА 1.  АРХИТЕКТУРА РОССИИ 30-50 ГОДОВ.

 

План изучения темы:

1. «Аннинское барокко».

2. Творчество С. И. Чевакинского, Д. В. Ухтомского.

3. «Елизаветинское барокко».

4. Творчество Ф.-Б. Растрелли.

 

Развитие искусства середины XVIII века делится на два этапа:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь