Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Аннинское – 30-нач. 40 гг. и Елизаветинское – 40-50 гг. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Для первого этапа характерны: · деспотичность государственной власти и засилие иностранщины; · «продолжающая» линия в искусстве – развитие найденного в предшествующий период; · «поисковая» линия в искусстве – поиск нового, особенно в архитектуре. · время подготовки тех достижений, которые возникли в елизаветинский период. Для второго этапа характерны: · возрождение и поощрение всего отечественного; · смягчение гнета монархии; · освоение художественного языка и образной системы искусства нового времени; · изменение отношение к древнерусскому искусству – попытка использовать его достижения; · смена немецкого влияния французским; · русское барокко; · русское рококо; · могучий взлет архитектуры.
1. Особенности архитектуры 40-50 гг. · ансамблевость; · строительство крупных императорских резиденций, усадеб, соборов, монастырей; · дворцово-парковые комплексы; · протяженные фасады; · использование анфилад, как неповторимого по форме и облику зрелища; · синтез архитектуры и всех видов и жанров изобразительного искусства. 2. Стилевые особенности русского барокко: · преобладание чувства над разумом; · потребность «оживить» мертвую материю (использование скульптуры, живописи); все средства выражения удваиваются, утраиваются; · «уничтожение» плоскости стены – «волнующая» поверхность фасадов, бесконечные «прорывы» - двери, окна, зеркала в интерьере; · яркие контрастные колеры: синий, лазурно-голубой, желтый с белым, введение позолоты и белой жести для кровельных покрытий – все это придавало зданиям яркий, мажорный, оптимистический колорит, отвечавший традициям русского национального зодчества; · дома как будто созданы из единого гигантского куска; · отказ от рустовки. 3. Формальные приемы русского барокко: * контрастность; *преувеличения; * перспективные и иллюзионистические эффекты; * связь с окружающей местностью и ландшафтом; * использование плафонов, десюдепортов, панно, рельефных изображений. 4. Влияние живописи на архитектуру: *желание «прорвать» потолок или стену иллюзорной перспективой. 5. Понятийный синонимический ряд: вычурность, причудливость, прихотливость, затейливость, замысловатость, сложность, витиеватость, цветистость. 6. Развитие архитектуры русского барокко предопределяли: Иван Кузьмич Коробов 1700-1747. Савва Иванович Чевакинский 1713-1774. Дмитрий Васильевич Ухтомский 1719-1774. 7. Творчество Франческо-Бартоломео Растрелли (Варфоломея Варфоломеевича) · 1716 г. – приезд в Россию; · работал при императорах: Петре I, Екатерине I, Петре II, Анне Иоанновне, Иване IV, Елизавете Петровне, Петре III, Екатерине II. · несохранившиеся постройки: Московский Кремль, Зимний дворец для Анны Иоанновны, Летний дворец на Фонтанке, Аничков дворец; · с 1744 г. – самый блестящий период творчества. Работы Растрелли (обратить внимание на характерные особенности) Дворец гр. Воронцова. · переход к скульптурной манере; · архитектура масс; · игра света и тени в пилястрах и колоннах. Дворец Строганова. · красивая скульптурная декорация. Перестройка Петергофского дворца. · оставил центр, построенный Леблоном, надстроив третий этаж; · перегруженность внутреннего убранства; · возвращение к пятиглавию в дворцовой церкви. Андреевская церковь в Киеве. · стройность и легкость; · бегущие вверх колонны и пилястры; · игра лепки: картуши, завитки. Смольный монастырь. · жемчужина творчества Растрелли; · «русское произведение» · живописная архитектура; · «Ecco una chiesa! » (вот это церковь! ) Кваренги. Зимний дворец. · последняя постройка Растрелли; · «Благородно, возвышенно, строго, торжественно, но не волнует и не радует». И.Э. Грабарь – ваше мнение?
Общие выводы: · архитектура русского барокко создавалась в период изменения общих эстетических вкусов; · в России стиль барокко прекратил внезапно существование, не успев перешагнуть рубеж взлета.
Понятия, термины. Анфилада. Балюстрада. Десюдепорт. Капитель. Кариатиды. Картуш. Панно. Плафон. Ризалит. Рельефные изображения. Фронтон.
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ: Первый уровень. Повторить историю России этого времени. Познакомиться с архитектурными памятниками русского барокко. Второй уровень. Сделать художественно-эстетический разбор любого архитектурного памятника барочного стиля. Прочитать биографии С. И. Чевакинского и Ф.-Б. Растрелли. Третий уровень. К архитектурному сооружению эпохи русского барокко, которое вам больше всего понравилось подобрать музыкальные и/или литературные произведения. Объяснить свои ассоциации. Уметь рассуждать о творчестве архитекторов, творивших в этом стиле, об их вкладе в становление архитектурного облика Санкт-Петербурга.
При анализе художественных и эстетических достоинств архитектурного произведения стоит обратить внимание на: Общий замысел. Работу деталей. Рельефность и скульптурность фасада. Архитектуру масс. Игру света и теней. Скульптурную декорацию. Общий силуэт постройки.
ЛИТЕРАТУРА. 1. Анциферов Н.П. Непостижимый город. – Л., 1991. 2. Виппер Б. Архитектура русского барокко. – М., 1978. 3. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. – СПб., 1993. 4. Волошин В.Ф., Зельтен Н.А. Словарь архитектурно-строительных терминов. – Минск, 1990. 5. Глинка Н.И. «Строгий стройный вид…» - М., 1992. 6. Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в XVII и XIX веках. – СПб., 1994 8. Метленков Н.Ф., Миронов Г.Ф. Метод архитектора. – Саратов, 1992. 9. Пыляев М.И. Старый Петербург. – СПб., 1889 /репринтное издание 1990/
ТЕМА 2. ЖИВОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА. ПАРАДНЫЙ И КАМЕРНЫЙ ПОРТРЕТ. Парадный портрет. Его особенности. · близость к монументально-декоративной живописи; · особая приподнятость, пышность, подчеркивание величия, репрезентативность; · особая роль аксессуаров, они почти равноправны с фигурой изображаемого, таким образом передается не столько характер, сколько статус модели; · фигура изображается плоскостно, статуарно; · фон – пейзаж; · подчеркнуто парадная поза, модель изображается в полный рост. Камерный портрет. Его особенности. · пристальное внимание к лицу; · интерес к внешности модели; · отсутствие критики, модели изображаются позитивно.
ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ ВИШНЯКОВ (1699-1761) 1. Родился в Москве, в семье «шатерных дел мастера». 2. 1714 г. – приезд в Петербург. 3. 1761 г. – служба в Живописной команде Канцелярии от строений: расписывал плафоны, создавал декоративные панно, оформлял маскарады, балы, проектировал триумфальные арки. 4. Педагогическая деятельность: при живописной команде Канцелярии от строений создал свою школу и систему обучения живописи. 5. Работа вместе с Растрелли над оформлением дворца Елизаветы Петровны. 6. Сотрудничество с А. Матвеевым и Л. Каравакком. Характерные особенности искусства Вишнякова: · переосмысление традиций парсуны; · внимание к внутреннему миру модели; · поэтичность в восприятии и изображении модели; · жизненная выразительность образов; · творчество на стыке двух эпох: русские традиции сталкиваются с достижениями западноевропейского искусства; · стиль рококо, который завез в Россию Каравакк, этому стилю свойственны манерность, жеманство, эротичность; · стиль русского рококо, присущий Вишнякову – отсутствие эротики, утверждение поэтичности, одухотворенности, хрупкости, грусти, трогательности, лиризма; · недоговоренность, своеобразная робость творчества Вишнякова; · осваивая западноевропейскую живопись, оставался верен национальному мироощущению; Творчество Вишнякова можно сравнить с творчеством французского художника эпохи рококо Антуана Ватто (1684-1721). Ватто: светлая гамма ассиметрия подвижность Вишняков: звучные и яркие краски влияние русской иконы теплота, духовность Новые слова и понятия, необходимые для изучения темы: рококо, парадный портрет, репрезентативность, статуарная пластика, кринолин, менуэт, чопорность, чин, камер-юнкер, статс-дама, гофмейстрина, обер-камергер, позумент.
Примерный план анализа «Портрета Сары Фермор» кисти Вишнякова: · репрезентативность портрета; · связь с парсуной; · цветовая гамма; · одежда и аксессуары; · лицо модели; · скованность, статуарность модели; · роль фона в картине – деревце на заднем плане; · сравнение с цветком.
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ: Первый уровень. 1. Обратить внимание на тесную связь искусства Вишнякова с реальностью (в течение развития художественной жизни России эта тенденция будет меняться). 2. Прочитать о стиле рококо. Выписать в тетрадь те изобразительные средства, которые используются в этом стиле. 3. Дать свое определение мужской и женской красоты. 4. Познакомиться с творчеством Вишнякова в Русском музее. Посмотреть произведения Ватто в Эрмитаже. Второй уровень. 1. Как вы понимаете сущность человеческой воспитанности. 2. Подобрать к любой картине Вишнякова музыкальное и поэтическое произведение, созвучное Вашим представлениям и эмоциям, которые возникают при общении с творением художника. Третий уровень. Назвать место в Петербурге, в которое вам бы хотелось привести героев портретов Вишнякова. Почему?
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы