Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 1. Проблема научности и многообразия философского видения мираСтр 1 из 6Следующая ⇒
Тема 1. Проблема научности и многообразия философского видения мира В чем сущность этого различия? Какие существуют разновидности материализма и идеализма? Что такое основной, по мысли Ф. Энгельса, вопрос философии? Является ли «основной вопрос философии» действительно основным? Если да, то в каком смысле? Материализм и идеализм различны главным образом вследствие различия их объектов. Объектом материалистической философии является природа и все остальное она рассматривает через «призму» природы. Главным объектом внимания идеалистической философии являются высшие формы человеческой, духовной, социальной жизни. Если за основу берется духовная жизнь человеческого общества - то это - объективный идеализм. Если же за основу берется духовная жизнь индивидуума, то это - субъективный идеализм. Материалисты идут от природы, от материи и объясняют явления человеческого духа на основе материальных причин. Идеалисты идут от явлений человеческого духа, от мышления и на их основе объясняют все остальное. Короче говоря, материалисты идут от мира к человеку и его разуму, а идеалисты идут от человека к миру. Идеалисты пытаются объяснить низшее через высшее, а материалисты, наоборот, высшее через низшее. Идеализм существует в двух формах: объективный идеализм (направление философии, которое считает первичным внечеловеческое сознание) и субъективный идеализм (первичное - сознание человека, индивида. Мир – производная сознания человека). Существует три формы материализма: наивный стихийный материализм античного мира (не подтверждённые никакими научными доказательствами гениальные догадки); метафизический материализм XVII-XVIII веков; диалектический материализм. Как известно, этот вопрос был сформулирован Фридрихом Энгельсом следующим образом: «великий, основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию». Разумеется, просто воспроизвести ее мало для правильного ее понимания. Ясно, например, почему вопрос о статусе духа и материи является основным: сведение различных философских проблем к наиболее общим рано или поздно выявляет фундаментальную дихотомию: материя-дух, нерациональное-рациональное, бесформенное – оформленное и т.д. Но отсюда еще не ясно, почему одни философы стали материалистами, а другие – идеалистами, и почему и те, и другие до сих пор не могут никак между собой договориться?
Тема 2. Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика? Каковы, на Ваш взгляд, причины возникновения метафизики и диалектики как способов мышления? Укажите основные историко-философские разновидности метафизики, назовите их ведущих представителей. Раскройте сущность диалектики и метафизики с позиций современной философии. Охарактеризуйте основные принципы (черты) диалектического мышления. Проблема учета связей исследуемой вещи с другими вещами занимает важное место в диалектическом методе познания, отличая его от метафизического. Метафизичность мышления многих ученых-естествоиспытателей, игнорировавших в своих исследованиях реальные взаимосвязи, существующие между объектами материального мира, породила в свое время немало трудностей в научном познании. Преодолеть эти трудности помог начавшийся в XIX в. переход от метафизики к диалектике, «...рассматривающей вещи не в их изолированности, а в их взаимной связи». Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений диалектика - метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Сущность метафизики определяется в горизонте бытийно-исторического, спекулятивного мышления, приводящего к понятию духовности мира как целого. Показано, что, будучи сердцевиной философии, метафизика приуготовляет принципы философствования. Из служанки богословия (Аквинат) она превращается в философию абсолютного духа (Гегель) и в философию земной жизни (Ницше). У Хайдеггера метафизика становится вопрошанием о мире в целом, о сущем как таковом. Она полностью освобождается. Проблема человека ставится и решается в русле онтологии, в выявлении связи единичного существования с абсолютным. Определяющими направлениями мысли служат метафизика существования, абсолютного духа, философии жизни, бытия и Ничто. Обосновывается воззрение на метафизику как науку об онтотеологической природе вещей. На основе теоретического мировоззренческого содержания в диалектике как логике формулируется ряд регулятивных правил (принципов), внешне достаточно простых, но глубоко обоснованных, способных вести к истине, к раскрытию внутренней логики развивающегося объекта. В одной из работ, изданных в 70-е годы по диалектической логике - в коллективной монографии «Диалектика научного познания», указывается, например, что существует четыре вида (группы) законов диалектической логики. К первой группе относятся основные и неосновные законы развития, действующие во всех сферах действительности: природе, обществе, мышлении. Вторую группу составляют специфические диалектические законы познания, вникающие на основе такого применения общих законов к сфере познания, которое связано с существенным преобразованием последних: в формулировки этих законов включаются характеристики познавательных процессов, отсутствующие в характеристиках процессов природы и общества, поскольку они таковым не свойственны. Третья группа - законы познания, присущие лишь объективируемой сфере исторически развивающегося познания и формулируемые на основе категориальных терминов, которых нет в формулировках законов, общих для всех трех сфер действительности. К четвертой группе авторы относят законы познания, регулирующие общий процесс формирования знания - процесс отображения диалектической по своему характеру действительности в научных понятиях, отличающихся по самой своей сути жесткостью и определенностью. В этом аспекте одно из определений диалектической логики таково: диалектическая логика есть наука о научном познании, исследуемом на основе и в связи со сформулированными выше группами законов диалектики.
Тема 7. Проблема источников знания, способов и границ познания. Разум или чувства?
Сформулируйте основные аргументы представителей этих концепций, назовите наиболее ярких представителей. Соответствует ли деление философов на сенсуалистов и рационалистов их размежеванию на материалистов и идеалистов? Подтвердите примерами свою точку зрения. Охарактеризуйте позицию И. Канта по проблеме соотношения разума и чувств. Есть ли «рациональное зерно» в априоризме Канта? Какое понимание интуиции Вы считаете наиболее приемлемым? Каково ее отношение к разуму и чувству? Как понимали интуицию рационалисты, и как она трактуется в иррациональной гносеологии? Каковы, на Ваш взгляд, основные достоинства и недостатки указанных способов решения проблемы о соотношении разума и чувств? Как решают представители указанных выше концепций проблему познаваемости мира? Тема 8. Проблема сущности научного познания. Что значит знать? Тема 9. Проблема истины в философии и науке. Что есть истина? Каковы, на Ваш взгляд, достоинства и недостатки этих концепций? С какими трудностями сталкивается каждая из них? Какие философские проблемы, кроме вышеназванных, сопровождают проблему истины? Что такое объективная, абсолютная и относительная истины? Какая концепция наиболее адекватна Вашему пониманию проблемы? Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Это верное, правильное отражение действительности. Первый признак истины объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, практикой и независимость содержания истинного знания от отдельных людей. Истина не есть свойство материальных объектов, а характеристика знания о них. Истина субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме. Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного и относительного. Абсолютные и относительные истины – это два необходимых момента одной и той же объективной истины. Абсолютная истина понимается, во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом – гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут; во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем. Относительная истина выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных. Кратко изложите суть этих концепций. Проведите сравнительный анализ. Охарактеризуйте понимание роли личности в обществе и истории Ф. Ницше, Г. Плехановым и К. Марксом. Имеются ли у Вас контраргументы по отношению к этим теориям? Изложите их. Поясните каждую из этих точек зрения. Определите, полны ли они? Попытайтесь сформулировать собственное определение искусства. Назовите и охарактеризуйте основные категории эстетики. Что такое «красота»? Существует ли она сама по себе или человек наделяет мир красотой? Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание выразительных форм в соответствии с эстетическими идеалами. В масштабах всего общества искусство - особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. Понятие искусства крайне широко - оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. В наиболее общем смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Энциклопедия Британника дает следующее определение: «Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающими». Произведения искусства начали создавать еще в доисторические времена, однако некоторые авторы склонны считать искусством только профессиональную деятельность людей искусства в современных странах Запада. Литература о собственно концепции искусства чрезвычайно обширна. Как говорил Теодор Адорно: «В наше время считается общепризнанным, что из всего, так или иначе касающегося искусства, ничто более не может считаться общепризнаным». Определение и оценка искусства как явления - предмет непрекращающихся дискуссий. Природу искусства нередко считают «самой неуловимой из всех загадок человеческой культуры». Одни авторы считают, что искусство - способ выражения или сопереживания эмоций и идей, другие полагают, что это способ исследования и оценки формальных элементов, третьи - что это мимесис или представление. Лев Толстой определял искусство как способ непрямой коммуникации между людьми. Бенедетто Кроче и Робин Коллингвуд развивали идеалистическое учение о том, что искусство выражает эмоции, и следовательно, его сущность имеет место лишь в замысле своего создателя. Теория искусства как формы имеет корни в философии Иммануила Канта и развивалась в начале XX века Роджером Фраем и Кливом Беллом. Взгляд на искусство как мимесис или представление восходит к философии Аристотеля. В своем первом и наиболее широком смысле термин «искусство» (art англ.) остается близким к своему латинскому эквиваленту (ars), который может быть также переведен как «мастерство» или «ремесло», а также к индоевропейскому корню «составление» или «составлять». В этом смысле искусством может быть названо все, что было создано в процессе обдуманного составления некой композиции. Вот некоторые примеры, доказывающие широкий смысл данного термина: «искусственный», «военное искусство», «артиллерия», «артефакт». Многие другие широко употребляемые слова имеют аналогичную этимологию. С моей точки зрения искусство - это только процесс. Результат называется «произведением искусства». Категории эстетики: 1. Эстетическое; 2. Прекрасное; 3. Возвышенное; 4. Трагическое; 5. Комическое; 6. безобразное; 7. Низменное; 8. Ужасное. «Эстетическое» - наиболее общая категория эстетики, с помощью которой обозначается ее предмет и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий. Остальные эстетические категории являются, как правило, более конкретными модификациями эстетического. Возвышенное непосредственно указывает на контакт человека с несоизмеримыми с ним космоургическими первоосновами бытия, с «бесформенными» праформами как источником любых форм; на потенциальную энергию бытия и жизни, на трансцендентальные предпосылки сознания. Прекрасное свидетельствует о целостном восприятии субъектом онтологической презентности бытия в его оптимальной конкретно-чувственной выраженности, об адекватности смысла и формы, его выражающей; а безобразное указывает на ту контрпродуктивную сферу бесформенного, которая соответствует распаду формы, угасанию бытия и жизни, нисхождению духовного потенциала в ничто. Предназначение произведения искусства состоит в его функционировании в качестве прекрасного, в качестве символа красоты. Искусство - это средство, позволяющее творить мир по законам красоты. Искусство и красота - это два тесно связанных друг с другом понятия. Мы живем в мире красоты, она окружает нас. Однако понятие красоты более глубокое, нежели представляет себе большинство людей. Красота - это что-то прекрасное, возвышенное, эстетическое. Эстетическое – это чувство-ценность, направленное на возбудитель этого чувства и достигшее необходимой степени совершенства. Эстетика - это греческое слово, означающее «относящееся к чувству». Но это самое чувство считали лишь моментом практической деятельности. Воплощением красоты признавался космос, все остальное считалось красивым настолько, насколько оно было приближено к гармонии космоса. Искусство также стремилось подражать природе. Тема 1. Проблема научности и многообразия философского видения мира В чем сущность этого различия? Какие существуют разновидности материализма и идеализма? Что такое основной, по мысли Ф. Энгельса, вопрос философии? Является ли «основной вопрос философии» действительно основным? Если да, то в каком смысле? Материализм и идеализм различны главным образом вследствие различия их объектов. Объектом материалистической философии является природа и все остальное она рассматривает через «призму» природы. Главным объектом внимания идеалистической философии являются высшие формы человеческой, духовной, социальной жизни. Если за основу берется духовная жизнь человеческого общества - то это - объективный идеализм. Если же за основу берется духовная жизнь индивидуума, то это - субъективный идеализм. Материалисты идут от природы, от материи и объясняют явления человеческого духа на основе материальных причин. Идеалисты идут от явлений человеческого духа, от мышления и на их основе объясняют все остальное. Короче говоря, материалисты идут от мира к человеку и его разуму, а идеалисты идут от человека к миру. Идеалисты пытаются объяснить низшее через высшее, а материалисты, наоборот, высшее через низшее. Идеализм существует в двух формах: объективный идеализм (направление философии, которое считает первичным внечеловеческое сознание) и субъективный идеализм (первичное - сознание человека, индивида. Мир – производная сознания человека). Существует три формы материализма: наивный стихийный материализм античного мира (не подтверждённые никакими научными доказательствами гениальные догадки); метафизический материализм XVII-XVIII веков; диалектический материализм. Как известно, этот вопрос был сформулирован Фридрихом Энгельсом следующим образом: «великий, основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию». Разумеется, просто воспроизвести ее мало для правильного ее понимания. Ясно, например, почему вопрос о статусе духа и материи является основным: сведение различных философских проблем к наиболее общим рано или поздно выявляет фундаментальную дихотомию: материя-дух, нерациональное-рациональное, бесформенное – оформленное и т.д. Но отсюда еще не ясно, почему одни философы стали материалистами, а другие – идеалистами, и почему и те, и другие до сих пор не могут никак между собой договориться?
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы