Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ



КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

МОСКВА

1998

ВВЕДЕНИЕ

" Идите в хоры и обретёте гармонию"

(Роберт Шоу)

В педагогической формуле профессора Б.В.Баранова представлено определение хоровой культуры нации как совокупности трёх взаимосвязанных составляющих:

хорового творчества (создание репертуара);

хорового исполнительство (реализация репертуара);

хоровой педагогики (как совокупности методологий обучения творчеству и исполнительству).

В работе самодеятельных (в современной терминологии " некоммерческих" ) хоровых коллективов как нельзя лучше подтверждается истинность этого определения: руководство самодеятельным хором — сложная и ответственная работа, включающая в себя элементы всех трёх перечисленных составляющих. Репетиционная и концертно-исполнительская деятельность доставляет не только радость творчества, но и является систематическим тяжелым трудом, отнимающим много сил и энергии у каждого участника хора. Без грамотного музыкально-педагогического подхода со стороны руководителя хоровой коллектив не добьется заметных художественных результатов, что непременно приведёт к его распаду.

В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. На фоне пресыщенного хорового рынка происходит массовое образование хоровых коллективов и столь же массовый их распад. Комплексное исследование этого явления, проведённое в Академии хорового искусства п/у Г.А.Струве, выявило ряд " узких мест" в процессе функционирования типового самодеятельного хорового коллектива. В частности, стало очевидным, что одной из основных причин самоликвидации самодеятельных хоровых коллективов является низкое качество музыкально-педагогической и психолого-педагогической работы. То есть факторов, имеющих не только обучающее, но и воспитательное значение. С одной стороны в ряде самодеятельных коллективов ярко выражено отсутствие или недостаточно высокое качество учебной работы, призванной повышать вокально-исполнительский и профессиональный (насколько этот термин возможен в контексте художественной самодеятельности) уровень хорового коллектива. С другой стороны— недостаточное качество (или вообще отсутствие) работы психологического характера, направленной на воспитание участников коллектива и формирование особой среды человеческих отношений.

Общеизвестно, что человеческие отношение внутри отдельно взятого творческого коллектива являются одной из определяющих начал его нормального функционирования и творческого развития. Известный американский педагог и хоровой дирижер Роберт Шоу сказал на одной из педагогических конференций, что: " …если в хоре два певца, стоящих рядом, в одной партии, ненавидят друг друга, то унисон между ними однозначно невозможен! Нет унисона в партии — звучание всего хора невозможно считать полноценным…".

Это утверждение вызывает немало споров среди теоретиков хорового искусства, однако хоровая и педагогическая практика автора работы не раз заставляла убедиться в истинности этого интересного высказывания.

Целью настоящей курсовой работы является обобщение ранее описанных и наиболее близких автору методов " расшивки узких мест" в музыкально-педагогической и психолого-педагогической работе в самодеятельных хоровых коллективах. При этом представляется недальновидным воспринимать хоровую педагогику в отрыве от организационных особенностей функционирования хорового коллектива, т.к. оба этих гибких явления неразрывно связаны между собой и подвержены значительному взаимному влиянию.

Описываемые методы были изучены и успешно опробованы в Академическом хоре Российского химико-технологического Университета (РХТУ) им. Д.И. Менделеева, где автор с 1993 года работает в должности хормейстера-консультанта.

Руководитель самодеятельного хора как педагог-организатор.

Наиболее сложной частью работы руководителя самодеятельного хора является создание творческого коллектива любителей хорового пения. В этом коллективе одна из главных задач — воспитание уважительных отношений между его участниками, потребности к совместному общению, главной целью которого является хоровое пение.

Подлинная увлеченность хоровым пением возникает не сразу. Нужна система психологических контактов, способных сплотить людей в единый коллектив: совместное посещение художественно-творческих мероприятий, вечера отдыха, диспуты по различным проблемам жизни и т.д. Во всей этой работе значение руководителя хора трудно переоценить.

Создание спаянного дружбой и любовью к хоровому пению коллектива невозможно без глубокого уважения и даже расположения его участников к своему руководителю.

Руководитель хора должен внимательно относиться к каждому участнику хора, знать его трудности и заботы, уметь добрым советом и конкретным делом помочь членам хорового коллектива, быть им настоящим товарищем. Руководитель хора должен беззаветно любить не только хоровое искусство, но и многоплановую работу, связанную с организацией коллектива, посвящать этой работе всего себя.

В задачу руководителя хора входит:

подбор репертуара;

музыкально-педагогическая деятельность;

организация и проведение репетиционной работы

концертно-исполнительской деятельности,

организация творческих встреч с различными самодеятельными и профессиональными коллективами,

организация и осуществление гастрольных поездок хора,

деловые контакты.

В задачу руководителя хора входит не только обучение его участников правильным певческим и хоровым навыкам, развитие музыкальности, но и воспитание у них хорошего художественного вкуса, высокой духовности, любви к хоровому искусству. Задача эта усложняется тем, что руководителю приходится работать с людьми разного возраста, различного образовательного и культурного уровня.

Такой широкий и разнообразный спектр деятельности руководителя самодеятельного хора требует от него не только знаний, умений и навыков в области хорового искусства, но и широкой общей эрудиции и педагогической образованности. Он должен быть разносторонне подготовленным, творчески активным педагогом. Для этого необходимы большие знания в области литературы, театра, изобразительного искусства, общественных наук, основ психологии. Руководитель хора должен обладать развитым интеллектом и силой воли. Работа с самодеятельным хором требует от руководителя большой работоспособности, выносливости и крепкого здоровья, а также оптимизма и, естественно, чувства юмора.

Все эти знания, умения, навыки, способности и черты характера являются, по существу, профессиональными качествами руководителя самодеятельного хорового коллектива.

Реклама и информация

Создание и организация хорового коллектива — сложный процесс, требующий большой заинтересованности и помощи от руководства организации, при которой создаётся коллектив. В процессе организации хора следует использовать различные средства рекламы, агитации и пропаганды: объявления о создании хора по местному радио и в печати и т.д.

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕПЕТИЦИОННОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ВЫВОДЫ

Работа дирижёра самодеятельного академического хора сложна и многогранна. Руководитель хора должен быть не только высококвалифицированным, одаренным хормейстером и дирижёром, но и умелым, талантливым педагогом, организатором и воспитателем. В противном случае он не добьется ощутимых художественных результатов, если не сумеет создать дружный, увлеченный коллектив единомышленников, для которых хоровое пение является важной духовной потребностью.

Главной особенностью работы с самодеятельным хоровым коллективом является творческий процесс, прочно взаимосвязанный с процессами обучения, воспитания и организации. В этом разрезе педагогическую и психологическую образованность руководителя самодеятельного хора невозможно переоценить.

Нынешний этап развития самодеятельного хорового искусства переживает серьёзный кризис по трём основным направлениям — экономический, социальный и в определённой степени духовный. В этой ситуации проверяются на прочность не только профессиональные качества руководителя, но и его, прежде всего, педагогическое умение организовать коллектив, вывести его на должный исполнительский уровень и удержать от распада. И чтобы при этом не пострадало творчество.

Всё это представляет собой проблемы прежде всего педагогического характера — нужно научить людей петь в хоре, понимать, хор, любить хор и, главное, — не предавать хор ни при каких обстоятельствах.

Список литературы

Б.В.Баранов, " Курс хороведения", М., ПОП Музфонда, 1991

П.Г.Чесноков, " Хор и управление им", М., Музгиз, 1961

Э.М.Суханова, " Педагогика как наука и искусство воспитания, Лекция, М. МГУК, 1997

Б.И.Тараканов, " Разработка положений по подготовке специалистов в сфере менеджмента хорового искусства", М., 1997

В.Морозов, " В помощь педагогу-музыканту", М. Музыка, 1965

С.Сагитов, " Методика музыкально-теоретического образования участников коллективов хужожественной самодеятельности", М., Музыка, 1972

С.Попов, " Организационные и методические основы работы самодеятельного хора", М., Профиздат, 1964

Сеть ИНТЕРНЕТ, базы данных по музыкальной педагогике.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http: //www.refcentr.ru/

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

МОСКВА

1998

ВВЕДЕНИЕ

" Идите в хоры и обретёте гармонию"

(Роберт Шоу)

В педагогической формуле профессора Б.В.Баранова представлено определение хоровой культуры нации как совокупности трёх взаимосвязанных составляющих:

хорового творчества (создание репертуара);

хорового исполнительство (реализация репертуара);

хоровой педагогики (как совокупности методологий обучения творчеству и исполнительству).

В работе самодеятельных (в современной терминологии " некоммерческих" ) хоровых коллективов как нельзя лучше подтверждается истинность этого определения: руководство самодеятельным хором — сложная и ответственная работа, включающая в себя элементы всех трёх перечисленных составляющих. Репетиционная и концертно-исполнительская деятельность доставляет не только радость творчества, но и является систематическим тяжелым трудом, отнимающим много сил и энергии у каждого участника хора. Без грамотного музыкально-педагогического подхода со стороны руководителя хоровой коллектив не добьется заметных художественных результатов, что непременно приведёт к его распаду.

В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. На фоне пресыщенного хорового рынка происходит массовое образование хоровых коллективов и столь же массовый их распад. Комплексное исследование этого явления, проведённое в Академии хорового искусства п/у Г.А.Струве, выявило ряд " узких мест" в процессе функционирования типового самодеятельного хорового коллектива. В частности, стало очевидным, что одной из основных причин самоликвидации самодеятельных хоровых коллективов является низкое качество музыкально-педагогической и психолого-педагогической работы. То есть факторов, имеющих не только обучающее, но и воспитательное значение. С одной стороны в ряде самодеятельных коллективов ярко выражено отсутствие или недостаточно высокое качество учебной работы, призванной повышать вокально-исполнительский и профессиональный (насколько этот термин возможен в контексте художественной самодеятельности) уровень хорового коллектива. С другой стороны— недостаточное качество (или вообще отсутствие) работы психологического характера, направленной на воспитание участников коллектива и формирование особой среды человеческих отношений.

Общеизвестно, что человеческие отношение внутри отдельно взятого творческого коллектива являются одной из определяющих начал его нормального функционирования и творческого развития. Известный американский педагог и хоровой дирижер Роберт Шоу сказал на одной из педагогических конференций, что: " …если в хоре два певца, стоящих рядом, в одной партии, ненавидят друг друга, то унисон между ними однозначно невозможен! Нет унисона в партии — звучание всего хора невозможно считать полноценным…".

Это утверждение вызывает немало споров среди теоретиков хорового искусства, однако хоровая и педагогическая практика автора работы не раз заставляла убедиться в истинности этого интересного высказывания.

Целью настоящей курсовой работы является обобщение ранее описанных и наиболее близких автору методов " расшивки узких мест" в музыкально-педагогической и психолого-педагогической работе в самодеятельных хоровых коллективах. При этом представляется недальновидным воспринимать хоровую педагогику в отрыве от организационных особенностей функционирования хорового коллектива, т.к. оба этих гибких явления неразрывно связаны между собой и подвержены значительному взаимному влиянию.

Описываемые методы были изучены и успешно опробованы в Академическом хоре Российского химико-технологического Университета (РХТУ) им. Д.И. Менделеева, где автор с 1993 года работает в должности хормейстера-консультанта.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь