Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Руководитель самодеятельного хора как педагог-организатор.



Наиболее сложной частью работы руководителя самодеятельного хора является создание творческого коллектива любителей хорового пения. В этом коллективе одна из главных задач — воспитание уважительных отношений между его участниками, потребности к совместному общению, главной целью которого является хоровое пение.

Подлинная увлеченность хоровым пением возникает не сразу. Нужна система психологических контактов, способных сплотить людей в единый коллектив: совместное посещение художественно-творческих мероприятий, вечера отдыха, диспуты по различным проблемам жизни и т.д. Во всей этой работе значение руководителя хора трудно переоценить.

Создание спаянного дружбой и любовью к хоровому пению коллектива невозможно без глубокого уважения и даже расположения его участников к своему руководителю.

Руководитель хора должен внимательно относиться к каждому участнику хора, знать его трудности и заботы, уметь добрым советом и конкретным делом помочь членам хорового коллектива, быть им настоящим товарищем. Руководитель хора должен беззаветно любить не только хоровое искусство, но и многоплановую работу, связанную с организацией коллектива, посвящать этой работе всего себя.

В задачу руководителя хора входит:

подбор репертуара;

музыкально-педагогическая деятельность;

организация и проведение репетиционной работы

концертно-исполнительской деятельности,

организация творческих встреч с различными самодеятельными и профессиональными коллективами,

организация и осуществление гастрольных поездок хора,

деловые контакты.

В задачу руководителя хора входит не только обучение его участников правильным певческим и хоровым навыкам, развитие музыкальности, но и воспитание у них хорошего художественного вкуса, высокой духовности, любви к хоровому искусству. Задача эта усложняется тем, что руководителю приходится работать с людьми разного возраста, различного образовательного и культурного уровня.

Такой широкий и разнообразный спектр деятельности руководителя самодеятельного хора требует от него не только знаний, умений и навыков в области хорового искусства, но и широкой общей эрудиции и педагогической образованности. Он должен быть разносторонне подготовленным, творчески активным педагогом. Для этого необходимы большие знания в области литературы, театра, изобразительного искусства, общественных наук, основ психологии. Руководитель хора должен обладать развитым интеллектом и силой воли. Работа с самодеятельным хором требует от руководителя большой работоспособности, выносливости и крепкого здоровья, а также оптимизма и, естественно, чувства юмора.

Все эти знания, умения, навыки, способности и черты характера являются, по существу, профессиональными качествами руководителя самодеятельного хорового коллектива.

Особенности организации самодеятельного хора

Самодеятельные хоры создаются при различных учреждениях: ВУЗах, домах и дворцах культуры, культурных центрах и ассоциациях и т.д.

Как было сказано выше, организационная работа теснейшим образом связано с работой педагогической и осуществляется на протяжении всей деятельности коллектива.

Материально-техническая база и основные фонды.

Для создания самодеятельного хора нужны определенные условия: материально-техническая база, репетиционное помещение, музыкальные инструменты, необходимая для работы хора мебель, а также денежные средства на оплату труда руководителя хора и его помощников, приобретение концертных костюмов, нотной библиотеки, фонотеки и т.д.

Важно, чтобы репетиционное помещение было пригодно для работы в нем хорового коллектива. Для репетиционных занятий хора желательно иметь несколько изолированных помещений, оснащённых музыкальными инструментами. Это позволит хору проводить репетиции по партиям (группам). Практика показывает, что такие условия для работы с хором возникают очень редко. Для занятий хора должно быть отведено как минимум два просторных помещения. Необходимо, чтобы каждое помещение было с хорошей акустикой, вентиляцией и освещением. Акустические условия репетиционных помещений требуют особого внимания. Комнаты с плохой акустикой (полное поглощение звука или отражение его с эффектом " эхо" ) совершенно непригодны для занятий. Обычно в помещении для улучшения акустики задрапировываются углы. Для занятий хора должны быть хорошо настроены музыкальные инструменты в соответствии с принятым стандартом (для первой октавы — 440 герц). Желательно, чтобы стулья в репетиционном помещении были расположены с небольшим повышением каждого ряда (амфитеатром).

Реклама и информация

Создание и организация хорового коллектива — сложный процесс, требующий большой заинтересованности и помощи от руководства организации, при которой создаётся коллектив. В процессе организации хора следует использовать различные средства рекламы, агитации и пропаганды: объявления о создании хора по местному радио и в печати и т.д.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКОГО СОСТАВА

Важнейшим этапом формирования состава хора является прослушивание его участников. Результаты прослушивания должны строго и систематически фиксироваться в специально заведенном журнале. В нем, помимо вокально-музыкальных данных прослушивающихся, следует фиксировать общее и специальное образование, место работы или учебы, домашний адрес (телефон, год рождения семейное положение).

При прослушивании следует определить качество голоса (тип, диапазон), музыкального слуха, чувство ритма, музыкальной памяти, а также выяснить музыкальную подготовку: знание нотной грамоты, владение каким-либо музыкальным инструментом, опыт пения в хоре. Существуют различные методы прослушивания поступающих в хор. Как правило, поступающему предлагается исполнить какое-либо вокальное произведение; песню, романс, арию. После этого определяется диапазон голоса, тип голоса (тенор, баритон, бас и т.д.). На несложных упражнениях определяется качество музыкального слуха. К примеру, предлагается повторить за инструментом или голосом различные по высоте звуки в пределах среднего отрезка диапазона голоса поступающего, повторить голосом проигранное на инструменте несложное построение из трех-пяти звуков. Если поступающий имеет музыкальное образование или опыт пения в хоре, упражнения могут быть несколько усложнены. Например, поступающему предлагается на слух определить несложные интервалы в мелодическом, а затем и в гармоническом виде, построить голосом от заданного звука разные интервалы. В прослушивание целесообразно включать хроматические построения.

Чувство ритма проверяется повторением несложного ритмического рисунка.

Если у пришедших прослушиваться в хор нет певческого опыта и отсутствует музыкальная подготовка, то прослушивание целесообразно проводить в несколько этапов» На первом этапе можно ограничиться только общим знакомством с поступающим, предложив ему начать посещать занятия хора, а через три-четыре недели провести более тщательное знакомство с вокально-музыкальными данными и только после этого окончательно высказать мнение о его пригодности для участия в хоре. Нередко застенчивость, робость пришедшего на прослушивание мешают выяснить его вокально-музыкальные данные. В этом случаев, как исключение, можно попытаться провести эту работу в процессе репетиции хора.

Формировать состав хора без всякой проверки вокально-музыкальных данных поступающих в хоровой коллектив нецелесообразно.

Следует заботиться о том, чтобы новые участники хорового коллектива не снижали уровень исполнительского мастерства хора. С этой целью желательно иметь подготовительную группу хора.

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕПЕТИЦИОННОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь