Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сказка Третья. Гадкий Утенок (Ганс Христиан Андерсен)



 

Эта сказка была выбрана нами потому, что в жизни и на практике мы очень часто сталкиваемся именно с этим комплексом – «комплексом гадкого утенка», который с трудом переживают подростки, и с которым не могут справиться даже в пятидесятилетнем (и старше) возрасте взрослые люди. Юнг называл комплексами сгущение отрицательных эмоций на заданную тему, или по-другому – комплексы – это подавленные эмоции и воспоминания, которые могут вызывать постоянные психологические расстройства и даже, во многих случаях, невротические синдромы. Давайте вместе рассмотрим и исследуем, что же в действительности скрывается за этим комплексом и попробуем по-новому взглянуть на старый стереотип-архетип.

Некоторые люди умудряются годами носить в себе чужие обидные (для них) слова. Они с поразительной ясностью и детальностью описывают чувства и ощущения многолетней давности, когда им приходилось быть в роли «гадкого утенка» и переживать, как и ему, все те ужасы унижения, отторжения, загнанность и безысходность. Так у них образовывалось чувство собственной несостоятельности, формировалась заниженная самооценка, выученная беспомощность и реакция капитулировать при малейшем возникновении конфликта. И все это «приобретенное, выученное, взлелеянное и выхоленное», почему-то вдруг взяли и связали с комплексом  «гадкого утенка», забыв, что в отличие от этих «капитулянтов» он не сдался, не сломался, он боролся и выживал в условиях, которые мы бы назвали «нечеловеческими». Поэтому разобраться в этом вопросе имеет смысл, тем более что «комплекс уязвленного себялюбия» далеко не равнозначен комплексу так называемого «гадкого утенка».

Начнем с того, что «гадкими утятами» начинают чувствовать себя те дети, которые  сталкиваются уже в раннем детстве с неприятием себя в определенных кругах: в семье, где ребенок не нужен ни маме, ни папе, и где стесняются его внешности, психического или физиологического дефекта; в общении с братьям и сестрам (если они есть), которые просто стараются выжить его из семьи, отвоевывая свое место под солнцем; в школе, где таких детей тоже стараются игнорировать, и в первую очередь так называемые «учителя», которые, кстати, великолепно представлены красочным образом-мотивом старой утки. «Она здесь знатнее всех. Она испанской породы и потому такая жирная. Видите, у нее на лапке красный лоскуток! До чего красиво! Это высшее отличие, какого только может удостоиться утка. Это значит, что ее не хотят потерять…». Если кто-то решил сразу обидеться на подобное сравнение, прочтите дальше, а именно: «Славные у тебя детки! – говорит знатная утка с красным лоскутком на лапке. – Все очень, очень милы, кроме одного, пожалуй… Бедняга не удался! Хорошо бы его переделать! » И ведь переделывают! Калечат лебединые души, подгоняя их под свое, утиное сознание!

Дальше – хуже. Ребенок свыкается с наклеенным на него ярлыком и окружающие просто считывают с него информацию – «убейте меня, я недостоин жить на этом свете». И именно в этом месте идентичность сказочного и жизненного сюжета заканчиваются. В действие вступает «комплекс уязвленного себялюбия», который ничего общего с «гадким утенком» иметь не может. Так запускаются в действие законы виктимности.

Чтобы увидеть себя «белым лебедем», как это случилось с гадким Утенком, нужно, как минимум, хотя бы раз в жизни посмотреть на себя в свое зеркало, заглянуть к себе внутрь и ощутить свое происхождение – Человек. А Человек – это всегда звучит гордо и не всегда банально. Так что же мешает? А мешает то, что каждый норовит подставить другому свое зеркало и заставить вас смотреть на себя через призму чужого отражения. И вы доверяете кривым зеркалам кривых душ и с покорностью терпите глумление невежества.

Но прежде, чем сказать эти слова приходящим на прием людям, им предлагается заново прочесть от начала до конца сказку – она не такая уж и большая. И только когда у человека, закончившего чтение, появляется действительно просветленный взгляд, мы начинаем серьезную работу. (Коллегам признаюсь честно – уговорить прочесть несколько страниц сказки бывает достаточно непросто).

В ходе работы была замечена одна интересная особенность – все те, кто считает себя (с «доброжелательной» подачи самых близких и родных) «гадким», как правило, отличаются удивительной тонкостью восприятия этого мира. Это очень добрые от природы люди, владеющие врожденной эмпатией и альтруизмом. Они с готовностью откликаются на чужую боль и боятся причинить ее даже своим гонителям; эти люди терпимы настолько, насколько были нетерпимы к ним; эти люди светлы и чисты душой, и тем, у кого на душе тьма, становится нестерпимо от их света – значит «гадких» надо уничтожить! Кроты не могут понять радость солнечного луча, утка не может понять лебедя, а все что не понятно – опасно для жизни (или существования? ). Именно по тонкости восприятия окружающего мира достаточно легко определять, где действительно «гадкий утенок», которому надо просто помочь увидеть себя настоящего, а где напыщенная и надутая самовлюбленность, которой надо, чтобы мир стал «птичьим двором».

Итак: «Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, овёс зеленел, сено было смётано в стога; по зеленому лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски – этому языку он выучился у своей матери. За полями и лугами темнел большой лес, а в лесу прятались глубокие синие озёра. Да, хорошо было за городом! Солнце освещало старую усадьбу, окруженную глубокими канавами с водой. Вся земля – от стен дома до самой воды – заросла лопухом, да таким высоким, что маленькие дети могли стоять под самыми крупными его листьями во весь рост»…

Так светло и чисто начинается сказка Ганса Христиана Андерсона «Гадкий утенок».

 «В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка. Сидела она уже давно, и ей это занятие порядком надоело. К тому же ее редко навещали, - другим уткам больше нравилось плавать по канавкам, чем сидеть в лопухе да крякать вместе с нею.

Наконец яичные скорлупки затрещали.

Утята зашевелились, застучали клювами и высунули головки.

- Пип, пип! – сказали они.

- Кряк, кряк! – ответила утка. Поторапливайтесь! »

Здесь нужно немного прерваться, чтобы обратить внимание на то, как приветствовала мамаша своих деток – она не обрадовалась их появлению, она не сказала им даже приветливого слова, но зато сразу прозвучала авторитарная команда – «поторапливайтесь! » У уток, гусей и всего этого широко распространенного вида, есть одна удивительная особенность, которую называют импритингом. Импритинг – это мгновенное запечатление на всю жизнь первого мгновения жизни. В биологии этот момент важен тем, что первый, кого увидит утенок или гусенок – будет его «мамой», поэтому эти пушистые комочки очень часто следуют за движущейся человеческой ногой, которую сразу же принимают за родительницу.

Для психологии этот момент важен тем, что первое прикосновение к миру также запоминается у ребенка на всю жизнь. И если мать, вместо ласковых, добрых слов отдает солдафонские, авторитарные команды – от подобного ребенка не стоит ждать в будущем ярких проявлений положительных эмоций, также как и выражений даже самой примитивной любви. Поэтому и не стоит удивляться, что братики и сестрички «гадкого утенка» ненавидели и желали ему смерти в той же степени, что и их мамаша.

К тому же высиживаемые уткой утята были далеко не столь желанными и любимыми детьми, как это ожидается от каждого родителя – утке «это занятие порядком надоело», «ее редко навещали» даже подруги, а уж папаша, тот и вовсе не разу не появился, как это выяснится потом. Какие уж тут желанные дети, которых хочется одарить любовью – долг и ничего более. Хотя есть еще один фактор, ради которого стоило претерпеть такие «муки» – это «чтоб не хуже, чем у других», чтоб были «благовоспитанными», а лапки выворачивались, как у всех, наружу, чтоб можно было «на людях» продемонстрировать свое материнство и услышать похвалу в адрес своих «милых малюток».

Старая и опытная подруга предупреждает молодую мамашу, что она зря тратит время на «индюшонка», однако той не хочется терять то, на что она потратила столько сил и она мужественно его досиживает. Но последовавшее за этим разочарование и досада были пропорциональны затраченным усилиям – «Ужасный урод! » - вот что услышал, только родившись, этот малыш. Представляете?

А «урод», не потому что действительно урод, а потому, что «и совсем не похож на других! » Не вписался в карту мира утки лебеденок – значит урод. А с уродами шутки в сторону и утка принимает поистине «материнское» решение, заранее зная, что это все-таки индюшонок (! ) – «Ну, да в воде-то он у меня побывает, хоть бы мне пришлось столкнуть туда его силой! » Не важно, что он заведомо утонет, важно, что никто не узнает о «позоре». Знакомо?

Однако, пойдем дальше.

« - Кряк-кряк! За мной! Живо! – позвала она, и утята один за другим тоже бултыхнулись в воду.

Сначала вода покрыла их с головой, но они сейчас же вынырнули и отлично поплыли вперед. Лапки у них так и заработали, так и заработали. Даже гадкий серый утенок не отставал от других.

- Какой же это индюшонок? – сказала утка. Вон как славно гребет лапками! И как прямо держится! Нет, это мой собственный сын. Да он вовсе не так дурен, если хорошенько присмотреться к нему. Ну, живо, живо за мной! Я сейчас введу вас в общество – мы отправимся на птичий двор…» И утка дает указания детям, кому необходимо поклониться, чтобы быть принятым на птичьем дворе.

А птичий двор, тем временем, жил своей повседневной жизнью. «Что тут был за шум! Два утиных семейства дрались из-за головки угря…» В общем, на дворе, как на дворе (или при дворе? ).

Несмотря на расшаркивания и подобострастные «Кряк»! », «придворные» утки презрительно оглядели подошедшее семейство и громко (было бы с кем считаться! ) заговорили:

- Ну вот, еще целая орава! Точно без них нас мало было! А один-то какой гадкий! Этого уж мы никак не потерпим!

И сейчас же одна утка подлетела и клюнула его в шею».

 Просто клюнула, вернее, сделала больно и подала знак всем, как необходимо обращаться с «большими и несуразными», которого «не мешает немного проучить». Абсурд! Проучить – от слова «учить». Если кто-то кого-то собрался «проучить» - значит этот «кто-то» сделал что-то не так. Сделал, заметьте, произвел неправильное действие. «Гадкий утенок» совершил действительно страшную ошибку – он имел неосторожность родиться не таким, каким его хотели бы видеть. И за эту ошибку он заплатит дорогую цену. Он пришелся «не ко двору». Он родился не там, не тем, не тогда.

«- Оставьте его! – сказала утка-мать, наверное, за то, что он все-таки «славно греб лапками» – Ведь он вам ничего не сделал!... Он некрасив – это правда, но у него доброе сердце. А плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других...Я думаю он вырастет сильным и пробьет себе дорогу в жизнь».

Это были единственные слова матери, которые можно было действительно назвать материнскими и, очевидно, всем импритингам на зло, именно они и стали благословением и ведущей звездой малыша, если он смог выжить, смог бороться за свою жизнь в таком жестоком и непримиримом к нему мире.

А мир этот был описан без прикрас: «Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод! » А мать прибавляла: «Глаза б мои на тебя не глядели! » Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою». Ад!

Когда человек, прошедший через это горнило, читает эти строки – лицо меняется. Сразу накатывают воспоминания, наружу прорываются все, что так тщательно пряталось, рассортировывалось, загонялось, стиралось с памяти.

Человеку 52 – а он все не может простить своей матери «заклеванного и защипанного» детства, он не может простить ей того, что она даже не догадывалась, в каком пекле ему приходилось жить, учиться, развиваться. Он не может простить и себе своего унижения, беспомощности, которому его подвергали другие. И за что? За то, что он – не такой. А какой? Кто, кому и когда дал право устанавливать нормы (?! ) для других. Что берется за эталон – размер черепа? Вес мозгов? Размах крыльев? А если своих собственных у «эталона» нет – значит другим запретить их иметь? Передвигаться только ползком и с оглядкой? Такое уже было в истории.

И поднимается у человека голова. Он вдруг начинает понимать, что беда его не в том, что он – это он, а в том, что тот, «рожденный ползать, который летать не сможет» взял над ним власть, подчинил своей воле, и попытался уничтожить его собственную природу.  Но все-таки читаем дальше.

А дальше – немного сокровенной, но значительно приближенной к реальности психологии для того, чтобы понять, что скрывается за выделенными в самом начале словами.

«Птичий двор» - это то осознаваемое пространство, которое доступно его обитателям. Есть четкие границы, за пределы которых сознание уток, кур, петухов и прочей живности не может и не хочет выходить. Почему? Да потому, что всегда надежней в привычном состоянии, где есть гарантированный корм и обустроенное место. И совсем не важно, что за все в этой жизни придется заплатить – каждый надеется, что платить будет сосед, а его этот процесс не затронет. Не важно также и то, что кормят (откармливают) не без умысла – и в то время, когда другие будут радоваться жизни, кому-то откормленному настанет черед заплатить своей жизнью за безоблачную жизнь других, которые вскоре также окажутся на вертеле в чьем-то очаге. Жестоко? Нет. Справедливо. Не хочешь быть чьим-то супом или шашлыком – осваивай новые пространства, которые никто от тебя не прячет. Выходи на просторы из «старой усадьбы», расширяй свое сознание, свои границы, свои рамки – исследуй «поля и луга», даже если придется пройти через «темный лес», в котором прячутся «глубокие синие озера».

Темный лес и глубокие синие озера – это и есть то пространство, в которое необходимо заглянуть, которое необходимо освоить и обжить. Это и есть глубины нашего бессознательного, в котором прячется наша истинная сущность. Чтобы понять – кто я – необходимо совершить опаснейшее путешествие в Себя и положительный результат никто не гарантирует. «Идущий навстречу Себе рискует встретится с самим собой» - и эту истину еще  никто не сумел оспорить.

Добровольно уходить «от корыта» решаются единицы. Большинство держатся за «тепленькие местечки» до последнего, пока не настанет их черед быть чьим-то «люля-кебаб». Но есть те, кто в силу сложившихся обстоятельств, вдруг понимают, что надо что-то менять в своей жизни, что никто за него не пройдет его путь и никто не освободит его от жалкой участи быть «мясом». Наш Утенок сумел уловить свой час и, как ни парадоксально прозвучат эти слова, только благодаря издевательствам и надругательствам всех этих «родственников, кур, индюков и петухов» он победил, пройдя ряд нелегких испытаний, и стал гордым и прекрасным Лебедем. Не случись с ним тогда этой беды, прими его тогда «общество» как равного себе – и кто знает, может со временем он действительно бы «выровнялся и стал поменьше», как предсказывала его мать, оправдываясь перед Жирной Испанкой, и стал бы «таким же, как все» - домашней живностью, предназначенной на забой. Так хвала врагам!, ибо они открывают нам Путь и заставляют искать новое! Хвала врагам, которые, травя и загоняя нас в самые страшные тупики, заставляют искать нас новые, непроторенные пути! Хвала бегущим за нами, ибо они вынуждают нас быть первыми! Хвала врагам, которые дают нам шанс узнавать Себя и раскрывать в себе все новые и новые возможности, хвала тем, кто добровольно и с удовольствием жертвует своим развитием ради развития и продвижения других! Но снова и снова повторим – за все удовольствия надо платить. И проценты нарастают в геометрической прогрессии.

«Наконец утенок не выдержал. Он перебежал через двор и, распустив свои неуклюжие крылышки, кое-как перевалился через забор прямо в колючие кусты.

Маленькие птички, сидевшие на ветках, разом вспорхнули и разлетелись в разные стороны. «Это от того, что я такой гадкий», - подумал утенок и, зажмурив глаза, бросился бежать, сам не зная куда. Он бежал до тех пор, пока не очутился на болоте, где жили дикие утки».

Остановимся пока на этом кусочке сказки. Обратите внимание, малыш самостоятельно принимает решение изменить свою жизнь, потому что прежняя стала для него невыносимой. Это кризис. Можно сказать, что возрастной, потому что уже формируются определенные новообразования и есть конкретные действия, которыми подчеркивается неприемлемость прежнего способа жизни. В нем уже заложен и определенный комплекс, который будет играть с ним злые шутки – комплекс собственной неполноценности, но без этого комплекса, как это, опять-таки, не прозвучит парадоксально, он не сумел бы стать тем, кем стал.

Многие, очень многие ломаются уже на этом этапе; заниженная самооценка, навязанное чувство психофизического дефекта, установка на то, что все вокруг лучше, красивее и умнее – все это не способствует росту уверенности в своих силах. Но в таких случаях может начаться путь искания в себе чего-то такого, чего нет в других – доброты, бескорыстия в помощи, терпимости, умении сопереживать и облегчать чужие страдания… И из всего этого вырастает впоследствии прекрасное благородство души, истинная интеллигентность, тонкое чувствование Красоты и Жизни, интуитивное восприятие и понимание Высшего – Жизни.

Нашему малышу не помогали опытные специалисты (и ему, скорее всего, в этом повезло), поэтому он «зажмурив глаза», то есть не умея еще предугадать последствий своих действий, попадает в «болото, где живут дикие утки».

И опять ему везет. Но обо все по порядку.

 Болото – это то место, где можно застрять до конца дней, болото засасывает, затягивает, убивает. Болото – это самые неприглядные места в нашем подсознании, где есть трясины и гнилая вода; это место, где скапливается весь гной и грязь прошлого, от которых хотят избавиться «забыванием» и «вытеснением» и которые, рано или поздно, все же придется разгребать и расчищать. Подсознание – это скопления не только прошлого в этой жизни. Это место, где хранятся все наши «накопления» (сканды, как их называют на Востоке), и в зависимости от наших устремлений и нашей направленности, они либо «ждут своего часа», чтобы проявиться в виде «нелепой случайности», несчастного случая, резкого «неожиданного поворота» в жизни, либо медленно, но уверенно растворяются, если человек «выходит за границы курятника», то есть стремится к познанию и развитию в себе своих самых лучших сторон, к расширению своего сознания, выражаемого в трансцендентности восприятия мира.

Дикие утки – это дикие, необузданные инстинкты, однако в данном контексте есть маленькая уловка. Это все-таки утки. Не лебеди, а утки. То есть это нечто чуждое, хотя и родственное для нашего конкретного малыша, который носит в себе пока еще скрытый потенциал Лебедя. В нем тоже есть дикая природа, но врожденное внутреннее благородство не дает прорваться утиным инстинктам наружу, и Утенок всегда остается верным самому себе.

«Утром дикие утки проснулись в своих гнездах и увидали нового товарища.

- Это что за птица? – спросили они.

Утенок вертелся и кланялся во все стороны как умел.

- Ну и гадкий же ты! – сказали дикие утки. – Впрочем, нам до этого нет никакого дела, только бы ты не лез к нам в родню.

Бедняжка! Где уж ему было думать об этом! Лишь бы ему позволили жить в камышах да пить болотную воду, - о большем он и не мечтал».

Символизм камышей и болотной воды, после разбора первых двух сказок, здесь прорисовывается настолько ярко, что не провести аналогию с нашей современной жизнью было бы просто непростительно.

Камыши – это то «безопасное» место, где, как кажется многим, тебя никто не видит, и можно «спокойно» жить по принципу «моя хата с краю, я ничего не знаю». Правда, жизнью такое существование назвать трудно, но каждый выбирает сам. К тому же, учитывая принцип «за все в этой жизни надо платить», трудно позавидовать тому, кто выбирает болотную водичку вместо родниковой.

Вода, помимо всех прочих символических содержаний, еще и символ Знаний. Комментарии к болотной воде, судя по всему, уже излишни.

Но наш малыш родился под счастливой звездой. И Луч, ведущий его по жизни и знающий, кто скрывается за столь неказистым тельцем, спас «утенка» от прозябания и забвения, хотя спасение это было весьма поучительным, как, впрочем, и каждое «случайное» спасение каждого из нас. По этому поводу, даже не задумываясь о глубинном смысле того, что произносят, говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Многим, очень многим из нас, приходится получать «пинок под зад» или хороший «подзатыльник» от жизни, чтобы остановиться от суетного бега по кругу и пересмотреть свою жизнь – если уж не кардинально, то хотя бы на какой-то период времени. Вот так и «утенку» жизнь преподнесла поучительный урок того, что в камышах тоже бывает очень опасно и жизнь можно потерять не только в честном бою, глядя врагу в глаза, но и тогда, когда происходит трусливое бегство (особенно от себя).

На болоте начинается отстрел. Охотники окружили болото. Вот и думай – стоило ли травиться столько времени болотной водой и жить в камышах, если жизнь все равно заставит платить. Уток выбивали беспощадно – охотники знали, куда шли. «Бедный утенок от страха был ни жив, ни мертв. Он хотел было спрятать голову под крылышко, как вдруг прямо перед ним выросла охотничья собака с высунутым языком и сверкающими злыми глазами. Она посмотрела на утенка, оскалила острые зубы и – шлеп-шлеп! – побежала дальше…»

Наверное, впервые в жизни «утенок» оценил преимущество того, что он не «жирная утка». Вот и первый урок – будь самим собой – это, по крайне мере, может спасти тебе жизнь, хотя и затруднит продвижение по ней. Стоит взвесить все «за» и «против».

Что ж, трудности в жизни нашего малыша не заставили себя долго ждать. Он решил покинуть это страшное болото и «пустился бежать дальше по полям и лугам». Хочется  задержать внимание на том, что «утенок», не смотря на то, что стал единоличным «хозяином», пусть на время, болота, не захотел оставаться там – он выучил урок с первой подачи и решил, что уж лучше двигаться по жизни самому и вперед, чем ждать, что тебя кто-то продвинет (а потом использует как «мясо»).

«Дул такой встречный ветер, что утенок еле-еле передвигал лапками». Встречный ветер – это трудности жизни, препятствия, которые необходимо преодолевать. Но преодолеть их можно только двигаясь, сопротивляясь ветру, иначе он подхватит и унесет «на свое усмотрение».

Наконец, «утенок» добрался до старой, перекошенной избушки, в которую ему удалось пробраться и немного прийти в себя.

«В избушке жила старуха со своей курицей и котом», которых она считала своими «детьми». Теперь «утенку» предстояло выучить еще один урок – как не погибнуть и морально устоять там, где жизнь вынуждает жить с подобными «доброжелателями», которые в своем зауженном сознании, непомерном самовозвеличивании и невежестве уверенны в том, что только «они знают всё». (Желательно все же перечитать сказку).

Однажды «в комнату ворвалась струя свежего воздуха и яркий солнечный луч. Утенка так сильно потянуло на волю, так захотелось ему поплавать, что он не мог удержаться и сказал об этом курице». Конечно струя свежего воздуха, солнечный луч –это переосознание того, что со мной происходит, это ощущение того, что что-то я делаю не так, не то, не там – необходимо что-то менять… И «утенок», услышав «зов» своей природы понимает – он должен плавать, пусть пока как утка, но плавать, а не нести яйца, как этого требует курица и не стремится мурлыкать, так как это «работа котов». «Утенок», этот подрастающий малыш, вдруг понимает истину, которую пытаются задушить в себе многие, очень многие из нас – поэтому мы и встречаем по жизни врачей, учителей, юристов, психологов, научных работников, которые, вопреки голосу своей истинной природы, предпочитают заглушить его и занимают «престижные», «теплые» (честнее сказать болотные) места, чтобы обеспечить себе «старость», стаж, статус, а в итоге – становятся моральными инвалидами, теми «коротконогими курицами» и «сыплющими искры, когда их гладят против шерсти, котами», убивающими в себе и  в других стремление плавать, не говоря уже летать.

Андерсен гениален и поэтому его сказки будут жить вечно. Просто прочтите диалог утенка и курицы, чтобы увидеть всю трагедию, которая часто происходит и на ваших глазах.

- Ах, плавать так приятно! – сказал утенок. – Такое удовольствие нырнуть вниз головой в самую глубь!

- Вот так удовольствие! – сказала курица. – Ты совсем с ума сошел! Спроси у кота – он рассудительнее всех, кого я знаю, - нравится ли ему плавать и летать? О себе самой я уж не говорю. Спроси, наконец, у нашей госпожи старушки, умнее ее уж, наверное, никого нет на свете! Она тебе скажет, любит ли она нырять вниз головой в самую глубь!

- Вы меня не понимаете! – сказал утенок.

- Если уж мы не понимаем, так кто тебя и поймет! Ты, видно, хочешь быть умнее кота и нашей госпожи, не говоря уже обо мне? Не дури и будь благодарен за все, что для тебя сделали! Тебя приютили, пригрели, ты попал в такое общество, в котором можешь чему-то научиться. Но ты пустая голова, и разговаривать с тобой не стоит. Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя. Так всегда поступают истинные друзья. Старайся же нести яйца или научись мурлыкать да сыпать искрами! »

Подальше бы от таких друзей! А еще от учителей, начиная с младших классов! Сколько крыльев было обрезано, сколько судеб переломано – вот уж поистине «благими намерениями вымощена дорога в ад». А все потому, что каждый меряет по себе. Хорошо, если размер универсальный и не жмет. А если всех под одну гребенку?! Родители, думайте, очень хорошо думайте – кому, в чьи руки вы отдаете своих детей. Очень часто «курица» по природе, но не по статусу будет ломать вашего ребенка, запрещая ему «наслаждаться глубиной», только потому, что для нее вода – смерть. Очень часто, те кто «кто любит пускать искры», будут нивелировать ваших детей и заставлять их учиться пускать только искры, вместо того, чтоыбы зажигать пламень души и сердца. Рожденные нести яйца – пусть несут яйца, они тоже нужны в питании. Но рожденные летать – пусть распрямляют свои крылья – мы будем смотреть на их прекрасный полет высоко в небе и наслаждаться великой Красотой Полета и Свободы. Придет время - и они, эти «гадкие утята», научат летать и нас, они научат нас быть самими собой и бороться за этот статус также отчаянно, как некоторые из вас борются сейчас за свой профессиональный «стул и стол».

«Утенок» ушел. С него смеялись, его презирали, а он плавал и нырял вниз головой, он наслаждался тем, что жил своей природой, он, уже на этом этапе, познал счастье от ощущения того, что ему удается жить не вопреки, а только по своей природе.

Настала осень. Птицы улетали в теплые страны и в этот период «утенок» впервые увидел Лебедей – тех прекрасных гордых птиц, с длинными гибкими шеями, которые будили своими трубными голосами душу и сердце малыша. Непонятная тревога охватила маленького лебедя и он тоже вытянул шею, и тоже закричал, и испугался того, что его голос вдруг оказался похожим на голос этих чудесных и недоступных птиц. Вот здесь мы можем сказать – «утенок» действительно встретился с самим Собой, со своей все еще скрытой, но несущей в себе огромную силу и энергию, Природой. Тоска, щемящее чувство на сердце, ощущение, что вот сейчас, где-то рядом, пронеслось нечто, что так близко, дорого, но все еще непонятно, не осознано – это чувство прекрасно и ужасно одновременно. Хочется разгадать тайну, находящуюся в себе Самом – и еще не настало время! Время, которое хочется обогнать, передвинуть, заставить раскрыть будущее…Но для того, чтобы иметь право быть Собой, родившись «на птичьем дворе», необходимо научиться терпению, терпимости, умению выживать в самых сложных условиях и прощать. А помощь – она придет. Но в самый критический, самый нужный момент, а до этого – борись! Борись до конца! Ты имеешь право быть тем, кем чувствуешь себя! Без борьбы высоту не осилишь и на куриных крыльях далеко не улетишь.

Наступили холода, морозы сковали озерную гладь, «утенок» плавал до изнеможения, пытаясь отвоевать у зимы хотя бы крохотный участочек полыньи. Но зима – суровая дама, она Москву от Наполеона спасла, куда уж с ней маленькому тягаться. На счастье (пока все еще горькое), мимо озера проходил крестьянин, который вызволил из льда замерзшего «утенка», его отогрели, но тут снова вступил в действие принцип – за все надо платить.

Людям почему-то всегда кажется, что если они кому-то помогли, если они кого-то «обогрели», согрели, поддержали в нужный, критический момент словом или поступком – у них тут же появляется пожизненное право и в дальнейшем вмешиваться в жизнь «обогретого». И очень удивляются, когда им мягко (или не очень) намекают – спасибо, больше не надо, а то и вовсе заявляют о том, что ничего им не должны. И это правильно. Поверьте, тот, кто получил вашу помощь, действительно испытывал благодарность к вам на тот момент, и то, что он пережил, поможет теперь ему в дальнейшем чувствовать чужую боль и не оставит равнодушным на чужую беду. Но жизнь продолжается. И у него и у вас. И даже в банках не существует пожизненных кредитов.

В восточных странах, где психологию знают глубже и пользуются ею чаще и мудрее, человеку никогда не окажут помощь, даже в экстренный момент жизни до тех пор, пока он сам об этом не попросит. И это, как теперь понятно, очень правильно и тактично, так как в таком случае человек освобождается от долга «благодарности». А теперь скажите себе честно те, кто бьет себя в грудь и постоянно упрекает ближних своих в неблагодарности – протянутая рука помощи была протянута вами только потому, что так подсказало вам ваше доброе и отзывчивое сердце (но тогда владельцы подобного сокровища просто от природы лишены дара злословить, укорять и угнетать), или все же для того, чтобы поставить человека перед фактом «неоплатного долга»?! Если вы выбрали второй вариант – улыбнитесь, жизнь в который раз снимала вас на скрытую камеру.

Что ж, «утенок» тоже попал к подобным «благодетелям». Но он мужественно выстоял и здесь. С трудом и с большими страданиями он выдерживал испытания, выпавшие на его долю и с первыми теплыми лучами весеннего солнышка вдруг взмахнул окрепшими крыльями и полетел! Его внутренняя природа вела его как по компасу к Себе. И сам не заметив как, он вдруг оказался возле озера, где снова увидел прекрасных птиц, и снова его сердце сжалось от непонятной тоски.

«Полечу к ним, к этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня насмерть за то, что я, такой гадкий, осмелился приблизиться к ним. Но все равно! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод зимою! »

Бедный, он все еще не понял, что прекрасные, большие и благородные птицы потому и прекрасны, что они не утки и не куры по своей внутренней природе. Они гораздо выше и мудрее злобного, щипающего и клюющего изподтишка, шипящего невежества; они потому и считаются благородными, что у них поистине благо-родное сердце, которое умеет ценить равных себе.

«Утенку» было чуждо утиное чванство, куриная слепота, озлобленность «простых» людей – его сердце стремилось к Красоте и Добру. Он не встал на колени перед гордыми птицами, униженно прося не гнать его – нет. Его сердце было таким же благо-родным и гордым (не путать с напыщенной гордыней), как и у тех, к кому его тянуло. Он не набивался в друзья, не пытался выдавить слезу рассказами о своей горемычной жизни – он был выше, он был благо-родным. Он готов был принять смерть, так как его душа больше не могла выносить унижений и насмешек. И кого? – курей и уток!

Эта сказка закончилась счастливо. И лебедь сумел стать Лебедем и найти «своих по духу». Он с достоинством перенес все испытания и посвящения в мистериях жизни и он оказался достойным со-братом великого общества Белых Лебедей. И когда «дети и взрослые говорили: «Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой! », - у него не кружилась голова от тщеславия и ему никогда даже в голову бы не пришло заниматься самолюбованием и самовосхвалением.

Что еще можно сказать об этом удивительном Лебеде, если даже «старые лебеди склонили перед ним головы»? Только то, что в каждом людском сердце живет эта гордая и благо-родная Птица. Ее называют по-разному: Искрой, Высшей Силой, Божественной Энергией, Атманом, соединенным с Буддхи, Душой, Солнечным Ангелом, да мало ли еще как. Главное, что этот потенциал есть у каждого! Не у каждого есть, правда, столько мужества и истинного благо-родства, но это уже из другой сказки.

Остается добавить только одно: мы будем рады, если и вы теперь будете с легкостью различать настоящих «гадких утят» от «испанских уток». Оно того стоит. Проверено жизнью.

 

Часть IV.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.061 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь