Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОМ как объект социологического исследования (объект, предмет, методы).



ОМ как объект социологического исследования (объект, предмет, методы).

ОМ- отношение соц общностей к проблемам социальной жизни проявляющееся сначала в эмоциях, потом в суждениях и действиях.

- спецефическое проявление общественного сознания, сложное соц. Духовное образование, выражающееся в оценках, которые характеризуют явное отношение к актуальным проблемам общества.

- состояние массового сознания закдючающее в себе отношение а общественным событиям, деятельности различных групп, организаций.

Функции: информационная, регулятивная, управленческая (омисточник инф для принятия решения), эксперссивная, консультативная, дерективная (ом может само выносить решение), побудительная.

Признаки ом: - отражает не все точки зрения, а главное по отношению к обществу, - не бываетвнеисторического и внесоц ом, - ом дб актуализированно в сми или др ком системах, - направленно на общ группу, - может функционировать при доступе граждан к инф, - принцип динамичности, -эмержентность (не сводится к сумме составных элементов)

Условия формирования ОМ: предметом ом становятся вопросы востребованные, дб спорным, уровень компетенции.

ОМ – это состояние массового сознания; оценочные суждения по социально значимым проблемам.

Объект ОМ – это то, по поводу чего складывается ОМ.

Выделяют: О-факты; О-события; О-явления (самый сложный)

Субъект ОМ – социальная общность, обладающая совместимым интересом и стремящаяся к его защите.

Методы исследования общественного мнения традиционно делятся на две группы: качественные и количественные методы.

Качественные исследования направлены на обнаружение тенденций и факторов, на выяснение того, что имеет место быть, что происходит, если или нет некое явление.

Количественные методы направлены на измерение и соотношение выявленных в процессе качественных исследований факторов и характеристик.

К качественным методам относятся наблюдение, личное интервью, store-check (проверка продукции в магазине), фокус-группы.

Основной метод количественного исследования общественного мнения - анкетирование (в том числе, в форме телефонного интервью, после которого анкета заполняется социологом).

 

Древнегреческие теории (предпосылки) изучения ОМ.

В древнегреческом сообществе впервые появляется понимание ОМ. К 5 веку до н.э. появляется необходимость строго научного понимания ОМ.

Протогор- ОМ- мнение большинства ввел понятие дихотомии ОМ(идея ОМ разделяет людей на тех кто ЗА и кто ПРОТИВ).

Ксенофан из Колофона: ОМ – то, что ему необходимо (зависит от потребности человека)

Сократ и Платон: публичное мнение – мнение аристократии, более объективное, чем мнение большинства, так как за генераторами ОМ кроется образовательная ценность.

Меритократия – власть избранных, аристократии.

звестный философ античности - Сократ (470-399 гг. до н. э.) -в своих работах

провозгласил общественное мнение " неписаным законом", который действует без

вмешательства государственной власти. Именно благодаря общественному мнению

младшие в присутствии старших держат себя скромно, а дети с благоговением относятся к

своим родителям; благодаря ему люди носят определенные одежды и прически.

Уже в античности философы не просто описывали феномен общественного мнения, но

и пытались объяснить его. При этом достаточно четко наметилось несколько основных

проблем. Одна из них -кто является субъектом этого феномена. Так, философ Протагор

(480-410 гг. до н. э.) считал, что публичное мнение - это мнение большинства народа. Тем

самым он провозглашал принцип демократии, как власти народа, что проявлялось, в

частности, в возможности формировании " своего" мнения,.

Однако существовали и противоположные представления: Так, философ-идеалист

Платон Афинский (427-347 гг. до н. э.), подчеркивая исключительную роль аристократии,

утверждал, что именно ее мнение является правильным.

Крупнейшей мыслитель древнего мира Аристотель (384-322 гг. до н. э.) допускал в

трактовке общественного (публичного) мнения колебания между материализмом и

идеализмом. Так, он утверждал, что совокупное мнение большинства более истинно, чем

мнение отдельных лиц. И в этом суждении проявляется его демократическая

направленность. Однако в других работах он призывал не допускать неимущих граждан к

верховной власти и не считать их мнение истинным, что противоречило демократии.

Сократ и Платон- идея публичного мнения, но это мнение аристократии, оно более объективно чем мнение большинства, тк за носителями кроется определенное образование.

Аристотель- мнение имеет дело с чувственно воспринимаемыми фактами, оно может познавать случайные, единичные факты. В ОМ заложена диалектика перехода из истинного в ложное и наоборот.

Особенности функционирования ОМ в Средневековой Европе.

Ом средневековой европы на первый план выдвигает идею самосовершенствования. Спор Тартумана и Татиана. Средневековая церковь против язычников (многобожия, жертвоприношений).

Проблемы, которые выделяет ОМ средневековья: 1) проблема креоционизма (создана ли земля Богом или существовала вечно? )

2)проблема веры и разума а)разум в подчинении у веры, период патристики, защита церкви от критики, б) знакомство с другими цивилизациями, вера и разум самостоятельно познают истину( теория 2х истин), в)институализация разума в университетах, следовательно разум господствует над верой.

Этапы:

1. разум в подчиненности у веры (до Тертуллиана) – «верую, ибо это абсурдно»; Средневековье погубили специи – добавка к тому, что имелось

2. двойственная истина (Сигер Брабанский, Ансельм Кентерберийский, Аверроис) – возникает алхимия (Рабинович, М.М.Бахтин), мистика

 = > институционализация разума – институты, университеты

3. разум над верой (Скотт, Бэкон)

Характерные черты ОМ: - теоцентризм (идею Бога)

-Идея стабильности, - институализированность в газетах, в церкви, - стуктурированность, - дифференцированность

Теория ОМ Ф. Тенниса.

Немецкий социолог Фердинанд Тённис, используя свой метод, исходящий из теории «общности и общества», утверждал, что общественное мнение играет ту же роль в обществе (Geselleschaft), которую религия играла в общности (Gemenschaft).

Ф. Теннис в «Критике общественного мнения* указывал, что общественное мнение существует в различных агрегатных состояниях: «твердом, жидком и газообразном»

В своей новаторской работе " Критика общественного мнения" Ф. Теннис подчеркивал, что теория и практика публичного выражения мнений через СМИ не является характерным признаком никакой иной культуры, кроме современной Европы и Северной Америки. Он критиковал своих современников за то, что они не придали самого серьезного значения феномену развития " общественного мнения" посредством свободной печати. С его точки зрения в основе современного общества лежат три различных организационных начала: рынок, государство и общественное мнение, последнее из которых, выражаемое посредством независимой печати, разрушает темную, бессмысленную таинственность, окутывающую " ничем не обоснованные мифы, верования > и власть"

По главной концепции Тённиса общество заключает в себе различные отношения и объединения людей и является таким образом продуктом человеческой воли. Индивидуальные выражения воли объединяются в коллективную волю и тем самым в социальную структуру. Тённис различает “волю” двух типов: а) естественную — основа общины и б) рациональную — основа “гезельшафта” (общества). Первая характеризует прежде всего традиционное общество, а вторая — индустриальное. Такие общества отличаются друг от друга на основе доминирующих в них норм.

община характеризует традиционное общество, которое основывается на тесных семейных отношениях, на нормах любви, взаимопонимания и защиты. Социальные связи базируются на родстве, общности локуса и языка. Такую организацию совместной жизни можно назвать “естественным” обществом, базирующимся на “естественной воле”. Общество представлен в современном индустриальном обществе, которое базируется на экономических, безличных и искусственных отношениях, на нормах экономической ценности, труда и потребления, а также на связях, которые относятся к общественному классу и экономическим соглашениям. Это деловая организация, в которой преобладает “рациональная воля”.

Природа ОМ.

Основы социологического анализа общественного мнения были заложены американским исследователем У. Липпманом, актуализировавшим вопрос о социальной сущности и специфическом характере исследуемого феномена. У. Липпман за основание выделения общественного мнения взял способ его функционирования и формирования как кристаллизацию представлений, знаний и мнений, существующих в виде эмоционально окрашенных стереотипов, представляющих своего рода механизм «селективного восприятия». Посредством влияния на стереотипы, которые определяют общественные чувства и являются распространителями общественного мнения, может быть проложена дорога в политику.

Позже Г. Блумер и Ч. Кули рассуждают о природе, механизмах и особенностях формирования общественного мнения, понимая его как надиндивидуальный продукт, возникающий в результате дискуссии. Особенности и механизмы формирования общественного мнения описываются американскими исследователями П. Лазарсфельдом, Б. Берельсоном и Г. Годе; проблема компетентности общественного мнения поднимается в работах А. Лоуэлла; структурные компоненты общественного мнения анализируются Дж. Цаллером.

Ю. Хабермас выделяет общественное мнение, связывая его с субъектами последнего, в качестве которых он называет группы правящей элиты, владеющей собственностью. Для него общественное мнение – это мнение, выраженное в официальных источниках информации и являющееся инструментом в руках политически доминирующей социальной группы.

Противоположной точки зрения, отрицающей наличие субъектов общественного мнения, придерживается Н. Луманн, связывающий выделение последнего с объектами отражения. В качестве последних называет актуализированные в обществе темы, по поводу которых складывается то или иное мнение.

Оригинальную концепцию общественного мнения разработала Э. Ноэль-Нойман, положившая в основу определения последнего способ его проявления. Автор считает, что «социальная природа человека, побуждающая его дорожить своим именем и бояться изоляции, подчиняет всех людей давлению конформизма, называемому общественным мнением». В связи с этим она вводит понятие «спираль молчания», суть которого состоит в том, что многие люди не высказывают своего мнения из-за боязни оказаться в изоляции. Такая ситуация приводит к тому, что озвученное, высказанное мнение может оказаться вовсе не мнением большинства, которое считая себя меньшинством, молчит. «Говорящие», даже если в действительности их меньшинство, получив поддержку, начинают еще активнее высказывать свое мнение. «Молчащие», даже если их большинство, еще упорнее молчат, что способствует раскручиванию спирали молчания. В связи с этим Ноэль-Нойман одну из важнейших характеристик общественного мнения, заключающуюся в том, что оно может быть без боязни высказано публично. Автор понимает всю значимость общественного мнения для политических процессов, поэтому считает, что субъекты политической деятельности должны стремиться сделать сои позиции и взгляды приемлемыми для других людей, чтобы не приводить их к изоляции. В противном случае общественное мнение в силу раскручивающейся спирали молчания может повести себя непредсказуемо.

Структура и функции ОМ.

Функции общественного мнения:

1. Аксиологическая, то есть оценочная;

2. Регулятивно-воспитательная;

3. Нормативная;

4. Аналитическая;

5. Консультативная;

6. Экспрессивная;

7. Директивная

Под общественным мнением в социологии понимают специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках и характеризующее явное или скрытое отношение больших социальных групп к актуальным проблемам действительности. Само же общественное сознание представляет собой целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретический и обыденный) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука). Носителем общественного мнения являются большие социальные группы (нации, народы, социальные страты).

Рассмотрим критерии включенности различных явлений в объекты общественного мнения.

Первый критерий связан с интересами субъекта. В соответствии с этим критерием объектом общественного мнения могут стать лишь те явления, которые затрагивают интересы личности или социальной группы.

Второй критерий связан с многозначностью явлений. В соответствии с этим критерием в объект общественного мнения могут быть включены лишь те явления, которые имеют неоднозначное толкование.

Третий критерий связан с компетентностью субъекта. В соответствии с этим критерием объектом общественного мнения могут стать лишь те явления, которые доступны знанию и осмыслению людей, составляющих субъект общественного мнения.

Условия формирования общественного мнения, основываются на предпосылках:

1.    ОМ – есть конкретный вывод определенной общности людей по тем или иным проблемам, и есть итог мыслительной деятельности людей.

2.    критерием отбора служит общественный интерес и потребности

3.    массовые суждения обладают различной степенью объективности

4.    ОМ выступает в качестве специфической установки на практическую деятельность людей

5.    ОМ – продукт взаимодействия людей, своего рода коммуникативное поле мнений, образовавших новые качества (принцип эмерджентности)

6.  развитие ОМ следует процессу нелинейного развития

ОМ и политическая власть.

Взаимодействие ОМ и власти- реальная включенность в полит решения, управление делами государства и общества и возможностей для функционирования властными структурами.

Режимы взаимодействия: - режим подавления ОМ со стороны властных структур (репрессии по отношению ко всем оценочным суждениям массы; ОМ – духовное образование, не практичное; ОМ присутствует при электоральных процедурах, но не занимает места в принятии решений; нет каналов выражения ОМ и его изучения; власть не консультируется с массами; подавляется инакомыслие; извращенное воплощение информационных функций)

- режим игнорирования ОМ (отстранение от принятия решений ОМ; отсутствует демократическая система или она имитирована; слабо реализуются оценочные и информ функции; в бытовой сфере ОМ функционирует, имеет духовную и духовно-практическую сторону, нет контроля за инакомыслием; не имеет статуса соц института)

- режим патернализма власти по отношению к ОМ (власть и ОМ не равноправны, это давление, но не подавление; ОМ младший участник диалога; есть полемика по отдельным темам; эффект от ОМ минимален; приоритет – правительственным структурам, хотя и существуют иные; ОМ – полчиненный, но субъект полит процесса)

- режим сотрудничества взаимореализации (демократической полит системы; полная реализация сущностных потенций ОМ; ОМ выступает полноправным субъектом полит процесса; власть принимает те положения полит мнения, где ОМ выступает как компетентный субъект; функции ОМ все, кроме директивы)

- режим давления ОМ на власть (давление массовых ценностных суждений на институты власти и управления; власть – обороняющаяся сторона; власть – младший участник партнерства; ОМ реализуется через институциональные и неинституциональные функции)

- режим диктатуры ОМ (крайняя слабость властных структур, их неустойчивость; ОМ далеко выходит за пределы своей компетенции; существует масса каналов ОМ, где полностью снят властный контроль; вседозволенность СМИ; власть исполняет только те функции, которые предписаны и навязаны ОМ)

Роль СМК в формировании ОМ.

СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем. Как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д.

Выделяют два основных направления влияния СМИ на формирование общественного мнения:

1. Семантическое манипулирование, предполагающее тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации. Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений.

2. Формирование стереотипов. Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности

Таким образом, общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Однако, так как СМИ стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, можно сделать вывод, что не только общественное мнение может определять деятельность СМИ, но и само общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности СМИ, например, из-за распространения идеологии и пропаганды.

Общая роль массовой коммуникации лучше всего рассматривается через анализ функций, реализуемых СМК:

функция информирования, совпадающая с увеличением и (или) изменением состава знаний у представителей аудитории;

функция воспитания, совпадающая с формированием или изменением интенсивности и направленности определенного типа установок;

функция организации поведения, совпадающая с прекращением, изменением или инсценированием какого-либо действия;

функция развлечения, совпадающая с изменением комплекса психологических, физиологических (усталость, раздражение) и тому подобное характеристик с помощью эффектов отвлечения, переключения внимания, создается ситуация для выхода чувств;

функция коммуникации, совпадающая с усилением, поддержанием или ослаблением связей между представителями аудитории.

 

Стереотипы в ОМ.

Понятие «стереотип» впервые введено в оборот известным американским журналистом Уолтером Липпманом в 1922 г. в книге «Общественное мнение», где он определяет стереотип как упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека. Он возникает на основе опосредованного восприятия объекта: «Нам говорят о мире до того, как познаем его на опыте». Стереотипы, по утверждению У. Липпмана, первоначально возникают спонтанно, в силу «неизбежной потребности в экономии внимания». Они способствуют формированию традиций и привычек. «Они — крепость, стоящая на страже наших собственных традиций, и под ее прикрытием мы можем чувствовать себя безопасно в том положении, которое мы занимаем». Стереотипы оказывают воздействие на формирование нового эмпирического опыта: «Они наполняют свежее видение старыми образами и накладываются на тот мир, который мы воспринимаем в своей памяти». Хотя степень их адекватности чрезвычайно лабильна, стереотипы — преимущественно неадекватные образы объективной реальности, основанные на «ошибке человека, по привычке принимающего предвзятое за видение». «Стереотип однозначен; он делит мир на две категории — на «знакомое» и «незнакомое». Знакомое становится синонимом «хорошо», а незнакомое — синонимом «плохо»».

 

Стереотип содержит в себе оценочный элемент. Липпман считал, что стереотип нейтрален. Оценочный элемент выступает в виде установки, эмоционального общения. Стереотип — не просто упрощение. Он «в высшей степени заряжен чувствами». Оценочный элемент стереотипа (установка) всегда сознательно детерминирован, поскольку стереотип, выражая чувства личности, ее систему ценностей, всегда соотнесен с групповыми чувствами и групповыми действиями. Отсюда следовал вывод о возможном единстве стереотипов у тех или иных социальных институтов и социальных систем. Стереотип, размышлял далее У. Липпман, неадекватен. Стереотипы («предрассудки») эффективно управляют всем процессом восприятия, являясь эталоном оценки и соответственно защиты личности, входящей в данную группу. В конечном счете стереотипы способствуют процессу толкования социально-политического единства группы.

 

В начальном периоде исследования вслед за У. Липпманом проблемы стереотипа рассматривались как ложные, алогичные и несовершенные образования или предвзятые мнения: «картинки в голове», «эмоциональный символ», «фиксированный образ». Позднее стереотипизация стала рассматриваться как необходимый и важнейший когнитивный процесс, опосредующий поведение человека, помогающий его ориентации. Стереотип стали считать атрибутом реальной человеческой психики, а «стереотипизированные» понятия, оценки, категории — как закрепленные в общественном сознании «сгустки» общественного опыта, как повторяющиеся свойства и явления.

У исследователей нет однозначного взгляда на природу и сущность стереотипа. Одни находят, что стереотип общественного сознания всегда специально организован и функционирует на основе какого-то определенного социального заказа. Он зависит от задач социализации, а не от стихии чувственной природы восприятия. Другие в формировании стереотипа придают значение чувственному опыту. Третьи, соглашаясь с тем, что стереотипное мышление образовалось стихийно, подчеркивают, что стереотипы поддерживаются сознательно, с помощью специально и исторически внедряемых в обыденное сознание априорных суждений, постепенно пронизывающих все области жизни, включая политику и искусство, и в конечном счете приобретающих силу нравственного закона или правила общежития, которые имеют историческое значение. Последнее мнение французского социолога П. Рикера представляется нам наиболее перспективным при изучении феноменов стереотипа.

 

Рассматривая социальные функции стереотипа, Д. Теджфел отмечает ряд моментов.

1. Люди с легкостью проявляют готовность давать обширным человеческим группам (или социальным категориям) недифференцированные, грубые и пристрастные оценки.

2. Эти характеристики отличаются стабильностью в течение длительного времени.

3. Социальные стереотипы изменяются в зависимости от социальных, политических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно.

4. Социальный стереотип становится более отчетливым и враждебным, когда возникает враждебность между группами.

5. Социальные стереотипы устанавливаются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.

Справедливо утверждение, что сегодня «информация» превратилась в инструмент власти, который используется как товар, а последние достижения в области технологии делают его структурным элементом стратегии имперского государства, предначертанным для ротации структуры бюрократической жизни, т. е. управленческого аппарата государства. Именно поэтому информация поступает к потребителю в усеченном виде. Средства массовой информации навязывают определенные правила прочтения социальных отношений, стоящих на службе существующего порядка.

Социокультурная природа ОМ.

ОМ как объект социологического исследования (объект, предмет, методы).

ОМ- отношение соц общностей к проблемам социальной жизни проявляющееся сначала в эмоциях, потом в суждениях и действиях.

- спецефическое проявление общественного сознания, сложное соц. Духовное образование, выражающееся в оценках, которые характеризуют явное отношение к актуальным проблемам общества.

- состояние массового сознания закдючающее в себе отношение а общественным событиям, деятельности различных групп, организаций.

Функции: информационная, регулятивная, управленческая (омисточник инф для принятия решения), эксперссивная, консультативная, дерективная (ом может само выносить решение), побудительная.

Признаки ом: - отражает не все точки зрения, а главное по отношению к обществу, - не бываетвнеисторического и внесоц ом, - ом дб актуализированно в сми или др ком системах, - направленно на общ группу, - может функционировать при доступе граждан к инф, - принцип динамичности, -эмержентность (не сводится к сумме составных элементов)

Условия формирования ОМ: предметом ом становятся вопросы востребованные, дб спорным, уровень компетенции.

ОМ – это состояние массового сознания; оценочные суждения по социально значимым проблемам.

Объект ОМ – это то, по поводу чего складывается ОМ.

Выделяют: О-факты; О-события; О-явления (самый сложный)

Субъект ОМ – социальная общность, обладающая совместимым интересом и стремящаяся к его защите.

Методы исследования общественного мнения традиционно делятся на две группы: качественные и количественные методы.

Качественные исследования направлены на обнаружение тенденций и факторов, на выяснение того, что имеет место быть, что происходит, если или нет некое явление.

Количественные методы направлены на измерение и соотношение выявленных в процессе качественных исследований факторов и характеристик.

К качественным методам относятся наблюдение, личное интервью, store-check (проверка продукции в магазине), фокус-группы.

Основной метод количественного исследования общественного мнения - анкетирование (в том числе, в форме телефонного интервью, после которого анкета заполняется социологом).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь