Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Слухи как вид социологической коммуникации и функционирования ОМ.



Слух- специфический вид межлич. Коммуникации в процессе которой сюжет становится бостоянием обширной аудитории.

Особенности: однократная воспроизводимость, самотранслируемость, анонимность.

Отличия: высокая степень обобщения в отличие от доноса и сплетен; привязка ко времени и среде в отличие от байки; свежие новости; неофициальность.

Факторы возникновения:

1.  люди с повышенным уровнем тревожности, удовлетворяющие свои личные потребности и демонстрирующие свое превосходство во владении инф.

2.  человек не чувствует себя в безопасности – он чувствует страх и неудовлетворенность, если разделил с кем-то опасения – становится легче

3.  дефицит или слабая официальная информация

4.  неблагоприятная тревожная обстановка, наличие серьезных социальных проблем

5.  порочный компромат, который распространяют конфликтующие стороны

6.  длительная задержка в принятии важных решений руководства

7.  малая стоимость / бесплатность распространения

 

Факторы распространения:

- передавая другому инф. человек самоутверждается

- открытая потребность во власти

- чувство солидарности

- побуждение других к поддержке себя и своей позиции, подталкивание к другим действиям

- потребность в принадлежности к обществу

- способ релаксации и проведения досуга

- человек, распространяющий слухи, может испытывать удовлетворение, радость от передачи информации; скука

 

Факторы восприятия:

- обстоятельства неблагополучия и тревожности

- стремление упредить какие-то социальные события

- механизм заражения и идентификации себя с группой

- легкая внушаемость части людей

- эксклюзивная инф воспринимается как более убедительная

- распространяются там, где слабоинформированность

- уверенность в достоверности инф

 

 

Составляющие слуха:

1. Кто передает

Лицо, передающее слухи – социальный субъект, информированный субъект, авторитетный, включенный в какую-то коммуникативную систему (единицу)

2. Что передает

Жизнеспособность слуха обеспечивают:

- терминальность

- экспрессивная окраска

3. Как передает

Источники распространения слуха:

- неформальные (личный контакт – гендерные, профессиональные, родственные признаки)

- формальные (СМИ-пропаганда)

4. Кому передает

- коллеги по работе

- СМИ

- очереди (посмотреть признаки)

- транспорт, рынок и др.

5. Когда передает

- много людей, мало работы

- периоды нестабильности

- отсутствие должного объема достоверной информации

- наличие проблемной ситуации

 

Использование для:

- создания определенного имиджа, манипуляции общественного мнения

- привлечение определенного внимания к событию или личности

- реклама товаров и услуг

- провоцирование населения на совершение определенных действий в выгодных для одной из конфликтующих сторон

- создание контрслуха

- подготовка населения к непопулярным мерам

- слух как способ изучения неформальных коммуникаций

 

Принципы создания:

- выбор целевых групп (мыльные оперы, чтобы занять женщин)

- выбор источника для запуска слуха

- формулировка слуха и запуск

 

Запуск слуха:

1.  Азазель:

    - страдалец

    - наклеивание ярлыков

2.  рояль в кустах (КошмарОв): хочешь омрачить репутацию телеведущего Иванова – поставь вместо него в передаче Петрова

3.  перенос (отец хороший, и он хороший), авторитет

4.  тест (если ты его защищаешь, то и сам такой же)

5.  блеф (запускается слух, который сам будет опровергнут)

6.  рекет (если ты не веришь в этот слух, то ты не с нами)Борьба со слухами: игнорирование неправдоподобных слухов, -подтверждение слуха, - опровержение, -ирония и юмор, контрслух, доведение до абсурда, дискредитация автора, публичное разоблачение сплетника, устранение причин, назначение лица главного по слухам.

Изменение реакции ОМ на слухи: сглаживание, заострение, адаптация.

Анализ основных методов исследования ОМ.

Учитывая то, что общественное мнение меняется и на него можно повлиять, отслеживание его состояния и направленности постоянно находится в поле зрения работников сферы паблик рилейшнз (связей с общественностью). В большинстве случаев они могут пользоваться данными опросов общественного мнения, постоянно публикующимися в средствах массовой информации, а в случае необходимости доставать такую информацию в коммерческих организациях, проводящих социологические исследования. В России, например, этим профессионально занимаются Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ), российский интернет-ресурс «Публичная библиотека», ведущий мониторинг более 600 источников периодической печати, исследовательский холдинг РОМИР (Российское общественное мнение и исследование рынка), Фонд «Общественное мнение», Аналитический центр по общей политике администрации президента, VOX POPULI В. Грушина, Центр А. Киссельмана (Санкт-Петербург), Институт прикладного системного анализа, социологические центры ряда ведущих университетов и т.д. Существует множество менее известных исследовательских групп, осуществляющих маломасштабные исследования, в частности, маркетинговые.

Основной метод, на котором строится изучение общества - наблюдение. Выделяют три наиболее распространенных типа исследований:

- Социологические исследования. Их задача - выяснять установки и мнения людей, то есть их соображения по поводу определенных субъектов.

- Коммуникационный аудит, проводимый с целью анализа несогласованностей, возникающих при коммуникации между руководством организаций и целевыми группами общественности.

- Неформальные исследования. К ним относятся накопление фактов, анализ различных информационных материалов и др., то есть методы, не требующие непосредственного вмешательства в работу объектов исследования.

Рассмотрим социологические исследования. Различают два общих типа социологических исследований:

1. Описательные исследования. Они дают возможность сделать моментальный снимок определенной конкретной ситуации или существующих условий. Типичным примером их могут служить опросы общественного мнения.

2. Проблемные исследования. Их цель заключается в том, чтобы разъяснить, каким образом сложилась та или иная ситуация, почему преобладают те или иные мнения и установки.

 

Стереотипы в ОМ.

Понятие «стереотип» впервые введено в оборот известным американским журналистом Уолтером Липпманом в 1922 г. в книге «Общественное мнение», где он определяет стереотип как упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека. Он возникает на основе опосредованного восприятия объекта: «Нам говорят о мире до того, как познаем его на опыте». Стереотипы, по утверждению У. Липпмана, первоначально возникают спонтанно, в силу «неизбежной потребности в экономии внимания». Они способствуют формированию традиций и привычек. «Они — крепость, стоящая на страже наших собственных традиций, и под ее прикрытием мы можем чувствовать себя безопасно в том положении, которое мы занимаем». Стереотипы оказывают воздействие на формирование нового эмпирического опыта: «Они наполняют свежее видение старыми образами и накладываются на тот мир, который мы воспринимаем в своей памяти». Хотя степень их адекватности чрезвычайно лабильна, стереотипы — преимущественно неадекватные образы объективной реальности, основанные на «ошибке человека, по привычке принимающего предвзятое за видение». «Стереотип однозначен; он делит мир на две категории — на «знакомое» и «незнакомое». Знакомое становится синонимом «хорошо», а незнакомое — синонимом «плохо»».

 

Стереотип содержит в себе оценочный элемент. Липпман считал, что стереотип нейтрален. Оценочный элемент выступает в виде установки, эмоционального общения. Стереотип — не просто упрощение. Он «в высшей степени заряжен чувствами». Оценочный элемент стереотипа (установка) всегда сознательно детерминирован, поскольку стереотип, выражая чувства личности, ее систему ценностей, всегда соотнесен с групповыми чувствами и групповыми действиями. Отсюда следовал вывод о возможном единстве стереотипов у тех или иных социальных институтов и социальных систем. Стереотип, размышлял далее У. Липпман, неадекватен. Стереотипы («предрассудки») эффективно управляют всем процессом восприятия, являясь эталоном оценки и соответственно защиты личности, входящей в данную группу. В конечном счете стереотипы способствуют процессу толкования социально-политического единства группы.

 

В начальном периоде исследования вслед за У. Липпманом проблемы стереотипа рассматривались как ложные, алогичные и несовершенные образования или предвзятые мнения: «картинки в голове», «эмоциональный символ», «фиксированный образ». Позднее стереотипизация стала рассматриваться как необходимый и важнейший когнитивный процесс, опосредующий поведение человека, помогающий его ориентации. Стереотип стали считать атрибутом реальной человеческой психики, а «стереотипизированные» понятия, оценки, категории — как закрепленные в общественном сознании «сгустки» общественного опыта, как повторяющиеся свойства и явления.

У исследователей нет однозначного взгляда на природу и сущность стереотипа. Одни находят, что стереотип общественного сознания всегда специально организован и функционирует на основе какого-то определенного социального заказа. Он зависит от задач социализации, а не от стихии чувственной природы восприятия. Другие в формировании стереотипа придают значение чувственному опыту. Третьи, соглашаясь с тем, что стереотипное мышление образовалось стихийно, подчеркивают, что стереотипы поддерживаются сознательно, с помощью специально и исторически внедряемых в обыденное сознание априорных суждений, постепенно пронизывающих все области жизни, включая политику и искусство, и в конечном счете приобретающих силу нравственного закона или правила общежития, которые имеют историческое значение. Последнее мнение французского социолога П. Рикера представляется нам наиболее перспективным при изучении феноменов стереотипа.

 

Рассматривая социальные функции стереотипа, Д. Теджфел отмечает ряд моментов.

1. Люди с легкостью проявляют готовность давать обширным человеческим группам (или социальным категориям) недифференцированные, грубые и пристрастные оценки.

2. Эти характеристики отличаются стабильностью в течение длительного времени.

3. Социальные стереотипы изменяются в зависимости от социальных, политических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно.

4. Социальный стереотип становится более отчетливым и враждебным, когда возникает враждебность между группами.

5. Социальные стереотипы устанавливаются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.

Справедливо утверждение, что сегодня «информация» превратилась в инструмент власти, который используется как товар, а последние достижения в области технологии делают его структурным элементом стратегии имперского государства, предначертанным для ротации структуры бюрократической жизни, т. е. управленческого аппарата государства. Именно поэтому информация поступает к потребителю в усеченном виде. Средства массовой информации навязывают определенные правила прочтения социальных отношений, стоящих на службе существующего порядка.

Социокультурная природа ОМ.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь