Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Эстетика В.С. Соловьёва



Глава 1. Эстетика В.С. Соловьёва

 

Религиозный идеал В. Соловьёва как синтез истины, добра и красоты

Эстетика природы питает философию искусства

Своё понимание и значение искусства В.С. Соловьёв раскрывает, прежде всего, в работах «Красота в природе» и «Общий смысл искусства». «Эстетика природы, - считает В.С. Соловьёв, - даёт «необходимые основания для философии искусства». Он пишет: «Ясно, что красота в природе не есть выражение всякого содержания, а лишь содержание идеального, что она есть воплощение идеи».

Под идеей В.С. Соловьёв понимает полную свободу составных частей в совершенном единстве целого. Он вычленяет три основные стороны общей идеи: абсолютно желанная есть добро; как мыслимое содержание - она есть истина; со стороны совершенства своего воплощения и реально ощутимая в чувственном бытии - есть красота.

Таким образом, красота выступает одной из фаз триединой идеи, она есть её (идеи) специальная эстетическая форма. «Только эта, последняя, отличает красоту от добра и истины, тогда как идеальная сущность у них одна и та же - достойное бытие или положительное всеединство, простор частного бытия в единстве всеобщего».

    Единство всеобщего может разрушаться, если разрастается одно из частных начал. «Ложью называем мы такую мысль, которая берет исключительно одну из частных сторон бытия». Соловьёв считает, что зло в сфере нравственной и ложь в сфере умственной определяют безобразие в сфере эстетической. Однако ощущать идею, считает В.С. Соловьёв, можно только тогда, когда она осуществляется в материи, в природе.

Степень воплощения идеи в материальном мире может быть различной: совершенной или менее совершенной, внутренней или внешней.

 

Поэзия есть отражение красоты природы

В.С. Соловьёв выстраивает целую иерархию материальной красоты от непросветлённой косной материи до лучезарного солнечного света, который охватывает в той или и иной степени всю природу, превращая последнюю в нечто привлекательное и яркое, полноценное и полноцветное. При этом, он ссылается на любимых своих поэтов А.А. Фета и Ф.И. Тютчева, раскрывая через их стихотворения красоту неба, связанную с «образом деятельного торжества светлых сил» - солнцем, светом отражённым - «пассивная женственная красота лунной ночи» и красотой звёздного неба, выраженной в наибольшей степени, потому что солнце и луна включают и освещаемый ими ландшафт, а при созерцании звёздной ночи эстетическое впечатление всецело ограничивается самим небом».

Анализируя стихи Ф.И. Тютчева, В.С. Соловьёв противопоставляет его оптимистический взгляд противоположному взгляду И.Ф. Шиллера:

 

Загрустя, повымерли долины,

Взор нигде не встретит божества.

Ах! От той живительной картины

Только тень видна едва.

 

У Ф.И. Тютчева «важно и дорого то, что он не только чувствовал, но и мыслил, как поэт, - что он был убеждён в объективной истине поэтического воззрения на природу. Как бы прямым ответом на шиллеровский похоронный гимн мнимо умершей природе служит стихотворение Ф.И. Тютчева:

 

Не то, что мните вы, природа -

Не слепок, не бездушный лик:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

 

Для В.С. Соловьёва очевидна роль эстетического фактора в развитии природного живого мира. Он считает, что в дарвиновской теории эволюции недостаточно учитывается роль красоты в борьбе за существование и продолжение рода.

Обращаясь к общему эстетическому смыслу искусства, В.С. Соловьёв прямо ставит вопрос, является ли искусство простым удвоением красоты в природе или оно [есть] нечто большее. Его не удовлетворяет мнение И. Тэна («Философия искусства»), что в искусстве художник видит типические черты, отвлекаясь от несущественного. Например, красота на картине более концентрированная, чем в природе. Не опровергая этого, В.С. Соловьёв считает его аргумент несостоятельным в отношении, в частности, музыкального искусства. По его мнению, художник продолжает то, что начинается природой в разрешении эстетической задачи.

Красота преобразует действительность

Человек с его разумным сознанием, как полагает В.С. Соловьёв, [есть] не только цель природного процесса, но и средство «для обратного, более глубокого и полного воздействия на природу со стороны идеального начала». Говоря проще, человек не только отражает, но и преобразует действительность по законам красоты. Важность этого отмечает и А.Ф. Лосев у В.С. Соловьёва, подчеркивая в его мысли о том, что «красота в искусстве есть результат воплощения идеи в материи », именно момент воплощения. В статье В.С. Соловьёва «Общий смысл искусства» А.Ф. Лосев выделяет наиболее значимые тезисы: «…Красота нужна для исполнения добра в материальном мире, ибо только ею просветляется и укрощается недобрая тьма этого мира» или «Для своей настоящей реализации добро и истина должны стать творческою силою в субъекте, преобразующею, а не отражающею только действительность». А.Ф. Лосев на основании вышесказанного делает вывод, что, по В.С. Соловьеву, «искусство не есть ни отражение действительности, ни отражение идеала, но фактическое преображение человека и общества и, так сказать, фактическое преображение того и другого в идеал…». А.Ф. Лосев прочитывает мысль В.С. Соловьёва о преобразующем воздействии искусства, что отрицается многими современными критиками или воспринимается как раздражающее и отталкивающее в искусстве начало.


Значение и задачи искусства

Эту проблему В.С. Соловьёв решает и в статье «Первый шаг к положительной эстетике», посвященной анализу эстетических взглядов Н.Г. Чернышевского и размышлениям самого В.С. Соловьёва об отношении искусства и действительности. Вступая в спор с представителями «чистого» искусства, В.С. Соловьёв предостерегает от крайностей. Когда говорят о А.С. Пушкине, что он «жрец чистого искусства, прекрасной формы; поэзия не должна быть полезной, поэзия выше пользы! », - то такие слова, по мнению В.С. Соловьёва, не отвечают правде. Поэзия А.С. Пушкина «приносила и приносит большую пользу, потому что совершенная красота ее формы усиливает действие того духа, который в ней воплощается, а дух этот - живой, благой и возвышенный…».

В.С. Соловьёв признаёт специфическую особенность искусства и тех средств, при помощи которых оно создается, но обязательным считает «подчинение его общим жизненным целям человечества». Заключение такого рода, как «пускай художник будет только художником, думает только об эстетически прекрасном, о красоте формы, пусть для него, кроме этой формы, не существует ничего важного на свете», В.С. Соловьёв называет эстетическим сепаратизмом, что унижает, прежде всего, искусство. В доказательство он приводит, как ни парадоксально, стихи А.А. Фета, поэзию которого всегда относили к «чистому» искусству:

 

Кому венец: богине ль красоты,

Иль в зеркале ее изображенью?

Поэт смущен, когда дивишься ты

Богатому его воображенью.

Не я, мой друг, а Божий мир богат:

В пылинке он лелеет жизнь и множит,

И что один твой выражает взгляд,

Того поэт пересказать не может.


«Но если так, то в чем же значенье и задача искусства? » - спрашивает В.С. Соловьёв. Философ даёт общее определение «действительного искусства по существу: всякое ощутительное изображение какого бы то ни было предмета и явления с точки зрения его окончательного состояния, или в свете будущего мира, есть художественное произведение».

София как Премудрость Божия

 

Наиболее сложным в теологической теории П. Флоренского считается понятие Софии, Премудрости Божией, которую он рассматривает как вселенскую реальность, собранную воедино любовью Бога и озарённую красотой Святого Духа. Флоренский определяет Софию как “четвёртую ипостась”, как великий корень целокупной твари, творческую любовь Божию. «В отношении к твари, - писал он, - София есть Ангел-Хранитель твари, идеальная личность мира».

В своей деятельности и творчестве П. Флоренский последовательно выражает свою жизненную задачу, которую он понимает как “проложение путей к будущему цельному мировоззрению”.

На мировоззрение П. Флоренского оказала большое влияние математика, хотя он и не пользуется её языком. Он видит, в математике необходимую и первую предпосылку мировоззрения.

Важнейшую черту мировоззрения < http: //www.grandars.ru/college/filosofiya/mirovozzrenie.html> П. Флоренского составляет антиномизм, у истоков которого он ставит Платона < http: //www.grandars.ru/college/filosofiya/platon.html>. Сама истина у Флоренского есть антиномия. Тезис и антитезис вместе образуют выражение истины. Постижение этой истины-антиномии есть подвиг веры: “познание истины требует духовной жизни и, следовательно, есть подвиг. А подвиг рассудка есть вера, т. е. самоотрешение. Акт самоотрешения рассудка и есть высказывание антиномии”.

Одним из столпов философского мировоззрения Флоренского является идея монадологии. Но в отличие от Лейбница, у Флоренского монада - это не метафизическая сущность, данная логическим определением, а религиозная душа, которая может выйти из себя через отдающую, “истощающуюся” любовь. Это отличает её от монады Лейбница как пустого эгоистического самотождества “Я”. Любовь преодолевает эгоизм, вместе с ним и конечность мира,

Метафизическая Триада

 

Отец Павел Флоренский выделяет особым образом гносеологический аспект, акт познания Бога и любви к Богу.

«…моё познание Бога, воспринимаемое во мне другим, есть любовь к воспринимающему; предметно же созерцаемая, третьим, любовь к другому есть красота. То, что для субъекта знания есть истина, то для объекта его есть любовь к нему, а для созерцающего познание (познание субъектом объекта) - красота. Истина, Добро и Красота - эта метафизическая триада - есть не три разных начала, а одно. Это - одна и та же духовная жизнь, но под разными углами зрения рассматриваемая».

Как отмечает П. Флоренский, «духовная жизнь как из “Я” исходящая, в “Я” своё сосредоточие имеющее - есть Истина. Воспринимаемая как непосредственное действие другого - она есть Добро. Предметно же созерцаемая третьим, как вовне лучащаяся, - Красота. Явленная истина есть Любовь. Самая любовь моя есть действие Бога во мне и меня в Боге, - пишет Флоренский, - ибо безусловная истинность Бога именно в любви раскрывает себя... Любовь Божия переходит на нас, но знание и созерцательная радость - в Нём же пребывает».

По словам Флоренского, красота мира доступна лишь тому, кто освобождается посредством любви от замкнутости эгоизма.

Следовательно, идея любви - к Богу, к миру, им созданному, любви к ближнему - всё это является преодолением гордыни и проистекающего из неё эгоизма.


Победа Логоса над Хаосом

 

Развивая идеи космизма < http: //www.grandars.ru/college/filosofiya/filosofiya-fedorova.html>, Флоренский углубляет тему борьбы космических сил порядка (Логос) и Хаоса. Высшим примером высокоорганизованной, усложняющейся силы является Человек, который стоит в центре спасения мира. Этому способствует культура как средство борьбы с Хаосом, но не вся, а лишь ориентированная на культ, т. е. на абсолютные ценности. Грех - это хаотический момент души. Истоки космического, т. е. закономерного и гармонического, коренятся в Логосе. Космическое начало Флоренский отождествляет с божественным “Ладом и Строем”, которые противостоят хаосу - лжи - смерти - беспорядку - анархии - греху.

Решая проблему “Логос побеждает Хаос”, Флоренский отмечает “идеальное сродство мира и человека”, их пронизанность друг другом. “Трижды преступна хищническая цивилизация, не ведающая ни жалости, ни любви к твари, но ждущая от твари лишь своей корысти”. Итак, Хаосу способны противостоять: “вера - ценность - культ - миропонимание - культура”. В центре данного процесса космизации стоит человек, находящийся на вершине и грани двух миров и призывающий силы мира горнего, которые единственно способны стать двигательными силами космизации.

В своём творчестве религиозно-философского мыслителя и учёного-энциклопедиста П.А. Флоренский как бы воплощал тот идеал целостного знания, который искала русская мысль на протяжении всего XIX и ХХ вв.

Заметим, что оценка вклада Флоренского в наследие философской мысли достаточно неоднозначна. Встречаются и критические замечания в адрес мыслителя. Так, в частности, Михаэль Хагемейстер в своей статье «Новое Средневековье» Павла Флоренского - даёт крайне негативную оценку его философским рассуждениям.

«Попытки Флоренского заново «зачаровать» и мифологизировать мир представляются шутовством - когда он защищает геоцентрическую картину мира или стремится точно обозначить границу между небом и Землей; они раздражают - когда он поносит культуру Ренессанса или философию Канта; и они делаются опасными и негуманными - когда он находит носителей для сил хаоса, для союзников антихриста и для универсального, абсолютного врага, усматривая при этом благо в тоталитарной политической религии. Флоренский кажется его сегодняшним почитателям «самым светоносным представителем русской духовной жизни». Напротив того, Николай Бердяев называл его «рафинированным реакционером» и был в этом прав…».

Однако нас скорее интересует именно положительная оценка философских идей Флоренского. Ведь именно в характеристике его как «самого светоносного представителя русской духовной жизни» предстаёт его ключевое стремление к свету истины, добра и красоты в их априорном единстве.

 


Эстетика Ф.М. Достоевского

Русская литература XIX века очень близка философии. Произведения наполнены глубинным смыслом, взывающим к осознанию и осмыслению интереснейших вопросов, порой противоречивых. Восприятие красоты, пожалуй, является одним из ярчайших примеров философского дискурса русской литературы. Полярность добра и зла, окружающая нас повсюду, связана с проявлениями прекрасного и безобразного, соответственно.

Эстетическое чувство прекрасного есть, по Достоевскому, органическое свойство человеческой природы, органически необходимая принадлежность человека, столь же необходимая, законная и полезная, как руки, ноги, ум, нравственность. «Потребность красоты и творчества, воплощающего её, - неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете», - утверждает Достоевский в статье «Г-бов и вопрос об искусстве». Чувство красоты - подлинно человеческое чувство, отличающее человека от животного, от «зверя». В этом чувстве писатель видит антипод всего «звериного», античеловечного в человеке и обществе.

Понятия «искусство» и «красота» у Достоевского нередко определяются как синонимы, как равнозначные понятия, произошедшие из коренной потребности человека.

Показательно, что у многих творцов русской литературы понятие «звериное» фигурирует в качестве чёткого обозначения всего того, что должно быть отринуто человеком: жестокости, уродства, агрессии, словом всего того, что противоречит христианскому представлению о человеке благодетельном, любящим ближнего и созидающего на благо мира. Кроме того, подлинно человеческое существо - по образу и подобию Божию должно стремиться к свету, истине, добру и красоте.

«Идеал в эстетике Достоевского - та высшая точка эстетической программы, где сходятся эстетическое и этическое. Личность Христа в народном понимании, как его представлял себе писатель, воплощает для Достоевского эстетический идеал, в котором сливалась красота, истина, высшая нравственность».

Дихотомия добра и зла применима и в отношении рассматриваемого нами феномена Красоты. Ф.М. Достоевский в романе «Братья Карамазовы» вкладывает в уста главного персонажа Мити Карамазова слова, характеризующие красоту: «…Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей». Именно соблюдение грани между добром и злом и определяет силу красоты - созидающую или разрушающую. Впрочем, приведённое свидетельство отнюдь не выступает в пользу двойственности красоты: истинная красота всегда обращена к свету.

Рассуждения персонажа романа наполнены глубоким смыслом: «Красота - это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя, потому что бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут. < …> Страшно много тайн! Слишком много загадок угнетают на земле человека. Разгадывай как знаешь и вылезай сух из воды. Красота! Перенести я притом не могу, что иной, высший даже сердцем и умом человек и с умом высоким, начинает с идеала мадонны, а кончает идеалом содомским. Ещё страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы. < …> Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота? Верь, что в содоме-то она и сидит для огромного большинства людей… Ужасно то, что красота не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с богом борется, а поле битвы - сердца людей…»

Более того, по сути в этом «манифесте» от лица главного героя Достоевский предлагает человечеству дихотомический выбор - между добром и злом - третьего пути не дано. Предпочитающий идеал содомский, «купившись» на внешнюю красоту (а вернее сказать, красивость) обращается к дьяволу, причём делает это совершенно сознательно. Стремящийся же к свету, к добру, к истине, к божественному преображению, изначально ориентируется на красоту одухотворённую - напомненную божественным, созидательным смыслом.

Кроме того, Ф.М. Достоевскому приписывают давно ставшую крылатой фразу: «Красота спасёт мир». Впрочем, у самого писателя эта идея фигурирует с существенной оговоркой: красота обладает созидательной силой лишь в том случае, если служит добру. Без идеи добра, следовательно, красота теряет свою животворящую силу, ибо утрачивает связь с божественным началом.

«Идеал в эстетике Достоевского - та высшая точка эстетической программы, где сходятся эстетическое и этическое. Личность Христа в народном понимании, как его представлял себе писатель, воплощает для Достоевского эстетический идеал, в котором сливалась красота, истина, высшая нравственность». Подобная оценка в очередной раз подчёркивает тесную связь между внешним и внутренней, формой и содержанием, необходимость сочетания приятного и взгляду, и сердцу.

Чаще всего у Достоевского прекрасное - это искусство. Достоевский разграничивал понятия красоты в жизни и красоты в искусстве. Это заметил первый исследователь эстетики Достоевского И. Лапшин. Он писал, что Достоевский, как и Пушкин, видел, что «область красоты и область искусства совсем не одно и то же и вопрос о ценности красоты человеческой в жизни лежит за пределами эстетики (в границах и категориях И.И. Лапшина), хотя и соприкасается с ней».

В постулате «Красота важнее хлеба, красота полезнее хлеба! » понятие «красота» равнозначно понятию «искусство». Сущность красоты - искусства заключается, по Достоевскому, прежде всего в гармонии. Художник гармонизирует раздробленные впечатления действительности, вносит порядок в хаос жизни. Это творчество воплощает красоту, без которой «человек, может быть, не захотел бы жить на свете. Человек жаждет её, находит и принимает красоту без всяких усилий, а так, потому только, что она красота, и с благоговением преклоняется перед нею, не спрашивая, к чему она полезна и что можно на неё купить. И, может быть, в этом-то и заключается величайшая тайна художественного творчества, что образ красоты, созданный им, становится тотчас кумиром, без всяких усилий». Достоевский часто возвращается к мысли о полезности красоты.

«Красота присуща всему здоровому, т.е. наиболее живущему, и есть необходимая потребность организма человеческого. Она есть гармония; в ней залог успокоения; она воплощает человеку и человечеству его идеалы».

Смысл этого высказывания писателя не том, что красота искусства призвана увести от ужаса жизни и дать отдых, а в том, что, показывая упорядоченный образ действительности, красота искусства служит некоторым идеалом, образцом, избавляя человека от отчаяния безысходности, внушая мысль о самой важности гармонии.

Красота и добро у Достоевского в принципе совпадают. Мысль о совпадении этического и эстетического развита Вл. Соловьёвым и разделялась Достоевским. Вл. Соловьёв писал: «Всякое зло может быть сведено к нарушению взаимной солидарности и равновесия частей и целого; и к тому же, в сущности, сводится всякая ложь и всякое безобразие. Когда частный или единичный элемент утверждает себя в своей особенности, стремясь исключить или подавить чужое бытие, когда частные и единичные элементы порознь или вместе хотят стать на место целого… - всё это: и исключительное самоутверждение (эгоизм), и анархический партикуляризм, и деспотическое объединение мы должны признать злом… И те же самые существенные признаки, которыми определяется зло в сфере нравственной и ложь в сфере умственной, они же определяют безобразие в сфере эстетической».

Гармония понималась писателем как разрешение противоречий, которые раздирали его мир, общество, человеческие души и составляли главное содержание его художественного творчества. Гармония, как писал Гегель, «состоит в совокупности существенных аспектов и разрешении и голого противоположения их друг другу, благодаря чему их со- принадлежность и внутренняя связь проявляются как их единство». Заметим, что «сопринадлежность и внутреннюю связь» качественных различий неустанно искал Достоевский как художник и воплощал в контрапункте своих романов.

Если красота - это гармония, это искусство, то она необходима человеку тем более, чем дисгармоничнее мир, в котором он живет, чем в большем разладе он с этим миром находится.

«Потребность красоты развивается наиболее тогда, когда человек в разладе с действительностью, в негармонии, в борьбе, т.е. когда наиболее живет, потому что ищет и добивается; тогда в нем и проявляется наиболее естественное желание всего гармонического, спокойствия, а в красоте есть и гармония и спокойствие».

В эстетике Шиллера, а в ней Достоевский находил много созвучного своим идеям, искусство оценивается и с точки зрения его воздействия на человеческую личность. Анализируя состояние нравственности в Германии своего времени, Шиллер связывает с искусством многие надежды на нравственное возрождение общества. «Красота должна вывести людей из этого двойного хаоса». (Шиллер имеет в виду два моральных извращений в обществе грубость и изнеженность.) Достоевский также «всегда верил в силу гуманного, эстетически выраженного впечатления. Впечатления мало-помалу накопляются, пробивают с развитием сердечную кору, проникают в самое сердце, в самую суть и формируют человека».

И у Гегеля, и у Шиллера красота - это в конечном счете постулат разума. Хоть Гегель признает объективное существование прекрасного в природе, но считает его «несовершенным, неполным видом красоты, таким видом красоты, который по существенному своему бытию содержится в самом духе».

Эстетика Достоевского приближается к пониманию прекрасного как свойства объективной действительности. Если «красота есть нормальность, здоровье», как говорил Достоевский, она имеет свои критерии и принципы в самой действительности. Искусство воплощает красоту, познанную художником в мире. «Искусство, - пишет Достоевский, - есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, - неразлучна с человеком…».

Показательно, что Вл. Соловьёв, считавший себя последователем философии Достоевского, также выдвигал положение о красоте как свойстве объективной действительности. Поэтому он положительно оценивал эстетическую теорию Чернышевского как противостоящую эстетическому сепаратизму теоретиков артистизма.

«Красота имеет объективное значение, - писал В.Соловьёв, - …она вне человеческого мира …»

Интересно определение, которое дал понятию прекрасного(идеала) В.Майков, критик очень близкий по своим взглядам Достоевскому: «Идеал не должно смешивать с утопией … утопия мечта, а идеал совершенно согласен с требованиями действительности, хотя совершенное выполнение его едва ли возможно человеку…»

Прекрасное в действительности, в понимании Достоевского сливается с возвышенным, имеет решающий нравственный смысл. Мысли о тождественности добра и красоты и вследствие этого высоком нравственном назначении искусства развиваются в эстетике В.Соловьева, который часто опирается на идеи Достоевского, да и возможное обратное влияние в этом случае нельзя не учитывать. Красота - это окончательная цель жизненной деятельности, «идеал лишь отчасти осуществленный и осуществляемый ». Этот идеал зависит от отношения частных элементов мира друг к другу и к целому: «Когда, во-первых, частные элементы не исключают друг друга, а напротив взаимно полагают себя один в другом, солидарны между собою; когда, во-вторых, они не исключают целого, а утверждают свое частное бытие на единой всеобщей основе; когда, наконец, в-третьих, эта всеединая основа или абсолютное начало не подавляет и не поглощает частных элементов… »

Идея о прекрасном как абсолютной гармонии применялась к общественной жизни, и гармония понималась как идеальное общественное устройство. Собственно этот же идеал имело и революционное движение, отчасти и поэтому Достоевский вставал не раз на его защиту и прямо, как публицист, и в романах. Степан Трофимович в «Бесах» - идеалист 40-х годов, персонаж в какой-то степени пародийный, но и, по признанию Достоевского, дорогой ему, выступает перед революционной молодежью и с изложением своего credo. Он за красоту как цель.

Таким образом, Ф.М. Достоевский продолжает и развивает тенденцию Соловьёва, связанную с единением эстетического и этического. Рассмотренные нами авторские позиции свидетельствуют, что только красота, наполненная смыслом, имеет право претендовать на звание силы.

 


Заключение

 

В целом, в качестве основных черт русской религиозной философии могут быть названы следующие: диффузность (благодаря чему философия приобретает общезначимый характер), онтологизм, эстетизм, соборность.

В рамках рассматриваемой нами проблематики красоты нас особенно интересует такие качества как эстетизм и онтологизм, ведь совершенно справедливо заметить, что красота выступает не только в качестве эстетической категории, но и как онтологическая характеристика. (или: эстетическая ценность и онтологическая категория).

. Соловьёв.

Основными системообразующими понятиями в философии Соловьёва могут быть названы идеи Всеединства и Богочеловечества.

Выступая в качестве онтологического принципа, Всеединство имеет свою специфику в различных видах бытия. В нравственной области Всеединство есть абсолютное благо, в познании - абсолютная истина, в области материального бытия - абсолютная красота. То есть, цельное знание есть единство истины, добра и красоты.

Отличительной чертой эстетики Соловьёва является рассмотрение им искусства как продолжения «художественного дела», начатого природой. Таким образом, за природой признаётся творческое начало.

. Флоренский.

«Истина, Добро и Красота - эта метафизическая триада - есть не три разных начала, а одно. Это - одна и та же духовная жизнь, но под разными углами зрения рассматриваемая».

По словам Флоренского, красота мира доступна лишь тому, кто освобождается посредством любви от замкнутости эгоизма. Следовательно, идея любви - к Богу, к миру, им созданному, любви к ближнему - всё это является преодолением гордыни и проистекающего из неё эгоизма.

3. Достоевский - философские идеи в русской литературе.

Эстетика Достоевского приближается к пониманию прекрасного как свойства объективной действительности. Если «красота есть нормальность, здоровье», как говорил Достоевский, то она имеет свои критерии и принципы в самой действительности. Искусство воплощает красоту, познанную художником в мире. Здесь мы встречаемся с явным продолжением идеи Соловьёва об искусстве как продолжении «художественного дела» природы.

«Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота? » - сама эта литературная формулировка подчёркивает необходимость качественного различения красивости, как чисто внешней привлекательности, и истинной красоты, наполненной созидательным смыслом и одухотворяющим содержанием.

Идеал в эстетике Достоевского представляет собой некую высшую точку, в которой сходятся воедино эстетическая и этическая составляющие. Этот синтез являет собой истинно прекрасное.

Общий замысел русской религиозной философии сводится к целостному пониманию действительности, особому месту человека в мире. Специфичность положения человека относительно всей природы состоит в его способности со-творчества с божественным началом. Это свойство выражается в «теургической» силе искусства, согласно Соловьёву, кроме того, эта идея воплощается и в конкретных произведениях художественного творчества, в частности, в русской литературе. Связь человеческого и божественного наиболее полно раскрывается в творчестве как наиболее созидательном виде человеческой деятельности.


Список используемой литературы

 

1. Бердяев Н.А. Самопознание. (Опыт философской автобиографии). < http: //www.vehi.net/berdyaev/samopoznanie/index.html>

.   Васютинский, Н.А. «Золотая пропорция». - СПб., 2006

.   Достоевский Ф.М. «Братья Карамазовы» (Часть 1, Книга 3). - М, 1973.

.   Зеньковский В.В.

.   Кашина Н.В. «Эстетика Достоевского». - М., 1975.

.   Лекции по истории эстетики. Книга 3. Часть 1. - Л., 1976.

.   Лосский Н.О. «История русской философии». - М.,

.   Соловьёв В.С. Сочинения: В 2 т. - М., 1990.

.   Соловьёв В.С. «Литературная критика». - М., 1990.

.   Флоренский П.А. «Столп и утверждение истины». - М., 1991.

.   Эренгросс, Б.А. «Удивительная наука эстетика!..» - М., 1974.

.   Шапошников Л.Е., Фёдоров А.А. «История русской религиозной философии». - М., 2006.

Электронные ресурсы:

1. Славина В. «Религиозный идеал В. Соловьева как синтез истины, добра и красоты». - «Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: < http: //rl-online.ru/articles/2-05/329.html>

.   Философия Владимира Соловьёва. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

< http: //kirillica.org/article.php? mode=view& site_id=129& own_menu_id=15681>

.   Философия П.А. Флоренского. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.grandars.ru/college/filosofiya/filosofiya-florenskogo.html

.   Михаэль Хагемейстер. «Новое Средневековье» Павла Флоренского. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.vehi.net/florensky/oflorenskom.html

Глава 1. Эстетика В.С. Соловьёва

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.061 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь