Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Мировоззрение и его исторические типы.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Мировоззрение и его исторические типы. В философском мировоззрении мир представлен как единый и целостный, но в отличии от мифологии, религии, Ф. опирается на док-ва и факты т.е.на сферу рационального.В истории мировой философии выделяются след.периоды: - Ф.Др Востока, (Индия Китай) - Ф.античности(Греция и рим) - Эпоха Сред-вья (Зап-Евр.ф, ф.Исламского мира), - Ф.Возрождения - Ф.нового времени: 17в-век науки и рационализма, 18-век просвещения, 19-век нем.кл.ф.Марксизм и иррационализм. - Ф.новейшего времени(20-21вв.)Ф. выделяет след.разделы: -онтология (теория бытия, учение о свойствах мироздания) - гносиология(теория познания) - логика(учение о формах, законах мышления) - методология (уч. О методах и принципах науч.познания) - этика (наука о морали) - эстетика (наука о красоте) - диалектика (уч. О всеобщих св-х, и развитии - фил.антропология (фил.учение о человеке)
Проблема основного вопроса философии. Об осн.вопросе Ф. пишет Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец Кл.нем.философии».По его мнению, по решению этого вопроса, ф-фы разделились на 2 больших лагеря: материалистов и идеалистов.Основной вопрос ф. по Энгеьсу имеет 2 стороны: 1).антологическая – что первично материя или сознание, дух.2)гносиологическая – вопрос о познаваемости Мира, те кто признает первичностьматерии- материалисты, а кто ид. – идеалисты. В истории Ф. были и др. трактовки осн.вопроса Ф., н/р Френсис Бекхам, считал, что гл. задачей фил. Является помочь человеку овладеть стихийными силами природы (натурфилософия); основоположник нем.кл.фил-фии Эммануил Кант считал, что Ф. отвечает на след. Вопрос Что я могу знать, Что я должен знать, На что я смею надеяться, Что такое человек.Философ-экзистенционист Камю считал, что гл.зад.ф. является поиск ответа на вопрос Стоит ли жизнь труда быть прожитой. _____________________________________ Функции Ф. осн. Направления. Функции фил-фии: - мировоззренческая - гносиологическая или теоретико-познавательная -методологическая -практическая - критическая. Осн.направления Ф.: -материализм -идеализм -дуолизм. В истории материализма выделяют наивный мат-м древних греков, метафизический мат-м нового времени, и деалектический мат-м.Мат-ты признают, что Мир познаваем. В идеализме выд-т 2 направления: объективный и субъективный ид-м. - объективный. Признает за начало мира мир идеальных сущ-стей(Платон), абс.дух (Гегель) - субъект. Считает что мир зависит от сознания познающего субъекта (Канта). Полное или частичное отрицание познаваемости мира наз-ся Агностицизмом. Напрвление признающее, что в основе мира 2 начала и мат-е и дух-е наз-ся дуолизмом.
Конфуцианство и Даосизм. Основой мировоззрения Др.Китая является т.н. китайское 5-книжие. - книга перемен -книга обрядов - книга песен - книга истории - книга тысячалетий (книга весны и осени) Становление фил.мировозрения мы находим в книге перемен. Во 2в. До н.э. историк Самацать дал классификацию осн-х фил-х школ: 1.Сторонников учения об Инь и Янь или школы Натурофилософоф. 2.Конфуцианство 3.Законников или легистов Фа – Цзя 4.Имен-номиналисты 5.Моистов основополжник-Моцзы 6.Сторонников учения о Дао и Дэ Даосизм – основоположник Лао-Цзы, автор сочинения «Книга о Дао и Дэ».Философия даосизма «Дао» это универсальный космический закон, путь. Нельзя изменить естественный ход вещей поэтому человек может лишь созерцать великое Дао, принцип Дао – недеяние. Конфуцианство – великим учителем называют Конфуция, ему приписываются сочинения, беседы и суждения. Т.к. Конфуций жил в эпоху социального хаоса, ему в своем учении противопоставил идею гармонии. К. ищет ответы на вопросы: - как гармонизовать отношения внутри госп-го класса - какгармонизовать отношения между госп-м и неимущими классами. Он считает, что все должны овладеть ритуалом и выполнять его (ли) надо также воспитать страх перед небом, особенно у прстого народа. Он выдвигает теорию воспитания молодывх людей и большое значение при этом уделяет совместным танцам и пению, т.к. они напоминают ритуал. К. также считал, что надо воспитывать уважение к старшим и к предкам. Для кит.культуры в целом хар-на ритулизированная этика. _____________________________________ Буддизм как фил. Религиозное учение. Основоположником буддизма явл-ся принц Сидхардха Гвутана.Имя Будда- просветленный, получил его Гаутана потому что ему открылись 4 благородные истины: 1. Жизнь есть страдания. 2. Есто причины страдания, это стремление людей к удовольствиям, земным радостям. 3.Страданию можно положить конец – цель освобождения от страдания – НЕРВАНА (в пер.угасание сознания).Это состояние абс.покоя. 4.Есть путь избавления от страдания, т.н. восьмиричный.
Буддизм распр-ся в 2х осн-х ф-х ХИНАЯНА (малая колесница), МАХАЯНА (большая колесница, широкий путь). Ш.Валиханов высоко ценил Буддизм, считая, что он впервые в истории чел-ва провозгласил идею равенства и любви к чел-ку.
Метафизика Аристотеля. Аристотель ученик Платона, его филисофию называют метафизикой.Все труды Ар-ля ученики разделили на 2 части: - труды о природе (физис) - включал рассмотрения общих закономерностей бытия как такового – метафизика Аристотель отделил собственно философию от фил-фии, которая занимается отдельными явлениями природы. В ф. Ар-ля много материальных идей, он вводит понятия «материя» и «форма», их неразрывные связи.Но наряду с ними он признает такие начала как «первоматерия» и «последняя форма».Первоматерия – это материя, как субстракт т.е. материя без формы. Посл.форма- это форма форм. Это причина всего сущего.Формой Ар-ль обозначает все идеальное. Аристотель в метафизике утверждал, что все люди от природы стремятся к знаниям. По Ар-лю стремление к познанию общего, к накоплению и обобщению опыта, залжены в человеке изначально и названо им искусством (совокупность опыта), которая явл-ся предпосылкой науки. Знания- это не результат пассивного восприятия, а активный поиск выбора. С точки зрения Ар-ля душа может достигнуть истины 5 путями: - искусство, - наука, -практ.рассудок, - мудрость, - разум. Он резко отделяет мнение от достоверного знания.Предметом познания явл. Природа, объективный Мир.Познание природы начинается с ощущения, восприятия, а не с умозрения, мысленных сущностей.Здесь Ар-ль выступает против теории познания Платона. Метод познания Ар-ля-индукция.В работе «О душе» Ар-ль рассматривает все 5 органов чуств.Недостатком гносиологии Ар-ля явл. То, что он не дооценил роль соц-го, совокупного опыта. _____________________________________ Философские идеи Ибн Сины (Авиценна 980-1037) Своим учителем он считал Аль-Фараби. Главным энциклопед.труд «Книга исцеления», сокращенный вариант это 4 раздела: - логика, - физика, - математика науки.- метафизика.»Книга знаний» и «Книга указаний и наставлений».Цель познания – правильное представление о вещах. Чтобы получить разъяснительное высказывание надо воспользоваться процедурой составления определений: через приведения рода и отличного признака. Получаемые т.о. опр-ния, есть опр-ние вида, которое отвечает на вопрос «Что это».Описание не сообщает о чтойности вещи, но все же дает правильное представление о ней.Достижение увереннсти в истине возможно на основе силлогизма, важзность лог-го знания высока, но Ибн Сина в то же время высоко ценит прямое или интуитивное значение. Это по Ибн Сина непосредственная явленность познаваемого, в которой предмет раскрытия явл-ся таким, каким является. Непосредственная явленность познаваемого становится у И.С. завершением логического пути достижения истинного знания. Душа каждого человека может достигнуть истинного знания для этого она должна быть чиста.
Философия и религия Абая Основные труды «Слова назидания» и поэма «Искандер». В своем ТВ-ве Абай утверждает истинную веру в Аллаха – ИСЛАМ. Центр.место в его учении занимает человек, но о нем имеет говорить смысл только в отношении с Аллахом. Абай говорит, что Аллах создал человека с огромной любовью и задает вопрос как не любить своего творца Пусть познания Аллаха- это любовь, но не слепая, а основанная на разуме.В отличии от Яссави Абай считал, что познание Аллаха не требует тот человека отречения от всего земного, во всем нужна мера, в противном случае человек не поймет своего предназначения на земле. Абай говорит о 8 меках Аллаха, это: слово, жизнь, наука, созидание, могущество, зоркость, чуткость, справедливость. Ими Аллах обладает в абсолютном совершенстве и как возможностью наделяет ими и свое творение – человека. Поэтому человек должен развивать эти качества. По мнению Абая могущество всевышнего выражено в науке и милосердии. ______________________________________ Категории диалектики.Содержание и формы. Фил-ское мышление открывает всеобщие черты отношения присуще не отд.видам явлений, процессов а всему бытию.Знания такого рода выражаются в универсальных формах чел-ского мышления в категориях.Фил.понятия в кот-х универсальные связи бытия осмысливаются в их сложной противоречивой динамике образуют так называемые пареные категории. Их взаимосвязи выражают всеобщие принципы исследования. Категории диал-ки отражают полярные стороны целостных явлений процессов. Диал.хар-ер парных категорий выраж-ся в противоположных, но не разрывных связях, перехода друг в друга взаимодействия.Категории диал-ки формир-ся на опред.ступенях истор.развития.По мере развития матер. И духовной культуры чел-ка, мышление обогощается новыми категориями.Фил-ское познание выделяло разл.типы всеобщих связей «единичное-общее», «многое-единое», «сходство-различие», «кол-ва-качество», «формы-содержания», и тому подобные понятия такого рода в связях могут быть объединены в группу категорий выражающих устройство, организ-ть бытия.Категории «явления-сущность», «причина-следствие», «случайность-необходимость», отражают универсальные связи детерминации (причинность). «Форма-содержание» в этой категории осмысливается понятие мираи ее составляющие. Под содержанием понимают совокупность различных элементов взаимодействие определяющее хар-ер того или иного предмета или процесса. Форма – это принцип упорядоченности, способ сущ-ния того илииного сод-ния.С. и Ф. – понятие диал-кое, они выражают разные. Но не разрывно связанные аспеты одного и того же предмета: содержание оформлено, а форма содержательна. Форма- не просто что-то поверхностное. Но и фактор внутр.орг-ции того или иного процесса. Она закрепляет опред.ступень в развитии явления, тем самым обеспечивает накопление изменений и возможность дальнейшего развития объекта.Многообразие мира находит выражение в многообразии форм предметов и процессов.Форма более консервативна чем содержание. Переход на новый этап, требует изменения, обновления формы.
Мировоззрение и его исторические типы. В философском мировоззрении мир представлен как единый и целостный, но в отличии от мифологии, религии, Ф. опирается на док-ва и факты т.е.на сферу рационального.В истории мировой философии выделяются след.периоды: - Ф.Др Востока, (Индия Китай) - Ф.античности(Греция и рим) - Эпоха Сред-вья (Зап-Евр.ф, ф.Исламского мира), - Ф.Возрождения - Ф.нового времени: 17в-век науки и рационализма, 18-век просвещения, 19-век нем.кл.ф.Марксизм и иррационализм. - Ф.новейшего времени(20-21вв.)Ф. выделяет след.разделы: -онтология (теория бытия, учение о свойствах мироздания) - гносиология(теория познания) - логика(учение о формах, законах мышления) - методология (уч. О методах и принципах науч.познания) - этика (наука о морали) - эстетика (наука о красоте) - диалектика (уч. О всеобщих св-х, и развитии - фил.антропология (фил.учение о человеке)
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы