Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Истоки, традиции и осбенностирус.фил-фии.



Русь приняла христианство в 988г.В 11в. Метрополит Илларион пишет «Слово о законе и благодати», где впервые представляет историю развития чел-ства и ставит вопрос о роли земли русской в установлении царства Божьего на земле.После падения Константинополя в 15в. Возникает учение Егумена Филифея «О Москве, как третьем Мире».Фил.мысль длительное время развития в рамках богословской и глубокой проблемой явл-ся проблема нравственного, духовного совершенствования. Под влиянием Европейского просвещения в 18в. Просветительские идеи овладевают рус.обществом.Благодаря инициативе Ломоносова и при поддержке Шувалова отк-ся Моск.универ.С именем Ломоносова связано развитие естественно-научного материализма.Рев-демократ.идеи были развиты Радищевым (Путешествие из Петербурга в Москву, О человеке его смертности, и бессмертии).Большую роль сыграли в разв. Общ.мысли сыграли декабристы.В 19 в. Ставится проблема пути раз-я России и возн-ет 2 осн.течения: _западничество и славянство.

Под влиянием позивизма Канта и Спенсера возн-ет субъект.социология.В конце 19 века в России получает распр-е марксизм. Первыми рус. Марксистами были Плеханов, Ленин.Знач.фигурой в рус.фил-фии явл-ся Соловьев, чьи идеи дали толчок развития религиозной фил-фии в 20 веке.После победы Октябр.рев-ции в Советской России разв-сь марксиско-ленининская фил-фия. А среди русской имиграции  религиозно-идеалистическая фил-фия и «евразийства.».

______________________________________

Славянофилство и западничество.

В 40-60г. возникло 2 течения: зап-во и слав-ство.Гл-м вопросом их расхождения был вопрос о путях развития РоссииПред-ми ЗАПАДНИЧЕСТВА явл-ся Чаадаев, Герцен, Белинский, Чернышевский.На их миро-ние оказали влияние идеи нем.просветителей Канта, Гегеля, Фейербаха. Они считали, что поскольку Европ.народы, вышли раньше русского на истор.арену и он оказался успешным, то значит Россия должна идти по Европ.пути.Исходный тезис учения СЛАВЯНОФИЛСТВА состоит в утв-нии решаюшей роли православия, для развития всей мировой цивилизации.Пред-ли – Хомяков, Кириевский, Аксаковы братья, Самарин. К поздним сл-м отн-ся Данилевский, Леонтьев.По Хомякову именно православие сформ-ло «те исконно-русские начала, тот рус.дух», кот. Создал рус.землю в ее бесконеч.объеме.Ключевым понятием рел-фил.концепции славянофилов явл-ся соборность.Понятие соборное раскрывает не только внеш.соединение людей в каком-либо месте, но и пост.возможность такого соединения, на основе дух.общности.

Зап.цив. – это искусственное образование.Россия же сформировалась органически, она не построена, а выросла.Это объясняется тем, что Россия породила специф.орг-цию общину или мир.Данилевский в раб «Россия и Европа» выдвинул теорию культурно-ист.типов.Он сторонник теории локальных или замкнутых цив-ций и культур.

 

Философия всеединства Владимира    Соловьева.

С. Заложил основы рус.религиозной фил-фии, он попытался создать целостную мировозр.систему, кот.связала бы воедино запросы религ. И соц. Жизни.Основой должно стать христианство.Учение С. Носит неузконаправленное, а экуминистический хар-ер.Также важной особенностью учения С. Явл-ся то, что он попытался включить христ.миро-ние, новейшее достижение естествознания истории фил-фии, создать синтез религии и науки. Центр.идеей фил-фии С. – идея всеединства. Онтологической основой всеединства выступает у С. Божественная троица, в ее связи со всеми ТВ-ми и прежде всего человека.Бог у С. – «косиический разум», особая орг-щая сила, действ. В мире непоср.субъектом всех изменений в мире, явл-ся душа.Она действует благодаря присутствию в ней божеств.идеи Софии. София – это ТВ.начало связующее звено между творцом и творением.Философию Софии наз-ют Сфиологией. В гносиологии,.создал концепцию цельного знания.Каждый из изв.способов познания истины отражает лишь 1 из аспетов, поэт С. Считал, что необходимость единства эмпирического (научного), рационального (фил-го), и мистического (созерцательно-религ.знания).Основополагающим прим. Цельного знания явл-ся вера в сущ-ние абсол.начала Бога.Идеи по С. Досупны лишь интеллект.созерцанию, а не мышлению.Истина не дается человеку ни в опыте, ни в мышлении.Она откр-ся не всем.Она откр-ся если человек способен достичь особого духовного состяния «Экстаза». Что касается философии истории то по С. Механизм сближения Бога, мира и человечества раскр-ся через концепцию богочеловечества.

______________________________________

       Диалектика и метафизика

Диалектика в истории фил-фии была представлена в след.формах:

- стихийная диалектика начало ее развития связано с фил-ми Др.Греции (Гераклит, Сенон, Сократ и др.).Стих.диалектика также присуща естественно-научному материализму Эпохи Возрождения.

- 2-я форма диалетики связана с нем-ми класс.фил-ми – это идеалистическая диалетика.Знач.вклад в развитие Д. внес Гегель.

- матер.Д. Маркса и Энгельса.

Д.как учение и метод противоположна метафизике.

Метафизика – это односторонний подход к объекту исследования.Источник развития выносится за пределы самого объекта.Метафизическое мышление хар-но для 17-18 вв.

        

               

                   

                

                    Этика Канта

Гл.заслуга этического учения Канта – обоснование идеи самоценности личности, а также ее права на свободный выбор.Подлинная свобода – это независимость условий чувственного мира явл-й: чел-ская воля, по мнению Канта, автономна, т.к.определяется не внешними обстоятельствами, а собственным выбором, собственным законом, свободно принимаемым человеком.Следовательно, мораль автономна от всех чувственных условий жизни. Она должнаруководствоваться единым нравственным законом – требованием(категорическим императивом).

К-рый в свободном изложении звучит след-щим образом: поступай так, чтобы твои поступки могли явиться основой всеобщего законодательства.Здесь К. по но-новому озвучивает древнюю этическую ф-лу, к-рая встречаеться, н-р у китайского мудреца Конфуция: «Не делай другим того. чего не желаещь себе»

Т.об.категорический императив Канта обосновывает ценность чел-кой личности. Чел-к, полагал нем-й фил-ф, «есть цель сама по себе »поэтому он, в отличии от иных сотворенных вещей, не может исп-ться др-ми людьми как ср-во вдостижении каких-либо целей.

Этическая ф-я К. несла на себе явный отпечаток аскетизма. Моральный з-н и принцип удовольствия – не согласуються.Ч-ку следует отказаться от иллюзии, что исполнение нравст-го долга принесет ему чувст-ное счастье. Долг К. ставит выше счастья и удовольствия.Исполнение долга, полагал ф-в, превыше всего. Совесть врожденный долг человека.Создал- идею планете, сторонник демократии, активировал нравственность, постетифное – опытное знание, приории- не разреш-е противоречия.

 

      

 

             

 

            Диалектика Гегеля.

  Г.- объективный идеалист.Г-ное фил-кое достижение «1770-1831» создание целостного учения о законах и категориях диалектики. Диалектика «Д-ка» у него понимается как учение о развитии и противостоянии противоположностей. Исходное положение д-ки Гегеля «объекта и субъекта» Понятие по мнению Г. не просто субъе-ное порождение человеческого сознания. Сущ.абсолютное понятие «абсолютная идея» в кот. Осуществлено тождество субьекта и объекта. Абсолютная идея «мировой разум» есть наивысщее состояние бытия. Это- Бог, кот. у Г. понимаеться абстрактно и пантеистически. Именно с ним ф-ф связывает процесс развития, кот. у него имеет духовный источник. Сначало Д. идей, затем Д. вещей. «Т. об. саморазвитие абсолютной идеи лежит в основе развития природы, оьщества и мышления ч-ка» Цель этого движения – достижение высшей точки синтеза абсол. духа, где разреш. все противоречия.

Причина развития-противостояние противоположностей, которые заключены как в самой абсолютной идее, так и в ее порождениях – природных вещах.Т.обр. в диалектическом учении Гегеля указаны источник развития, трхчленная формула развития и его основные законы.

- Закон единства и противостояния противоположностей

- Закон перехода количественных изменений и качественные

- Закон отрицания отрицания.

_____________________________________


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь