Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Условия, источники, движущие силы развития



 

Несмотря на сохранение по внутренним основаниям единства научного направления Л.С. Выготского, внутри превалирующего движения сложились определенные автономные научные школы. Особенно в это преуспел Д.Б. Эльконин. Основной, главной идеей его научной школы является идея историзма детского психического развития.

О конкретном историзме детского психического развития уже в двадцатые годы мыслил Л.С. Выготский. Вообще же эта идея в конце XIX - начале XX вв. гуляла по всей Европе и даже проникла в Америку. В то время она была весьма абстрактна, очень ограничена в своем потенциале, - даже у Выготского - и лишь в работах Д.Б. Эльконина она смогла целесообразно в теоретическом, а затем и в экспериментальном плане продемонстрировать подлинный смысл историзма в психологии. В разные десятилетия были разные подходы к историзму; в шестидесятые-семидесятые годы, когда активно работал и мыслил Д.Б. Эльконин, был тоже свой подход к историзму, который не потерял своего смысла и сейчас.

В чем суть подхода к историзму Д.Б. Эльконина? Прежде всего, он показывает, что родившийся ребенок - лишь потенциально человек, в реальности - это беспомощное существо, в потенции - это человек. Но эта потенция заключена во всем богатстве человеческой культуры. Предназначение ребенка - вначале с помощью родителей, а затем с помощью воспитателей, учителей, преподавателей, всех взрослых - овладеть материальными и духовными ценностями культуры. Д.Б. Эльконин именно в русле идеи историзма, вслед за К. Марксом, а затем А.Н. Леонтьевым, стал употреблять термин - а за ним лежит настоящее понятие - усвоение (присвоение достижений культуры).

Термин «присвоение» сейчас не совсем целесообразно отрицают все, кому не лень. Но за этим понятием - большая мощь. Культурно-историческая психология, созданная в свое время Л.С. Выготским, в нынешнее время Майклом Коулом называется «наукой будущего». То, что у Выготского по-настоящему не понимали и не понимают до сих пор, необходимо еще расшифровать. Большое значение в этой расшифровке имеют как раз работы Д.Б. Эльконина. Корень этой расшифровки - присвоение богатств культуры.

Как подлинный детский психолог, Д.Б. Эльконин показал, что основные возраста - или периоды детской жизни - также имеют историческое происхождение. Когда не было так называемого, говоря современным языком, дошкольного детства. Д.Б. Эльконин в своей книге «Психология игры», к сожалению, мельком показал, в каких условиях ребенок вынужден был становиться ребенком, и вместо настоящих человеческих орудий стал употреблять игрушки. Правда, в первые эпохи человеческого существования это были игрушки, очень похожие на настоящее взрослое орудие.

В своей периодизации человеческого развития Д.Б. Эльконин выдвинул гипотезу о том, когда наступает подростковый возраст. Несколько более ста лет назад Достоевский опубликовал роман «Подросток». Но там, наряду с возрастом реальным, живет и действует, нагло и очень умно, человечек, которого по данному определению можно назвать лишь юношей. В те годы еще не различали понятий подросток и юноша.

В ХХ веке, особенно с двадцатых-сороковых годов, подросток стал возникать как особая возрастная категория, еще не ставшая в массовом масштабе всеобщей, отсюда - большие трудности и при психологической характеристике подростков, и при определении методов педагогической работы с ними.

Д.Б. Эльконин когда-то уловил идею историзма, что тот и иной возраст возникает в соответсвующее время. Почему и как возникает? Это уже задача детской, исторической, педагогической психологии, педагогики развития и так далее. Д.Б. Эльконин просто бился над идеей о том, где, собственно, таится корень детского развития.

Лишь после кончины этого выдающегося психолога обнаружилось, что наиболее глубинные заходы Д.Б. Эльконин вносил лишь в свои научные дневники, где все свидетельствовало, с одной стороны, о подлинном интересе Д.Б. Эльконина к проблеме историзма истоков детского развития, а с другой стороны - о том, что он еще сам не был уверен в достоверности своих выводов.

Большое внимание в его «Избранных трудах» уделяется условиям детского развития - росту и созреванию. Органика - это условия детского развития, неизбежные, необходимые, но условия. Источник детского развития - буквально в формулировке Д.Б. Эльконина - это среда как культура или «идеальные формы».

Источники развития находятся не внутри ребенка (это, правда, исходная позиция и самого Л.С. Выготского), а в том, что заключается в результате развития ребенка, в представлении идеальных форм культуры. Это понимание идеальных форм культуры до сих пор с трудом усваивается даже зрелыми психологами, не желающих вставать на путь понимания идеальных форм как источника детского развития. (Эта идея многосторонне обсуждается в книге Майкла Коула.) Форма детского развития - усвоение (присвоение).

Слово «движущие силы развития» взято из формального диалектического материализма - тогда обязательно нужно было что-то называть в качестве движущих сил. Эльконин жил в конкретное время, он не мог обойтись без этого термина. И здесь, в определении движущих сил детского развития, большую загадку перед самим собой и перед современными психологами поставил именно Д.Б. Эльконин. Он полагал, что движущие силы детского развития - это противоречия между освоением предметной и общественной сторонами действия. Для Д.Б. Эльконина любое действие имеет предметное содержание и общественную форму. Более того, в своих «Дневниках» психолог стремился разгадать поставленную перед собой загадку о двух типах отношений: первое - «ребенок-предмет-взрослый», второе - «ребенок-взрослый-предмет». В первом случае отношение ребенка к взрослому опосредовано предметом, во втором - отношение «ребенок-предмет» опосредовано взрослым… И начинается загадка: что первично, что вторично?

Д.Б. Эльконин пытался разрубить этот «гордиев узел» своей знаменитой теорией периодизации детского развития. Он стремился показать, что в одном возрасте дети присваивают общественно-мотивационное строение деятельности, а затем на этой основе в последующем возрасте овладевают предметно-операционной стороной деятельности. Насколько эти стороны едины в действии, в деятельности - главное противоречие между ними. И это - своеобразно только для Эльконина. Других подходов к анализу деятельности с двух сторон, других подходов к выяснению последовательности смены возрастов, кроме работ Д.Б. Эльконина, просто не существует. И в этом он демонстрировал общественную природу человеческого в детстве. Но для каждого вида деятельности они возникают и формулируются в одном и том же возрасте. То, что Д.Б. Эльконин поставил вопрос о движущих силах детского развития, говорит о том, что он из всего существа направления Л.С. Выготского вывел наиболее интересное - подход к природе детского развития.

 


Сущность понятия «поисковая активность»

 

Поисковая активность

 

В исследованиях В.С. Ротенберга показано, что основным компонентом поведения, определяющим устойчивость организма к разнообразным внешним воздействиям, является поисковая активность.

Поисковой активностью называется деятельность, направленная или на изменение неприемлемой ситуации, или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств, при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результатов в процессе самой деятельности. Человек запрограммирован природой на гибкое поисковое поведение в меняющемся динамичном мире как самой природы, так и социальных отношений. В реальности стопроцентный прогноз конечных результатов блокирует поисковую активность, превращая жизнь в набор автоматизированных действий, отражающих искусственно выстроенную ситуацию. В то же время в процессе поискового поведения не только конечные, но и промежуточные его результаты должны учитываться, оцениваться и использоваться для коррекции поведения, которое без этого окажется недостаточно гибким и в конечном итоге - малоэффективным. Поисковое поведение отличается от панического, при котором человек тоже пытается активно действовать для изменения неприемлемой ситуации, однако такая активность носит хаотический непродуктивный характер, ошибочные действия не коррегируются, ни один из путей спасения не прослеживается до конца, и такое поведение, как правило, не оказывает защитного действия. Антиподом поисковой активности является отказ от поиска. У человека он проявляется разнообразно: сюда относится депрессия, невротическая тревога, переживание апатии, беспомощности, безнадежности, которые часто предшествуют развитию различных заболеваний. Подмечено, что чем более высокой поисковой активностью характеризуется человек в его обычном состоянии, тем тяжелее переносится его отказ. Состояние отказа от поиска не только вредно для здоровья - оно резко отрицательно сказывается на результатах любой деятельности. Возникнув в конкретной ситуации, оно имеет тенденцию «захватывать» поведение в целом, потому что если даже ощущения безнадежности и депрессии явились реакцией на какую-то конкретную неудачу, они способны парализовать активность в любом другом направлении. Снижение поисковой активности обуславливает возникновение новых неудач формирует замкнутый круг, вырваться из которого можно, если в неудачах возникает просвет или внезапно случается событие, требующее полной мобилизации для спасения собственной жизни или жизни близких.

Активное поведение и жизненная стойкость во многом определяется мировоззрением и идеологией человека, которые не дают угаснуть поисковой активности вопреки всем жизненным трудностям. Но большое значение имеет и то, что поисковая активность реализуясь в разного рода творчестве, как бы сама себя поддерживает. Потребность в поиске требует удовлетворения любым путем и если человек закрывает для себя путь вперед, в сторону новых свершений из опасения потерять достигнутое, - он неизбежно начинает двигаться назад. Только у человека, благодаря сознанию и высокому уровню социальной организации потребность в поиске может проявиться в творчестве. Разумеется, и творчество может стимулироваться разными причинами - от потребности общества в разрешении назревших задач, до стремления к самоутверждению. Но среди побудительных причин творчества не следует забывать и о бескорыстном удовольствии, доставляемом самим процессом работы. Все дело в том, что именно в творчестве проявляется уникальность потребности в поиске - ее принципиальная ненасыщаемость, ибо потребность в поиске - это потребность в постоянном изменении самого человека. Подлинное творчество само себя стимулирует, само по себе является для человека наградой.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь