Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Основные положения «Я - концепции»



Источники формирования и развития «Я - концепции»

я концепция социальный идентичность

Из многочисленных источников формирования Я - концепции человека, по-видимому, наиболее жизненно важными являются следующие, хотя их значимость, как показывают исследования, меняется в различные периоды жизни человека:

1. Представление о своем теле (телесное Я).

2. Язык - как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях.

3. Субъективное толкование обратной связи от значимых других, о себе.

4. Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина-женщина).

5. Практика воспитания детей в семье.

Телесное Я и образ тела. Рост, вес, телосложение, цвет глаз, пропорции тела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя. Образ своего тела, как и другие компоненты Я - концепции, субъективен, но ни один другой элемент так не открыт для внешнего обозрения и социальных оценок, как тело человека.

Исследования дают совершенно убедительные свидетельства тому, как различные телосложения человека вызывают совершенно различные реакции других лиц. В целом исследования подобного плана выявляют общую тенденцию: чувства и эмоциональные оценки, которые испытывает индивид в отношении своего тела, совпадают с чувствами, которые он испытывает к самому себе в целом, как к личности. Общий уровень удовлетворенности своим телом пропорционально соизмерим с общим уровнем принятия себя.

Другими словами, так же, как для каждого из нас существует идеальная Я- концепция себя, существует, по-видимому, и идеальный образ тела. Этот идеальный образ формируется на основе усвоения индивидом культурных норм и стереотипов. Чем ближе образ тела к идеалу, тем вероятнее наличие у индивида высокой Я- концепции в целом.

Эти идеальные представления меняются со временем и между культурами. Отсюда следует и практический вывод: нельзя судить о других людях только по их внешности при взаимодействии с ними, чтобы уменьшить отрицательные эффекты стереотипного восприятия внешности и эффекта получения неодобряемых Я - образов тела.

Язык и развитие Я - концепции. Значение языка для развития Я - концепции очевидно, поскольку развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира («Я», «мое», и т.д.) и дает первый толчок к развитию Я - концепции. Другими словами, Я - концепция осознается человеком в языковых терминах, и ее развитие осуществляется посредством языковых средств.

Обратная связь от значимых других. Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении) - другой важный источник формирования Я - концепции. Чтобы переживать и осознавать это, ребенок (человек) должен воспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания от значимых других, особенно родителей, которые сигнализировали бы ему о его принятии этими другими. Большинство теоретиков и исследователей по проблемам личности согласны с тем, что стандарты, устанавливаемые значимыми другими (родителями, учителями) жизненно важны для развития у подростка Я - концепции. С помощью этих стандартов индивид удостоверяется, в какой мере другие заинтересованы в нем, принимают его или отвергают.

Полоролевая идентификация. Принадлежность личности к мужскому или женскому полу является одним из краеугольных оснований Я - концепции человека, все другие функции и характеристики покоятся именно на этих представлениях - Я существо мужского или женского пола.

Различают два процесса формирования половой принадлежности индивида - половая идентификация и половая типизация. Идентификация - это более ранний процесс (в основном бессознательный) отождествления себя с ролью другою человека (родителя или его заместителя) и подражание его поведению. Половая типизация, следующая за идентификацией, - более осознанный процесс овладения культурно одобряемыми нормами поведения, типичными для роли женщины или мужчины в данной культуре. Определение и усвоение половой роли - важнейший и универсальный компонент Я - концепции. И в каждом обществе (культуре) существуют социально одобряемые нормы, формы поведения и психологические характеристики, приписываемые ролям мужчины и женщины.

Многочисленные исследования подтверждают, что, несмотря на формальное юридическое провозглашение равноправия, в большинстве культур больше свободы, власти и ценности приписывается мужской роли.

И поскольку характеристики, связанные с традиционными представлениями о половых ролях (полоролевыми стандартами) в обществе проявляют наибольшее сопротивление к изменениям, то неудивительно, что Я - концепции женщин имеют в целом тенденцию быть менее положительными, чем Я - концепции мужчин, т. к. женский стереотип содержит меньше социально одобряемых характеристик.

Воспитание детей в семье. Не подлежит сомнению, что практика воспитания детей в семье оказывает огромное и во многих семьях преобладающее влияние на развитие Я - концепции.

Большинство психологов разделяют ту точку зрения, что первые 5 лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и Я - концепции человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми.

Психологами предпринимались многочисленные попытки категоризации различных типов воспитания с формированием различных типов личности. Но в реальной жизни воспитание трудно подогнать под чистые категории. Некоторые из основных результатов исследований кратко можно свести к следующему. Родители детей с высокими Я - оценками постоянно проявляют искреннюю заинтересованность в благополучии ребенка, теплоту и заботу о нем. Они проявляют меньше снисходительности, вседозволенности, опираются на высокие стандарты поведения и подкрепляют их соответствующими правилами. В практике воспитания больше применяются поощрения, чем наказания. Четко устанавливаемые ребенку границы поведения допускают применение родителями менее жестких форм наказания. Существование ограничений обеспечивает ребенку тот социальный мир, в котором он может достигать успеха.

Наоборот, родители детей с низкими Я – оценками проявляют такие качества, как применение жестких наказаний, безусловность подчинения ребенка требованиям родителей в сочетании с элементами вседозволенности. Несогласованные реакции родителей такой ребенок воспринимает как подтверждение отвержения, враждебности.

В целом результаты исследований позволяют утверждать, что нет какого-то золотого правила или общей модели воспитания, позволяющей ребенку развить высокую самооценку.

Социальная психология признает межличностно - детерминированную и, следовательно, поддающуюся воздействиям природу Я – концепции.

В частности Ч. Кули (1902 г) предложил концепцию зеркального Я, в которой Я - концепция формируется на основе субъективно интерпретируемой обратной связи от других как основного источника данных о себе в процессе взаимодействия между индивидом и его различными первичными группами.

Дж.Г. Мид (1934 г) в своей теории «обобщенного другого» главным предусловием развития Я - концепции считал способность индивида принимать роль другого, с тем, чтобы установки другого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены. Объединение таких оценочных представлении «обобщенного другого» и есть главный источник формирования Я - концепции и внутренней регуляции поведения индивида.

Структура «Я - концепции»

 

Во многих психологических теориях Я - концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я - концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных аспектов. Чтобы внести ясность в эту ситуацию обратимся к схеме, которая, с одной стороны, должна отразить структуру Я - концепции, а с другой - упорядочить терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы, посвященной Я – концепции.

Лучше всего представить Я - концепцию в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я - концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания (Приложение 1).

Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже XIX-XX вв. в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. Американский психолог У. Джемс в книге «Принципы психологии» (1890) первый предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джемсу, глобальное «Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирического объекта (Ме), познаваемого субъективным оценивающим сознанием (I). Однако не следует забывать об условности такого различения. В реальной психической жизни элементы эти настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я – как - объект существует лишь в процессах «сознавания» и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя.

«Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:

- духовное «Я»;

- материальное «Я»;

- социальное «Я»;

- телесное «Я».

Эти аспекты образуют для каждого человека уникальный образ, или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого Джемс предложил формулу оценивания личностью самой себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний:

Успехи

Самооценка =

Притязания

Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я - концепцию мы можем рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь