Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социальная идентичность как часть «Я-концепции»



Понятие «идентичность» первоначально появилось в психиатрии в контексте изучения феномена «кризиса идентичности», описывавшего состояние психических больных, потерявших представления о самих себе и последовательности событий своей жизни. Американский психоаналитик Эрик Эриксон перенес его в психологию развития, показав, что кризис идентичности является нормальным явлением развития человека. Проблематика Я-концепции рассматривается Эриксоном сквозь призму эго-идентичности, о которой подробнее в следующей главе.

Если же говорить о социальной идентичности, то это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они».

Например, когда людей просят рассказать о себе, задают им вопрос: " Кто вы? ", то в ответах они нередко относят себя к той или иной группе, категории, общности. В подобных случаях речь идет о социальной идентичности индивида. Это важная часть Я-концепции, которая основана на его принадлежности к какой-либо социальной группе вместе с присущими данной группе нормами и ценностями. В качестве примеров можно назвать семью, какую-либо организацию, религиозную или этническую группу, любое другое сообщество, укрепляющее значимые аспекты собственного Я.

Люди не только относят себя к определенным группам, но также рассматривают других как членов тех же самых групп или как членов других групп. Отсюда идет подразделение остальных людей на категории " мы" и " они". " Мы" - это люди, принадлежащие к группам, членство в которых является важным для нас. " Они" - это все остальные, это чужаки, не относящиеся к " нашим" группам. Группы, входящие для нас в категорию " мы", составляют часть нашей социальной идентичности.

В ходе повседневной жизни индивид обычно сравнивает свои личные достижения в какой-либо сфере с достижениями других. При этом люди также сравнивают успехи " своих" групп с успехами групп " чужих". Когда кто-то из " своих" добивается крупного успеха, то все остальные члены этой общности, даже не игравшие никакой роли в этом успехе, также испытывают чувство гордости и даже личного удовлетворения достижением некоторых из нас. Например, известно какой эмоциональный подъем испытывают люди в стране, национальная сборная которой выигрывает Кубок мира по футболу. Такое явление, когда люди греются в лучах чужой славы, способствует повышению индивидуальной самооценки, потому что социальная идентичность этих людей в данной сфере составляет интегральную часть их Я-концепции. Люди очень стремятся к тому, чтобы косвенным образом разделить успех членов " своей" группы, особенно после личных неудач. Вот почему правительства некоторых стран склонны порой затевать " маленькую победоносную войну", чтобы отвлечь своих граждан от их тяжелого экономического положения.

Итак, люди охотно разделяют успехи членов " своей" группы. Что же происходит, когда те, с кем мы идентифицируем себя, терпят неудачу? Здесь отмечаются два типа реакций. Во-первых, поскольку люди имеют тенденцию переоценивать качество выполнения какой-либо деятельности членами " своей" группы по сравнению с " чужими", то часто для них наступает время признать неудачу вполне обоснованной. Во-вторых, в случаях когда поражение настигает членов " своей" группы, этому находится оправдание. Вспомните, как в спорте после проигрыша " своей" команды болельщики часто оправдывают это неблагоприятными ситуационными факторами, например, ошибками судьи или его несправедливостью. Защищая " свою" команду, болельщики защищают свою самооценку.

Важнейшие положения теории социальной идентичности формулируются в виде следующих постулатов:

1. Социальная идентичность складывается из тех аспектов образа «Я», которые вытекают из восприятия индивидом себя как члена определенных социальных групп;

2. Индивиды стремятся к сохранению или повышению своей самооценки, т.е. стремятся к положительному образу себя;

3. Социальные группы и членство в них связаны с сопутствующей им положительной или отрицательной оценкой, существующей в обществе, следовательно, социальная идентичность может быть положительной или отрицательной.

4. Оценка собственной группы индивидом определяется взаимоотношениями с некоторыми другими группами через социальное срав-нение ценностно значимых качеств и характеристик. Сравнение, результатом которого становится положительное отличие своей группы от чужой, порождает высокий престиж, отрицательное - низкий.

Особой разновидностью социальной идентичности является этническая идентичность - индивидуальное чувство личной идентификации с определенной этнической группой. Этническая идентичность является состоянием сознания, и ее приобретение часто требует значительных ментальных усилий.

Поскольку этническая самоидентификация является важным компонентом Я-концепции, следует отметить те признаки, которые воспринимаются индивидами как главные при определении национальности человека. Данные отечественных исследований (Старовойтова, 1978; Сикевич, 1994) показывают, что этническая самоидентификация достаточно вариабильна и обусловлена определенными факторами.

Место проживания на своей этнической территории или в иноэтнической среде. Если в первом случае больший вес придается происхождению (национальность родителей), то во втором случае яснее осознается этнокультурная общность.

Возраст. Молодежь в большей мере ориентирована на выбор национальности " по желанию самого человека" и меньше - на происхождение.

Уровень образования. С ростом образования возрастает ориентация на выбор национальности " по желанию", а не определение ее по происхождению. Характерно также, что если лица с низким уровнем образования обращают внимание на явные черты этнического сходства и различия (язык, внешность), то более образованные люди выделяют неявные, но существенные черты (характер и особенности поведения).

Социальная идентичность является важным компонентом Я- концепции, так как влияет на самооценку индивида, описывает его принадлежность к какой-либо социальной группе вместе с присущими данной группе нормами и ценностями. Впервые детально понятие идентичности было представлено в работах эго-психолога Э.Эриксона.

Эриксон об идентичности

Из всех теорий психологии и психоанализа, появившихся во второй половине ХХ века, пожалуй, наибольшее признание и распространение получила теория психолога Э. Эриксона (1902- 1994). Это связано с тем, что его мысли о цельности личности, ее тождественности (идентичности) самой себе и обществу, в котором она живет, стали весьма актуальны для большинства современных социумов, в которых одной из проблем является разобщенность и одиночество людей.

Подход Эриксона, по существу являющийся развитием концепции Фрейда, обращен к социокультурному контексту становления сознательного Я индивида - эго. Проблематика Я-концепции рассматривается Эриксоном сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Ее характер определяется особенностями данной культуры и возможностями данного индивида. Источником эго-идентичности является, по Эриксону, " культурно значимое достижение". Идентичность эго-индивида возникает в процессе интеграции его отдельных идентификаций (объединение отдельных отождествлений себя); поэтому важно, чтобы ребенок общался со взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться.

Таким образом, Эриксон приходит к выводу о значительном влиянии культуры и социального окружения ребенка на его развитие. Главными для него становятся положения о роли среды, цельности личности, и о необходимости постоянного развития и творчества личности в процессе ее жизни. Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, фактически до самой смерти человека, а не только в первые годы жизни, как считал Фрейд. Влияют на этот процесс не только родители и близкие к ребенку люди, то есть не только узкий круг людей, как считал традиционный психоанализ, но и друзья, работа, общество в целом. Сам это процесс Эриксон называл процессом формирования идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания цельности личности, цельности Эго, которое является главным фактором устойчивости к неврозам и депрессии.

В теории Эриксона описаны восемь стадий личностного развития и соответствующих изменений эго-идентичности, охарактеризованы присущие каждой из этих стадии кризисные поворотные пункты и указаны личностные качества, возникающие при разрешении этих внутренних конфликтов.

Основное внимание Эриксон, как психотерапевт, уделял кризису подростково-юношеского периода, который сопровождается важными биологическими и психологическими изменениями (" размытостью" эго-идентичности), так как с изменением образа своего тела меняется и образ собственного “Я” подростка. Кризис идентичности, который происходит в этот период, является основой личностной и социальной идентичности, которая начинает осознаваться с этого времени. Доказывая, в противовес ортодоксальному психоанализу, необходимость исследования не невротиков, а хорошо социализированных и уверенных в себе подростков, Эриксон подчеркивал, что основой нормального личностного развития как раз и является осознанное чувство цельности, идентичности.

Эриксон определяет эго-идентичность как заряжающее человека психической энергией " субъективное чувство непрерывной самотождественности". Он указывает, что эго-идентичность - это не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида, как они воспринимаются им на основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а также знание о том, как реагируют на него другие. Поскольку эго-идентичность формируется в процессе взаимодействия индивида с его социокультурным окружением, она имеет психосоциальную природу.

Эриксон выделил 8 основных этапов в развитии идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой. Эти стадии являются серией критических периодов, которые должны быть преодолены в течение всей жизни. При этом конкретный этап не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качество, но и подготавливает ребенка к следующему жизненному этапу. Каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он начинает себя идентифицировать (Приложение 3).

Эриксон считает, что чувство эго-идентичности является оптимальным, когда человек имеет внутреннюю уверенность в направлении своего жизненного пути. В процессе формирования идентичности важно не столько конкретное содержание индивидуального опыта, сколько способность воспринимать различные ситуации как отдельные звенья единого, непрерывного в своей преемственности опыта индивида.


Заключение

 

В современном обществе огромной популярность пользуются книги популярной психологии и всевозможные психологические руководства в стиле «Помоги себе сам», «Познай себя», «Сотвори свою судьбу», «10 способов найти счастье» и т.д., и т.п. Со времен Дейла Карнеги литература такого рода пользуется огромной популярностью. Можно сделать вывод, что люди стремятся познать себя, но насколько новые идеи предлагают подобные руководства и можно ли им доверять?

Если обратится к проблеме понимания «Я-концепции», в неоднозначности самого термина, то становится ясно, что все теории представляют «Я» в своём ракурсе. Одни издания пишут, что для успеха необходимо пересмотреть отношение к себе, повторяя идею Р. Берна, что «Я-концепция, в сущности, определяет … то, что он (индивид) о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало».

Другие авторы говорят о необходимости «встать на место собеседника», чтобы понять его и в чём-то повторяют теорию Дж. Г. Мид, который главным условием развития Я - концепции считал «способность индивида принимать роль другого, с тем, чтобы установки другого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены».

«Я-концепция» - одно из базовых понятий гуманистической психологии. Обращение к данной теме и в особенности к феноменологическому подходу обусловлено тем, что многие современные теории основываются именно на этом подходе, поэтому важно обратится к первоисточникам и авторитетам данного направления.

В соответствие с целью курсовой работы были определены особенности понимания «Я» в различных теориях (Зеркальное Я, обобщённый другой, Я как установка на себя). А также подробно описаны особенности феноменологического подхода в изучение «Я концепции».

В работе показаны основные теоретические аспекты: понятие «Я-концепция» и её структура в понимание У. Джемса, Р. Бернса, а также источники формирования и развития «Я концепции». Кроме того, показано неоднозначность и сложность измерения «Я-концепции», связанное с проблемой интерпретации самоотчётов, которые являются основным показателем в настоящее время.

В курсовой работе огромное место занимает описание феноменологического подхода в понимание «Я-концепции», его основных положений. Можно заметить, что призывы в популярной психологии «нужно менять не ситуацию, а отношение к ней», полностью повторяют главную идею феноменологического направления, в котором базовым понятием является – восприятие. Согласно этому подходу, индивид не может изменить сами события, но может изменить свое восприятие этих событий и их интерпретацию.

В данной работе описан подход К. Роджерса как представителя гуманистической психологии, который также говорит о том, что «поведение человека можно понимать через его субъективное (феноменальное) восприятие и познание действительности».

В Я-концепцию также включают и такое понятие как социальная идентичность (этническая идентичность). В соответствие с задачами, подробно описана роль идентичности в формирование положительной Я-концепции, а также основные положения теории эго-психолога Э. Эриксона.

В курсовой работе нет критики популярной литературы по психологии. Данная работа показывает основные первоисточники, а также отмечает, что идеи феноменологического подхода являются наиболее востребованными у современной аудитории читателей.


Список литературы

 

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. - М.: " Прогресс", 1986. http: //psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/burns0.htm

2. Сайт Глубинная психология, Эрик Эриксон http: //www.psy4.ru/eriks.htm

3. Дружинин В. Психология. Учебник для гуманитарных вузов СПб.: Питер, 2001. - 656 с. http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/drugin/index.php

4. Карл Роджерс и феноменологический подход, Я-концепция: " все-таки кто я? " http: //www.rogers.psy4.ru/theory.htm

5. Кули, Ч Социальная самость, 1956. (Перевод Т. Новиковой). http: //www.fidel-kastro.ru/sociologia/cooley02.htm#2

6. Мид Дж. Г. " Разум, Я и Общество" (Mind, Self, and Society) (1934)

http: //www.fidel-kastro.ru/sociologia/mead.htm

7. Баклушинский, С.А. Развитие представлений о понятии социальная идентичность/ С.А. Баклушинский, Е.П. Белинская // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. – 1998.- Т.4.-№6. – С. 64-85.

8. Свенцицкий А.Л. Я - концепция и самооценка / А. Л. Свенцицкий // Социальная психология: учеб. - М.: Изд-во Проспект, 2005. - С. 68-70

9. Свенцицкий А.Л. Социальная идентичность как часть Я - концепции / А.Л. Свенцицкий // Социальная психология: учеб. - М.: Изд-во Проспект, 2005. - С. 71-75

10. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учеб / А.Л. Свенцицкий. - М.: Изд-во Проспект, 2005. - 320 с.

11.  Сайт Социальная психология Теория Ч. Кули - теория общественного зеркала http: //azps.ru/articles/soc/soc7.html

12. Социальная психология: учеб. пособие / А.Л Журавлев [и др.].- М.: ПЕР СЭ, 2002 –351с. http: //yurpsy.fatal.ru/biblio/socpsy/04.htm

13. Социальная психология личности / В.А. Соснин// Социальная психология: учеб. пособие.- М.: ПЕР СЭ, 2002 –С. 94-97

14. Мокшанцев А Социальная психология: учеб. пособие для ВУЗов / Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева.- Новосибирск: Инфра-М, 2001.- 408 с.

15. Мокшанцев А. Я в социальном мире/ Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева// Социальная психология: учеб. пособие для ВУЗов.- Новосибирск: Инфра-М, 2001.-С. 27

16. Социальная психология: Хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов/ Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая [и др.]. - М.: Аспект Пресс, 2003.- 475 с.

17. Карл Роджерс //Управление персоналом.- 2008.-№2.

http: //www.top-personal.ru/issue.html? 1448

18. Сайт Хрестоматия по социологии, Ч. Кули Социальная самость http: //society.polbu.ru/sociology_hrestomatia/ch13_iii.html

19. Сайт Эрик Эриксон и эго-психология http: //www.erikson.psy4.ru/theory.htm

20. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - М.: Прогресс, 1996. – 344 с.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь