Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Букварь как важнейшее педагогическое пособие для детей
Яна Амоса Коменского принято считать родоначальником всех иллюстрированных букварей. Коменский в своем мире чувственных вещей в картинках дал как бы «живописную азбуку», т.е. изображение различных животных, крик которых сходен с членораздельными звуками человеческой речи. В предисловии к «Миру в картинках» Коменский пишет, что при обучении родному языку книга эта даст детям более легкий способ научиться читать, чем это было до сих пор. Это достигается, прежде всего, предпосланным книге символическим алфавитом, а именно: даны формы отдельных букв, а к ним изображение тех живых существ, издаваемый которыми звук стремиться передать та или иная буква. Благодаря этому, изучающий азбуку ребенок «при одном взгляде на животное легко вспомнит, как произноситься соответствующая буква, и, в конце концов, его воображение, укрепленное упражнением, приведет его к быстрому запоминанию всех букв. Рассмотрев затем таблицу первоначальных слогов, учащийся сможет перейти к рассмотрению рисунков и напечатанных над ними надписей. Здесь снова самое рассматривание нарисованного предмета, вызвав в его уме наименование последнего, напомнит ему, как нужно прочитать заглавие рисунка»*. К мысли Коменского - сделать обучение грамоте более легким и наглядным - близко подошел Карион Истомин. В 1692 году Карион Истомин составил иллюстрированный Букварь (предназначавшийся для царевича Алексея Петровича), который по своей дидактической идее напоминает «Мир в картинках» Коменского. На каждой странице этого букваря помещается в алфавитном порядке буква, которая иллюстрируется изображениями ряда предметов, животных и птиц, названия которых начинались с той же буквы. Над каждым рисунком помещено полное название изображаемого предмета. На нижней части страницы помещался в стихотворной форме текст, разные изречения и наставления, которые тоже начинались с той же буквы. Карион Истомин составлял этот букварь с целью легкого усвоения букв и складов. Вопрос о влиянии Коменского на составление русских букварей 17 и начала 18 века в русской историко-педагогической литературе не исследован, но намеки на имеющееся сходство мы находим, например, у Е.Н. Медынского: «…некоторые азбуки имели рисунки (сказывалось на юго-западных букварях влияние Коменского, перенятое затем и некоторыми букварями Москвы)» и Н.П. Киселева: «…Карион Истомин был поклонником методов наглядного обучения, разработанных Яном Амосом Коменским.». Коменский понимал, что одним из важнейших условий правильной организации школьного обучения является наличие хороших учебников, притом в достаточном количестве. Коменский определил и круг требований к учебникам: «Они должны излагать полно, основательно и точно, представляя важнейшую картину вселенной. … И чего я особенно желаю и на чем настаиваю: эти книги должны излагать все простым, доступным языком, всячески освещая учащимся путь». Дидактическая теория Коменского
Обобщая информацию передовых ученых, которая существовала в то время, Коменский положил ее в основу своей выдающейся дидактической теории. В труде Коменского «Общий совет об исправлении дел человеческих», изучение которого было серьезно продвинуто за последние годы, много места, естественно, посвящается вопросам просвещения и образования. В этом произведении Коменский выступает как великий демократ, социальный реформатор, мечтающий о переустройстве человеческого общества на основе свободы, справедливости и гуманизма. Выступая против войн и социальной несправедливости, Коменский считает, что средством к их преодолению является просвещение, распространенное повсеместно. Коменский писал: «Счастлив народ, богатый хорошими школами, хорошими учебниками, хорошими учреждениями и методами воспитания общества»**. Все более приближаясь в своих идеях к природе, к естеству, Коменский пытается внедрить в метод воспитания принцип природосообразности, руководствуясь и человеческой природой в том числе. Принцип природосообразности Коменского вытекает из его философского мировоззрения, из взгляда на человека, как на часть этого мира, который изучался и был представлен передовыми умами того времени, такими, как Коперник, Кеплер, Ньютон, Гарвей, Сервет и т.д. «Я задумал найти непоколебимое основание науки о преподавании и вот, после многих трудов, я нашел их из непреложных законов природы, которые и положены в обоснование мною моей Великой Дидактики». Этот принцип заключается в следующем: «Человек - часть природы. Следовательно, он и его развитие подчиняются ее универсальным законам. Эти закономерности проявляются в устройстве неживой природы, в жизни растений и животных, в развитии человека. Природа и жизнь человека познаваемы. Познаваемы также законы обучения». Везде есть свои закономерности: в природе, в человеке. Так же есть определенный порядок и в процессах воспитания, и обучения, его необходимо изучать опытным путем, в этом и состоит задача педагогики. Коменский выдвинул идею тесного взаимоотношения между воспитанием и развитием человека. Развитие ребенка не совершается автоматически, само по себе, без правильно поставленного воспитания и обучения. И, наоборот, отсутствие воспитания может крайне отрицательно сказаться на развитии подрастающего человека. Природа дает человеку только семена знаний, нравственности, развить и оформить их дано только организованному и планомерно поставленному воспитанию. Воспитание должно строиться только в генетическом плане, в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Коменский различает следующие этапы познавательной деятельности в процессе обучения: Первый этап - · упражнения преимущественно внешних чувств, с тем, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их Второй этап - · упражнения больше внутренних чувств, силы воображения и памяти с их исполнительными органами - рукой и языком - путем изучения определенных предметов Третий этап - · это развитие понимания и суждения обо всем материале, сообразно ощущениям, тоже при помощи определенных предметов Четвертый этап - · развитие преимущественно того, что относится к области воли, т.е. способности, которая научит сохранять гармонию Мысли Коменского о расчленении учебного процесса и выделении в нем отдельных стадий, хотя и противоречат нашим современным представлениям, для того времени должны быть признаны интересными. Четырем этапам в развитии познавательной деятельности соответствует четыре типа школ. Выступая против средневековой школы, где изучались лишь «схоластические пустяки», Коменский говорит о том, что необходимо учить людей тем вещам, которые больше связаны с жизнью, с народным бытом. В своей теории он один из первых в истории педагогики ставит вопрос о связи школы с жизнью. Сближение образования с жизнью, с трудом отвечало стремлениям народа. Коменский сделал шаг по пути трудового обучения и воспитания. Коменский говорит не о приобретении навыков какого-нибудь одного ремесла, а об усвоении общих ремесленных приемов. Коменский - создатель новой дидактики, которая до сих пор сохранила свое значение и которая вытекала из определенных им же сформулированных принципов. Прежде всего, необходимо сказать о том, что именно образование делает человека личностью. Это положение не содержит в себе конкретного материала для учителя, которым бы он вооружился, но зачастую учитель, погрузившись в свой предмет, забывает о том, что школа должна воспитать целостную личность, не взирая также на то, богатый это человек или бедный. Это положение еще важно учитывать потому, что обычно из принципов дидактики часто выпадает человек, его призвание и назначение. Каковы же принципы дидактики по Коменскому? Первый принцип может быть сформулирован следующим образом: |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы