Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раздел 1. ОСНОВЫ МЕТАФИЛОСОФИИ. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.



Раздел 1. ОСНОВЫ МЕТАФИЛОСОФИИ. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.

Подведем итоги.

1) Философию является не только наукой, имея свою объектно-предметную область, свой научно-понятийный аппарат. Философия является еще и мировоззрением.

2) Философия как историческая форма мировоззрения взаимосвязана с другими историческими формами: мифологией, религией.

3) Изучение философии поможет нам сформировать и развить свое мировоззрение,  понять  мировоззрение других людей.

 

Вопросы и задания:

1. Дайте определение следующим понятиям: мировоззрение, знания, принципы, убеждения, идеалы, ценности, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, миф, гилозоизм, религия, философия, материализм, идеализм.

2. Зачем человеку нужно мировоззрение? Почему животные обходятся без него?

3. Помогает ли мировоззрение личностному становлению человека?

4. Почему человеку нужны знания? Как вы понимаете высказывание Ф. Бэкона «знание – сила». Согласны ли вы с ним? Свое мнение обоснуйте.

5. Что человек должен знать о принципах и идеалах, чтобы быть успешным?

6. Какую роль играют убеждения в жизни человека? Вспомните о судьбе Д. Бруно.

7. Какие исторические формы мировоззрения вам известны? Что общего и что различного между мифом и религией?

8. Почему философию называют ядром мировоззрения?

9. Можно ли рекламу рассматривать с точки зрения мифотворчества? Свою точку зрения обоснуйте.

10.  Охарактеризуйте себя с точки зрения мировоззренческих позиций. Кто вы: оптимист или пессимист, материалист или идеалист, космоцентрист, антропоцентрист, коэволюционист? Какие у вас есть знания, убеждения, принципы, идеалы, ценности?


Тема 1.3. Философия как учебная дисциплина.

Роль философии в системе корпоративного образования ПАО «Газпром».

План:

1. Особенности философии как учебной дисциплины.

2. Мировоззрение и профессиональная деятельность.

3. Философское обоснование кадровой политики ПАО «Газпром».

4. Философия в системе корпоративного образования ПАО «Газпром».

1

Мы рассматривали философию в качестве науки и мировоззрения. Теперь поговорим о ней как об учебной дисциплине.

Необходимость оценки роли философской дисциплины в системе корпоративного образования  ПАО «Газпром» объясняется тем, что, с одной стороны, в современном менеджменте происходит процесс децентрализации управленческих функций, приводящий к расширению компетенций нижестоящих управленческих звеньев, и, прежде всего, специалистов среднего звена, которых и готовит  ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград». С другой стороны, культура принятия управленческих решений основывается на системном, многофакторном анализе, на культуре мышления, которые формирует философия.

Философия - это не только учебная дисциплина, построенная на основе общих, абстрактных знаний, затрагивающих систему «мир-человек». Философия – это, в первую очередь наука и форма мировоззрения, помогающая человеку овладеть основами культуры мышления, развить креативные способности, востребованные на современном рынке труда. Не каждый работник ответственен, дисциплинирован и обладает основами самоконтроля. Философия помогает формированию этих необходимых качеств, связанных с самодисциплинированностью работника, переносу внешнего локуса контроля на внутренний,  росту самосознания и духовности. Духовные качества работника всегда высоко ценились и продолжают цениться работодателем, так как нацеливают работника на самосовершенствование, профессиональный рост. Духовность можно рассматривать как своего рода вакцину, нацеленную на блокировку появления разнообразных форм зависимого поведения, особенно геймерства, алкоголизма, наркомании. Духовно развитый работник будет соблюдать культуру производства, труда, отдыха, свое досуговое время использовать, по крайней мере, не во вред себе и интересам корпорации. Духовные качества, формируемые философией, не позволят встать работнику ПАО «Газпром» на путь личностной и профессиональной деградации.

Философские знания в силу своей всеобщности и абстрактности формируют целостное мировоззрение, концептуальную картину мира личности. ПАО «Газпром» в своей кадровой политике должен адекватно учитывать мировоззренческий фактор, поскольку любой корпорации нужны не просто работники, а работники, являющиеся носителями и потенциальными актуализаторами профессиональных знаний, умений, навыков, имеющих витальные (жизненные), профессиональные принципы, идеалы, убеждения. Работник, не имеющий идеала, не будет стремиться к профессиональному росту, профессионализации личностных качеств. Наличие жизненной позиции, ценностных ориентаций способствует правильному выстраиванию стратегии взаимодействия работника с корпоративной средой, осознания своего места в ней.

Философия, буквально переводимая как любовь или стремление к мудрости, помогает работнику найти взвешенный подход к идеалам. С одной стороны, идеалы – действенная сила в борьбе с жизненными трудностями, которые дают высоконравственные основания для всех сфер деятельности, включая профессиональную. С другой стороны, необходимо понимать, что в реальной жизни идеалы не встречаются. Если вовремя не занять адекватную позицию по отношению к идеалам, то начинающий работник не сможет успешно пройти профессиональную и социальную адаптацию на производстве, что приведет к невозможности его профессионального роста. Философия поможет работнику своевременно подвергнуть ревизии свою «я-концепцию», понять, что притязания в профессиональной деятельности прямо пропорциональны личностному вкладу работника в развитие корпорации.

2

Философию можно рассматривать как искусство принятия решений, способствующих преодолению различных производственных, организационных, социальных проблем, связанных с личностью работника, с его мировоззрением. Можно утверждать, что причина многих проблем имеет мировоззренческий характер, кроется в сознании человека, в частности в его отношении к принципам. С одной стороны, человек, не имеющий принципов, будет безответственным работником, у которого отсутствует своя позиция по решению профессиональных задач, волевые качества, необходимые для выполнения трудовых функций. Такой работник не сможет справиться с кризисом целеполагания, выстроить свои профессиональные и жизненные стратегии. Если учесть обстоятельство, что ЧПОУ  «Газпром колледж Волгоград»  готовит специалистов среднего звена, то могут подвергнуться профессиональной и личностной дезориентации другие рядовые работники  ПАО «Газпром».

С другой стороны, сверхпринципиальность, особенно представителей высшего менеджмента, ведет к догматизму и шаблонности, косности и консервативности мышления. Всю палитру жизненных, профессиональных обстоятельств невозможно втиснуть в прокрустово ложе принципов. Сверхпринципиальность, как и безпринципность, одинаковы опасны в процессе принятия решения, поскольку слабо коррелируют со здравым смыслом, логикой и культурой мышления в целом. Они в равной степени выражают примат формы над содержанием. Формализм, применяемый в профессиональных практиках, может привести, в конечном счете, к краху даже такого флагмана газовой промышленности как ПАО «Газпром».

Однако принципиальный подход необходим в профессиональной деятельности. Принципиальность в первую очередь необходимо интериоризировать, направить на себя, на свои личные качества, влияющие на производственную деятельность. Работнику нужно проявлять принципиальность в реализации требований, касающихся качества выполнения работы и оказываемых услуг. Проявляя принципиальность в выполнении своих обязанностей, прописанных в трудовом договоре, работник может занять принципиальную позицию в реализации не только своих прав, но и реализовать принципиальный подход в отношении своих контрагентов по трудовым отношениям.

Кроме того, у каждого работника «Газпрома» должны быть сформировавшиеся убеждения. Работник, убежденный в необходимости и полезности своей трудовой и профессиональной деятельности, в необходимости качественного выполнения работы, в востребованности своих профессиональных качеств, знаний, опыта, компетенций, будет иметь лучшую мотивацию, нацеленность на профессиональный рост, на актуализацию необходимых для производства качеств, чем тот, который не имеет вообще никаких убеждений.  Наличие системы мотивационных установок вкупе с материальными стимулами – структурообразующий фундамент эффективного развития корпорации.

3

Философская дисциплина всегда обращена к человеку. Философский дискурс по своей сути гуманистичен. Философия, рассматривая человека как микрокосм, как сущностную генерацию различных форм бытия, как своеобразную точку пересечения различных миров, обосновывает уникальность человеческой личности, ее незаменимость. Это означает, что тезис кадровой политики – «незаменимых людей не бывает», ошибочен. Человек – не вещь, хотя, согласно Протагору, является мерой вещей, высказывая различные суждения об их предназначении. Человек принадлежит миру свободы и творчеству, не только материальному бытию, но и бытию духа, наделен индивидуальностью, стремлением к реализации в качестве творческой личности, возможностью выходить за рамки эмпирического бытия. Поэтому его нельзя рассматривать в качестве легко заменяемого «винтика», в качестве «одного из…». Кадровая политика обязана строиться на гуманистических принципах, в соответствии с которыми человек рассматривается не в качестве средства, но в качестве цели. Поэтому  ПАО «Газпром» обязан дорожить своим кадровым составом, создавая наиболее благоприятные условия для профессионального и творческого роста своих работников. Задача философии заключается в теоретическом обосновании применения гуманистического принципа в кадровой политике ПАО «Газпром», в рассмотрении человека в качестве главной ценности компании. Гуманистический дискурс не чужд ПАО «Газпром». Напротив, представители высшего менеджмента компании провозглашают, что единственно главной ценностью корпоративной культуры ПАО «Газпром» является трудовой коллектив[1].

Заботясь о своих кадрах, о повышении ресурсно-факторного потенциала работников, ПАО «Газпром» инвестирует финансовый капитал в развитие корпоративного образования, что не идет вразрез с общемировым трендом. Однако, корпоративное образование ПАО «Газпром» является не только фактором развития компании, но и частью образовательного глобализирующегося пространства. Поэтому корпоративное образование ПАО «Газпром» нуждается в философском обосновании, поскольку ситуация на современном рынке образовательных услуг, по меткому замечанию Э. Фромма, напоминает шведский стол. Иначе говоря, современному образованию не хватает системности и концептуальности. Подобная эклектичность наносит сильный вред, как всему образованию, так и компании в частности, поскольку не мотивирует, а дезориентирует работника в процессе профессионализации, не способствует формированию необходимых компетентностных качеств.

Сущность компетенций и  компетентностного подхода в образовательной и кадровой политике ПАО «Газпром» нельзя понимать как узконаправленную профессионализацию, направленную либо на исключение гуманитарных и социальных дисциплин из содержания средне-профессионального, корпоративного образования, либо на уменьшение объема их преподавания, как это следует из новых федеральных образовательных стандартов. 

Об опасности узкопрофессионального образования предупреждал еще Д. С. Лихачев. Он указывал на то, что личностное всегда пересекается с профессиональным. Именно общекультурный уровень формирует интеллгинтность специалиста, нацеливвает его на ответственное отношение к бытию, миру, своим обязанностям.

Гуманизация средне-профессионального, корпоративного образования ПАО «Газпром» необходима по следующим соображениям. Во-первых, человеческий капитал является главным фактором производства. Качество человеческого капитала во многом зависит от качества образования, которое априори не может быть односторонним. Ситуация на современном рынке труда свидетельствует о том, что со стороны работодателей растут требования в отношении качества рабочей силы. Кроме того, человек в процессе производства имеет дело не только со средствами и предметами труда. В первую очередь он работает в трудовом коллективе, вступает в различные социальные взаимодействия и отношения в сфере производственной деятельности. Философия учит взаимопониманию, взаимопроникновению мировоззренческих горизонтов, толерантности, принципам гуманистического общения, мультикультуризму в условиях глобализирующегося общества, культуре диалога. Философские знания, равно как и знания других гуманитарных наук, способствуют эффективной профессиональной и социальной адаптации работника.

 Во-вторых, культура принятия производственных решений невозможна без учета человеческого фактора, системного анализа, логического мышления, без овладения основами стратегического дискурса, целеполагания. Философия, рассматривающая антропологическую проблематику в качестве основного философского вопроса, занимающаяся методологическим обеспечением познавательной деятельности, выявлением ее связей с практическими ее формами, направляющая дискурс на логичность, системность, абстрактность, разрабатывающая футурологические сценарии и прогнозы, показывающая значимость выполнения принципов техноэтики, помогает понять необходимость учета гуманистического, мировоззренческого факторов в развитии средне-профессионального и корпоративного образования.

4

Философские знания можно рассматривать в качестве системообразующего компонента педагогической компетенции работника ПАО «Газпром». Педагогический такт, умение убеждать, направлять, воспитывать, устанавливать личные и социальные контакты, составляющие основное содержание педагогической культуры, необходимы не только работникам компании, достигшим высот профессионального мастерства и имеющим потребность в передаче профессиональных знаний, накопленного производственного, жизненного опыта молодому поколению, но и оптантам, адептам, адаптантам, интерналам в целях эффективной социальной и профессиональной интеракции. Овладение педагогическими компетенциями можно рассматривать в качестве главного фактора эффективного управления, успешной профессиональной социализации, ведущего к формированию трудового коллектива.

 Таким образом, в системе корпоративного образования ПАО «Газпром» философия играет большую роль, поскольку способствует духовному росту и самосовершенствованию работника, формируя такие востребованные на современном рынке труда качества рабочей силы, как ответственность, самодисциплинированность (способность к самоконтролю), нацеленность на профессиональный и карьерный рост.

Для адекватного учета места и роли философии и философских дисциплин в корпоративном образовании  ПАО «Газпром», а, следовательно, в кадровой политике компании, необходимо актуализировать мировоззренческие, гуманистические, методологические, гносеологические, общекультурные функции философии, ее межпредметные связи со специальными дисциплинами, подвергнуть ревизии федеральные образовательные стандарты, нацеливающие субъектов образовательного пространства на узкопрофессиональную подготовку.

Эти действия  будут способствовать активизации познавательной деятельности обучаемых, формированию более тесных взаимосвязей между философией, гуманитарными дисциплинами и производственной практикой, и в конечном итоге -   всестороннему, гармоничному развитию личностно-профессиональных качеств  будущих специалистов.

Подведем итоги.

1. Философию можно рассматривать  не только в качестве науки, мировоззрения, как мы делали это раннее, но и как учебную дисциплину, как составной элемент в системе корпоративного образования ПАО «Газпром».

2. Философия как учебная дисциплина занимает важное место в системе корпоративного образования ПАО «Газпром». Это, в частности, проявляется в том, что:

А) философия учит абстрактному, стройному, логическому мышлению, роль которого очень важна в процессе принятий решений, в особенности в условиях нестандартной ситуации;

Б) так как философский дискурс гуманистичен, то философия помогает осознать ошибочность установки «незаменимых людей не бывает», которая, к сожалению, часто встречается в кадровой политике;

В) философия способствует профессиональному, духовному развитию человека, становлению его личностных качеств, восстребованных на современном рынке труда.

Таким образом, в первом разделе «Метафилософия»  мы рассмотрели философию в трех «ипостасях»: как науку, мировоззрение, учебную дисциплину. В разделе мы  раскрыли объектно-предметную область философии, ее структуру, функции, выявили системообразующую роль философии в мировоззрении и в профессиональной деятельности человека.

Изучив этот раздел, мы раскрыли роль философии в жизни человека и общества.

Вопросы и задания:

1. Какими особенностями обладает философия как учебная дисциплина? Чем философская учебная дисциплина отличается от других учебных дисциплин?

2. Попытайтесь объяснить первокурснику, что представляет собой философия в качестве учебной дисциплины.

3. Как философия и мировоззрение связаны с профессиональной деятельностью человека?

4. Почему кадровая политика ПАО «Газпром» нуждается в философском обосновании?

5. Как вы относитесь к следующему высказыванию: «незаменимых людей не бывает»? Можно ли на основе этого высказывания строить кадровую политику корпорации? Свое мнение обоснуйте.

6. Почему ПАО «Газпром» рассматривает в качестве главной ценности компании трудовой коллектив?

7. Зачем ПАО «Газпром» нужно корпоративное образование? Какое место в нем занимает философская учебная дисциплина?

8. Как к узкопрофессиональному образованию относился Д. С. Лихачев? Связана ли философия с ним? Свой ответ аргументируйте.

9. Для чего будущему или нынешнему работнику ПАО «Газпром» изучать философию? Не является ли эта дисциплина лишней в учебном расписании?

10.  Какие качества формирует философия у работника: личностные или профессиональные? Что важнее: быть хорошим работником или человеком? Ответы дайте в развернутом виде.

 

 

1.

Познание — это процесс приобретения и развития знания, осуществляемый на основе практической деятельности человека.  Познавательная деятельность человека имеет следующую структуру: 1) субъект – тот, кто познает. В качестве субъекта могут выступать: индивид, социальная группа, человечество в целом; 2) объект – то, что познается, познаваемый фрагмент действительности. Объектами познания могут являться: природа, общество человек; 3) предмет – часть познаваемого объекта. Например, студент изучает устройство газотурбинной установки (ГТУ), а конкретнее – принцип работы камеры сгорания. В данном случае субъектом познавательной деятельности будет студент, объектом познания – ГТУ, а его предметом – камера сгорания. Помимо субъекта, объекта, предмета познания можно выделить следующие его элементы: 4) методы – способы, с помощью которых субъект познает предмет. Наблюдение, измерение, классификация – примеры методов познания; 5) истина – цель познания, соответствие полученных знаний действительности.

  Можно выделить следующие  формы познания: 1) обыденное  - формируется на основе жизненного опыта; 2) мифологическое формируется не на основе прочтения древнегреческих мифов или мифов древнего Египта, как можно было подумать, а на основе некритического осмысления действительности вследствии слабого развития саморефликсии. Об «идолах», господствующих в нашем сознании писал Ф. Бэкон: «идол пещеры», «идол рода», «идол театра» и так далее; 3) художественное  - в качестве основы познания выступают продукты художественного творчества: художественная литература, фильмы, музыка, изобразительное искусство); 4) религиозное -  в качестве основы – Священные книги. Наиболее известные из них – Тора, Библия, Коран); 5) научное  - основа – научная литература. Научное познание бывает естественнонаучным, когда объектом познания является природа, социальным – общество, гуманитарным – человек, техническим – техника; 5) самопознание – когда субъект и объект познания совпадают; 6) чувственное познание — это такое познание, которое осуществляется посредством органов чувств - зрения, слуха, осязания, обоняния; 7) рациональное познание осуществляется на основе разума, мышления. Мышление осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения в действительности.

Заметим, что все перечисленные нами формы познания взаимосвязаны. Например, человека можно познавать не только с помощью научных методов, но и художественными средствами, посредством религиозного опыта. Наконец, познавать человека, других людей можно на основе самопознания. Человека познают как на основе чувств, так и на основе мышления.

Познание играет большую роль в жизни человека. Во-первых, на основе познавательной деятельности формируется мировоззрение человека, его стратегия взаимодействия с миром. Благодаря познанию человек не только адаптировался к окружающей среде, но и приступил к ее преобразованию. Познание и жизнь человека фактически одно и тоже: жить означает познавать.

Во-вторых, на основе самопознания у человека формируется самооценка, критический подход к себе как залог саморазвития, физического и духовного самосовершенствования.

Таким образом, познавательная деятельность имеет достаточно сложную структуру. Ключевым элементом в этой структуре является сам человек: именно человек как субъект познания выбирает объект, научно-методологическими средствами вычленяет предмет с целью достижения истины. В зависимости от объекта познания и методов познания выделяют различные формы познания, среди которых ведущее место занимает самопознание.

 

2

Чувства человека являются тем «мостиком», который связывает его с окружающим миром. Именно чувства доставляют информацию, которая потом обрабатывается разумом.

Ступени чувственного познания

1) ощущение - отражение в сознании человека отдельных
сторон, свойств предметов, а также внутреннего состояния организма.
Например, ощущение вкуса яблока (садкое, кислое или кисло-сладкое), ощущуние боли, утраты. Если мы возьмем ручку, то возможные ощущуния – твердость, теплоты, гладкости этой письменной принадлежности;

2) восприятие - целостный образ предмета, непосредственно
данного в живом созерцании
. Посмотрим на яблоко – и получим полное его восприятие: цвет (красный, зеленый), форму (круглое), размер (большое, маленькое, среднее), состояние (свежее, несвежее, целое или нецелое). Аналогично – с ручкой. Когда мы смотрим на ручку, мы видим ее цвет, размер, форму;

3) представление - обобщенный чувственный образ предмета,
воздействовавший на органы чувств в прошлом.
Мы съели яблоко. Что о нем осталось в нашем сознании? Представление о том, какое оно было: круглое, большое, вкусное, только что сорванное с ветки.

  Мы закончили писать, ручку убрали в сумку. У нас в сознании остался образ ручки: ее размер, цвет, форма.

Относительно чувственного познания отметим следующее.

Во-первых, природа дала человеку столько чуств, сколько ему нужно, и в такой степени развития, в которой необходимо ему для нормальной жизнедеятельности. О достоинствах и недостатках сверхразвитых чувств – в американском фильме «Без чувств».

Во-вторых, если человек теряет один орган чувств, то обостряется другой.

И, наконец, в-третьих, представление – это та ступенька познания, которая связывает чувственное познание с  рациональным познанием, абстрактным мышлением.

Ступени рационального познания:

1) понятие — форма мышления, отражающая закономерные
связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закреплены
в определениях.
Например: яблоко – это фрукт, ручка – это письменая принадлежность, состоящая из стержня, наполненного черниалами и остова.

2) суждение - форма мышления, отражающая вещи, явления,
процессы деятельности, их свойства, отношения.
Суждения закрепляются в определениях. Суждения могут что-либо утверждать, то есть быть утверждающими, или что-либо отрицать, то есть быть отрицающими. Например, яблоко – это не овощь, яблоко растет на дереве, ручка – это письменная принадлежность;

3) умозаключение - форма мышления, посредством которого
из раннее установленного знания выводится новое знание.

Суждение первое: все фрукты растут на деревьях. Суждение второе: яблоко растет на дереве. Умозаключение: следовательно, яблоко – это фрукт, а не овощь.

Умозаключение играет большую роль не только в исследовательской, но и в профессиональной деятельности. Умение делать правильные, логические умозаключения – одна из задач следователя.

Возможные и ложные умозаключения. Умозаключение будет ложным, если одно из суждений не будет соответствовать действительности.

Приведем пример. Суждение первое: все мужчины служат в армии. Суждение второе: Иванов – мужчина. Умозаключение: следовательно, Иванов тоже будет служить в армии.

Ошибка содержится во втором суждении. Не все мужчины служат в армии. Согласно ФЗ «О воинской службе», призыву в ВС РФ подлежат мужчины, достигшие совершенолетнего возраста, годные по состоянию здоровья, получившие полное общее среднее образование.

Умозаключения бывают индуктивные и дедуктивные. Индуктивное умозаключение – это такое умозаключение, при котором мысль движется от частного к общему. Иначе говоря, от фактов к выводу. Пример индуктивного умозаключения: у меня повышенная температура тела, озноб, болит горло. Следовательно, я болен.

В дедуктивном умозаключении – наоборот: мысль движется от общего к частному, от факта к предполагаемым выводам, гипотезам. Поэтому этот тип умозаключения называют еще гипотеко-дедуктивным. Например: у меня утром не заводится автомобиль. Это факт. Почему? Первое предположение (гипотеза): сел аккумулятор. Вторая гипотеза: вышла из строя система зажигания. Третья: сломался бензонасос.

Более подробно об абстрактном мышлении, о правилах правильного, непротиворечивого логического мышления можно прочесть в учебниках по логике. Можно порекомендовать учебник по логике В.И. Кириллова, предназначенного для средних профессиональных учебных заведений.

Таким образом, познание представляет собой сложную динамическую систему, в которой чувственные компоненты связаны с абстрактным мышлением. Познание - это процесс, который осуществляется на основе практической деятельности человека.

Не стоит думать, что познание осуществляется так: вначале человек познает на основе чувств с помощью ощущений, восприятий, представлений, а затем переходит к рациональному познанию, осуществляемому с помощью мышления, включающего в себя понятия, суждения, умозаключения. Это слишком схематическое представление, и оно ошибочное. На самом деле познавательный процесс напоминает мытье рук, когда одновременно задействованы обе руки, то есть два типа познания – чувственное и рациональное.

3

Познание - это процессуальная деятельность человека. Можно сказать, что всякое познание есть движение от незнания к знанию. С точки зрения процессуального подхода познание осуществляется следующим образом.

Первая ступень познавательного процесса – это обнаружение и формулировка проблемы. Проблемой называют сложный и противоречивый вопрос, который требует разрешения.

Второй ступенью в познании является выработка гипотезы. Гипотеза – это научно обоснованное предположение, которое требует проверки, то есть верификации.

Третья ступень познания – сама процедура проверки, или верификация. Не все гипотезы можно верифицировать. Например, нельзя верифицировать гипотезу о существовании Бога. В связи с этим гипотезы подразделяют на верифицируемые, то есть те, которые можно проверить, экспериментально доказать, и неверифицируемые, то есть на те гипотезы, которые доказать невозможно.

Если гипотеза доказывается с привлечением большого количества фактов, то  она становится теорией. Теория – это высшая форма организации теоретических знаний. Теория состоит из верифицируемых гипотез.

Если гипотезу доказать невозможно, то в этом случае можно говорить о концепции. Концепция – это форма организации теоретических знаний, представляющая собой совокупность взаимосвязанных идей и взглядов, которые несут в себе ярко выраженную печать авторской индивидуальности. Проще говоря, в концепции больше, чем в теории выражено мировоззрение субъекта познания, его ценностное отношение к миру. Концепция, как правило, состоит из неверифицируемых гипотез.

Формулировка проблемы, выработка гипотез, их верификация осуществляется с помощью определенных приемов, правил и способов познания, то есть методов. Метод – это система строгих правил и предписаний, позволяющих исследовать объект. Например, объект можно исследовать с помощью наблюдения, измерения, сравнения.

Целью всякого познания, как уже говорилось, является истина. Истину можно определить как знания, которые соответствуют действительности.

Таким образом, познание как вид процессуальной деятельности включает в себя обнаружение проблемы, ее формулировку, затем – выработку и проверку (верификацию) гипотез. Познавательный процесс осуществляется на основе методов. Цель познавательного процесса – получение истины, а методы – ее средства. Концепцию и теорию можно рассматривать как формы выражения истины.

 

4

Гносеология как раздел философии, занимающийся изучением познания, основывается на четырех главных понятиях. Это: истина, правда, ложь, заблуждение.

Истина в структуре познания занимает важное место: она выступает в качестве цели научного исследования, и, естественно, в качестве ее результата.

Этимологию понятия истины исследовал философ П.А. Флоренский. Он в своем исследовании отмечал, что слово «истина» происходит от слова «есть», быть, существовать. Флоренский констатировал, что неслучайно слово «есть» имеет несколько значений: физиологическое – кушать и онтологическое существовать, бытийствовать. В эпоху первобытного общества так и было: есть еда – ты существуешь. Философ утверждал, что понятие истина укорена в бытии, оно глубоко онтологическое понятие.

В учебной философской литературе наиболее часто можно встретить следующее определение истины. Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Характеристики истины:

1) объективность: истина соответствует объекту, совпадает с ним;

2) динамичность: знания о мире меняются. Поэтому то, что считалось истинным в древности, не является таковым в сегодняшнее время. Например, утверждение  Демокрита о том, что атом – это неделимая частица, было истинным вплоть до двадцатого века, пока не расщепили ядро атома.
В связи с динамичностью истины выделяют ее формы.

Формы истины:

1) абсолютная - полное, исчерпывающее знание о
действительности, предмете.
Например: человек смертен;

2) относительная - истина, выражающая изменчивость
знаний.
Например: атом – неделимая частица.

Единственным критерием истины, согласно философии марксизма, является практическая деятельность человека. Практика - активная чувственно-предметная деятельность людей, направленная на преобразование действительности.

Следует отметить, что практику как единственно верный критерий истины признают не все исследователи. В истории философии существуют различные концепции. Представители классической концепции истины (Платон) трактуют истину как соответствие мыслей и высказываний действительности. С их точки зрения, критерием истины выступает чувственно воспринимаемый опыт.

Сторонники концепции когерентности (Нейрат, Гемпель) истину рассматривают как согласованность знаний. Главным критерием истины в этой концепции является согласованность, непротивореичвсть.

Релятивисткий характер истины подчеркивают приверженцы конвенциональной конепции (Пуанкаре, Полани). С их точки зрения, истина – это достигнутое соглашение между исследователями, своеобразный компромисс, существующий в научной среде. В качестве критерия истины, таким образом, рассматривается всеобщее согласие.

Сторнники прагматизма (Джеймс, Рорти) считают критерием истины эффективность знаний, их практичность. Следовательно, в концепции прагматизма истина интерпретируется как практически полезное знание.

Разные воззрения на истину были у представитлей рационализма и сенсуализма. Если сенсуалисты (Гольбах, Фейербах) критерием истины провозгласили чувственный опыт, то рационалисты (Декарт, Спинноза) – рациональное мышление, которое трактовалось ими как ясное, отчетливое.

Таким образом, в истории философии не существует однозначного определения истины. Это, в первую очередь связано с тем, что исследователи испытываеют определенные трудности в поиске основного критерия истины. Однако наибольшее количество сторонников у классической концепции определения истины.

Истина – не единственное гносеологическое понятие. Теория познания изучает помимо истины такие понятия как правда, ложь, заблуждение.

К понятию истины более близко понятие правды. Но правда не совпадает с истиной, поскольку включает моральную составляющую. Правду можно определить как соединение объективной истины и моральной справедливости. Неслучайно говорят: поступить по правде. Проблему взаимоотношения истины и правды можно рассмотреть на проблеме соотношения моральных и правовых норм.

Понятиям правды и истины противостоят понятия ложь и заблуждение. Ложь и заблуждение – это то, что не соответствует действительности. Однако между этими понятиями есть существенные различия: ложь – это преднамеренное возведение неистинных суждений в истинные, а заблуждение – непреднамеренное. Таким образом, можно дать следующие определения: заблуждение – это непреднамеренное несоответствие суждений действительности, а ложь – преднамеренное возведение неверных представлений в истину. Следовательно, критерий различения между ними – в преднамеренности.

Ложь – это не только аморальное понятие, полскольку, в конечном итоге противостоит добру, справедливости. Ложь тесно связана с обманом, жульничеством, мошеничеством, лжесвидетельствованием. Ложь, таким образом, может оцениваться и с точки зрения права, правовых норм, с позиции неправомерных действий. Например, в уголовном праве существует статья за лжесвидетельствование.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.069 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь