Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1.2.: Философия как ядро мировоззрения



 

План:

1. Мировоззрение и его структура.

2. Исторические формы мировоззрения

3. Виды мировоззрения

1

Одной из важнейшей функцией философии является мировоззренческая функция. Под мировоззрением в философской науке понимается совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего мира и месте человека в нем.   Чтобы понять лучше сущность мировоззрения, необходимо познакомиться с его структурой:

1) знания - это информация, переработанная и усвоенная человеком. Знания бывают:  а) обыденные – основанные на житейском опыте; б) научные или теоретические – основанные на изучении естественных, гуманитарных наук; в) профессиональные – соединение теории (научных знаний) и обыденных знаний (практика).  ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград», реализуя принципы дуального образования, как раз соединяет теорию с практикой, то есть дает профессиональные знания. О роли знаний хорошо сказал Ф. Бэкон: «знание – сила». Человек, по сравнению с животными, слабое существо. Благодаря знаниям, человек не только выжил в достаточно агрессивной для себя среде – природной, но и смог покорить ее. Художественный фильм «Побег из Шоушенка» - наглядная демонстрация большой роли знаний в жизни человека;

2) убеждения - уверенность человека в истинности своих знаний, в правоте своей жизненной позиции. Убеждения играют мотивирующую роль в жизни человека. Подумайте, если у вас или ваших родителей не было убеждений, что  обучение в газпромовском колледже поможет вам устроить свое будущее, то учились бы вы сейчас в нем?

3) идеалы   - мысленные образы совершенного и желаемого (идеал - это посох для человека). Особенность идеалов: они  бытийствуют в нашем сознании, их нет в реальной жизни. Например: нет идеальной работы, студентов, преподавателей. Но они нужны для того, чтобы человек  саморазвивался, стремился к лучшему. Как гласит пословица: «плох тот солдат, который не мечтает быть генералом». Конечно, генералом  он, может быть,  и не станет, но если дослужится до подполковника, будет весьма неплохо. Если человек не понимает, что идеалов нет в реальной жизни, ему будет очень трудно, о чем свидетельствует кризис идеалов, хорошо описанный социальными психологами;

4) принципы - идеи и правила, которыми стоит
руководствоваться в жизни.
 Если человек не имеет принципов, то его можно назвать беспринципным. На такого человека нельзя будет положиться, он похож на хамелеона. Образ беспринципного человека – «обезьяна с гранатой»: не знаешь, чего ожидать.  Если человек не меняет вообще принципы, они для него раз и навсегда заданы, то такого человека можно назвать догматиком. Образ догматика – «человек с линейкой»: любые расстояние мерит только с ее помощью. Догматик не понимает следующего: нельзя многообразие жизненных ситуаций втиснуть в прокрустово ложе узких принципов. Отсюда - вывод: принципы нужны, так как они выполняют функцию жизненных ориентиров, но их обоснованно нужно менять в зависимости от жизненных ситуаций;

5) ценности – то, что дорого и значимо для человека. Ценности бывают: материальные (деньги) и духовные (религия, искусство), здоровые (спорт) и нездоровые (алкоголь, наркотики, курение), личные и общественные, меняющиеся (мода) и абсолютные (добро, истина, справедливость). Ценности не только задают жизненные ориентиры, но и придают смысл человеческой жизни.

На основе изложенной структуры мировоззрения можно     выделить следующие уровни:

а) мироощущение - чувственно-эмоциональный уровень мировоззрения. По мироощущению мировоззрение можно разделить на оптимистический и пессимистический виды;

б) мировосприятие - целостный образ мира. М. Бубер считал, что в различные исторические эпохи люди либо воспринимали мир как «родной дом» (эпоха античности, средние века), либо воспринимали его как период «бездомности» (модерн и постмодерн);

в) миропонимание - рациональное толкование мира. Мир можно понимать как итог длительной эволюции материи, что характерно для материалистического или атеистического мировоззрения, а можно понимать как результат божественного творения, что составляет сущность религиозного мировоззрения, основанного на принципе креационизма.

    Итак, мировоззрение можно представить в форме пирога. Уровни мировоззрения – это своеобразные слои этого пирога, а элементы мировоззрения – его ингридиенты.

Таким образом, мировоззрение – это сложный феномен, имеющий непростую структуру и представляющий собой систему, так как:

 А) все мировоззренческие  компоненты взаимосвязаны между собой;

Б) можно выделить главный, системообразующий элемент в мировоззренческой системе – знания;

В) каждый мировоззренческий компонент имеет свою функцию, а, следовательно, необходим ситстеме;

Г) мировоззрение представляет не статистическую, а динамическую систему: внутренний мир человека может изменяться вместе с теми изменениями, которые происходят в окружающем его мире, благодаря обогащению жизненного опыта. Например: мировоззрение А.И. Солженицына: а) в детстве – христианин, посещал церковь, носил нательный крестик, за что подвергался гонениям в школе; б) в студенческие годы – социалист, верный ленинец, сталинский степендиат. Задумывает писать роман «Люби революцию»; в) в годы Великой Отечественной Войны – в сознании происходит мировоззренческий переворот, начинает критически относится к Сталину, Ленину; г) заключение – углубление мировоззренческого переворота: социалистические ценности вытесняются религиозными; д) после реабилитации – идея сотрудничества с советским политическим режимом: публикация в «Новом мире», известность, выдвинут кандидатом на получение ленинской премии по литературе; е) открытое диссиденство, противостояние: публикация за рубежом, высылка из страны;

Д) мировоззрение является открытой системой, так как является результатом взаимодействия человеческого сознания с окружающей средой (природа, общество), итогом его познавательной деятельности.

Подведем итоги. Изучение структуры мировоззрения позволяет  лучше понять не только его содержание, но и его значимость в жизни человека. Философия – единственная наука, занимающаяся мировоззренческими вопросами, изучением самого мировоззрения. Изучение мировоззрения – это верный путь к пониманию как отдельно взятого человека, способ наведения «ментальных мостов» между людьми, так и целой исторической эпохи.

Следовательно, изучение философии поможет нам сформировать свое мировоззрение, стать на путь личностного становления, будет способствовать пониманию людей.

2

Мировоззрение – это своего рода условие и итог развития человека, общества: вместе с развитием человека и общества менялось и само мировоззрение. Рассмотрим мировоззрение в качестве  историко-культурного феномена.

В философской науке выделяют следующие исторические формы мировоззрения:

1)      миф - это эмоционально-образное восприятие мира. Миф в переводе с греческого переводится как «сказание», «предание».  Его характерными чертами являются: а) гилозоизм - одушевление всего живого; б) эмоциональность; в) образность; г) отсутствие автора; д) синкретичность, то есть слитность;

2)     религия - вера в сверхъестественные силы и поклонение им.

Миф от религии отличается тем, что религия имеет своего основателя, ритуалы, обряды, символы, то есть то, что образует культовую сторону религии.
Мифологическую  и религиозную формы мировоззрения объединяет тот факт, что они искусственно раздваивают мир на эмпирический, видимый (чувственный) и метафизический (чувственно невидимый, умопостигаемый). На этой основе рождается третья историческая форма мировоззрения -

3)       философия – самая развитая форма мировоззрения, для которой характерны рациональность и абстрактность.

Философскую форму мировоззрения от остальных отличает наличие теоретического компонента в осмыслении действительности, абстрактность, обобщенность, системность, рациональность, концептуальная целостность.

Подведем итоги. Вместе с развитием человека, общества развивалось и мировоззрение. Логика развития такова: от чувственно-образного компонентов мировоззрения к рациональному осмыслению действительности. Однако не стоит думать, что с появлением философии исчезли мифы и религии. Напротив, историки, политологи могут привести немало примеров мифологического конструирования действительности. Например, актуализацию  мифа о том, что «царь хороший, а бояре – плохие». Этот миф  позволил   «Единой России» выдвинуть следующий тезис: мы -  за президента, но против правительства. И мало кого волновал вопрос, что, согласно  ст. 83 Конституции РФ, именно президент это правительство и формирует. Или, например, другие исторические мифы о безоблачном советском прошлом, которые рушатся как карточные домики, если изучать историю не на основе прочтения учебной литературы, а на основе  источниковедческого анализа.

В годы существования СССР  полагали, что религия исчезнет по мере развития научно-технического прогресса и тотальной рационализации сознания советского человека. Современные исследователи, изучаюшие общество на рубеже двадцатого – двадцать первого веков, говорят, напротив,  о религиозном ренессансе, об «исламском вызове». Все это свидетельствует о том, что религия как форма мировоззрения не канула в небытие, а напротив, религиозное сознание все шире объективируется, что свидетельсвует о вечном характере мировоззренческих вопросов, показывает, что рациональный проект переустройства мира не привел к решению проблем, затрагивающих человечество.

И еще: подчеркнем взаимосвязь между историческими формами мировоззрения. Мифы, как уже отмечалось, связаны с религиозным сознанием: в них содержаться зачатки абстрактного мышления в виде выделения сфер бытия на метафизический, невидимый мир и эмпирический – видимый, что способствовало мировоззренческой революции – появлению философии и философских знаний.

Философия, с одной стороны, призвана бороться с мифами. Вместе с исторической наукой она заниматеся их развенчанием. С другой стороны, философия использует образы, содержащиеся в мифах. Например, А. Камю написал целую книгу – «Миф о Сизифе», в которой доказывал, что бытие человека абсурдно, представляет собой «сизифов труд» - бессмысленный и тяжелый.

Наиболее интресна взаимосвязь между философией и религией, которая, как и в примере с мифами, носит тоже неоднозначый, двойственный, амбивалетный характер. С одной стороны, в истории философии можно встретить философов, являющихся носителями атеистического мировоззрения, отрицающие бытие бога (Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс), а, с другой стороны, пытающиеся рационально обосновать существование божественного бытия (В. Соловьев, П. Флоренский, другие представители русской и западной религиозной философии).

Таким образом, философия является не только вершиной мировоззренческой эволюции, поскольку человеческая мысль двигалась от сегментарного, эмоционального, образного мышления к рациональному и абстрактному. Философия выступает в качестве связующего звена: философский дискурс так или иначе обращен к мифологии, религии, так как его первейшее назначение – освещать мировоззренческую проблематику. Поэтому можно утверждать: философия – это  самая развитая форма мировоззрения, ее основа «ядро».

3

Вспомним народную мудрость: «сколько людей, - столько и мнений», «две головы хорошо, а три – еще лучше». Эти и другие пословицы, поговорки свидетельствуют о существовании (бытийствовании) мировоззренческого плюрализма: у каждого человека – свой неповторимый богатый внутренний мир, и, следовательно, свое мировоззрение, отличное от других.

Философия помогает не только расширению мировоззренческих горизонтов человека. Философия помогает «навести ментальный мосты» (Ю. Шевчук), обрести взаимопонимание. Следовательно, философия учит человека быть коммуникабельным, общительным. Коммуникабельность, кстати, одно из качеств, которое  востребовано на  современном рынке труда.  Без коммуникабельности, в свою очередь, немыслимо умение работать в команде, - еще одно из требований к современному гуманитарному образованию.

Итак, философия, обосновывая уникальность, неповторимость человеческого бытия, раскрывая красоту внутреннего мира, позволяет понять ошибочность тезиса «незаменимых людей не бывает», протестует против фактическоого сведения человека к заменимому «винтику».

Признавая неповторимость человеческого бытия и необходимость наведения «ментальных мостов», философия учит человека взаимопониманию, делает его полноценным субъектом  общения, актуализирующего интерепретационные процедуры. Понимая другого человека, мы лучше понимаем самого себя. Другой человек для нас является своеобразным зеркалом, в которое мы смотримся, и видим не только другого человека, но и прежде всего самих себя. Расширяя круг своего общения, мы лучше познаем себя, и, следовательно, расширяем свои мировоззренческие горизонты.

Понимание других людей невозможно без изучения их мировоззрения. Изучение мировоззрения, в свою очередь, невозможно без изучения классификации мировоззрения.

Итак, можно выделить следующие виды мировоззрения:

1) материалистическое  (в качестве субстанциальной основы бытия рассматривается материя);

2) идеалистическое (сознание трактуется как первооснова бытия);

3) дуалистическое (в качестве равноправных, бытийственных начал рассматриваются как материя, так и сознание)

4) оптимистическое (оптимист - это такой человек, который
даже на кладбище видит сплошные «плюсы»);

5) пессимистическое (человек, который вместо того, чтобы скзать, что стакан наполвину полон, обязательно скажет, что он наполвину пуст);

6) догматическое (Ф. Бэкон сроавнивал таких индивидов с пауками, их высмеивал А.П. Чехов);

7) обыденное (житейское) - личный опыт людей: приметы,
сказания, афоризмы, пословицы (пословицы - это квинтэссенция
народной мудрости);

8) художественное (формируется на основе художественного познания);

9) научное (формируется на основе научного познания);

10) религиозное (формируется на основе религиозного познания)

11) космоцентрическое, теоцентрическое, антропоцентрическое, рационалистическое, иррационалистическое, коэволюционное ( в зависимости от определения места человека, его сущности в окружающей его действительности).

Подведем итоги.

1) Философию является не только наукой, имея свою объектно-предметную область, свой научно-понятийный аппарат. Философия является еще и мировоззрением.

2) Философия как историческая форма мировоззрения взаимосвязана с другими историческими формами: мифологией, религией.

3) Изучение философии поможет нам сформировать и развить свое мировоззрение,  понять  мировоззрение других людей.

 

Вопросы и задания:

1. Дайте определение следующим понятиям: мировоззрение, знания, принципы, убеждения, идеалы, ценности, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, миф, гилозоизм, религия, философия, материализм, идеализм.

2. Зачем человеку нужно мировоззрение? Почему животные обходятся без него?

3. Помогает ли мировоззрение личностному становлению человека?

4. Почему человеку нужны знания? Как вы понимаете высказывание Ф. Бэкона «знание – сила». Согласны ли вы с ним? Свое мнение обоснуйте.

5. Что человек должен знать о принципах и идеалах, чтобы быть успешным?

6. Какую роль играют убеждения в жизни человека? Вспомните о судьбе Д. Бруно.

7. Какие исторические формы мировоззрения вам известны? Что общего и что различного между мифом и религией?

8. Почему философию называют ядром мировоззрения?

9. Можно ли рекламу рассматривать с точки зрения мифотворчества? Свою точку зрения обоснуйте.

10.  Охарактеризуйте себя с точки зрения мировоззренческих позиций. Кто вы: оптимист или пессимист, материалист или идеалист, космоцентрист, антропоцентрист, коэволюционист? Какие у вас есть знания, убеждения, принципы, идеалы, ценности?


Тема 1.3. Философия как учебная дисциплина.

Роль философии в системе корпоративного образования ПАО «Газпром».

План:

1. Особенности философии как учебной дисциплины.

2. Мировоззрение и профессиональная деятельность.

3. Философское обоснование кадровой политики ПАО «Газпром».

4. Философия в системе корпоративного образования ПАО «Газпром».

1

Мы рассматривали философию в качестве науки и мировоззрения. Теперь поговорим о ней как об учебной дисциплине.

Необходимость оценки роли философской дисциплины в системе корпоративного образования  ПАО «Газпром» объясняется тем, что, с одной стороны, в современном менеджменте происходит процесс децентрализации управленческих функций, приводящий к расширению компетенций нижестоящих управленческих звеньев, и, прежде всего, специалистов среднего звена, которых и готовит  ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград». С другой стороны, культура принятия управленческих решений основывается на системном, многофакторном анализе, на культуре мышления, которые формирует философия.

Философия - это не только учебная дисциплина, построенная на основе общих, абстрактных знаний, затрагивающих систему «мир-человек». Философия – это, в первую очередь наука и форма мировоззрения, помогающая человеку овладеть основами культуры мышления, развить креативные способности, востребованные на современном рынке труда. Не каждый работник ответственен, дисциплинирован и обладает основами самоконтроля. Философия помогает формированию этих необходимых качеств, связанных с самодисциплинированностью работника, переносу внешнего локуса контроля на внутренний,  росту самосознания и духовности. Духовные качества работника всегда высоко ценились и продолжают цениться работодателем, так как нацеливают работника на самосовершенствование, профессиональный рост. Духовность можно рассматривать как своего рода вакцину, нацеленную на блокировку появления разнообразных форм зависимого поведения, особенно геймерства, алкоголизма, наркомании. Духовно развитый работник будет соблюдать культуру производства, труда, отдыха, свое досуговое время использовать, по крайней мере, не во вред себе и интересам корпорации. Духовные качества, формируемые философией, не позволят встать работнику ПАО «Газпром» на путь личностной и профессиональной деградации.

Философские знания в силу своей всеобщности и абстрактности формируют целостное мировоззрение, концептуальную картину мира личности. ПАО «Газпром» в своей кадровой политике должен адекватно учитывать мировоззренческий фактор, поскольку любой корпорации нужны не просто работники, а работники, являющиеся носителями и потенциальными актуализаторами профессиональных знаний, умений, навыков, имеющих витальные (жизненные), профессиональные принципы, идеалы, убеждения. Работник, не имеющий идеала, не будет стремиться к профессиональному росту, профессионализации личностных качеств. Наличие жизненной позиции, ценностных ориентаций способствует правильному выстраиванию стратегии взаимодействия работника с корпоративной средой, осознания своего места в ней.

Философия, буквально переводимая как любовь или стремление к мудрости, помогает работнику найти взвешенный подход к идеалам. С одной стороны, идеалы – действенная сила в борьбе с жизненными трудностями, которые дают высоконравственные основания для всех сфер деятельности, включая профессиональную. С другой стороны, необходимо понимать, что в реальной жизни идеалы не встречаются. Если вовремя не занять адекватную позицию по отношению к идеалам, то начинающий работник не сможет успешно пройти профессиональную и социальную адаптацию на производстве, что приведет к невозможности его профессионального роста. Философия поможет работнику своевременно подвергнуть ревизии свою «я-концепцию», понять, что притязания в профессиональной деятельности прямо пропорциональны личностному вкладу работника в развитие корпорации.

2

Философию можно рассматривать как искусство принятия решений, способствующих преодолению различных производственных, организационных, социальных проблем, связанных с личностью работника, с его мировоззрением. Можно утверждать, что причина многих проблем имеет мировоззренческий характер, кроется в сознании человека, в частности в его отношении к принципам. С одной стороны, человек, не имеющий принципов, будет безответственным работником, у которого отсутствует своя позиция по решению профессиональных задач, волевые качества, необходимые для выполнения трудовых функций. Такой работник не сможет справиться с кризисом целеполагания, выстроить свои профессиональные и жизненные стратегии. Если учесть обстоятельство, что ЧПОУ  «Газпром колледж Волгоград»  готовит специалистов среднего звена, то могут подвергнуться профессиональной и личностной дезориентации другие рядовые работники  ПАО «Газпром».

С другой стороны, сверхпринципиальность, особенно представителей высшего менеджмента, ведет к догматизму и шаблонности, косности и консервативности мышления. Всю палитру жизненных, профессиональных обстоятельств невозможно втиснуть в прокрустово ложе принципов. Сверхпринципиальность, как и безпринципность, одинаковы опасны в процессе принятия решения, поскольку слабо коррелируют со здравым смыслом, логикой и культурой мышления в целом. Они в равной степени выражают примат формы над содержанием. Формализм, применяемый в профессиональных практиках, может привести, в конечном счете, к краху даже такого флагмана газовой промышленности как ПАО «Газпром».

Однако принципиальный подход необходим в профессиональной деятельности. Принципиальность в первую очередь необходимо интериоризировать, направить на себя, на свои личные качества, влияющие на производственную деятельность. Работнику нужно проявлять принципиальность в реализации требований, касающихся качества выполнения работы и оказываемых услуг. Проявляя принципиальность в выполнении своих обязанностей, прописанных в трудовом договоре, работник может занять принципиальную позицию в реализации не только своих прав, но и реализовать принципиальный подход в отношении своих контрагентов по трудовым отношениям.

Кроме того, у каждого работника «Газпрома» должны быть сформировавшиеся убеждения. Работник, убежденный в необходимости и полезности своей трудовой и профессиональной деятельности, в необходимости качественного выполнения работы, в востребованности своих профессиональных качеств, знаний, опыта, компетенций, будет иметь лучшую мотивацию, нацеленность на профессиональный рост, на актуализацию необходимых для производства качеств, чем тот, который не имеет вообще никаких убеждений.  Наличие системы мотивационных установок вкупе с материальными стимулами – структурообразующий фундамент эффективного развития корпорации.

3

Философская дисциплина всегда обращена к человеку. Философский дискурс по своей сути гуманистичен. Философия, рассматривая человека как микрокосм, как сущностную генерацию различных форм бытия, как своеобразную точку пересечения различных миров, обосновывает уникальность человеческой личности, ее незаменимость. Это означает, что тезис кадровой политики – «незаменимых людей не бывает», ошибочен. Человек – не вещь, хотя, согласно Протагору, является мерой вещей, высказывая различные суждения об их предназначении. Человек принадлежит миру свободы и творчеству, не только материальному бытию, но и бытию духа, наделен индивидуальностью, стремлением к реализации в качестве творческой личности, возможностью выходить за рамки эмпирического бытия. Поэтому его нельзя рассматривать в качестве легко заменяемого «винтика», в качестве «одного из…». Кадровая политика обязана строиться на гуманистических принципах, в соответствии с которыми человек рассматривается не в качестве средства, но в качестве цели. Поэтому  ПАО «Газпром» обязан дорожить своим кадровым составом, создавая наиболее благоприятные условия для профессионального и творческого роста своих работников. Задача философии заключается в теоретическом обосновании применения гуманистического принципа в кадровой политике ПАО «Газпром», в рассмотрении человека в качестве главной ценности компании. Гуманистический дискурс не чужд ПАО «Газпром». Напротив, представители высшего менеджмента компании провозглашают, что единственно главной ценностью корпоративной культуры ПАО «Газпром» является трудовой коллектив[1].

Заботясь о своих кадрах, о повышении ресурсно-факторного потенциала работников, ПАО «Газпром» инвестирует финансовый капитал в развитие корпоративного образования, что не идет вразрез с общемировым трендом. Однако, корпоративное образование ПАО «Газпром» является не только фактором развития компании, но и частью образовательного глобализирующегося пространства. Поэтому корпоративное образование ПАО «Газпром» нуждается в философском обосновании, поскольку ситуация на современном рынке образовательных услуг, по меткому замечанию Э. Фромма, напоминает шведский стол. Иначе говоря, современному образованию не хватает системности и концептуальности. Подобная эклектичность наносит сильный вред, как всему образованию, так и компании в частности, поскольку не мотивирует, а дезориентирует работника в процессе профессионализации, не способствует формированию необходимых компетентностных качеств.

Сущность компетенций и  компетентностного подхода в образовательной и кадровой политике ПАО «Газпром» нельзя понимать как узконаправленную профессионализацию, направленную либо на исключение гуманитарных и социальных дисциплин из содержания средне-профессионального, корпоративного образования, либо на уменьшение объема их преподавания, как это следует из новых федеральных образовательных стандартов. 

Об опасности узкопрофессионального образования предупреждал еще Д. С. Лихачев. Он указывал на то, что личностное всегда пересекается с профессиональным. Именно общекультурный уровень формирует интеллгинтность специалиста, нацеливвает его на ответственное отношение к бытию, миру, своим обязанностям.

Гуманизация средне-профессионального, корпоративного образования ПАО «Газпром» необходима по следующим соображениям. Во-первых, человеческий капитал является главным фактором производства. Качество человеческого капитала во многом зависит от качества образования, которое априори не может быть односторонним. Ситуация на современном рынке труда свидетельствует о том, что со стороны работодателей растут требования в отношении качества рабочей силы. Кроме того, человек в процессе производства имеет дело не только со средствами и предметами труда. В первую очередь он работает в трудовом коллективе, вступает в различные социальные взаимодействия и отношения в сфере производственной деятельности. Философия учит взаимопониманию, взаимопроникновению мировоззренческих горизонтов, толерантности, принципам гуманистического общения, мультикультуризму в условиях глобализирующегося общества, культуре диалога. Философские знания, равно как и знания других гуманитарных наук, способствуют эффективной профессиональной и социальной адаптации работника.

 Во-вторых, культура принятия производственных решений невозможна без учета человеческого фактора, системного анализа, логического мышления, без овладения основами стратегического дискурса, целеполагания. Философия, рассматривающая антропологическую проблематику в качестве основного философского вопроса, занимающаяся методологическим обеспечением познавательной деятельности, выявлением ее связей с практическими ее формами, направляющая дискурс на логичность, системность, абстрактность, разрабатывающая футурологические сценарии и прогнозы, показывающая значимость выполнения принципов техноэтики, помогает понять необходимость учета гуманистического, мировоззренческого факторов в развитии средне-профессионального и корпоративного образования.

4

Философские знания можно рассматривать в качестве системообразующего компонента педагогической компетенции работника ПАО «Газпром». Педагогический такт, умение убеждать, направлять, воспитывать, устанавливать личные и социальные контакты, составляющие основное содержание педагогической культуры, необходимы не только работникам компании, достигшим высот профессионального мастерства и имеющим потребность в передаче профессиональных знаний, накопленного производственного, жизненного опыта молодому поколению, но и оптантам, адептам, адаптантам, интерналам в целях эффективной социальной и профессиональной интеракции. Овладение педагогическими компетенциями можно рассматривать в качестве главного фактора эффективного управления, успешной профессиональной социализации, ведущего к формированию трудового коллектива.

 Таким образом, в системе корпоративного образования ПАО «Газпром» философия играет большую роль, поскольку способствует духовному росту и самосовершенствованию работника, формируя такие востребованные на современном рынке труда качества рабочей силы, как ответственность, самодисциплинированность (способность к самоконтролю), нацеленность на профессиональный и карьерный рост.

Для адекватного учета места и роли философии и философских дисциплин в корпоративном образовании  ПАО «Газпром», а, следовательно, в кадровой политике компании, необходимо актуализировать мировоззренческие, гуманистические, методологические, гносеологические, общекультурные функции философии, ее межпредметные связи со специальными дисциплинами, подвергнуть ревизии федеральные образовательные стандарты, нацеливающие субъектов образовательного пространства на узкопрофессиональную подготовку.

Эти действия  будут способствовать активизации познавательной деятельности обучаемых, формированию более тесных взаимосвязей между философией, гуманитарными дисциплинами и производственной практикой, и в конечном итоге -   всестороннему, гармоничному развитию личностно-профессиональных качеств  будущих специалистов.

Подведем итоги.

1. Философию можно рассматривать  не только в качестве науки, мировоззрения, как мы делали это раннее, но и как учебную дисциплину, как составной элемент в системе корпоративного образования ПАО «Газпром».

2. Философия как учебная дисциплина занимает важное место в системе корпоративного образования ПАО «Газпром». Это, в частности, проявляется в том, что:

А) философия учит абстрактному, стройному, логическому мышлению, роль которого очень важна в процессе принятий решений, в особенности в условиях нестандартной ситуации;

Б) так как философский дискурс гуманистичен, то философия помогает осознать ошибочность установки «незаменимых людей не бывает», которая, к сожалению, часто встречается в кадровой политике;

В) философия способствует профессиональному, духовному развитию человека, становлению его личностных качеств, восстребованных на современном рынке труда.

Таким образом, в первом разделе «Метафилософия»  мы рассмотрели философию в трех «ипостасях»: как науку, мировоззрение, учебную дисциплину. В разделе мы  раскрыли объектно-предметную область философии, ее структуру, функции, выявили системообразующую роль философии в мировоззрении и в профессиональной деятельности человека.

Изучив этот раздел, мы раскрыли роль философии в жизни человека и общества.

Вопросы и задания:

1. Какими особенностями обладает философия как учебная дисциплина? Чем философская учебная дисциплина отличается от других учебных дисциплин?

2. Попытайтесь объяснить первокурснику, что представляет собой философия в качестве учебной дисциплины.

3. Как философия и мировоззрение связаны с профессиональной деятельностью человека?

4. Почему кадровая политика ПАО «Газпром» нуждается в философском обосновании?

5. Как вы относитесь к следующему высказыванию: «незаменимых людей не бывает»? Можно ли на основе этого высказывания строить кадровую политику корпорации? Свое мнение обоснуйте.

6. Почему ПАО «Газпром» рассматривает в качестве главной ценности компании трудовой коллектив?

7. Зачем ПАО «Газпром» нужно корпоративное образование? Какое место в нем занимает философская учебная дисциплина?

8. Как к узкопрофессиональному образованию относился Д. С. Лихачев? Связана ли философия с ним? Свой ответ аргументируйте.

9. Для чего будущему или нынешнему работнику ПАО «Газпром» изучать философию? Не является ли эта дисциплина лишней в учебном расписании?

10.  Какие качества формирует философия у работника: личностные или профессиональные? Что важнее: быть хорошим работником или человеком? Ответы дайте в развернутом виде.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.084 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь