Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методика работы над натюрмортом в технике акварельной живописи



Методика работы над натюрмортом в технике акварельной живописи

Методические рекомендации по учебной дисциплине «Профильная подготовка по живописи»

Компоновка натюрморта

 Прежде, чем приступить к выполнению длительного задания, проводится своего рода подготовительная работа. С натуры выполняются наброски (форэскизы) карандашом и в цвете. В этих набросках определяется общая композиционная схема натюрморта.

В учебной натюрмортной постановке, организованной с дидактической целью, рисующему предлагается решить несколько задач: передать с помощью светотеневых и цветовых отношений цельность группы предметов, их объём и освещённость.

Вся композиционная работа сосредотачивается на вопросах размещения натюрморта в пределах картинной плоскости. В зависимости от характера натюрмортной группы - её высоты и ширины, глубины пространства, степени контрастности предметов по величине и цвету - рисующий определяет формат и размер плоскости, положение композиционного центра, находит тональное или цветовое решение. Сюжетный центр выбирается с таким расчётом, чтобы он, притягивая к себе всё остальное, выполнял функцию своего рода камертона для предметов, находящихся вне композиционного центра. Он может выделяться, заявлять о себе по законам контраста форм, тона, цвета, и т.д., но не вырываться из целостности изображения натюрморта как совокупности взаимосвязанных предметов.

 Работу над натюрмортом рекомендуется начинать не с выбора формата, а с изображения целой группы соподчинённых предметов. После того, как в первых набросках будет прослежена их взаимосвязь, определяется формат.

К тонкости поиска формата относится выяснение величины свободных мест слева и справа, сверху и снизу от группы предметов. Это важно для определения композиционного центра. Количество свободного места вокруг основной группы предметов во многом зависит от их положения в пространственных планах. Практика показывает, что наиболее выгодно помещать основную группу на втором плане.

Далее встаёт вопрос, непосредственно связанный с закономерностями равновесия композиции. Композиционный центр в большинстве случаев не совпадает с геометрическим центром. Размещение композиционного центра в некотором отдалении от геометрического даёт изображению ход в глубину пространства.

При смещении композиционного центра в ту или иную сторону равновесие достигается введением в натюрморт второстепенных предметов, деталей, которые имеют соответствующую шкалу цветовых и тоновых контрастов.

Итак, уравновешенность картинной плоскости натюрморта связана с определением смыслового композиционного центра, размещением второстепенных частей, с поиском цветовых и тональных контрастов.

Удачное решение натюрмортной композиции во многом зависит от избранной зрительной позиции. От уровня зрения сильно зависит степень видимости горизонтальной плоскости. Более открытая горизонтальная плоскость увеличивает протяжённость пространства, позволяет яснее увидеть планировку предметов в пространстве, почувствовать ритм в сочетании элементов, составляющих натюрморт.

Дальнейшая разработка композиции предполагает нахождение более точных тональных и цветовых отношений, усиление выразительности композиционного центра при сохранении цельности натюрморта.

 Выразительность изображения неразрывно связана с проявлением закона контрастов. Действие контрастов - тональных и цветовых, контрастов форм и размеров - в полной мере относится и к жанру натюрморта. Поэтому следует проанализировать контрасты в натурной постановке и перевести их на язык эскизного изображения.

Изображая натюрморт, всегда нужно помнить о композиционном Центре, о том, что нельзя допускать равнозначных по напряжению тоновых или цветовых пятен, так как это ведёт к дробности и потере композиционной цельности картины.

Живопись натюрморта

Акварель является наиболее удобным и доступным материалом на начальной стадии обучения.

Достоинство акварельной живописи состоит в прозрачности, свежести красочного слоя. В силу своей подвижности она позволяет применять различные приёмы - вливать один мазок в другой, делать широкие заливки больших плоскостей, прорабатывать мелкие детали.

Не надо наслаивать большое количество краски, а стараться выполнять этюд в два-три слоя. Утеря прозрачности вместе с тем ведёт к нарушению яркости и сочности тона. Белый цвет бумаги выполняет роль основы, которая просвечивает через поверхностный слой краски, придаёт ему особую прозрачность и звучность.

Учебные задания по натюрморту требуют внимательного изучения натуры. Качество учебной работы в начальном периоде обучения следует видеть в том, насколько удалось в натюрморте передать объёмную форму предметов, освещение, общее тоновое и цветовое решение натуры.

При методическом ведении работы следует всегда иметь перед собой конечную цель, которая поставлена данным заданием, видеть и представлять результаты, к которым надо стремиться. Это важно для того, чтобы, добиваясь нужного цветового тона, продуманно делать первоначальные прокладки, с таким расчётом, чтобы последующие наслоения давали нужные цветовые сочетания.

В начале обучения, когда трудно взять правильный цвет и в тоне, и в светлоте, и в насыщенности сразу, лучший способ работы - это последовательная и внимательная проработка натюрморта от слабо насыщенных цветов к постепенному насыщению изображения сочными цветовыми отношениями. Надо помнить при этом особенности поведения отдельных красок в их последующих смесях с другими красками, так как в некоторых случаях невозможно изменить положенный оттенок посредством последующих наложений.

 Живопись акварелью построена на том техническом приёме, что сначала на бумагу наносят светлые тона красок, оставляя блики не закрытыми, затем постепенно изображение наполняется более насыщенными цветами.

 Очень интересные результаты даёт техника акварели по сырому. Она основана на принципе вливания одного красочного слоя в другой, что создаёт очень эффектные переливы цветовых тонов. Работа по сырому требует точности рисунка и знания свойств красок. Она не терпит многослойных наложений краски. Такую работу трудно исправлять, особенно в местах, где один цвет влит в другой. Не терпит она и сухих резких мазков, сильно отличающихся от основного цветового поля. Поэтому в процессе работы следует всё время поддерживать бумагу во влажном состоянии.

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД УЧЕБНЫМ НАТЮРМОРТОМ

В программу учебной работы по изучению натюрморта входят как длительные задания, так и кратковременные этюды, способствующие более активному и целенаправленному освоению материала.

Успешное овладение мастерством живописи возможно только при условии постепенного накопления знаний, умений и навыков. При этом очень важно добиваться решения учебных задач в каждом очередном задании. Цель обучения состоит в том, чтобы последовательно, начиная с изучения основных законов и правил построения формы, подойти к пониманию и решению проблем творческого восприятия натуры.

Натюрморт в интерьере

Учебный натюрморт в интерьере должен носить вполне естественный характер быть частью реального пространства. При составлении натюрморта можно использовать готовый мотив - стул с лежащими на нём предметами в учебной мастерской, стол с частью интерьера, мольберты с принадлежностями для живописи и т.д. Особенностью таких постановок является то, что они включают окружающее их пространство. Группа предметов по своим масштабам, по живописно-пространственному решению входит составной частью пространства и решается как часть целого. Этим определяется трактовка цвета, объёма. Натюрморт решается более цельно, без детальной проработки мелких частей. Вся группа предметов должна быть объединена общим цветовым тоном и увязана с окружающим пространством, как бы погружена в него. Живописная трактовка формы и пространства приближается к картинному решению. В таких постановках полезно разнообразить задачи, ставить натюрморт в различных условиях освещения: у окна, у открытой двери, в коридоре и т.д.

В выборе мотива и в решении перспективного построения части интерьера необходимо проявлять чувство меры, чтобы избежать сухости линейных построений и жёсткости в проработке деталей. Всё это потребует применения полученных ранее знаний и творческого отношения к работе. Умение грамотно писать натюрморт в интерьере существенно облегчит в дальнейшем работу над композицией с глубоким пространством, приобщит к картинному видению натуры.

 Натюрморт на пленэре

Работа на открытом воздухе (на пленэре) значительно расширяет колористические возможности живописи. Обилие света, большое количество рефлексов, определённость цветовых отношений - всё это способствует углубленному изучению законов живописи, развитию художественного вкуса.

Условия работы на пленэре отличны от условий занятий в мастерской. В мастерской, как правило, освещение одностороннее, на воздухе свет рассеянный, создающий активную световую среду, где цвет обогащается массой живых и подвижных рефлексов. В результате обилия света теневые части предметов и падающие тени видятся цветно и прозрачно, что придаёт особую привлекательность живописном– этюду. Кроме того, разнообразные состояния освещения солнечное, пасмурное, вечернее - создают необычайно богатые возможности для изучения цветовых отношений, колорита.

Отметим особенности солнечного освещения. Сильный поток световых лучей, как правило, высветляет цвет, делает его малонасыщенным. Вместе с тем к свету основного источника присоединяется ещё определённое дополнительное освещение от неба. Сложное двойное освещение сообщает характерный оттенок поверхности предмета, где наряду с тёплыми тонами соседствуют холодные. К особенностям солнечного освещения следует отнести также чётко выраженную холодность собственных и падающих теней. Разбор таких оттенков, возникающих в результате сложного влияния на окраску предмета освещения и рефлексов от окружения, создающих особую, присущую только живописи на воздухе лёгкость, прозрачность, и составляет одну из главных задач живописи на пленэре.

 Живопись на открытом воздухе связана с состоянием погоды и временем дня, когда пишется натюрморт. В зависимости от этих условий меняется и колористический строй этюда. В солнечный день - живопись контрастная, с резкими тенями, в пасмурный день или в тени, напротив, форма предметов становится смягчённой, свет рассеянным, а цвет насыщенным.

Живопись на пленэре требует соблюдения некоторых закономерностей. Прежде всего, работая на воздухе, надо учитывать влияние рефлексов неба и обилие солнечного света, который сильно высветляет краски на палитре. Это касается и пасмурного дня. Для защиты от солнца необходимо выбирать удобное место в тени. Натюрморт надо писать быстро, энергично, как правило, в течение непродолжительного времени. Случается, что интересный натюрморт не удаётся сделать за один сеанс. Его необходимо продолжить в следующий раз, но для этого надо выбрать такой же день и писать в те же часы.

Работа по сырой бумаге

Работа по влажной бумаге позволяет достигнуть удивительного единства цветовых масс, нежного и постепенного перехода одних красок в другие.

Однослойный способ работы. Это широкое письмо без стадий по увлажнённой бумаге. Выполняется крупной кистью подготовленными растворами красок. Кистью быстро и широко, не давая краскам высыхать, определяют большие отношения. Исправления делают сразу же: неверный тон снимают полусухой, отжатой кистью. Используют механические смеси красок всех групп.

  Работа без перерыва, по частям, в один сеанс (способ а-ля прима). Это живопись, выполняемая по влажной бумаге в полную силу света и цвета, быстро и сочно. Этот способ письма позволяет передавать тонкость и мягкость цветовых переходов. Хорошее колористическое решение в акварели достигается путём сохранения в ходе работы крупных цветовых планов и силуэтов. Но характер акварельной техники не даёт возможности одновременно сочно и мягко работать над большими участками этюда и вынуждает складывать изображение по частям. В этом случае метод а-ля прима незаменим в работе с натуры.

Способ письма по сырой бумаге на стекле. Он заключается в том, что перед письмом бумагу опускают в воду, дают ей время пропитаться и набухнуть. Когда бумага набухнет, её вынимают и кладут на стекло, расположенное почти горизонтально. Писать можно сразу по очень влажной бумаге, но во избежания растекания красок лучше губкой снять излишек воды и начать работу после некоторой выдержки. Растворы красок следует подбирать однородные.

 Способ «вливания цвета в цвет». Сырая краска, влитая в невысохшую другую и органически соединяющаяся с ней, даёт общую естественную для акварельной техники разноцветную заливку. Смешение красок при рассматриваемом способе - механическое. Хороший результат дают смеси и вливание цвета в цвет при работе лессировочными и полулессировочными красками. Лессировочная краска, влитая в корпусную, смывает её и стекая, образует грубые и жёсткие подтёки. Работу при способе «вливания цвета в цвет» лучше всего вести по частям.

Приём «срыва» положенной на бумагу краски. Этот приём заключается в следующем: не успевшая ещё высохнуть, особенно корпусная 21 краска, смывается струёй воды, ранее проложенные заливки остаются нетронутыми; под смытой краской проявляется белая бумага с мягкими естественными переходами по краям. Приём «срыва» хорошо зарекомендовал себя в соединении с однослойным способом письма по сухой бумаге. Начинают работу с широкой и быстрой заливки по готовому рисунку растворами красок. После уточнения цветовых отношений, отдельной кистью - кадмием лимонным или жёлтым - густо закрывают места, предназначенные для снятия краски. Влажное состояние прокладок кадмия при этом поддерживают повторными его наложениями до полного высыхания остальных заливок. Затем работу промывают струёй воды из-под крана до полного срыва кадмия и краски, на которую он наносился. В следующей стадии письма определяют по сырому этюду светлые и тёмные тона, дорабатывают детали.

Среди перечисленных способов и приёмов ведения работы акварельными красками нет простых и лёгких, каждый из них имеет свои особенности, свои сложности, требует внимательного изучения и терпеливого освоения. Начинающий акварелист должен помнить, что механическое перенесение указанных способов, без учёта всего комплекса требований, обусловивших их применение, не может привести к положительным результатам в учёбе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Виннер А.В. Как пользоваться акварелью и гуашью. — М.: Искусство, 1951.

2. Вибер Ж. Живопись и её средства. — Л., 1961.

3. Волков Н.Н. Цвет в живописи. — М.: Искусство, 1965.

4. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. — М.: Искусство, 1986. 22

5. Лепикаш В.А. Живопись акварелью. — М., 1961.

6. Одноралов А.В. Материалы в изобразительном искусстве. — М.: Просвещение, 1983.

7. Ревякин П.А. Техника акварельной живописи. — М.: Наука, 1959

Методика работы над натюрмортом в технике акварельной живописи

Методические рекомендации по учебной дисциплине «Профильная подготовка по живописи»

Компоновка натюрморта

 Прежде, чем приступить к выполнению длительного задания, проводится своего рода подготовительная работа. С натуры выполняются наброски (форэскизы) карандашом и в цвете. В этих набросках определяется общая композиционная схема натюрморта.

В учебной натюрмортной постановке, организованной с дидактической целью, рисующему предлагается решить несколько задач: передать с помощью светотеневых и цветовых отношений цельность группы предметов, их объём и освещённость.

Вся композиционная работа сосредотачивается на вопросах размещения натюрморта в пределах картинной плоскости. В зависимости от характера натюрмортной группы - её высоты и ширины, глубины пространства, степени контрастности предметов по величине и цвету - рисующий определяет формат и размер плоскости, положение композиционного центра, находит тональное или цветовое решение. Сюжетный центр выбирается с таким расчётом, чтобы он, притягивая к себе всё остальное, выполнял функцию своего рода камертона для предметов, находящихся вне композиционного центра. Он может выделяться, заявлять о себе по законам контраста форм, тона, цвета, и т.д., но не вырываться из целостности изображения натюрморта как совокупности взаимосвязанных предметов.

 Работу над натюрмортом рекомендуется начинать не с выбора формата, а с изображения целой группы соподчинённых предметов. После того, как в первых набросках будет прослежена их взаимосвязь, определяется формат.

К тонкости поиска формата относится выяснение величины свободных мест слева и справа, сверху и снизу от группы предметов. Это важно для определения композиционного центра. Количество свободного места вокруг основной группы предметов во многом зависит от их положения в пространственных планах. Практика показывает, что наиболее выгодно помещать основную группу на втором плане.

Далее встаёт вопрос, непосредственно связанный с закономерностями равновесия композиции. Композиционный центр в большинстве случаев не совпадает с геометрическим центром. Размещение композиционного центра в некотором отдалении от геометрического даёт изображению ход в глубину пространства.

При смещении композиционного центра в ту или иную сторону равновесие достигается введением в натюрморт второстепенных предметов, деталей, которые имеют соответствующую шкалу цветовых и тоновых контрастов.

Итак, уравновешенность картинной плоскости натюрморта связана с определением смыслового композиционного центра, размещением второстепенных частей, с поиском цветовых и тональных контрастов.

Удачное решение натюрмортной композиции во многом зависит от избранной зрительной позиции. От уровня зрения сильно зависит степень видимости горизонтальной плоскости. Более открытая горизонтальная плоскость увеличивает протяжённость пространства, позволяет яснее увидеть планировку предметов в пространстве, почувствовать ритм в сочетании элементов, составляющих натюрморт.

Дальнейшая разработка композиции предполагает нахождение более точных тональных и цветовых отношений, усиление выразительности композиционного центра при сохранении цельности натюрморта.

 Выразительность изображения неразрывно связана с проявлением закона контрастов. Действие контрастов - тональных и цветовых, контрастов форм и размеров - в полной мере относится и к жанру натюрморта. Поэтому следует проанализировать контрасты в натурной постановке и перевести их на язык эскизного изображения.

Изображая натюрморт, всегда нужно помнить о композиционном Центре, о том, что нельзя допускать равнозначных по напряжению тоновых или цветовых пятен, так как это ведёт к дробности и потере композиционной цельности картины.

Живопись натюрморта

Акварель является наиболее удобным и доступным материалом на начальной стадии обучения.

Достоинство акварельной живописи состоит в прозрачности, свежести красочного слоя. В силу своей подвижности она позволяет применять различные приёмы - вливать один мазок в другой, делать широкие заливки больших плоскостей, прорабатывать мелкие детали.

Не надо наслаивать большое количество краски, а стараться выполнять этюд в два-три слоя. Утеря прозрачности вместе с тем ведёт к нарушению яркости и сочности тона. Белый цвет бумаги выполняет роль основы, которая просвечивает через поверхностный слой краски, придаёт ему особую прозрачность и звучность.

Учебные задания по натюрморту требуют внимательного изучения натуры. Качество учебной работы в начальном периоде обучения следует видеть в том, насколько удалось в натюрморте передать объёмную форму предметов, освещение, общее тоновое и цветовое решение натуры.

При методическом ведении работы следует всегда иметь перед собой конечную цель, которая поставлена данным заданием, видеть и представлять результаты, к которым надо стремиться. Это важно для того, чтобы, добиваясь нужного цветового тона, продуманно делать первоначальные прокладки, с таким расчётом, чтобы последующие наслоения давали нужные цветовые сочетания.

В начале обучения, когда трудно взять правильный цвет и в тоне, и в светлоте, и в насыщенности сразу, лучший способ работы - это последовательная и внимательная проработка натюрморта от слабо насыщенных цветов к постепенному насыщению изображения сочными цветовыми отношениями. Надо помнить при этом особенности поведения отдельных красок в их последующих смесях с другими красками, так как в некоторых случаях невозможно изменить положенный оттенок посредством последующих наложений.

 Живопись акварелью построена на том техническом приёме, что сначала на бумагу наносят светлые тона красок, оставляя блики не закрытыми, затем постепенно изображение наполняется более насыщенными цветами.

 Очень интересные результаты даёт техника акварели по сырому. Она основана на принципе вливания одного красочного слоя в другой, что создаёт очень эффектные переливы цветовых тонов. Работа по сырому требует точности рисунка и знания свойств красок. Она не терпит многослойных наложений краски. Такую работу трудно исправлять, особенно в местах, где один цвет влит в другой. Не терпит она и сухих резких мазков, сильно отличающихся от основного цветового поля. Поэтому в процессе работы следует всё время поддерживать бумагу во влажном состоянии.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь