Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Натюрморт из предметов быта, контрастных по цвету



Составляя натюрморт из контрастных по цвету предметов, надо учитывать их взаимное влияние друг на друга. Не следует их чередовать между собой, что сделает постановку пёстрой, лишённой пластической цельности. Не рекомендуется также на первых порах вводить в учебную постановку несколько контрастных цветов: синих, жёлтых, красных, зелёных. Лучше, если натюрморт будет логическим продолжением предыдущей постановки. Основу её будут составлять предметы однородного цвета, а в неё включены один-два контрастных цветовых пятна. Контрастную ситуацию может создать фон, состоящий из цветной драпировки.

 Учебные задачи данного натюрморта - установить гармоничную связь между контрастными по цветовой характеристике формами, изучить рефлексную связь между ними.

Восприятие цвета - процесс сложный и не всегда легко усваиваемый. Контрастное взаимодействие можно создать не только посредством сопоставления двух взаимно дополнительных цветов, но и вводя в постановку теплохолодные отношения. При составлении натюрморта надо поступать так, чтобы один или группа цветов одного тона (тёплого или холодного) была основной, ведущей как по количеству предметов, так и по пространственному размещению; другая часть должна составлять к нему как бы дополнение и самим пятном и расположением создавать равновесие.

Для наиболее полного раскрытия возможностей контрастных сочетаний в живописи натюрморта следует разнообразить постановки и по характеру освещения. Интересные решения дают постановки против света (контражур) или освещенные прямым светом (по свету), когда взаимодействие контрастирующих цветов выступает в чистом виде. В этом случае требуется более тонкая гармонизация цвета, точное определение тоновых отношений.

В изображении натюрморта важен не сам предмет, а его связь с окружением, когда сила и красота цветового пятна целиком зависят от среды, в которой он находится. Отсюда можно сделать основополагающий для методики работы над живописью вывод: чтобы верно и живо взять какой-либо цвет, надо написать его окружение.

 Натюрморт из белых предметов

Написание белой ткани, гипсового орнамента, белой фарфоровой вазы представляет собой непростую задачу. Поверхность белого предмета особенно чувствительна к влиянию источника света, она богата массой цветовых оттенков. Разобраться в обилии рефлексов, выделить и создать на их основе доминирующий цвет можно, только подчиняя всё их многообразие общему цветовому состоянию изображения, где все цвета имеют прочную тоновую связь друг с другом. Достаточно нарушить эту связь, взять неверный тон в свету или в тени, как всё изображение станет пёстрым, «развалится». Работы начинающих, как правило, отличаются неуверенностью. Белый предмет пишется белилами, или оставляется нетронутой поверхность бумаги. Изображение моделируется лишь в теневых частях. Другая крайность - излишняя цветистость натюрмортов.

В процессе живописного решения белых предметов следует наполнять изображение цветом, придавая ему тот или иной оттенок, искать и передавать тонкие, гармоничные отношения, но делать это надо с учётом общего тона постановки, подчиняя ему каждый отдельный цвет.

Ввод в постановку белых предметов имеет и другое важное значение: они создают чёткие тоновые контрасты, благодаря чему живопись приобретает большую тоновую определённость. Соседство с белым выгодно подчёркивает тон и цвет предметов.

В учебную постановку могут быть включены не один, а два или более белых предметов. В этом случае важно найти разницу между ними, выявить материал, из которого они сделаны. Каждый из них будет иметь свой тон, свою поверхность, а, следовательно, и различную цветовую характеристику.

 Усложнённым вариантом натюрморта с белыми предметами является постановка с гипсовой головой.

Натюрморт в интерьере

Учебный натюрморт в интерьере должен носить вполне естественный характер быть частью реального пространства. При составлении натюрморта можно использовать готовый мотив - стул с лежащими на нём предметами в учебной мастерской, стол с частью интерьера, мольберты с принадлежностями для живописи и т.д. Особенностью таких постановок является то, что они включают окружающее их пространство. Группа предметов по своим масштабам, по живописно-пространственному решению входит составной частью пространства и решается как часть целого. Этим определяется трактовка цвета, объёма. Натюрморт решается более цельно, без детальной проработки мелких частей. Вся группа предметов должна быть объединена общим цветовым тоном и увязана с окружающим пространством, как бы погружена в него. Живописная трактовка формы и пространства приближается к картинному решению. В таких постановках полезно разнообразить задачи, ставить натюрморт в различных условиях освещения: у окна, у открытой двери, в коридоре и т.д.

В выборе мотива и в решении перспективного построения части интерьера необходимо проявлять чувство меры, чтобы избежать сухости линейных построений и жёсткости в проработке деталей. Всё это потребует применения полученных ранее знаний и творческого отношения к работе. Умение грамотно писать натюрморт в интерьере существенно облегчит в дальнейшем работу над композицией с глубоким пространством, приобщит к картинному видению натуры.

 Натюрморт на пленэре

Работа на открытом воздухе (на пленэре) значительно расширяет колористические возможности живописи. Обилие света, большое количество рефлексов, определённость цветовых отношений - всё это способствует углубленному изучению законов живописи, развитию художественного вкуса.

Условия работы на пленэре отличны от условий занятий в мастерской. В мастерской, как правило, освещение одностороннее, на воздухе свет рассеянный, создающий активную световую среду, где цвет обогащается массой живых и подвижных рефлексов. В результате обилия света теневые части предметов и падающие тени видятся цветно и прозрачно, что придаёт особую привлекательность живописном– этюду. Кроме того, разнообразные состояния освещения солнечное, пасмурное, вечернее - создают необычайно богатые возможности для изучения цветовых отношений, колорита.

Отметим особенности солнечного освещения. Сильный поток световых лучей, как правило, высветляет цвет, делает его малонасыщенным. Вместе с тем к свету основного источника присоединяется ещё определённое дополнительное освещение от неба. Сложное двойное освещение сообщает характерный оттенок поверхности предмета, где наряду с тёплыми тонами соседствуют холодные. К особенностям солнечного освещения следует отнести также чётко выраженную холодность собственных и падающих теней. Разбор таких оттенков, возникающих в результате сложного влияния на окраску предмета освещения и рефлексов от окружения, создающих особую, присущую только живописи на воздухе лёгкость, прозрачность, и составляет одну из главных задач живописи на пленэре.

 Живопись на открытом воздухе связана с состоянием погоды и временем дня, когда пишется натюрморт. В зависимости от этих условий меняется и колористический строй этюда. В солнечный день - живопись контрастная, с резкими тенями, в пасмурный день или в тени, напротив, форма предметов становится смягчённой, свет рассеянным, а цвет насыщенным.

Живопись на пленэре требует соблюдения некоторых закономерностей. Прежде всего, работая на воздухе, надо учитывать влияние рефлексов неба и обилие солнечного света, который сильно высветляет краски на палитре. Это касается и пасмурного дня. Для защиты от солнца необходимо выбирать удобное место в тени. Натюрморт надо писать быстро, энергично, как правило, в течение непродолжительного времени. Случается, что интересный натюрморт не удаётся сделать за один сеанс. Его необходимо продолжить в следующий раз, но для этого надо выбрать такой же день и писать в те же часы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь