Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Методика обучения лепке в подготовительной группе ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
В этой группе (как и в предыдущих) надо предоставлять детям возможность широко проявлять инициативу, творчество на занятиях и в свободное время, поощрять поиски самостоятельного композиционного, цветового решения. В подготовительной группе усложняются задачи обучения детей лепке и развития их творчества. Дети выполняют в лепке разнообразные изображения: предметные, сюжетные, декоративные (индивидуальные и коллективные); создают изображения как из отдельных частей, так и из целого куска. Образцами для лепки могут служить небольшие скульптурные произведения. Воспитатель обращает их внимание на передачу движения в скульптуре, на объединение нескольких фигур в одну группу на подставке. Хорошо если небольшие скульптурные произведения постоянно находятся в групповой комнате и дети их рассматривают, рассказывают о них. Можно предложить детям вылепить скульптурную группу с человеком и животным или дать темы по литературным произведениям. Например, можно предложить детям создать коллективную картину-панораму по сказке «Царевна-лягушка». Это может быть сценка, где Иванушка приходит на болото за своей стрелой и видит, что ее держит лягушка. Воспитатель распределяет работу: одни ребята лепят деревья; другие - животных, птиц; третья подгруппа детей создает картину болота с кочками, травой. Наиболее умелые ребята лепят Иванушку и лягушку. Предлагая создать такие композиции, воспитатель должен обсудить с детьми пропорциональные соотношения между персонажами, их позы и т.п. Чтобы облегчить детям работу, можно показывать им иллюстрации в детских книгах, а также настольный театр. Дети учатся лепить фигуры животных и людей из одного куска глины, намечая сначала ее общую форму, а затем детали. При лепке из целого куска возможно и отделение лишней, а также прибавление недостающей глины к той или иной части фигуры. Основная работа производится движениями пальцев, иногда кистями обеих рук. На занятиях по лепке дети могут все вместе слепить чайный сервиз для кукольного уголка. В этой группе продолжается работа по овладению детьми лепкой декоративных изделий по мотивам народной скульптуры: животных по образцам гжельской керамики, дымковских игрушек. Вылепленные скульптурки дети могут расписать специальными красками ангобами, после чего их следует обжечь в муфельных печах. Эти фигурки украсят интерьер групповой комнаты, изостудии, могут стать подарком на день рождения кому-либо из сотрудников детского сада, малышам. Дети пользуются стекой - ею они надрезают, разделяют части в целом куске глины. Педагог учит их поворачивать создаваемое в лепке изделие на дощечке, чтобы рассматривать фигуру то с одной, то с другой стороны. В конце каждого занятия необходимо рассматривать и анализировать детские работы; отмечать те из них, в которых интересно и выразительно решена тема; поддерживать детей, которые нуждаются в этом. Организованное приобщение ребенка к изобразительной деятельности начинается в первой младшей группе. Для успешного овладения лепкой важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов разной формы (зрительное, осязательное, кинестезическое); цвета, начиная с контрастных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и постепенно добавляя другие (без ограничения количества) цвета, не требуя от детей запоминания названий большого количества цветов (однако сам воспитатель должен их называть). Это дает им возможность узнавать и запоминать больше цветов. Особое значение в сенсорном развитии детей, обогащении их сенсорного опыта и на основе этого овладении изобразительной деятельностью имеют рассматривание предметов и явлений окружающего мира и дидактические игры, в процессе которых уточняются и обогащаются представления о предметах и их свойствах. В первой младшей группе детей следует познакомить со свойствами глины, пластилина. Лепка привлекает детей новизной материала. Ребенку третьего года жизни легче действовать непосредственно руками, чем каким-либо инструментом. Планируя занятия по лепке, следует большинство занятий отводить на самостоятельное овладение ребенком теми или иными изобразительными движениями, ранее показанными педагогом. У детей четвертого года жизни совершенствуются и развиваются восприятие, мышление, память; постепенно формируются представления о форме предметов, величине, основных цветах. Это позволяет выдвигать новые задачи обучения детей художественно-творческой деятельности. Дети этого возраста учатся передавать в лепке предметы круглой, прямоугольной, треугольной формы; осваивают изображение предметов, состоящих из одной или нескольких частей разной величины. На занятиях по лепке важно приучать детей аккуратно обращаться с глиной, класть комочки и готовые изделия на специальные дощечки или клеенки, сохранять порядок в процессе лепки на своем рабочем месте, мыть руки после работы с глиной. В средней группе на занятиях по изобразительной деятельности следует развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, художественно-творческие способности; умение рассматривать предметы, называть форму, цвет, величину. Дети уже способны воспринимать и выкладывать геометрические фигуры (пять-семь), лежащие в основе многих предметов и их частей, в определенной последовательности с учетом их различия по величине, составлять разнообразные предметы из набора бумажных геометрических фигур, преобразовывать их путем разрезания по прямой, по диагонали. Детям пятого года жизни доступна лепка некоторых четвероногих животных, форма тела которых близка к овальной, туловище расположено горизонтально по отношению к земле и опирается на четыре ноги. В старшей группе в педагогический процесс включаются разные виды изобразительной деятельности и изобразительные задачи: изображение предметов, создание сюжетных композиций. Также включается декоративная деятельность, создание изображений по замыслу. Дети шестого года жизни уже понимают, что в лепке можно изобразить различные предметы и явления; что изображения получаются красивыми, интересными, если хорошо передана форма предметов и их частей, разнообразных по величине, цвету, расположению на листе. Для них не представляет трудности лепка шаров, овалов, цилиндров, из которых затем составляются более сложные по форме изображения. Полученные знания, умения и навыки позволяют дошкольникам изображать большой круг предметов и явлений, интересующих их; отражать в лепке свои творческие замыслы. В процессе их восприятия следует развивать такие мыслительные операции, как сравнение и уподобление, установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. На этой основе у детей развивается способность анализировать воспринимаемые предметы, сравнивать их между собой, устанавливать сходство и различия (по форме, цвету, пропорциям, положению в пространстве). В подготовительной группе усложняются задачи обучения детей лепке и развития их творчества. Дети выполняют в лепке разнообразные изображения: предметные, сюжетные, декоративные (индивидуальные и коллективные); создают изображения как из отдельных частей, так и из целого куска. Образцами для лепки могут служить небольшие скульптурные произведения. Воспитатель обращает их внимание на передачу движения в скульптуре, на объединение нескольких фигур в одну группу на подставке. В этой группе продолжается работа по овладению детьми лепкой декоративных изделий по мотивам народной скульптуры: животных по образцам гжельской керамики, дымковских игрушек. В конце каждого занятия необходимо рассматривать и анализировать детские работы; отмечать те из них, в которых интересно и выразительно решена тема; поддерживать детей, которые нуждаются в этом.
Заключение
Изобразительная деятельность имеет очень большое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни; то, что их взволновало, вызвало положительное, а иногда и отрицательное отношение. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально-положительного восприятия искусства, способствующего формированию эстетического отношения к действительности. Цель исследования, заключавшаяся в изучении методики обучения дошкольников лепке, достигнута. Задачи исследования решены: нами изучена и проанализирована основная психолого-педагогическая, методическая литература; нами исследована методика (формы, средства), позволяющая обучать детей дошкольного возраста лепке; нами обобщены и систематизированы теоретические данные по проблеме исследования; нами обобщены рекомендации по обучению детей лепке; нами систематизированы выводы по результатам исследования. Одна из важных задач воспитателя в руководстве изобразительной деятельностью - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью. Организуя работу с детьми, направленную на овладение ими изобразительной деятельностью, педагоги занимаются обогащением педагогического процесса эффективными методами и приемами; следует избегать устаревших шаблонов и стереотипов. Творчеству детей надо учить, но это особое обучение. Оно должно включать учебные и творческие задания, предложение дополнить созданные изображения интересными деталями.
Список использованной литературы 1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. - М., 1984 2. Аракчеев Ю.С., Хайлов Л.М. Чудеса из глины. - М., 1980 . Берсенева Л., Третьякова Н. Научите детей рисовать! // Дошкольное воспитание. - 2009. - №2. - с. 70 . Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Л., 1975 . Брыкина Т.И. Творчество в работе детей с различными материалами. - М., 2002 . Васильева М., Юнг Т. О развитии творческого потенциала дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2006. - №2. - с. 9 . Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991 . Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. - М., 2004 . Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. - М., 2004 . Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995 . Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000 . Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. - М., 1992 . Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М., 1996 . Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. - М., 1969 . Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. - М., 1961 . Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. - М., 1980 . Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). - М., 1985 . Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 1995 . Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. - 2005. - №2. - с. 80 . Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М., 2007 . Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М., 1991 . Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М., 1990 . Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М., 2006 . Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. - М., 2006 . Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура: Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. - М., 2009 . Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. - М., 2005 . Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. - М., 2005 . Кузин В.С. Вопросы изобразительного творчества. - М., 1971 . Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981 . Лилов А. Природа художественного творчества. - М., 1981 . Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию в детском саду / Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. - М., 1991 . Народное искусство в воспитании дошкольников / Под ред. Т.С. Комаровой. - М., 2005 . Никитина Э.В. Формирование эстетических суждений у детей старшего дошкольного возраста о природе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2007 . Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство - детям. - М., 1976 . Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М., 2007 . Савенков А.И. Детская одаренность: развитие силами искусства. - М., 1999 . Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1982 . Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М, 1980 . Сенсорное воспитание в детском саду / По ред. Н.Н. Поддъякова, В.И. Аванесовой. - М., 1981 . Соломенникова О.А. Радость творчества // Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. - М., 2005 . Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. - М., 2005 . Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. - М., 1977 . Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. - М., 1947 вып. 2 . Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М., 1961 . Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М., 1956 . Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1961 . Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. - М., 2005 . Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. - М., 1984 . Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. - М., 1986 . Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 2007 . Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1972 . Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. - М., 1996 . Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М, 1985 |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы