Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предпосылки активации развития творческой активности школьников
Творческая активность является предметом изучения многих авторов, как Б.Г.Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Л.Г. Денисова, А.В. Петровский, А.Я.Понамарев, А.М.Матюшкин, С.Л.Рубинштейн и др. В педагогике понятие «активность» чаще всего связывают с учебно-воспитательным процессом, с проблемой выделения, разработкой и реализацией активных методов обучения и воспитания и отождествляют его с деятельностью (Н.Ф. Талызина, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина и др.) И.Э.Унт представляет активность на четырех уровнях: запоминание, мыслительная деятельность, творческое мышление и поиск новых знаний. И.Я.Лернер предлагает введение уровней активности и самостоятельности, выделяя категории «простая активность», «подлинная самостоятельность». Обобщая психолого-педагогические исследования «активности», можно заметить, что они осуществлялись в двух направлениях - как деятельность и как черта личности. Т.И.Шамова отмечает, что эти подходы нельзя отрывать друг от друга, а использованиеих вдиалектическом единстве позволяет сформировать единую точку зрения на понятие сущности активности, которую необходимо рассматривать и как условие деятельности, и как средство ее достижения, и как результат. Несмотря на возросшее в последнее время количество исследований, посвященных творческой активности учащихся, само понятие «творческая активность» раскрывается через более общее понятие - «творчество». Анализ литературы показал, что большинство авторов трактует творчество прежде всего как деятельность личности, состоящую в производстве нового, оригинального (Г.А.Давыдова, Т.В.Кудрявцев, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Шумилин, и др.) «Среди исследований нет единства взглядов на результаты творчества. Это приводит к разграничению творчества на субъективную и объективную стороны. Психологи утверждают, что способность к творчеству не определяется наследственностью. Они изучают творчество в двух направлениях: как психический процесс создания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают включение личности в этот процесс. Осознанные потребности, возникающие у личности и служащие причиной творческой деятельности, являются интересом». Поскольку отечественные и зарубежные исследователи по изучаемой проблеме рассматривали творчество как психический процесс, то в истоке этого направления выделяются различные типы, этапы, стадии и уровни творчества. П.Н.Андрианов указывает на целесообразность выделения четырех этапов или фаз творческого процесса: осознание и обоснование идеи; технико-технологическая разработка идеи (задачи, задания); проектная работа по решению задачи, задания; апробирование объекта в работе и оценка творческого решения задачи, задания. При этом каждый этап имеет отчетливо выраженный промежуточный результат. Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, Б.И.Коротяев, И.Я.Лернер, М.КСкаткин, Г.И.Щукина и другие все многообразие учебного труда школьников сводят к двум видам деятельности: репродуктивной (воспроизводящей) и продуктивной (творческой). Психологи, дидакты, методисты, характеризуя творческую активность школьника, отмечают такие показатели, как новизна, оригинальность, отстранение от шаблона, логика традиций, неожиданность, целесообразность, ценность, по сути, те же, что характеризуют и процесс творчества. Анализ различных подходов к проблеме творчества и творческой активности личности позволяет придерживаться определения «творческой активности» как относительно устойчивого, личностного образования, представляющего собой не отдельную черту личности, а ее интегральное качество, характеризующееся комплексом эмоционально-волевых, интеллектуальных, характерологических свойств, дающих человеку возможность творчества в любом виде деятельности. Источник активности личности в ее потребности в творчестве, в самореализации, в познании. Из множества характерных для начального этапа среднего звена школы Рогалевым Е.В. отобраны такие компоненты личностных свойств и качеств, которые отражали бы сущность творческой активности и позволили бы развить ее как целостность - это мотивационный; содержательно-операционный; эмоционально-волевой. С учетомэтих компонентов он выделяет три группы критериев творческой активности в образовательной области «Технология». Анализ психолого-педагогической литературы и данные, полученные в результате изучения пятиклассников, позволяют выделить три уровня развития творческой активности: низкий (репродуктивный); средний (эмпирический); высокий (креативный). Низкий уровень развития творческой активности соответствует ученикам, не умеющим преодолевать возникшие трудности, доводить начатое дело до конца, не проявляющим интерес к творческим заданиям. В случае затруднения они не только не прибегают к помощи других, но и часто отказываются от нее. Средний уровень развития творческой активности соответствует ученикам, проявляющим умственную активность, догадливость, сообразительность в процессе открытия новых знаний, способов действий, способностью фантазировать, умение видеть в задании заложенную проблему. Высокий уровень соответствует ученикам, которые проявляют любознательность, повышенный интерес к постоянному пополнению знаний из различных областей науки, техники, культуры; потребность к самостоятельному оригинальному выполнению работ творческого характера; тяготение к определенному виду деятельности. Сформированность творческой активности можно рассматривать как путь к самосовершенствованию, путь для достижения наиболее эффективной творческой деятельности. Эту активность можно достичь в том случае, если этот процесс будет целенаправленным и систематическим за счет организации комплекса специальных педагогических условий, если он подлежит управлению. Итак, в процессе деятельности по «образцу и памяти» не создаются в достаточной степени условия для развития самостоятельного мышления учащихся. Особенно это касается технического мышления, которое по своей структуре трехкомпонентное - понятию образно-практическое и для обеспечения единства его требуется управление со стороны учителя. Отсутствие самостоятельности, инициативности в ходе трудового обучения тормозит его органическое соединение с трудовым воспитанием. Активизировать учебный процесс, перевести учащихся с позиций пассивного восприятия знаний на позиции активного их получения и применения позволяет внесение в процесс обучения элементов проблемности. Сам рабочий процесс на занятиях должен быть организован так, чтобы ученики как можно чаще (в идеале - постоянно) сами решали проблемы, ими самими же и поставленные, и чтобы среди этих проблем было как можно больше требующих для своего разрешения коллективных усилий. Это значит, в частности, что преподнесение изучаемого материала должно быть организовано посредством создания проблемных ситуаций. Опыт такой организации преподнесения материала уже имеется в педагогической практике. Он основан на разделении материала на порции, удовлетворяющие (как можно полнее) следующим условиям: а) смысловая автономность; б) согласованность объема работы над порцией с продолжительностью занятия: в) противоречивость, проблемность исходных посылок, создающая поле для активной мыслительной деятельности; г) завершение каждого этапа освоения материала поставкой новых проблем для последующей работы. Проблемность в обучении следует рассматривать как одну из систем познания. Общая теория проблемного обучения находится в стадии становления, но его идеи активно применяются в практике работы передовых школ. Особенно большое распространение получило проблемное обучение на уроках физики, математики и других предметов по основам наук. В трудовом обучении идеи проблемного обучения не нашли еще широкого применения. Проблемным обучение называют не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают путем самостоятельного решения проблем. Тут имеет место и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и решение задач, и выполнение учащимися упражнений. Использование элементов проблемности на уроке означает сближение процессов познания и обучения. Лучшим средством для этого служат задания, которые вызывают у учащихся теоретическое или практическое затруднение, связанное с этим противоречием. На практических занятиях проблемный способ обучения может быть реализован в виде анализа конкретных ситуаций или деловой игры.
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы