Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Классификация проектов по истории и обществознанию



 

В современной науке выделяют проектирование техническое (разработка и реализация проектов по заранее известным целям) и гуманитарное (проблемная организация мышления и деятельности). Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. и

Примеры некоторых из них в качестве дополнения и некоторого разъяснения отдельных видов проектов и их характеристик.

Классификация учебных проектов по Коллингсу:

Проекты игр - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности.

Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

Повествовательные проекты - те, разрабатывая которые, дети имели целью " получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме" - устной, письменной, вокальной, художественной, музыкальной.

Конструктивные проекты - нацеленные на создание конкретного, полезного продукта.

И.С. Сергеев предлагает классификацию проектов по доминирующей деятельности обучающихся. Данная классификация включает:

Практико-ориентированный проект - направлен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование. Это деятельность обучающихся по решению творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

Информационный проект - направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.

Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

Ролевой проект. Структура в таких проектах только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Имитируются социальные или деловые отношения, усложняются гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты работы намечаются в начале их выполнения, но полностью вырисовываются лишь в самом конце. Высока степень творчества.

На практике обычно нельзя увидеть в чистом виде тот или иной проект, можно говорить лишь о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

В педагогической практике, как правило, используются групповые и персональные учебные проекты. Следует отметить их особенности в плане преимуществ.

Преимущества групповых проектов:

У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;

Проект может быть выполнен глубоко и разносторонне;

Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуационного лидера и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;

В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предполагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения, этот соревновательный момент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Преимущества персональных проектов:

План работы может быть выстроен с максимальной точностью;

У учащегося полностью формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого;

Учащийся приобретает опыт деятельности на всех этапах выполнения проекта - от зарождения замысла до итоговой рефлексии;

Формирование важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается управляемым процессом.

Изучая литературу по данному вопросу, можно заметить, что как в теории, так и в практике образования определились отличительные особенности традиционного подхода и проектного: так называемые " знаниевый", с одной стороны, и " способностный", с другой. " Знаниевый", строится на традиционных основах: классно-урочной системы обучения, преобладающем иллюстративно-объяснительном методе преподавания, фронтальной форме организации учебного пространства, контроле и опросе репродуктивного типа и прочих аналогичных характеристиках. Целевой установкой этого подхода является формирование знаний, умений, навыков. Ведущий тип деятельности - воспроизводящий. " Способностный" ориентируется на личность обучаемого. Одним из показателей развития личности выступает овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование. Но наиболее существенным становится появление потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений.

Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.

Исходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.

Прикладные проекты отличают следующие черты: четко обозначенный результат деятельности; тщательное продумывание структуры проекта; четкое распределение функций между участниками; оформление итогов деятельности с последующим их представлением и рецензированием;

Исследовательские проекты подразумевают: деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом; наличие этапов, характерных для любой научной работы.

Информационные проекты направлены на изучение характеристик процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение выявленных фактов. Структура информационного проекта похожа на структуру исследовательского, что часто служит основанием для их интеграции.

Структура ролево-игровых проектов только намечается. Для них характерно: конструирование гипотетической игровой ситуации; исполнение определенных ролей, имитирующих деловые, социальные и другие отношения; результат остается неизвестным до конца работы.

Ролево-игровые проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный опыт.

В соответствии с предметно-содержательной областью выделяют монопроекты и межпредметные проекты.

По характеру контактов проекты бывают локальными, внутришкольными, региональными, национальными, международными; по количеству исполнителей - индивидуальными и коллективными; по продолжительности проведения - краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.

В реальной практике чаще всего происходит интеграция различных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами.

Таким образом, проектное обучение - полезная альтернатива классно-урочной системе, но она не должна вытеснять её.

В структуре основной образовательной программы Программа исследовательской и проектной деятельности, которая " должна быть направлена на овладение обучающимися совокупностью учебно-познавательных приемов и практических действий для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных вопросов посредством самостоятельных действий." Самостоятельное " нахождение путей разрешения проблемных вопросов" обеспечивает проектная компетентность, которая означает - ученик может при наличии мотивации организовать собственную деятельность для решения возникшей проблемы. Проектная компетентность складывается из:

·         знания технологии проектирования,

·         проектных умений и

·         опыта проектной деятельности

При формировании проектной компетентности формируется готовность к проектной деятельности. Проектная деятельность всегда возникает только там, где выявляется и формулируется конкретная проблема". - Е.С. Полат.

Таким образом, для решения поставленных в ФГОС задач необходимы:

готовность учащегося к проектной деятельности,

реальная мотивирующая к деятельности проблема,

четко составленная программа проектной и исследовательской деятельности для решения сформулированных задач. Готовность учителя к проектной и исследовательской деятельности учащихся означает:

·         проектную и исследовательскую компетентность учителя

·         владение учителем методом учебных проектов и исследований

умение учителя применять учебное проектирование и исследование в различных организационных формах

·         знание о возможностях учебного проектирования и исследования для решения различных образовательных задач

Формы учебного проектирования в образовательном процессе. Программа исследовательской и проектной деятельности должна содержать:

·         цели, задачи и основные направления исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования, описание принципов проектно-проблемной модели обучения;

·         планируемые результаты исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

·         формы организации исследовательской и проектной работы обучающихся;

·         методику и инструментарий мониторинга выполнения обучающимися исследовательских и проектных работ,

·         критерии их оценки и представления итоговых результатов. [2]

Образовательная траектория учащегося - цепочка учебных проектов и исследований, должна обладать следующими свойствами:

·         соответствием проблем и задач проектов и исследований возрасту учащегося;

·         содержанием проектов и исследований в рамках изученного к моменту выполнения или посильного для самостоятельного освоения

·         постепенное развитие проектной и исследовательской компетенции

·         соответствием образовательных результатов ФГОС

Уровни проектного обучения:

. уровень:

·         Формирование общеучебных умений и навыков для проектной деятельности 1 уровня сложности

·         Формирование элементов проектной деятельности 1 уровня сложности

·         Краткосрочные проекты с простыми групповыми взаимодействиями и индивидуальные

·         Применение учащимся проектной деятельности для организации своего учения 2. уровень:

·         Формирование предметных умений как универсальных

·         Поэлементное формирование проектной деятельности 2 уровня

·         Групповые краткосрочные и среднесрочные проекты 2 уровня

·         Применение проектирования в самообучении, самоорганизации групповой работы в школьной среде, жизненном самоопределении

3. уровень:

·         Формирование готовности к самостоятельному переводу предметных умений в универсальные

·         Развитие элементов проектной деятельности 3 уровня

·         Участие в сложных групповых проектах 3 уровня с оценкой социальной значимости проекта в целом и своего вклада

·         Самостоятельное проектирование решения личных проблем и задач [2]

Методическое обоснование

·         Для составления корректной цепочки проектов и исследований необходимо составлять методическое описание каждого проекта и исследования, используя методический паспорт.

·         Последовательности проектов и исследований учеников согласованно вписываются в программы урочных и внеурочных занятий с предметным и внепредметным содержанием.

·         В программе проектной и исследовательской деятельности Основной образовательной программы по ФГОС должны быть отражены цели и задачи всех цепочек, как общие, так и индивидуальные.

Результативность проектного обучения учащегося фиксируется после каждого выполненного проекта или исследования, добавлением в его портфолио знаков неформальной фиксации личных достижений ученика [2] Рубежная оценка достижений ученика в проектном обучении должна фиксировать:

·         поступательное развитие проектной компетентности,

·         соответствие полученных результатов поставленным в проекте или исследовании задачам,

·         проявление инициативы и творчества в решении личных проблем и трудностей в процессе самостоятельной работы,

·         полученные образовательные результаты,

·         рекомендации по решению нерешенных образовательных задач. Итак в современной науке выделяют проектирование техническое и гуманитарное. В гуманитарном проектирование сходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь