Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Обоснование выбора материала для аудирования



 

В качестве практического использования фильмов на уроках по обучению немецкому языку мы выбрали фильм «DieWelle». Фильм имеет воспитательную и эстетическую ценность. Сюжет фильма соответствует возрастным особенностям учащихся, отражая жизнь.

Фильм «DieWelle» производства Германия, режиссёраДеннисаГанзеля, снят в 2008 году и основан на реальных событиях, произошедших в калифорнийской средней школе в 1967 году, и перенесен на современную немецкую действительность.

Фильм начинается с появления харизматичного учителя РайнераВегнера, объявляющего классу о начале эксперимента - недели автократии. Он выбирает девиз, создает эмблему группы, решает, что все должны носить белые рубашки, и называет группу «Волна» - прообраз секретного знака, напоминающего о нацистском приветствии. «Волна» дает детям веру в возможность перемен, но они заходят слишком далеко, и «волны выходят из берегов». Ровно на неделю нацистский террор и жесткая дисциплина начинает в стенах школы существовать снова. Невероятно быстро нравоучительная идея выходит из-под контроля, приводя к ужасающим последствиям. Ситуации, лежащие в основе создания фильма жизненно реальны.

 

3.3 Технические требования для организации просмотра

 

. Наличие видео магнитофона и телевизора или компьютера в классе и DVD диска с записью фильмом для просмотра.

. Обеспечение методической разработкой в количестве равном количеству учащихся и включающей в себя схемы, таблицы, упражнения и задания для выполнения на разных этапах работы с фильмом.

Методика и этапы работы с фильмом

Работа с фильмом определяется той методической задачей, которая ставится перед ним, - служить средством развития коммуникативных навыков, а также выполнять нравственно-этические функции.

Цели:

Развитие навыков чтения и говорения по проблематике фильма до и после просмотра видео.

Основнымиметодическими задачами занятия с использованием видеофильма работы по теме являются:

учить осознанно воспринимать информацию;

подражать аутентичным образцам устно-речевых высказываний;

использовать языковые средства, содержащиеся в видеофильме, с учетом тех социокультурных норм, которые имеют место в иноязычном обществе.

Работа с фильмом включает три этапа: преддемонстрационный, демонстрационный и после-демонстрационный.

Преддемонстрационный этап (BeforeWatching) - это этап психологической подготовки обучаемых к восприятию видеоматериалов, он предназначен для восстановления и обобщения знаний по теме уже имеющихся в памяти обучаемых. Упражнения этого этапа - это своеобразное введение в тему и проводятся в форме беседы, иногда с использованием иллюстративного материала.

На этом этапе снимаются языковые трудности восприятия текста к кинофильму и трудности понимания его содержания, вводятся и закрепляются новые слова, анализируются функциональные типы используемых в тексте высказываний, осуществляется проверка понимания ранее изученного лексического и грамматического материала, анализируются непривычные для обучаемых аутентичные разговорные формулы, лингвострановедческие реалии, формируется социально-психологический фон и содержательные ориентиры для дальнейшего восприятия формы и содержания кинофильма.

Рассмотрим несколько наиболее типичных установок и заданий для этого этапа работы с текстом и проанализируем их достоинства и недостатки.

Работа с незнакомыми словами.

Не следует работать с учащимися над теми незнакомыми словами и словосочетаниями, которые могут быть поняты ими из ситуативного контекста, и не влияют на понимание сюжетной линии кинофрагмента. С одной стороны это развивает у учащихся языковую догадку, а с другой - способствует преодолению боязни встречи с незнакомыми словами в понятном контексте. Работа над новыми словами должна проводиться на устной основе или на основе устного опережения, за 2-3 урока до демонстрации кинофрагмента, и она не должна занимать более 3-4 минут.

Вступительная беседа(Краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику фильма).

До начала демонстрации учителю следует выяснить, правильно ли учащиеся понимают название фильма или фрагмента. Очень важно, чтобы учитель сообщил, что могут встретиться слова, которые неизвестны учащимся. Учитель должен посоветовать им постараться догадаться о значении незнакомых слов и понять высказывания.

Это сообщение можно превратить в небольшую беседу, предложив учащимся определить, что они уже знают о данной проблеме, а также сформулировать те вопросы, ответы на которые они хотели бы получить. Это задание является и установкой на прослушивание, поскольку учащиеся будут искать эти ответы, а знающий учитель всегда может направить обсуждение в нужное русло и спровоцировать вопросы, которые, как он знает, в фильме освещены.

Обсуждение вопросов/утверждений до просмотра

Перед непосредственным показом фильма обучаемым предлагаются предфильмовые ориентиры: вопросы по содержанию, вопросы и варианты ответов к ним для выбора обучаемыми, задания, связанные с последующим пересказом содержания, задания на определение последовательности и динамики поведения и взаимодействия персонажей, задания на оценку и характеристику содержащейся в фильме информации. Например: die Ereignissegeschahen? (ответ - in der Schü lerzeitung der Gordon High School)

После такого упражнения даже скептически настроенные ученики будут слушать внимательнее, ведь дело уже касается не просто какого-то текста, но и их прозорливости. Задание становится личностно значимым.

Упражнения и вопросы не столько запрашивают информацию, сколько несут ее.

Was waren das zweite Problem die Hausaufgaben. (ответ - Die Kinder hattene infachkeine Lust mehr, sichdamitaufzuhalten. Ob man siemit schlechten Notenoder mitNachsitz enbedrohte, war ihnenegal. Hausauf gaben waren zueiner Artfrei williger Leistung geworden.)

Знакомясь с ними и обсуждая ответы, студенты слышат те слова, которые затем будут использованы в фильме, ведь контекст уже определен, а вместе с ним определено и семантическое поле. Здесь вступает в силу как смысловое и лингвистическое прогнозирование, так и речевой слух, которому, в свою очередь, помогает предварительное проговаривание значимой части информации. Во время прослушивания уже не надо отвлекаться на незначительные детали, а можно сконцентрироваться на тех моментах, которые будут важны для повторного выполнения того же задания.

Who waren Ben und Roberts? (ответ - Siewarenbruder. Roberts Fall war nichtleicht: Er stand ganzim Schattene nesä l teren Bruders, der einwahrer Musterschü ler und der Star der Schulegewesen war).

Здесь многое зависит от содержания вопросов и утверждений, их смысловой и лингвистической ценности. С их помощью можно выделить и снять те языковые сложности, которые встретятся в тексте; обратить внимание на прецизионные слова, которые иначе могут ускользнуть от внимания слушателя; подчеркнуть те нюансы содержательного и смыслового порядка, которые в дальнейшем будут достойны обсуждения.

Догадка по заголовку/новым словам/возможным иллюстрациям

Учитель может предложить учащимся догадаться о примерном содержании фильма по заголовку, по незнакомой лексике, которую предварительно объяснил, или по иллюстрациям.

Демонстрационныи этап (WhileWatching)

Демонстрация видеофильма сопровождается активной учебной деятельностью зрителей-обучаемых. Им можно предложить программу управления восприятием фильма в форме аннотации, тезисов, схемы сценария, плана, опорных слов и фраз. Обучаемые могут также делать записи в опорном конспекте к тексту фильма. Вместе с тем им можно рекомендовать задания на установление характера сочетания звукового и зрительного ряда: определить, например, какие высказывания звучат на фоне демонстрации тех или иных событий в кадре; отметить демонстрируемые в фильме реалии и соответствующие им речевые высказывания.

С самого начала фрагмент надо показать в классе не менее 2-х раз. Если учитель видит, что многие учащиеся не поняли значительную часть кинофрагмента, следует показать фрагмент с выключенным звуком, с тем, чтобы учитель сам прокомментировал его, но обязательно на немецком языке, а потом показать фрагмент ещё раз.

В ходе просмотра учащиеся выполняют те задания, о которых мы говорили выше. Однако просмотров может быть несколько. В таком случае очень важно не потерять мотивацию. Новизна заданий поможет в этом.

. Прослушать текст и вставить пропущенные слова в следующих предложениях.

. Прослушать текст и сказать, какие из предложенных ниже словосочетаний употреблялись в нем без каких-либо изменений.

. Прослушать текст и сказать, какие определения к следующим словам в нем встречались.

4. Закончить следующие предложения.. … Ich bin nicht die einzige, die betroffenist….

….Vergisses! Esisteinmalgeschehen, und die Welt hat etwasdarausgelernt. Eswirdniewiedergeschehen.will irgendetwasmitComputernmachen, erklä rte Laurie…. Hast du mal den gesehen, den erzuHause hat? Denhaterselbstgebaut!

Здесь возможны варианты.

) Есть начало предложения, а окончание пропущено.

) Пропущена середина предложения.

) Пропущено начало предложения, но есть окончание.

. Прослушать текст и сказать, что в нем говорилось о чем-либо.

. Прослушать текст и найти русский, немецкий и т.д. эквивалент слов в параллельном столбце.

Последемонстрационный этап (AfterWatchung)

Главная задача, которая стоит перед учителем на данном этапе, - это проверка понимания учащимися содержания фрагмента и эффективности использования в процессе просмотра фильма предложенных на преддемонстрационном этапе ориентиров восприятия фильма учащимися, осуществляется контроль понимания содержания и использованных в фильме языковых и речевых средств. Особое внимание следует уделить различным видам пересказа (сжатого, избирательного, дифференцированного, пословного, коммуникативно-ориентированного). Целесообразно также использовать вопросно-ответную работу, драматизацию, ролевое воспроизведение текста (особенно диалогов), последующее озвучивание фильма, воспроизведение и реализацию показанных в фильме ситуаций общения, их расширение, дополнение, перенос на ситуации обыденной жизни обучаемых. Посмотрев фрагмент и выполнив ряд упражнений к нему, можно и дальше использовать его для развития навыков устной и письменной речи.

Упражнения последемонстрационный этапа подразделяются на три типа: репродуктивные, репродуктивно-продуктивные и продуктивные или творческие. Примеры упражнений последемонстрационного этапа разных типов. Учащимся предлагается ответить на вопросы по фильму. Обсудить выбранные отрывки от имени героев.

Здесь можно порекомендовать следующие приёмы работы:

а) диалог учитель ученик. Вопросы могут ставиться в таком порядке: общие, разделительные, альтернативные, специальные. Таким образом, сюжет фильма обозревается 3-4 раза;

б) определение учащимися соответствует ли то или иное утверждение учителя сюжету фильма;

в) пересказ учителем содержания фрагмента, в котором попадались бы фразы, не соответствующие сюжету фильма. Ученики, заметившие такие фразы, должны поднять руку, после чего учитель сам может дать правильный ответ.

К творческим упражнениям данного этапа можно отнести пересказ сюжета, обсуждение проблем фильма и выход этих проблем в реальную жизнь и т.д.

Итак, мы показали последовательность работы над видеофильмом.

Практические рекомендации по работе с фильмом

На основе опыта по проведению аудирования с опорой на видеоматериалы нами были выработаны следующие рекомендации:

) При наличии в тексте фильма нестандартной лексики рекомендуется создавать словарик и помещать его перед основным материалом с упражнениями и заданиями к фильму, а также ознакомить учащихся с особенностями разговорной неформальной речи.

) При необходимости в случаях неполного понимания текста и невозможностью в связи с этим обсуждать его детали рекомендуется повторный просмотр эпизода или его части.

) Для данного вида аудирования желательно более совершенная материально-техническая база - большой экран для проецирования, предоставляющий возможность всем ученикам хорошо видеть изображение.

Все вышеперечисленные задания дают возможность переноса учебного материала в новую языковую ситуацию.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что использование видеофильмов на уроках немецкого языка позволяет внести разнообразие в содержание урока, расширяет общий кругозор и коммуникативную культуру подростков, развивает языковую догадку, чувство языка, формирует лингвострановедческую компетенцию подростков, повышает интерес к изучаемому языку, а, следовательно, и мотивацию к учению. Овладение видеофильмами позволит школьникам лучше ориентироваться в стране изучаемого языка в случае ее реального посещения.

Видео как учебное средство уникально, так как представляет возможность обучать всем четырем видам речевой деятельности и оказывает интенсивное воздействие на эмоции обучаемых. Это способствует повышению мотивации учения и вносит свой вклад в процесс подготовки квалифицированных молодых специалистов изучающих иностранный язык.

. Использование видеоматериалов в процессе обучения иностранным языкам способно существенным образом повысить эффективность обучающей деятельности учителя, так как видеоматериалы представляют собой образцы аутентичного языкового общения, создают атмосферу реальной языковой коммуникации, делают процесс усвоения иноязычного материала более живым, интересным, проблемным, убедительным и эмоциональным.

. Следует подчеркнуть важность использования видеофильма в учебном процессе при обучении аудированию звучащей речи. Во-первых, потому что экранные средства для современных детей являются обычными и любимыми, и встреча с ними на уроках английского языка доставляет им радость. Во-вторых, само использование указанного средства помогает учителю раскрывать свои творческие способности. В-третьих, использование экранных средств помогает учителю расширить номенклатуру ситуаций в пределах отрабатываемой темы, привнося каждый раз что-то новое, что вызывает интерес у учащихся и даёт им импульс для высказывания и, следовательно, позволяет более полно осуществлять коммуникативную направленность процесса обучения.

. Процесс обучения аудированию на основе видеофильма включает три этапа (преддемонстрационный, просмотровый и последемонстрационный), на каждом из которых используются разнообразные и специфические для каждого этапа виды заданий и упражнений, позволяющие как упрощать процесс восприятия и понимания, так и контролирующие понимание.

 


Заключение

 

В результате исследования была доказана эффективность использования художественных фильмов в процессе изучения иностранного языка в высшей школе с целью профессионально-личностного развития студентов. Следует подчеркнуть важность использования видеофильма в учебном процессе при обучении аудированию звучащей речи. Использование указанного средства помогает учителю раскрывать свои творческие способности, расширить номенклатуру ситуаций в пределах отрабатываемой темы, привнося каждый раз что-то новое, что вызывает интерес у учащихся и даёт им импульс для высказывания и, следовательно, позволяет более полно осуществлять коммуникативную направленность процесса обучения, а также сделать обучение более насыщенным, выполняя воспитательную и нравственно-эстетической функцию.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь