Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Принципы реализации международных норм в национальном законодательстве
В основе правовой охраны, предоставляемой в соответствии с нормами Бернской конвенции, лежат следующие принципы: - принцип ассимиляции (национальный режим охраны в стране происхождения и свой национальный режим охраны в других странах Бернского союза плюс права «особо предоставляемые конвенцией»); - национальный принцип (предоставление охраны вне зависимости от места первой публикации, основываясь на гражданстве или постоянном проживании автора в стране участнице); - территориальный принцип (предоставление охраны вне зависимости от гражданства или постоянного пребывания в странах-участниках, основываясь на месте первой (или одновременной) публикации в одной из стран Бернского союза); - принцип автоматической охраны (предоставляемая охрана не должна обуславливаться соблюдением каких-либо формальностей); - минимальный обязательный (50-летний) срок охраны авторского права исчисляемый со дня смерти автора[51, c. 14] В соответствии с этими принципами произведения, страной происхождения которых является одно из государств союза, образованного странами - участницами Бернской конвенции, должны получать в каждом из государств Союза ту же охрану, что предоставляется произведениям их собственных граждан (ст. 5(1) Конвенции) [1]. При этом предоставляемая правам авторов охрана не обусловливается выполнением каких-либо формальностей и не зависит от наличия таковой в стране происхождения произведения (ст. 5(2) Конвенции) [1]. Если говорить о соответствии законодательства Республики Беларусь указанным международным стандартам в области охраны авторских прав, то они нашли свое отражение в соответствующих нормах Закона «Об авторском праве и смежных правах» [13]. В частности, в соответствии с принципом национального режима установленного Бернской конвенцией положения Закона «Об авторском праве и смежных правах», применяются как к произведениям, авторы которых являются гражданами Республики Беларусь, так и произведениям, впервые опубликованным либо находящимся на территории Республики Беларусь, независимо от гражданства или постоянного места проживания их авторов. Положения Закона «Об авторском праве и смежных правах» гарантируют обладателям авторского права и смежных прав личные неимущественные и имущественные права, предусмотренные международными договорами [13]. Значение Бернской конвенции в установлении минимальных стандартов в области охраны авторских прав подтверждается и ее связью с принятыми позднее международными соглашениями в данной сфере, в том числе с Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве, принятой 6 сентября 1952 года [2]. Всемирная конвенция является вторым основным многосторонним международным соглашением, закрепившим определенные стандарты в сфере охраны авторского права. Отметим, что Республика Беларусь присоединилась к Всемирной конвенции в результате принятия постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 1993 г. № 370 «О правопреемственности Республики Беларусь в отношении к подписанной 6 сентября 1952 г. в г. Женеве Всемирной конвенции об авторском праве» [23]. Необходимо акцентировать внимание на том, что, в отличие от Бернской конвенции, которая широко унифицировала нормы материального права, Всемирная конвенция основное правовое регулирование оставила за национальным законодательством. При этом она предъявила более мягкие, по сравнению с Бернской конвенцией, требования к защите прав авторов. Так же, как и Бернская, Всемирная конвенция построена на сочетании принципов ассимиляции (применения национального режима охраны) и предоставления минимального уровня охраны (п. 1 ст. 2) [2]. Всемирная конвенция также предъявляет менее жесткие требования к охране произведений. Так п. 2 ст. 3 Всемирной конвенции разрешает странам участницам отходить от принципа автоматической охраны и требовать выполнения формальностей для приобретения и реализации авторских прав по отношению ко всем произведениям, впервые опубликованным на их территории, и по отношению к произведениям отечественных авторов, независимо от места их опубликования [2]. Однако в силу п.1 той же статьи это положение не распространяется на произведения, впервые выпущенных в свет вне территории данного государства и авторы которых не являются его гражданами, если начиная с первого выпуска в свет все экземпляры будут носить знак охраны авторских прав с указанием имени обладателя авторского права и года первого выпуска в свет [2]. Следовательно, необходимо помнить о том, что, говоря о принципе национального режима, Бернская конвенция опирается, прежде всего, на критерий страны первого опубликования произведения, т.е. речь идет о «национальности» самого произведения, а не о гражданстве автора. Всемирная конвенция же охраняет не только права авторов, впервые опубликовавших произведения на территории государства-участника Конвенции, но и права граждан стран-участниц на опубликованные произведения независимо от места их опубликования (ст. II). В свою очередь, согласно ст. 991 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) сфера действия авторского права в Республике Беларусь определяется на основе обоих из указанных выше критериев (места первого опубликования произведения и гражданства автора), однако для предоставления произведению охраны достаточно наличия лишь одного из них. Если автором произведения является гражданин Республики Беларусь, то такое произведение охраняется независимо от того, в какой стране оно было впервые опубликовано [11]. В том же случае, когда автор не является гражданином Республики Беларусь, то за ним или за его правопреемником признается авторское право на произведения, впервые опубликованные на территории Республики Беларусь либо не опубликованные, но находящиеся на территории Республики Беларусь в какой-либо объективной форме. В соответствии с п. ст. 991 ГК произведение считается опубликованным в Республике Беларусь, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами Республики Беларусь оно было опубликовано на территории Республики Беларусь [11]. Хотелось бы обратить внимание на то, что в случае, когда автор является гражданином страны-участницы международных конвенций по авторскому праву или же произведение было впервые опубликовано в стране, участвующей в этих международных конвенциях, то таким произведениям охрана предоставляется в Республике Беларусь в соответствии с этими международными конвенциями. Следует также иметь в виду, что законодательством Республики Беларусь автором творческого результата признается только физическое лицо, создавшее этот результат, тогда как Бернская конвенция понимает под авторами как физических, так и юридических лиц. При определении владельца авторских прав, если речь идет об использовании на территории Республики Беларусь произведения иностранного автора, следует руководствоваться законодательством об авторском праве страны, где имело место действие или событие, послужившее основанием для обладания авторским правом. Особенно данный аспект важен для решения вопроса о принадлежности авторских прав на произведение, созданное в порядке выполнения автором служебных обязанностей. Например, в Российской Федерации авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения, тогда как в США авторское право на служебное произведение принадлежит работодателю. Следовательно, вопрос об определении правообладателя служебного произведения для произведений российских и американских авторов будет решаться на территории Республики Беларусь соответственно по законодательству Российской Федерации и США. Помимо рассмотренных выше принципов международной охраны авторского права и смежных прав можно выделить и иные принципы ее функционирования. Так, Ю.Г. Матвеев в своей монографии «Международная охрана авторских прав» выделяет принцип минимального объема охраны. Суть указанного принципа сводится к тому, что международные конвенции устанавливают лишь минимальный уровень охраны авторских прав, а государства участники международных соглашений, в свою очередь, могут предусмотреть более высокий уровень охраны прав автора в своем национальном законодательстве, равно как и в других международных соглашениях. В свою очередь, П.Д. Барановский выделяет такой принцип международной охраны авторских прав, как принцип осуществления охраны в пользу автора и его правопреемников. Данный принцип подразумевает, что, в случае, когда в отношении положений международного договора возможны различные толкования, должен выбираться вариант, наиболее благоприятный для автора и его правопреемников [. При этом исследователь делает ссылку на п. 6 ст. 2 Бернской конвенции [1]. Помимо вышеприведенного принципа, автор также выделяет принцип срочного характера охраны авторского права, отмечая, что данное положение зафиксировано в п. 4 ст. 4 Всемирной конвенции и п. 8 ст. 7 Бернской конвенции и заключается в том, что хотя срок охраны авторских прав определяется национальным законодательством, но, если законодательством специально не предусмотрено иное, этот срок не может быть более продолжительным, чем срок, установленный в стране происхождения произведения[6]. Основываясь на принципе национального режима, для эффективной реализации положений международных соглашений в сфере охраны авторского права и смежных прав большое значение имеют и ключевые принципы национального законодательства Республики Беларусь. В частности, здесь необходимо указать принцип свободы творчества, который нашел отражение в части 2 ст. 51 Конституции Республики Беларусь [8]. Суть данного принципа заключается в том, что каждому обеспечивается свобода художественного, научного и технического творчества, а государство создает все необходимые условия для этого. Стоит, однако, подчеркнуть, что, согласно норме Основного закона, государство содействует развитию культуры, научных и технических исследований на благо общих интересов. В соответствии с нормами ст. 51 Конституции, авторы произведений свободны в выборе тем, сюжета, жанра, формы выражения произведения, а авторское право охраняет все без исключения произведения независимо от того, высокохудожественный это труд или нет. Отметим, что в соответствии со ст. 979 ГК законодательство об интеллектуальной собственности состоит из самого ГК и «других актов законодательства» [11]. В свою очередь, ст. 990 ГК гласит: «настоящий Кодекс и принятые в соответствии с ним закон об авторском праве и смежных правах и другие акты законодательства регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы, искусства (авторское право), исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права)» [11]. Таким образом, конструкция данной статьи дает основание сделать вывод о том, что основным, центральным, исходным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере авторского и смежных прав является, ГК, а Закон «Об авторском праве и смежных правах» и другие акты законодательства, в первую очередь, должны не противоречить и соответствовать нормам ГК. По нашему мнению, подобная конструкция является некорректной, так как ключевыми актами в сфере авторского права и смежных прав являются международные соглашения Республики Беларусь. Подтверждает это и норма ст. 8 Конституции, согласно которой Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства [8]. Не допускается лишь заключение международных договоров, которые противоречат Конституции, но не ГК. В силу вышеприведенных доводов считаем целесообразным изложить ст. 990 ГК в следующей редакции: «настоящий Кодекс и принятые в соответствии с ним и международными соглашениями Республики Беларусь закон об авторском праве и смежных правах и другие акты законодательства регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы, искусства (авторское право), исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права)». Вместе с тем, аналогичный подход закреплен и в Законе 2011 года. Так, согласно ст. 2 данного нормативного правового акта законодательство Республики Беларусь об авторском праве и смежных правах основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона 2011 года, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, других актов законодательства Республики Беларусь [14]. Одновременно, ст. 3 Закона 2011 года устанавливается правило, согласно которому если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе 2011 года, то применяются правила международного договора [14]. Таким образом, Закон 2011 года одновременно устанавливает приоритет международных договоров, не указывая их прямо и непосредственно в перечне актов, образующих законодательство Республики Беарусь в сфере защиты авторского права и смежных прав. По нашему мнению, такая конструкция также некорректна и нуждается в редактировании. С нашей точки зрения, ст. 2 Закона 2011 года следует изложить следующим образом: «Законодательство Республики Беларусь об авторском праве и смежных правах основывается на Конституции Республики Беларусь и международных договорах Республики Беларусь и состоит из Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона 2011 года, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, других актов законодательства Республики Беларусь». Еще одним аспектом рассматриваемой проблемы является соотношение норм ГК, посвященных авторскому праву и смежным правам и норм специальных законов. В российской специальной литературе высказывается ряд позиций, первая из которых представлена в проекте раздела V части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), подготовленном кафедрой гражданского права Санкт-Петербургского университета под руководством А.П.Сергеева. Данный проект содержит 16 статей отражая позицию разработчиков, согласно которой ГК РФ должен содержать только самые общие положения обо всех объектах интеллектуальной собственности. В случае более подробного регулирования сферы интеллектуальной собственности в целом и авторского права в частности, неизбежно либо дублирование правовых норм в специальных законах, либо к изъятию этих норм из специального законодательства. Как следствие, специальные законы будут сведены к набору простых технических правил [69, c. 33-40]. Иной точки зрения придерживается В.А.Дозорцев, под руководством которого рабочей группой при Исследовательском центре частного права был подготовлен альтернативный проект раздела V части третьей ГК РФ. Исследователь утверждает, что сведение кодификации законодательства об интеллектуальной собственности к одним лишь общим положениям означает не только отказ от внутренней дифференциации как одной из важнейших функций кодификации, но и практический отказ от кодификации в принципе. Поэтому, по мнению В.А. Дозорцева, в ГК РФ необходимо определить основные принципиальные положения по отдельным видам прав по таким позициям, как объекты, субъекты, содержание прав и обязанностей, их действие, осуществление, возникновение, прекращение, переход, договоры, защита и т.д. [40, c. 3] В качестве еще одного варианта российские исследователи (в частности, Э.П. Гаврилов) предлагают выделить пять-семь объектов интеллектуальной собственности, имеющих на данном этапе экономического развития страны наибольшее значение. Именно этим объектам следует предоставить наиболее полное правовое регулирование нормами ГК. К числу таких объектов сторонники данного подхода относят авторские произведения, товарные знаки, исполнения, звукозаписи, изобретения, фирменные наименования. Для остальных, менее значимых объектов интеллектуальной собственности в Гражданском кодексе достаточно иметь лишь отсылочные нормы по вопросам их охраны [35, c. 61-65]. Обратим также внимание на то, что в рамках данного подхода предлагается положения, касающиеся абсолютных прав на объекты интеллектуальной собственности, поместить после раздела II ГК РФ, так как исключительные права являются одним из видов абсолютных прав, опосредующих статику отношений. В свою очередь, договорные обязательства предлагается поместить в раздел IV ГК РФ «Отдельные виды обязательств» [35, c. 61-65]. Что касается ГК, то в национальном кодифицированном законе Раздел V «Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность)» имеет структуру, отличную от всех предложенных выше. Он состоит из главы, содержащей самые общие положения обо всех объектах интеллектуальной собственности (статьи 979 - 989), главы, посвященной авторскому праву и смежным правам (статьи 990 - 995), главы, содержащей общие положения обо всех объектах промышленной собственности (статьи 996 - 998), и глав, содержащих основные положения о каждом из объектов промышленной собственности (главы 63 - 67) [11]. Здесь хотелось бы отметить, что в Законе 2011 года из терминологического аппарата нормативного правового акта было исключено такое понятие, как общественное достояние [14]. В Законе «Об авторском праве и смежных правах» данный термин определял объекты авторского права и смежных прав, имущественные права на которые истекли или отсутствовали. В соответствии со ст. 23 Закона «Об авторском праве и смежных правах» истечение срока действия имущественных прав на объекты авторского права или смежных прав означает переход этих объектов в общественное достояние, а если этим объектам на территории Республики Беларусь правовая охрана никогда не предоставлялась, они также считаются перешедшими в общественное достояние [13]. Переход в общественное достояние, по общему правилу, означал, что соответствующие объекты авторского права или смежных прав могут свободно использоваться любым физическим или юридическим лицом без выплаты вознаграждения, при условии соблюдения личных неимущественных прав. Исключение составляют случаи, в которых Советом Министров Республики Беларусь устанавливается порядок выплаты отчислений за использование на территории Республики Беларусь объектов авторского права или смежных прав, перешедших в общественное достояние. Не смотря на исключение дефиниции «общественного достояния» положения, аналогичные нормам ст. 23 Закона «Об авторском праве и смежных правах» содержаться в ст. 31 Закона 2011 года [13; 14]. Еще одним важным принципом, обеспечивающим защиту авторского права в рамках принципа национального режима охраны является принцип свободы заключения авторского договора, в соответствии с которым авторы произведений своей волей и в своих интересах заключают договоры на передачу или использование другими лицами созданного ими произведения. Законодательством определены только существенные условия того или иного договора, а стороны в договорных отношениях самостоятельно определяют в отношении договора содержание и дополнительные условия. Данный принцип берет свое начало от общего принципа свободы договора, присущего гражданским правоотношениям, и закрепленного в ст. 2 ГК. Согласно указанному принципу граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством [11]. Помимо принципа свободы договора, применительно к сфере авторского права его охраны, целесообразно также упомянуть принцип приоритета общественных интересов, согласно которому осуществление гражданских прав не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц. В отношении специфики авторского права данный принцип можно охарактеризовать как принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества: несмотря на то что авторское право охраняет авторские права на произведение от каких-либо нарушений, необходимо отметить и то, что каждый гражданин и общество в целом имеют право на доступ к достижением науки, литературы и искусства. Поэтому, если произведение автора стало общедоступным по воле автора или его правопреемников, другие члены общества имеют право свободного использования произведения без выплаты автору вознаграждения. Механизм реализации данного принципа закреплен в главе 4 Закона 2011 года «Случаи свободного использования объектов авторского права и смежных прав». В частности, в соответствии со ст. 32 Закона 2011 года допускается: - воспроизведение отрывков из правомерно обнародованных произведений (цитирование) в оригинале и переводе в исследовательских, образовательных, полемических, критических или информационных целях в том объеме, который оправдан целью цитирования; - публичная демонстрация оригиналов произведений изобразительного искусства, оригиналы рукописей произведений писателей, композиторов и ученых лицом, правомерно владеющим оригиналом произведения, а также воспроизведение этих объектов авторского права в каталогах выставок и изданиях, посвященных коллекциям таких произведений, в том числе в случае, когда исключительное право на произведение не перешло к лицу, которое правомерно владеет оригиналом такого произведения; - воспроизведение правомерно обнародованного произведения для целей судопроизводства по гражданским делам, судопроизводства в хозяйственных судах, конституционного судопроизводства, производства по материалам уголовного дела, в рамках деятельности третейского суда, а также в рамках административного процесса; - публичное исполнение музыкального произведения во время религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии, при этом необязательно даже указание автора и источника заимствования; - публичное исполнение произведений непрофессиональными исполнителями и непрофессиональными (самодеятельными) коллективами художественного творчества, в том числе обучающимися, воспитанниками, педагогическими и иными работниками учреждений образования, при условии, что такое использование произведений не преследует цели извлечения прибыли; - воспроизведение и передача в эфир или по кабелю фотографических произведений, произведений архитектуры и изобразительного искусства, а также сообщение их для всеобщего сведения иным образом в случае, если такие произведения постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения [14]. При этом изображение таких произведений не должно являться основным объектом воспроизведения, передачи в эфир, передачи по кабелю или иного сообщения для всеобщего сведения, а также не должно использоваться в коммерческих целях. Отдельно хотелось бы отметить, что правомерно обнародованные произведения могут быть воспроизведены рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами, обеспечивающими доступ к произведениям для незрячих и слабовидящих лиц (ст. 35 Закона 2011 года), а также использованы с обязательным указанием автора произведения и источника заимствования в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях образовательного характера в объеме, оправданном образовательной целью (ст. 36 Закона 2011 года) [14]. Кроме того, ст. 37 Закона 2011 года допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием автора произведения предоставление библиотеками оригиналов или экземпляров правомерно опубликованных произведений во временное безвозмездное пользование. При этом выраженные в электронной форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек, в том числе с использованием локальных компьютерных сетей, а также удаленного доступа, при условии использования технических средств защиты авторского права или смежных прав, исключающих для пользователей возможность создания полных копий этих произведений на бумажном носителе или в электронной форме [14]. Библиотеки и архивы могут осуществлять репродуцирование и иное воспроизведение без цели извлечения прибыли правомерно опубликованных произведений для комплектования библиотечных и архивных фондов, замены утраченных, уничтоженных или ставших непригодными для использования оригиналов или экземпляров произведений. В рамках вопроса свободного использования нельзя не обратить внимание на изменение правового режима свободного использования компьютерных программ и баз данных, определенного ст. 39 Закона 2011 года. В соответствии с нормами указанной статьи лицо, правомерно владеющее экземпляром компьютерной программы или базы данных, вправе изготовить копию компьютерной программы или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей или замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда оригинал компьютерной программы или базы данных утерян, уничтожен или стал непригодным для использования [14]. Одновременно, законодатель налагает на пользователя обязанность использовать копию компьютерной программы или базы данных только в вышеназванных целях и уничтожить ее в случае, если владение экземпляром этих компьютерной программы или базы данных перестанет быть правомерным. Лицо, правомерно владеющее экземпляром компьютерной программы, вправе адаптировать компьютерную программу для обеспечения совместной работы с другими программами. Аналогичная норма содержится и в ст. 21 Закона «Об авторском праве и смежных правах», однако в Законе 2011 года в полномочия пользователя по свободному использованию расширены за счет возможности внесения в компьютерную программу изменения для обеспечения работы на компьютере и в сети, а также в случае, если компьютерная программа была поставлена вместе с открытым исходным кодом и (или) такому лицу было предоставлено право на ее переработку, а также осуществлять действия, необходимые для функционирования такой программы в соответствии с ее назначением, в том числе запись и хранение в памяти компьютера (одного компьютера или одного пользователя компьютерной сети). При этом должны быть соблюдены следующие условия: во-первых, иное не должно быть предусмотрено договором с автором или иным правообладателем, а, во-вторых. полученная при выполнении указанных действий информация не будет использоваться для создания других компьютерных программ, аналогичных адаптируемой, или для осуществления любого действия, нарушающего авторское право [13]. Хотелось бы привести и позицию Конституционного Суда Республики Беларусь, приведенную в Решении от 6 июня 2011 г. № Р-582/2011 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах». Согласно п. 3 указанного решения некоторые установленные главой 4 Закона 2011 года ограничения в реализации авторами, иными правообладателями их исключительных прав являются дополнительными по сравнению с действующим правовым регулированием [24]. Например, без согласия авторов допускаются воспроизведение произведения для производства по материалам уголовного дела и в рамках деятельности третейского суда (пункт 4 статьи 32), публичное исполнение произведений непрофессиональными исполнителями и непрофессиональными коллективами художественного творчества без цели извлечения прибыли (пункт 6 статьи 32), воспроизведение произведений и объектов смежных прав в личных целях (статья 35) [14]. Как отмечает Конституционный Суд, ст. 23 Конституции допускает ограничение прав и свобод личности только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Исходя из данной конституционной нормы, Конституционный Суд относительно устанавливаемых Законом 2011 года ограничений считает, что они являются юридически допустимыми, поскольку предусмотрены законом, социально оправданными, поскольку направлены на достижение конституционно значимых целей, связанных с общественным порядком и обеспечением прав и свобод других лиц в сфере культурной жизни, и не искажают сущности исключительного права авторов и иных правообладателей [24]. Завершая данный раздел, хотелось бы упомянуть принцип равенства участников гражданских отношений, в соответствии с которым субъекты гражданского права участвуют в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов; принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты - граждане и юридические лица вправе осуществлять защиту гражданских прав в суде и иными способами, предусмотренными законодательством, а также самозащиту гражданских прав с соблюдением пределов, определенных в соответствии с гражданско-правовыми нормами.
Сравнительная характеристика норм международных договоров и национального законодательства республики Беларусь в области авторского права и смежных прав. Анализ положений международных договоров Республики Беларусь в области авторского права
В соответствии с нормами Бернской конвенции охраняемыми являются любые научные, литературные или художественные произведения независимо от способа или формы их выражения. К охраняемым произведениям в том числе относятся: - книги, брошюры и другие письменные произведения; - лекции, обращения, проповеди и иные подобного рода произведения; - драматические и музыкально-драматические произведения; - хореографические произведения и пантомимы; - музыкальные сочинения с текстом или без текста; - кинематографические произведения, а также произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; - произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии; - фотографические произведения, а также произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии; - произведения прикладного искусства; - иллюстрации, географические карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам [1]. К охраняемым произведениям в соответствии с нормами Бернской конвенции также относятся переводы, адаптации, музыкальные аранжировки и другие переделки литературных или художественных произведений. Они охраняются наравне с оригинальными произведениями, указанными выше, при условии, что это не наносит ущерб правам авторов соответствующих оригинальных произведений (ст. 2(3)). В законодательстве Республики Беларусь норма, определяющая охраноспособность производных произведений, содержится в Законе «Об авторском праве и смежных правах» (ст. 7, ст. 12) [13]. Отметим, что в Законе 2011 года перечень объектов авторского права был конкретизирован за счет включения в него научных диссертаций, научных лекций и докладов. Аналогичным образом был конкретизирован и перечень объектов, не являющихся объектами авторского права, в частности, таковыми не являются учредительные документы организаций [14]. В свою очередь, согласно ст. 992 ГК объектами авторского права в являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения [11]. При этом ст. 980 ГК подразделяет объекты интеллектуальной собственности на три группы: ) результаты интеллектуальной деятельности: произведения науки, литературы и искусства, исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания; изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау). Все эти объекты, кроме фонограмм и передач организаций вещания, являются результатами творческой деятельности. ) средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг: фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания. К объектам этой группы не предъявляются требования быть результатами творческой деятельности, хотя значительное число средств индивидуализации, в основном товарных знаков, является результатом творческой деятельности. ) другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг в случаях, предусмотренных ГК и иными законодательными актами [11]. К этой группе можно отнести доменные имена как средства индивидуализации физических и юридических лиц, отличные от товарных знаков (знаков обслуживания), фирменных наименований и географических указаний, если охрана доменным именам будет предоставлена законодательным актом. Охрана компьютерных программ распространяется на все виды компьютерных программ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объективный код. К объектам авторского права также относятся производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства); сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. При этом производные и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектом авторского права те произведения, на которых они основаны или которые они включают. Как отмечают отечественные исследователи, сама структура раздела V ГК определена исходя из деления объектов интеллектуальной собственности на два раздела - объекты авторского права и смежных прав и объекты права промышленной собственности [65]. Авторским правом охраняются невещественные объекты, охраноспособным элементом которых является объективная форма их выражения, что соответствует нормам в ст. 2 Договора ВОИС 1996 года. Другими словами, «содержание произведения безразлично для авторского права». Вместе с тем, авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Картина может быть собственностью художественной галереи или конкретного гражданина, но право авторства принадлежит художнику, ее написавшему. Передача права собственности на материальный объект или права владения этим объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных законодательством об авторских и смежных правах [65]. |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы