Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мимика и особенности эмоционального состояния человека



 

Исследование непосредственного взаимодействия людей, важную роль в котором играет обмен эмоциональными состояниями, необходимо предполагает изучение средств эмоциональной связи, к числу которых в первую очередь относится мимика.

В истории изучения восприятия эмоций по мимике можно выделить четыре периода. Первый из них связан с работами Аристотеля, Ч. Белла, Дюшена, пытавшихся описать некоторые эмпирически наблюдаемые связи между мимическими выражениями и теми или другими эмоциональными состояниями.

Второй период в изучении восприятия эмоционально-выразительных мимических проявлений связан с именем Ч. Дарвина, охарактеризовавшего ряд мимических выражений и объяснившего их происхождение с эволюционно-биологической точки зрения. Сформулированный им принцип первоначальной биологической целесообразности выразительных движений сохраняет свое значение до наших дней. Дарвину принадлежит также первое межкультурное исследование распознания мимических проявлений. Его работы могут рассматриваться как первая попытка объективного изучения экспрессии.

Третий период характеризуется интенсивным экспериментальным изучением восприятия человеком различных мимических выражений. Однако до 60-х годов ХХ в. вопрос о возможностях восприятия эмоций человека по его мимике не имел более или менее однозначного решения. Ряд исследователей сходились на том, что эти возможности ограничены узким кругом эмоциональных состояний, однако каждый включал в него различные эмоции. Так, А. Фелеки пришла к выводу о возможности восприятия по мимике по крайней мере трех эмоций - горя, радости и удивления. По мнению Н. Ракмик более успешно опознаются " первичные" эмоции (любовь, ненависть, радость, печаль), менее успешно - " вторичные" 9 отталкивание - отвергание, удивление, сомнение, пренебрежение).К. Лендис установил, что единственной эмоцией, в оценке которой испытуемые обнаруживают высокую степень согласованности, является радость. Другие авторы считали, что по мимике человека возможно опознание широкого спектра эмоций. Однако согласованность оценок испытуемых в их опытах была невысокой.

Такая разноречивость данных в немалой степени была связана с тем, что фотографии мимических выражений, использовавшиеся в этих эмоциях в качестве стимульного материала, не были стандартизированы, что приводило к несопоставимости полученных результатов. Например, К. Лендис, который пришел к выводу о невозможности опознания эмоций по мимике, в качестве стимульного материала использовал фотографические снимки мимических реакций испытуемых в ответ на различные эмоциогенные стимулы. Однако в условиях эксперимента, целью которого было формирование определенных эмоциональных реакций, у испытуемых могли возникать эмоции, не соответствовавшие ожиданиям экспериментатора. Уже сама ситуация предварительного трехчасового пребывания испытуемых в экспериментальной камере, предусматривавшая крайнее ограничение двигательной активности, могла вызвать у них различные переживания, начиная от страха и кончая гневом. Кроме того, в ряде случаев К. Лендис использовал сложные стимулы, такие как музыкальные произведения, картины и пр., воздействие которых не могло быть однозначным.

Наиболее убедительные результаты о возможностях распознавания эмоций по мимике человека были получены П. Экманом с соавторами и К. Изардом, с именами которых связан четвертый этап разработки проблемы восприятия экспрессии человека. Усилия этих исследователей были направлены на выявление мимических паттернов, характерных для так называемых основных эмоций. По мнению П. Экмана, таких эмоций шесть: радость, горе, отвращение - презрение, удивление, страх и гнев; по мнению К. Изарда, - девять: интерес, удовольствие - радость, удивление, горе - страдание, отвращение, гнев, стыд, страх и презрение. Описав мимические паттерны в терминах сокращения или растяжения определенных групп лицевых мышц, П. Экман и К. Изард независимо друг от друга сконструировали фотоэталоны мимических выражений ряда эмоций. Кросскультурные исследования показали, что данные эталоны опознаются с высокой степенью точности независимо от расовых, национальных, половых и культурных различий.


Исследования выразительных мимических проявлений

 

Распознавание мимических выражений при свободном выборе определений

 

При определении правильности ответа в расчет принималась только последняя оценка. При этом допускались некоторые вариации в подборе слов, например при распознавании выражения гнева одинаково правильными считались такие определения, как " гнев", " злость", " злоба", " зол", " озлоблен", " разозлился", " сердитый" и др. Высказывания фиксировались с помощью магнитофона. В эксперименте приняли участие 27 испытуемых (19 мужчин и 8 женщин). Результаты исследования приведены в таблице.

Таблица 1.

Количество испытуемых, правильно идентифицировавших мимические выражения (%)

Отображаемое эмоциональное состояние

По фотографии

Отображаемое эмоциональное состояние

По фотографии

  мужчины женщины   мужчины женщины
Страх Отвращение Радость Горе Гнев Удивление Презрение (выраженное поднятием левого угла рта) 60 50 70 58 - - 12 85 81 80 50 74 96 - Сомнение (комбинация отвращения и удивления) Страх - гнев Горе - радость Горе - отвращение 12 15 27 - 15 - - 18

 

Примечание. Прочерк означает, что фотоэталон соответствующего типа не предъявлялся.

Согласно полученным данным, все предъявлявшиеся мимические выражения по успешно их распознавания можно разделить на две группы:

) хорошо идентифицируемые (к ним относятся проявления шести основных эмоций) и 2) плохо идентифицируемые (в эту группу входят выражения, составленные путем комбинирования мимических проявлений различных эмоций). Мимические выражения первой группы правильно опознавали от 50 до 96 % испытуемых, а выражения второй группы - от 12 до 27 %. Из сравнения результатов, полученных при оценке выражений мужского и женского лица (см. табл.1), следует, что по мимике эмоции распознаются более точно у женщин.

Для определения возможности вербализации признаков мимических выражений была проведена специальная серия экспериментов, в которой испытуемых просили не только определить эмоциональное состояние человека, изображенного на фотоснимке, но и как можно подробнее описать его мимические проявления. Предъявлялись следующие фотоэталоны: презрение (выраженное на лице мужчины поднятием левого угла рта), страх (мужское лицо), радость (женское лицо), сомнение (выраженное посредством сочетания элементов удивления и отвращения, мужское лицо) и смешанное выражение - брови, характерные для эмоции гнева, в сочетании со спокойным выражением остальных частей лица (фотографии мужского и женского лица).

Критерием адекватности ответов испытуемых служило соответствие предложенного ими описания эталонному комплексу признаков, необходимых и достаточных для характеристики данного мимического выражения. Например, эталонное описание выражения страха выглядело следующим образом: " брови подняты и сдвинуты; морщины появляются в центре лба. А не идут по всему лбу; верхние веки приподняты так, что видна склера, а нижние - напряжены и приподняты; рот раскрыт, губы напряжены и растянуты".

В эксперименте приняло участие 25 человек.

Исследование показало, что при описании мимических выражений страха, радости и сомнения испытуемые указывают лишь на часть признаков. Так, характеризуя мимику страха, признак " брови подняты и сведены" отметили лишь семь испытуемых, а признак " морщины в центре лба" в ответах 20 испытуемых был редуцирован до упоминания о морщинах на лбу. Полное описание изменений в области глаз не было дано ни одним испытуемым; изменения в нижней части лица более ил менее адекватно охарактеризовали только 16 испытуемых (из них 13 - как оскал рта" ). Полный перечень признаков выражения страха, радости и сомнения не был дан ни одним испытуемым.

Полученные данные позволяют заключить, что частные мимические проявления воспринимаются, не изолировано, а в системе, где каждое отдельное проявление связано со всеми остальными.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь