Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Антреприза как формат предпринимательской деятельности в сфере театрального искусства



 

Политические и социально-экономические новации 1990-х годов повлекли за собой изменение в структуре художественной жизни Беларуси. Начался процесс формирования театрального рынка, нацеленного на упразднение государственной монополии, расширение и укрупнение социально-культурной активности частных лиц. В структуру художественного рынка, составной частью которого является предпринимательство, влились творческие организации, художественные галереи, частные театры, продюсерские центры.

В сфере сценического искусства, начиная с середины 90-х гг. ХХ в., значительный сегмент белорусского театрального рынка принадлежит театральной антрепризе. Антрепризой является частное зрелищное предприятие, создаваемое и управляемое антрепренером и предусматривающее участие в конкретной постановке (на определенный срок) актеров из разных театров.

Предпринимательская деятельность в сфере театрального искусства Беларуси характеризуется двумя вариантами существования. С одной стороны, в республике параллельно гастролируют театральные труппы, главным образом из Москвы и Санкт-Петербурга. С другой - осуществляют творческую деятельность собственно белорусские художественные коллективы. Возможно, со временем возникнет необходимость всестороннего изучения и оценки уровня качества российских творческих проектов. Но наше внимание концентрируется исключительно на белорусских театральных коллективах, которые за сравнительно короткое время выявили устойчивую альтернативу государственным театрам.

Наиболее показательным явление образования новых творческих формаций было характерно для столицы Беларуси. Можно с уверенностью утверждать, что развитие антрепризного движения явилось результатом социально-экономических преобразований, обусловивших переакцентуализацию театрального творчества в сторону потребностей и вкусов массовой аудитории.

Сегодня еще рано говорить про завершение процесса формирования облика белорусской театральной антрепризы. Однако пятнадцатилетняя история функционирования белорусских частных театральных коллективов и собранный за этот период творческий материал, позволяет рассматривать антрепризу как полноценное явление художественной культуры республики.

Идея посредничества между художником и публикой воплощается в деятельности антрепренера. Сегодня это человек, который с полной финансово-юридической ответственностью занимается постоянным театральным делом как предприятием. Антрепренерами называют тех, кто осуществляет прокат или постановки спектаклей в одном месте или с одной творческой группой. Современный театральный антрепренер не обязательно является собственником спектаклей, но он всегда ведет театральное дело [Смелянский, Д.Я. Продюсер в театральном процессе России. Организационно-творческий аспект: автореф. дис. канд. искусствоведения: 17.00.01/Д.Я. Смелянский; Рос. акад. театр. иск-ва. - М., 2000. - с.22].

Таким образом, в основе любого антрепризного проекта стоит организатор, который занимается финансовыми, творческими и организационными вопросами. По форме собственности антреприза является частным предприятием и существует на средства, полученные от реализации творческих продуктов. Априори финансовая поддержка со стороны государства почти полностью отсутствует.

Открытые в в период с 2000 по 2006 гг. частные театры имеют строго определенный юридический статус некоммерческих или наоборот коммерческих организаций.

Некоммерческими организациями является созданная в 2000г. в юридических рамках частного унитарного предприятия театральная антреприза " Белорусския сезоны” (с 2006г. " Театральный ковчег”). Структурным подразделением унитарного предприятия " Виртуозы сцены" является Современный художественный театр. Театр " Кампания” входит в общественное объединение (ОО)" Фортис”. У ОО " Белорусский фонд развития культуры” существует одноименная антреприза. К разряду коммерческих предприятий, нацеленных на получение прибыли, относятся общества с дополнительной ответственностью (ОДО) Новый театр и Театр Блефа.

Точно определенный юридический статус театрального предприятия не только позволяет осуществлять предусмотренную законодательством Республики Беларусь предпринимательскую деятельность, но и предоставляет возможность дополнительных стимулов отдельным формам предприятий. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 119 " Об упрощенной системе налогообложения" от 9 марта 2007г., в зависимости от объема выручки и количества штатных сотрудников, организации имеют право на упрощенное налогоисчисление [Об упрощенной системе налогообложения: Указ Президента Респ. Беларусь, 9 марта 2007 г., № 119 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2007. (№ 1/8417.].

Антреприза подчинена законам рыночной экономики и самоокупаемость для такого предприятия является главным средством существования. Доходная часть бюджета театральной антрепризы напрямую зависит от объемов продажи билетов. Поэтому цены на билеты устанавливаются таким образом, чтобы компенсировать значительную часть постановочных затрат. Отсюда вытекает и специфика проката спектаклей белорусской антрепризы. Они эксплуатируются до того времени, пока не будет возвращен бюджет спектакля. (В отличии от деятельности западноевропейских антрепренеров, которые снимают с проката спектакль, если продается менее 70 % зала, а на его место выпускают новый).

Спектакль - это товар, который необходимо выгодно продать. В отличие от государственного театра, антреприза не может позволить себе постановку " провального" спектакля. Такая постановка имеет конкретное материальное выражение - финансовые затраты, которые в итоге обанкротят компанию. Репертуар антрепризы формируется с учетом вкусов режиссера, требований времени, запросов и ожиданий публики. Именно характер репертуарного предложения является одним из факторов роста посещаемости спектаклей, и соответственно прибыльности театрального предприятия. Зрители театра - это потребители театральных услуг. Покупая билет в театральной кассе, они тем самым демонстрируют свои предпочтения в сторону того или иного театра.

Для привлечения максимально большего количества зрителей белорусскими антрепренерами активно используются маркетинговые технологии, сущность которых заключается в выделении спектаклей театральной антрепризы из общего массива постановок. Маркетинг является средством, помогающим производителям сферы зрелищных искусств лучше знать и удовлетворять потребности рынка.

Белорусская антреприза представлена всеми театральными жанрами, за исключением классических оперы и балета.

Отсутствие у белорусских антрепренеров возможности иметь собственные театральные здания породило практику предоставления государственными театрами собственных площадок для показов. За определенную театральным антрепризам предоставляется право проката спектаклей на сценах стационарных театров. Национальный академический театр имени Янки Купалы сотрудничает с продюсерским центром " Маgic" и антрепризой Белорусского фонда развития культуры, а Театр-студия киноактера взаимодействует с ОДО " Новый театр”.

Таким образом, возрождение театральной антрепризы в 90-е гг. ХХ в. явилось прямым отражением социокультурных процессов времени. Упрощение системы управления театральным процессом, который был долгое время пор контролем государственных органов, открыло новые перспективы творчества перед деятелями театра и дало возможность реализации оригинальных режиссерских проектов и экспериментальной проверки новых художественных идей. Уменьшение бюджетного финансирования театральной сферы и привлечение частных инвестиций явилось следствием появления иной модели организации театрального процесса - театральной антрепризы. В творческом функционировании которой сочетаются два противоположных принципа: стремление к творческому поиску в условиях адаптированного смыслового и художественного содержания сценического произведения к интеллектуальным и эстетическим запросам массового зрителя


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь