Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Арт-менеджмент концертных проектов в сфере белорусской популярной музыки



Концертно-гастрольная деятельность в современной социально-культурной ситуации является, как правило, основным средством заработком музыкантов на пост советском пространстве. В тоже время в цивилизованном мировом шоу-бизнесе к данному виду деятельности прибегают только как к одной из составляющих промо-компании раскрутки нового альбома того или иного артиста, так как львиная доля заработков приходится от продажи аудиовизуальной продукции.

Концертно-гастрольную деятельность в Республике Беларусь осуществляют 15 государственных театрально-зрелищных организаций республиканского и областного подчинения, объединяющих около 1500 человек артистического персонала. В филармониях республики работают 53 творческих профессиональных коллектива и около 100 солистов.

Предоставленные Правительством Республики Беларусь льготы позволили увеличить объем платных услуг, оказанных населению государственными концертными организациями. Анализ статистических данных показывает, произошло некоторое уменьшение количества концертов, проведенных филармониями, что объясняется рядом объективных причин, одна из которых - отмена системы лицензирования гастрольно-концертной деятельности, при которой основная часть концертов коллективов художественной самодеятельности проводились через филармонии. В настоящее время у таких коллективов есть льготы, и свои концерты они проводят самостоятельно.

При переходе государства к рыночной экономической модели концертное дело получило свободу не только от цензуры, но и от обязательного прикрепления к какой-либо государственной концертной организации. Сегодня помимо государственных организаций, имеющих право на осуществление гастрольно-концертной деятельности, существует ряд частных коммерческих организаций, составляющих основную конкуренцию госструктурам в организации именно коммерческих концертов с целью заработка денежных средств. Среди них можно выделить:

" Класс-Клуб ДжасКрафт". Организован в 1992 году Леонидом Динерштейном и Геннадием Шульманом. Класс-Клуб имеет опыт профессиональной работы в этой сфере с 1987 г. В 1998 году, когда в Республике Беларусь было введено лицензирование гастрольно-концертной деятельности, ООО " Класс-Клуб ДК" получило государственную лицензию №1.

" Альфа-концерт". Концертное агентство основанное в 2000 году на базе одноименного радио " Альфа радио". Директором данного агентства является Евгений Ершов в бывшем администратор Витебской и Могилевской областной филармонии.

" Виртуозы сцены". В прошлом - ЭТС " Арт-центр", Театральное агентство Ушакова.

Линия звука (Директор Владимир Шаблинский).

ПМ Концерт. Арт-директор агентства Виталий Морозов, это агентство в основном занимается организацией гастролей так называемой альтернативы и рок-коллективов.

Так же существует ряд гастролей, которые проводятся через мелкие частные концертные агентства. Как правило, эти агентства засвечиваются один-два раза и исчезают с просторов белорусской концертно-гастрольной сферы.

В настоящее время основным предметным полем развития концертно-гастрольной деятельности в Беларуси является популярная музыка. В широком смысле слова, поп музыка - совокупность музыкальных жанров, стилей и направлений, носящих развлекательный характер и имеющих ярко выраженную коммерческую направленность.

Далее обратимся к проблеме реализации концертных проектов, которая нынче обозначается модным термином " промоушн", проще говоря - " продвижение". В том или ином виде в смысле " продажа товара" понятие останется и будет использоваться. Как и технология " раскручивания" товара на перенасыщенном рынке, разработанная на Западе гораздо раньше, чем с этой проблемой столкнулись мы. Ведь когда на рынке нет свободных мест и реклама уже не привлекает потребителя так, как раньше, наступает время промоушна.

Нередко мы сталкиваемся с " узким" промоушном, когда уже известный исполнитель проводит промо-акции, направленные на расширение круга своих почитателей, например записи с кем-то нового дуэта или продвижение своего нового имиджа. Но когда на перенасыщенный музыкальный рынок приходит новый исполнитель, будь то сольный проект или группа, начинается настоящий полноценный промоушн - проталкивание нового продукта.

В этом случае осуществляется целый комплекс мер. Здесь, безусловно, нужна и реклама в СМИ, и PR. Но самое главное - непосредственная связь с потребителем, одновременная работа всей системы, а не поэтапная реализация ее слагаемых.

" …Продвижение любого товара начинается с выделения в нем потребительских свойств и представления этих свойств в форме притягательного сообщения и запоминающегося образа… Затем привлекаются все доступные средства коммуникации - печатные, аудио, визуальные и мультимедийные …

Промоушн в музыке включает несколько компонентов, в том числе информационное освещение в печатных СМИ, транслирование по радио и телевидению, публичные выступления и прямое коммерческое рекламирование. В комплексной программе продвижения музыкальной продукции используются всевозможные инструменты и техники. Например, рекламная кампания нового CD может включать следующие мероприятия:

заказ статей о музыканте и о новом СD редакторам печатных и электронных периодических изданий.

организация интервью с музыкантом на радио и телевидении,

размещение информации о CD в виде баннеров в Интернете,

организация раздачи музыкантом автографов в местах продажи компакт дисков,

размещение рекламных сообщений в печатных изданиях, рассчитанных на определенную целевую аудиторию,

включение музыки из нового альбома в программу вещания радиостанций…

Цепью всего этого является, безусловно, не краткий взлет объема продаж, но поддержание их высокого уровня в течение длительного времени. Это означает, что промоушн - процесс непрерывный и длительный" [1 Лэтроп, Т. Промоушн музыкальных проектов / Т. Лэтроп, Д. Петтигрю / Арт-менеджер / Журнал для профессионалов. - М.: ЗАО " Холдинговая Компания " Блиц-Информ", 2004. - № 1. - С.38.].

Как правило, реальные возможности продвижения новой концертной программы будут зависеть в первую очередь от финансовых затрат на раскрутку и позиционирование группы. Попытаемся перечислить основные составляющие элементы " раскрутки" проекта. Прежде всего, обратимся к личности самого промоутера, как конкретного реализатора конкретного концертного проекта.

Как любой предприниматель, он берет на себя риск. Как правило, промоутеры делятся на четыре категории: местные (один город); региональные (несколько областей); национальные (к примеру, вся территория Беларуси) и международные (весь мир).

Промоутеры, это люди, которые всегда рискуют своими деньгами. Бизнес так устроен. Принято считать, что вся организация конкретного концерта или туров делается на какие-то чужие, мифические деньги каких-то миллиардных спонсоров. Ничего подобного. Промоутер - это человек, который вкладывает свои деньги. Достал ли он их из своего кармана, занял ли он их под проценты - это неважно. В любом случае, он рискует каждой копейкой концерта.

Промоутеры выплачивают исполнителю, как отечественному, так и российскому или западному за выступление фиксированный гонорар (от нескольких десятков тысяч долларов российской поп-звезде до миллиона - западной). Чтобы привлечь в Беларусь западного артиста, промоутер выплачивает ему в 1, 5-2 раза больший гонорар, чем тот получает за свой концерт в Европе. Конечно же, в Беларусь западная звезда может попасть только при условии, что ее тур проходит по России (то есть неподалеку). В результате переговоров всех сторон та или иная звезда может " заехать" и дать сольный концерт в Минске.

Доход промоутера - это продажа билетов. Если нет спонсоров, то этот источник является единственным. Расходы - это гонорар артиста, обеспечение концерта и реклама. Рентабельность концерта выясняется следующим образом: считаем, какую цену на билеты мы должны установить для того, чтобы при 70 процентах заполняемости зала уйти в ноль, то есть вернуть личные вложенные деньги. Все, что сверх этого - уже прибыль. Если заполняемость меньше 70 процентов - мы в убытке.

Продолжим подсчитывать затраты промоутера на организацию концерта. Кроме гонорара артиста есть еще затраты на обеспечение концерта, в которые входят: транспортные расходы, расходы на проживание, питание, аренда зала, аппаратуры, реклама.

Для того, чтобы промоутеру успешно продать как можно большее количество билетов на концерт без рекламы обойтись нельзя, поэтому затраты на рекламу являются очень существенной статьей затрат промоутера при организации концерта.

В рекламную компанию предстоящего концерта входят:

печатная реклама (газеты, журналы);

наружная реклама (транспорт, метро, растяжки, рекламные щиты, тумбы);

теле - и радиореклама (центральные каналы и радиостанции);

интернет-реклама (на тематических сайтах в виде баннеров).

Взаимоотношения со спонсорами - это необходимая часть работы промоутера, т.к. материальное благосостояние наших граждан еще не дошло до такого уровня, при котором можно бы было делать концерты без спонсоров. Спонсоры, естественно, помогают снизить расходную часть, что соответственно снижает цену билета. На больших концертах они берут на себя все финансовое обеспечение, все финансовые риски, оставляя промоутеру определенный гонорар за работу. Спонсоры преследуют обычно понятную цель: либо это в чистом виде реклама, как например, для западных компаний (их больше всего интересует свое позиционирование в рекламе - наружной, телевизионной), либо, как для многих местных спонсоров, особенно корпоративных, это чистый PR, т.е. работа со своими клиентами, возможность подарить им билеты, возможность пригласить на концерт людей, с которыми они работают и т.д.

При этом существует очень важное условие: промоутер никогда не должен рекламировать себя. Промоутер - это техническая должность. Если спонсор дает деньги на проект, то он заслуживает того, чтобы быть представленным в той же степени, что и артист. Конечно, спонсор не может быть представлен больше артиста: ни один артист этого никогда не допустит. Очень часто спонсоры сами не знают, чего хотят, и дело промоутера - предложить им такую программу, которая была бы интересна для их бизнеса. Главное в любых взаимоотношениях со спонсором, чтобы это не было основано только на личных взаимоотношениях, как это часто бывает. Участие в проектах должно быть комплементарно основному бизнесу спонсора. В этом основная задача.

Бюджет доходов промоутера имеет два источника: продажа билетов и спонсорские деньги.

Поэтому лучше начинать в команде профессионалов, или на первом этапе работать с белорусскими артистами. При этом и затратная часть меньше, и опять же - поддержка государства.

Концертно-гастрольная деятельность в Беларуси - рискованный, но уже серьезный бизнес, выгодный для игроков рынка и инвесторов.

Однако, белорусский шоу-бизнес находится на начальном этапе развития. Белорусские бизнесмены стремятся к получению мгновенной прибыли, мало вкладывая в шоу. Такая позиция, несомненно, тормозит предпринимательскую деятельность в сфере культуры.

Другим важным фактором, сдерживающим развитие предпринимательства, являются особенности производства культурных благ и услуг, проявляющиеся в длительных циклах подготовительного и производственного периодов и периода реализации продукции, что требует вложения больших финансовых затрат на значительный срок, связанный, например, с подготовкой исполнителей в шоу-бизнесе, текстов оригинальных литературных материалов (идей, сценариев), музыкальных произведений и т.д., а также растягивается на долгое время и возврат средств.


Заключение

 

Существование особых условий производства и потребления результатов деятельности организаций и учреждений культуры приводят к ограничению, модификации и специфике развития предпринимательства в этом секторе экономики.

К ним относятся ограничения рыночного характера, обусловленные: высокой социальной значимостью культурных благ и обеспечением стандартов культурного обслуживания населения; недостаточно устойчивым потребительским спросом населения на продукцию и услуги организаций и учреждений культуры; технологическими особенностями производства культурных благ и услуг, проявляющимися в длительном цикле производства и реализации продукции; вложением значительных финансовых затрат на значительный период, возврат которых растягивается на долгое время.

При рассмотрении сущности предпринимательства следует исходить из того, что оно является категорией рыночной экономики, возникает для реализации цели этой системы отношений. Мотив получения прибыли свободным производителем, на свой риск организующим хозяйственную деятельность, является основным и фундаментальным для понимания сущности предпринимательства.

Деятельность в культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности и форм собственности, а также частными лицами. Спектр таких организаций довольно широк и в силу социальной значимости самих услуг, они могут оказываться одновременно на разных по величие территориях, разным категориям граждан и слоям населения.

Производимые в культурной сфере блага - это, в первую очередь, интеллектуальные продукты и услуги.

Существование особых условий производства и потребления результатов деятельности организаций и учреждений культуры приводит к ограничению, модификации и специфике развития предпринимательства в этом секторе экономики. К ним относятся: ограничения рыночного характера, которые обусловлены высокой социальной значимостью ряда культурных благ и услуг и необходимостью государства обеспечить стандарты культурного обслуживания населения; недостаточно устойчивый, неравномерный, а порой низкий потребительский спрос населения на культурные блага и услуги.

Предпринимательская деятельность на современном этапе развития рыночных отношений является одним из основных источников финансирования сферы культуры. Рыночные отношения, влияющие на изменение психологии общества и внедряющие новые типы социальных и нравственных ценностей, привели к весьма успешным с коммерческой точки зрения явлениям, таких как шоу-бизнес, бизнес в сфере изобразительного искусства и антиквариата, антрепризные театры и т.д., удовлетворяющих спрос определенных слоев современного белорусского общества.

Большинство практиков и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство в сфере культуры имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих культурных потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом.

В этой связи предпринимательство более правильно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги культурной сферы, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства. Акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя, на его потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль.

Становление и развитие рыночной экономики в нашей стране объективно требует от предпринимателей осуществления своей деятельности в соответствии с рыночными принципами функционирования, умения быстро реагировать на изменения внешней среды, базироваться на рыночной философии хозяйствования и прогрессивных направлениях организации предпринимательской деятельности.

Беларуси на данном этапе нужен предприниматель нового типа - общественный деятель, организатор в сфере производства, финансов, торговли и культуры, умеющий гармонично сочетать частные интересы с публичными, ставящий выше " наживы" справедливое материальное вознаграждение и общественное признание.


Список используемой литературы

 

1. Культурная спадчына, менедж мент, маркетынг. Іх роля ў развіцці музея: матэрыялы навукова-практычнай канферэнцы (Мінск, 1 снежня 2009 г.) / Нацыянальная бібліятэка Беларусі. - Мінск, 2010. - С.15-24.

2. Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности в сфере искусства и культуры. Учебн. пособие. Под. ред.Н.И. Аксютика, Е.А. Макаровой. Мн., 2008.147 с.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь