Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Влияние среды и «нравов» на формирование характеров героев драмы
Пьеса «Бесприданница» опубликована была через 19 лет после «Грозы» - в 1879 году. Многое изменилось за это время в России. Но исчезло ли «темное царство»? Изменилась ли среда и нравы провинциального приволжского городка? Драматург в «Бесприданнице» снова приводит зрителя на живописные берега Волги. Природа все та же: по-прежнему расстилаются перед нами просторы великой русской реки, с высокой горы открываются бесконечные дали - луга, деревеньки, леса... Но автор видит и новые черты в жизни города. Тишину провинции нарушают пронзительные гудки пароходов, грохот извозчичьих пролеток, топот рысаков по булыжной мостовой. Купцы в «Бесприданнице» мало напоминают тех, с которыми драматург знакомил нас в «Своих людях...» и «Грозе». В них нет и следа патриархальной грубости, домостроевской заскорузлости. Владельцы торговых фирм и пароходных компаний, а не лавок и лабазов, они носят вместо купеческих поддевок европейские костюмы, живут уже не баснями странницы Феклуши, а последними новостями парижских газет. Изменение среды повлекло, как мы увидим далее, некоторые изменения во внешности горожан: реже встречаются длиннобородые старозаветные купцы. «Теперь чистая публика гуляет, - говорит Гаврило, - вон Мокий Парменыч Кнуров проминает себя». Но нравы остались прежними. Кнуров - лицо новое, двадцать лет назад его еще не было на берегах Волги. Этот человек - порождение новой социально-экономической среды. Его характеристика дается Островским посредством речи слуг. «Отчего это он все молчит? » - спрашивает слуга. Чудак ты... Как же ты хочешь, чтоб он разговаривал, коли у него миллионы! - отвечает хозяин кофейной. - С кем ему разговаривать? Есть человека два-три в городе, с ними он разговаривает, а больше не с кем; ну, он и молчит. Он и живет здесь не подолгу от этого от самого; да и не жил бы, кабы не дела. А разговаривать он ездит в Москву, в Петербург да за границу, там ему просторнее». Кнуров внешне ничем не напоминает патриархальных купцов типа Вольтова или Дикого. В списке действующих лиц о нем сказано: «Из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием». Он приобщился к культуре. Речь его изысканна, благопристойна. Островский вводит характерную деталь: Кнуров появляется на сцене с французской газетой. И собирается ехать не куда-нибудь, а на промышленную выставку в Париж. В Бряхимове Кнуров может беседовать как с равными разве что с Вожеватовым и Паратовым. Василий Данилыч Вожеватов тоже принадлежит к «чистой публике». Это «очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европеец». К этому же кругу принадлежит и Сергей Сергеич Паратов - «блестящий барин из судохозяев». У него хищная хватка промышленника сочетается со смелостью, своеобразной удалью и широтой натуры. Но все эти крупные дельцы с европейским лоском и российским размахом в нравственном отношении ничуть не выше Дикого и Кабановой. Культ денег, стремление все на свете выгодно продать или купить - вот основа жизненной философии «чистой публики» города Бряхимова и сотен таких же торгово-промышленных городов России. Эти люди связаны собственными купеческими принципами, которые сами же и называют «кандалами», «оковами», «цепями». Принципы эти далеки от норм морали и нравственности, они не позволяют прорваться наружу обычной человечности, доброте, сочувствию. Таким образом, именно купеческая среда породила таких характерных для нее героев пьесы, как Вожеватов, Паратов и Кнуров. Трагедия прекрасного, талантливого человека - Ларисы Дмитриевны, которую мать готова выгодно сбыть с рук любому состоятельному «покупателю», для бряхимовских денежных дельцов лишь развлечение, удобный случай удовлетворить свое любопытство, потешить тщеславие, дать разыграться грязным страстям. Но и сама главная героиня является порождением среды и царящих в ней нравов. именно социальные причины способствовали трагический развязке истории Ларисы Огудаловой. Но сам Островский исследует прежде всего трагедию личности, а не девушки без приданного. То есть у драматурга определяющими становятся причины не социального, а духовного порядка. Ведущую роль в трагедии Ларисы играет «большой барин» Сергей Сергеич Паратов. Именно из-за его предательства она потеряла веру в людей и желание жить. Для этого сильного, ловкого хищника на свете нет ничего святого. «Что такое «жаль», этого я не знаю, - говорит Паратов. - У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Как видим, среда купцов-торгашей предопределила и его поведение, его характер. Паратов не задумываясь торгует всем: продает не только пароход, но и любовь, и себя самого... О продаже своей свободы он говорит на языке истинного купца: Паратов....Хочу продать свою волюшку. Огудалова. Понимаю: выгодно жениться хотите. А во сколько вы цените свою волюшку? Паратов. В полмиллиона-с. Огудалова. Порядочно. Паратов. Дешевле, тетенька, нельзя-с, расчету нет, себе дороже, сами знаете. Как ловкий делец и коммерсант, Паратов обходителен с людьми. Он знает, как с кем надо разговаривать. В его речах, обращенных к Ларисе, слышатся отголоски цыганских песен, жестоких романсов, чувствительных мелодрам (такова его духовная пища). Если Огудаловой он цинично говорит о своей женитьбе как о торговой сделке, то Ларисе он о том же скажет в более возвышенных выражениях: «Вот золотые цепи, которыми я скован на всю жизнь». Так рисует Островский разные типы «чистой публики». При всем их разнообразии сущность тут одна: это торгаши, лишенные каких бы то ни было человеческих чувств. В городе Бряхимове, кажется, сама атмосфера пропитана духом торгашества. Каждый торгует чем может. За неимением каких-либо иных ценностей вдова Огудалова торгует дочерьми. Двух уже продала, очередь за младшей - Ларисой. «У них в доме на базар похоже», - говорит Вожеватов. И действительно, как на базаре в доме Огудаловых: кто имеет деньги, тот и гость. Как на базаре, здесь шумно, весело, развлечься может и тот, кто ничего не покупает, а пришел только так - потолкаться среди народа, посмеяться над окружающими, людей посмотреть и себя показать. Харита Игнатьевна, «бойкая женщина, одетая изящно, но смело и не по летам», - устроительница и душа этого базара. Счастье дочери ее мало интересует, даже о чести ее она не думает. Главное - продать свой товар повыгоднее. Огудалова....Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески. Мелкое самолюбие, стремление ни в чем не отстать от богатых сочетается с отсутствием человеческого достоинства, с готовностью во имя денег идти на всяческие унижения. Огудалова пытается выманить деньги на подарок Ларисе даже у Паратова, так оскорбительно поступившего с ее дочерью. И Хариту Игнатьевну нисколько не смущают его слова: «Тетенька, тетенька! ведь уж человек с трех взяли? Я тактику-то вашу помню». Об этой тактике рассказывает и Вожеватов: «Как кому понравилась дочка, так и раскошеливайся». Однако внешние приличия соблюдаются: Огудалова хочет, чтобы все выглядело благопристойно. «Не таких правил люди, - говорит Вожеватов, -...хоть за Карандышева, да замуж». Кто же такой Карандышев? Не «продешевила» ли Огудалова, отдавая за него дочь? Это мелкий чиновник, живущий на свое скромное жалованье, не обладающий никакими достоинствами, ни внешними, ни внутренними, и в то же время одержимый непомерным честолюбием. Он такое же порождение среды и нравов, как и все остальные герои пьесы. Он труслив и самонадеян. За глаза всячески осуждает богатство купцов. В лицо же, пригласив Вожватова и Кнурова на обед, Карандышев говорит иное: «Я желаю, чтоб Ларису Дмитриевну окружали только избранные люди». Во имя знакомства с «избранными» он терпит оскорбления и насмешки. Двойственное чувство испытывает Карандышев к этим людям: ненависть сочетается в нем с завистью, со стремлением втереться в их круг, стать с ними на равную ногу. Кульминация конфликта Карандышева с «чистой публикой» дана в сцене обеда. Островский показывает, каких усилий стоило мелкому чиновнику устроить званый обед, какими великолепными ему казались и блюда и вина. С какой гордостью он говорит: «Да-с, Лариса Дмитриевна знает, что не все золото, что блестит. Она умеет отличать золото от мишуры. Много блестящих молодых людей окружало ее; но она мишурным блеском не прельстилась... Да, господа, я не только смею, я имею право гордиться и горжусь! Она меня поняла, оценила и предпочла всем». Он ведет себя, как обычный купец, радующийся тому, что удалось обойти соперников и самому завладеть желанным «товаром». Ради этого тоста и затевался дорогой, не по средствам обед. Островский рисует мнимое торжество Карандышева - и страшное крушение. Юлию Капитонычу кажется, что вот, наконец, сбылись его мечты: он окружен «избранным обществом», он здесь свой человек, он обращается к самому Паратову на «ты»... И вдруг все рушится. Мы не можем не почувствовать трагизма его положения. Карандышев. Я смешной человек... Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон - ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной - я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить В своем монологе Карандышев поднимается до обличия тех, кому прежде всего он так усиленно подражал. Страшный, неожиданный удар словно пробудил его, он почувствовал себя человеком, способным на сильные чувства, пусть это чувства ненависти и злобы. Среди торгашеских сделок, всяческих махинаций, разудалых песен и пошлых ухаживаний задыхается, невыносимо страдает и тщетно ищет выхода из тупика живая душа. Лариса - единственный человек, который со всей полнотой осознает невыносимость среды, в которой ей приходится жить, низость нравов. Первая же реплика Ларисы раскрывает ее чувства: «Я сейчас все за Волгу смотрела: как там хорошо, на той стороне! Поедемте поскорей в деревню! » Страстное желание порвать с тем, что ее окружает с детства, становится лейтмотивом всей ее роли. «Нет, уехать надо, вырваться отсюда... я хочу гулять по лесам, собирать ягоды, грибы...»; «Мне так хочется бежать отсюда, бежать куда угодно». Резко отличается Лариса от окружающих - своим богатым душевным миром, честностью и прямотой, способностью глубоко и сильно любить, чувством подлинного человеческого достоинства. Она талантлива, любит музыку, прекрасно поет. Единственная из всех героев пьесы чувствует она красоту природы. Она чиста, мечтает о тихой семейной жизни, она и мысли не допускает о покровительстве Кнурова, которое так прельщает ее маменьку. Эти качества Ларисы окружающие воспринимают как чудачество. «Да ведь она простовата», - говорит Вожеватов. Он весело рассказывает о трагической любви Ларисы к Паратову: «А уж как она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная! (Смеется.) Бросилась за ним догонять, уж мать со второй станции воротила». Напрасно ищет Лариса любви и сочувствия у окружающих. Матушка, голубушка, солнышко мое, Пожалейте, родимая, дитятко свое. Лариса поет матери трогательную песню, но слышит от нее лишь пошлые наставления: «Без хитростей на свете не проживешь». «Вася, я погибаю! - обращается она к Вожеватову. -...Ну, хоть поплачь со мной вместе! ». На что получает холодный ответ: «Не могу, ничего не могу». Доверчивая Лариса верит в добро, и люди ей кажутся лучше, чем они есть на самом деле. Паратов представляется Ларисе замечательным, сильным человеком. «Да разве можно быть в нем неуверенной? » - наивно восклицает она. До последней минуты она доверяет Паратову, и тем страшнее постигшее ее разочарование. Сколько горечи, отчаяния в ее последнем монологе: «Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать». Перед глубоко чувствующим человеком, низведенным до положения вещи в обществе, где царят описанные в пьесе нравы, открывается один выход - смерть, смерть физическая или нравственная. Островский показывает возможность и той и другой. Если бы не пуля Карандышева, Ларису постигла бы нравственная смерть. «Я не нашла любви, так буду искать золота». Снова, как и в «Грозе», смерть оказывается для героини легче и желаннее жизни. Но у Катерины хватило сил покончить с собой, а Лариса не может заставить себя броситься с волжского обрыва. Итак, изменившая среда породила новых героев со «старыми» нравами. Ярким тому примером является «европеизация» Вожеватова, выраженная в том, что вместо традиционного купеческого чая из самовара он с утра пьет в кофейне шампанское, разлитое в чайники, «чтобы люди чего дурного не сказали». С этими новыми купцами, которых прежде дворяне презирали как жалких «алтынников», не находит зазорным водить дружбу «блестящий барин» Паратов. Рознь сословий понемногу стирается, отношения всецело начинает определять кошелек. Уже не власть авторитета и устоявшихся традицзий, как в «Грозе», не страх «старших» решают дело в этой среде. Откровенный цинизм, холодная расчетливость - вот что определяет психологию героев «Бесприданницы». В пьесе даже любовь предопределяется извращенными общественными нравами. О Ларисе говорят, ею восхищаются, на ее внимание претендуют, решают за нее ее будущее, а сама она все время как бы в стороне: ее желания, ее чувства никого не интересуют. Лариса должна признать правоту оскорбительных слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, - человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь». Да и сам жених Ларисы - Карандышев - думает, скорее всего, так же. Таким образом, мы видим, что все действие пьесы соответствует тем устоям, той среде, которая была характерна для времен творчества А.Н. Островского.
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы