Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Полезных книг по визуальному мышлению



Если хотите больше узнать, как работает визуальное мышление, рекомендуем начать с этих книг.

Дэвид Маккэндлесс «Инфографика»

Подробное и красиво иллюстрированное руководство. Примеры инфографики, которые представлены в книге, можно рассматривать часами.

Дэн Роэм «Визуальное мышление»

Советы, которые помогут «продать» свои идеи при помощи простых визуальных образов. Дает уверенность в собственных силах и много инсайтов.

Майк Роуди «Визуальные заметки»

Пошаговая инструкция и запоминающиеся примеры по созданию скетчей. Много идей, которые можно применить в работе над собственной инфографикой.

Колин Уор «Визуальное мышление: для дизайна»

Базовые знания с практическими советами для всех, кто хочет понять основные принципы дизайна и создавать визуальный контент для работы и жизни.

Дж. Стил, Н. Ильинский «Красивая визуализация: взгляд на данные глазами экспертов»

В книге представлены десятки методик от экспертов в области инфографики — дизайнеров, аналитиков, художников.

(иллюстрации, инфографика – здесь: https: //www.canva.com/ru_ru/obuchenie/infografika/)

14. Суть и смысл работы редактора. Цели и задачи редакторской деятельности

Задачи деятельности редактора обусловлены функционированием книги в обществе, удовлетворением читательских потребностей общества в целом и каждой читательской группы в отдельности. Социальная роль книги определила то, что в редакторской практике сочетаются разные виды деятельности. Поскольку редактор работает с произведением и изданием, его деятельность интеллектуальная и материально-практическая. Любая профессиональная деятельность имеет конкретные цели - конечные и промежуточные. В зависимости от целей труд редактора может быть познавательным, преобразовательным, ценностно-ориентационным и коммуникативным. В редакторской практике в целом трудно выделить преобладающий вид деятельности.

Познавательная деятельность редактора заключается в изучении разнообразных литературных источников для повышения общеобразовательного и профессионального уровня, расширения знаний о предмете, отраженном в произведении. Редактор постоянно вынужден расширять границы своих знаний, иначе его труд невозможен, ведь каждое литературное произведение - новое, неповторимое, уникальное как результат творческого труда, и оно требует глубокого изучения. Под рукой редактора всегда справочная литература, книги, связанные с авторской работой. Редактор изучает ситуацию в книгораспространении, потребности и возможности читателей, знакомится с исследованиями в своей области и в смежных профессиональных областях.

Преобразовательная деятельность связана с усовершенствованием литературных произведений и выпускаемых изданий, редакционно-издательского процесса, методики работы авторов, собственных приемов и методов труда, книгораспространения. В широком плане она предполагает формирование общественного мнения по актуальным вопросам, повышение общеобразовательного, общекультурного и профессионального уровня читателя.

Ценностно-ориентационная деятельность имеет место при планировании выпуска изданий, выборе тем, авторов, рецензентов, художников, при работе над произведением, оценке и отборе материалов для публикации, при контактах с читателями, работниками издательства, в процессе книгораспространения, в поиске и выборе литературных источников, необходимых для работы.

Коммуникативная деятельность определяется прежде всего коммуникативными функциями книги, организационными процессами, контактами с авторами, рецензентами, читателями, работниками библиотек и книжной торговли.

Содержание и характер выполняемых редактором работ чрезвычайно разнообразны. Функциональные обязанности редактора формировались в соответствии с направлениями профессиональной деятельности: редакционно-издательской, организационно-управленческой, информационной и маркетинговой.

Редакционно-издательские функции редактора связаны с подготовкой издания и реализуются в творческой деятельности аналитического и методического характера. Это разработка концепции издания, литературно-аналитическая работа над произведением и аппаратом, творческие контакты с авторами, сотрудниками издательства и типографии. Элементы творческой работы определяются спецификой редакционно-издательского процесса в конкретных условиях и реальной производственной ситуацией. Реальная производственная ситуация зависит прежде всего от исходного качества авторского оригинала и степени готовности произведения к публикации в момент поступления в издательство. Если произведение не требует существенной редакторской обработки, то этапы его совершенствования исключаются.

Творческая сущность редакционно-издательских функций редактора обусловлена творческой природой литературного труда, результатом которого является литературное произведение, и сущностными функциями книги как источника и средства интеллектуальной деятельности.

Организационно-управленческая функция связана с обеспечением творческих и производственных процессов при работе над произведением и изданием, а также всех видов контактов, существующих в книгоиздании. Цели и задачи организационно-управленческих функций редактора зависят от того, с каким этапом редакционно-издательского процесса они связаны и какие виды деятельности имеют место в данный момент - интеллектуальные или производственные. В числе организационно-управленческих задач - обеспечение внешнего рецензирования, помощи автору, планирование и распределение работ в издательской группе, контроль и проверка выполнения работ, корректировка производственных ситуаций, руководство издательским процессом, консультация, внедрение и использование новых технических средств и др.

Информационная функция обусловлена информационными аспектами всех видов деятельности редактора. Прежде всего они связаны с информационными функциями книги - литературного произведения и аппарата. Все остальные информационные задачи касаются как собственных исполнительских действий редактора (творческих и производственных), так и всех действий в книжной сфере. Это библиографическая работа, подготовка элементов аппарата, ведение автоматизированного банка данных, необходимых для эффективного книгоиздания, пропаганда и реклама книги и др.

Маркетинговые функции редактора реализуются на всех стадиях работы над изданием. По существу они определены решением экономических проблем и проблем представления и сбыта книги. Редактор, разрабатывая, например, концепцию издания, опирается на исследования читательской аудитории и книжного рынка в целом, а впоследствии с концепцией издания связываются иллюстрирование, элементы оформления, полиграфического исполнения.

Все функции редактора существуют в комплексной взаимосвязи и взаимообусловленности. Так, например, творческая работа над авторским оригиналом невозможна без определенной организационной и информационной работы. Редактор не может заниматься совершенствованием произведения, если не обеспечены контакты с автором, рецензентами, не получена информация, касающаяся массива и потока изданий, не найдены необходимые для редактирования литературные источники.

Формирование функциональных направлений деятельности редактора проходило в соответствии с изменениями в книгоиздании, роли редактора в редакционно-издательском процессе и в системе книгораспространения, и в первую очередь в книжной торговле. Доля организационно-управленческих, информационных и маркетинговых задач редактора все более возрастала по сравнению с преобладающей ранее правкой авторского оригинала, т. е. литературной работой.

15. Редактор в организационной структуре медиапредприятия. Должностные обязанности редактора.

Редактор — один из ведущих сотрудников редакции, ведь именно он определяет цели, задачи и политику издания. Эта профессия имеет множество «подвидов»: главный, выпускающий, ответственный, контент-редактор, и чтобы четко прописать права, обязанности и требования к каждому из видов, можно воспользоваться данной универсальной должностной инструкцией.

 

 

Должностная инструкция редактора

 

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор

Фамилия И.О. ________________

«________»_____________ ____ г.

 

1. Общие положения

 

1.1. Редактор относится к категории специалистов.

1.2. Назначение на должность редактора и освобождение от нее производится приказом директора организации по представлению главного редактора.

1.3. Редактор подчиняется непосредственно главному редактору.

1.4. На время отсутствия редактора его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

1.5. На должность редактора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

1.6. Редактор должен знать:

— законодательные и нормативные правовые акты;

— методы редактирования научно-методической литературы, информационных и нормативных материалов, редакционной обработки цифр, формул, символов, иллюстраций, составления справочного аппарата издания;

— порядок подготовки материалов к сдаче в производство;

— грамматику и стилистику русского языка;

— авторское право;

— порядок заключения издательских договоров с авторами, трудовых договоров (контрактов) с рецензентами;

— основы технологии полиграфического производства.

1.7. Редактор руководствуется в своей деятельности:

— законодательными актами РФ;

— правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами;

— приказами и распоряжениями руководства;

— настоящей должностной инструкцией.

 

2. Функциональные обязанности редактора

 

Редактор выполняет следующие должностные обязанности:

 

2.1. Осуществляет редактирование выпускаемой редакционно-издательским отделом научной и методической литературы, информационных и нормативных материалов с целью обеспечения высокого научного и литературного уровня изданий.

2.2. Участвует в подготовке издательских договоров с авторами изданий и трудовых соглашений с внешними рецензентами.

2.3. Рассматривает рукописи и рецензии на них.

2.4. Подготавливает заключения о возможности издания рукописи в представленном виде или после доработки с учетом предлагаемых исправлений, дополнений, сокращений.

2.5. В случаях отклонения издания рукописей подготавливает обоснованные письменные отказы в установленные договорами сроки.

2.6. Редактирует принятые к изданию рукописи, оказывая при этом авторам необходимую помощь (по улучшению структуры рукописей, выбору терминов, оформлению иллюстраций и т. п.), согласовывает с ними рекомендованные изменения.

2.7. В процессе редактирования проверяет выполнение авторами замечаний рецензентов и требований, предъявляемых к рукописям при их доработке, комплектность представленного материала, соответствие названий разделов рукописи их содержанию.

2.8. Проверяет по первоисточникам правильность написания приводимых цитат и цифровых данных, употребления и написания имен, научно-технических терминов, единиц измерения, оформление справочного аппарата издания, соответствие приводимых символов обозначениям, установленным стандартами или принятым в научной и нормативной литературе.

2.9. Осуществляет необходимое литературное редактирование рукописей.

2.10. Составляет редакторский паспорт рукописи, дает указания и пояснения техническому редактору, корректору, наборщику.

2.11. Подготавливает сноски, дубликаты, рабочее оглавление.

2.12. Совместно с авторами и техническим редактором рассматривает иллюстративные материалы, определяет их место в издании.

2.13. Участвует в решении вопросов, связанных с художественным и техническим оформлением редактируемых изданий.

2.14. Подписывает рукописи в производство и проверяет сигнальные экземпляры перед выпуском в свет.

2.15. Составляет список обнаруженных опечаток.

 

3. Права редактора

 

Редактор имеет право:

 

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства редакционно-издательского отдела, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

3.3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю обо всех недостатках, выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.

3.4. Привлекать всех (отдельных) специалистов редакционно-издательского отдела к решению задач, возложенных на него.

3.5. Требовать от руководства редакционно-издательского отдела оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

 

4. Ответственность редактора

 

Редактор несет ответственность за:

 

4.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. Причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. Правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

16. Аналитические качества редактора. Регрессия и антиципация как основополагающие принципы чтения.

Регрессии — это возвратные движения глаз к уже прочитанной части текста (слову, фразе, предложению). Чем чаще мы возвращаемся — тем ниже скорость чтения.

Возвраты могут быть произвольные и непроизвольные.

 

Произвольные возвратные движения — реципации. Это целенаправленные и обоснованные возвраты – для более глубокого осмысления уже прочитанного текста.

Непроизвольные или механические возвратные движения глаз могут вызываться различными причинами.

1. Неуверенность.

Читающие с регрессиями – сознательно или подсознательно не доверяют своему пониманию прочитанного.

«Вернись назад, ведь ничего не понял», — такие мысли возникают у читателя.

В случае если регрессии, вызваны ошибками восприятия или ограниченным словарным запасом – это нормально.

Но у некоторых читателей возникает чувство дискомфорта до тех пор, пока не будут перечитаны некоторые отрывки. Подсознательно читатель начинает все меньше и меньше доверять своей памяти, формируется подсознательный алгоритм: понимание и запоминание только после нескольких прочтений.

Это приобретает уже невротический характер и формирует устойчивую привычку, с которой необходимо бороться.

2. Отсутствие внимания.

Читаешь, думаешь о чем-то другом. Когда внимание вернулось, то видишь, что смысл прочитанного (глазами, но не умом) потерян, — приходится возвращаться в исходную точку текста, где внимание было потеряно.

На эту тему моя книга «Куда уходит внимание? ».

3. Слабый словарный запас (Тезаурус).

При чтении часто возникают новые термины, непонятные слова. Если скорость чтения достаточно высокая, то «спотыкаешься» на этих словах, чувствуешь, что что-то упустил – приходится возвращаться.

Как видим все очень просто: убираем неуверенность, повышаем внимание и расширяем словарный запас. В результате избавляемся от ненужных регрессий. Примерно так рекомендуют стандартные методики школ скорочтения. Но, не все так просто. Можно перепутать причину и следствие. Возвраты – это следствие трудностей в чтении, а не причина.

Трудности же в чтении, обусловлены в первую очередь — слабыми навыками нашего мышления.

Какими?

Логичность, аналитичность, активность, образность, системность и тд.

Во вторую очередь – это слабый словарный запас. Далее – внимание, отсутствие целей чтения и тд.

Поэтому можно конечно «заставить» глаза не возвращаться, используя различные упражнения. Но лучше работать не с глазами, а с развитием мышления и навыков чтения.

Развитие мышления – это сложный процесс. Поэтому использование упражнений на устранение регрессий тоже может принести пользу.

Хотя бы такую: раньше мы на это не обращали внимание. Возвраты осуществлялись автоматически на подсознательной привычке. Сейчас мы можем этим процессом управлять. Это уже повысит скорость чтение раза в два.

Итак, правило № 1 – читаем только вперед, без регрессий.

Определяем для себя такую установку. Никаких возвратных движений.

Помочь в этом могут различные способы.

1. Чтение с помощью указки (палец, карандаш).

Этот метод используют в школе динамического чтения Э. Вуд, этот способ предлагает и Т. Бьюзен в книге «Учебник быстрого чтения» и еще многие другие.

Указка позволяет сконцентрировать внимание на тексте, а скорость движения указки позволит увеличить и скорость чтения.

Правда здесь речь не идет о понимании содержания прочитанного, но это следующий этап.

2. Использование специального шаблона, который закрывает уже прочитанное.

Хотя исследования показывают, что если привычка возвратов устойчивая, то даже шаблон не исключает возврат глаз, которые по привычке движутся назад в надежде второго прочтения. Так что это уже подсознательная привычка, и здесь необходимо вырабатывать противоположную привычку – глаза только вперед.

Но не стоит максимизировать до крайности, иногда логические возвраты необходимы – чтобы уточнить мысль, но не ради самой привычки, обусловленной неуверенностью в понимании с первого прочтения.

Понимание прочитанного со временем придет, поэтому усилия будут не бесполезны.

3. Чтение вслух.

Это тоже вариант устранения регрессий. Поэтому если скорость чтения вслух компенсирует время, затраченное на возвраты, почему бы не использовать иногда и этот вариант.

4. Ограничение времени.

Можно прочесть страницу за 3 минуты, но можно ставить цель – за 2, 1 минуту. Это также способствует тому, что возвраты сократятся, ведь цейтнот требует каких-то изменений в действиях (автор: Медведев Николай).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь