Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ (354-430)



СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Сократ

2.Платон

3.Аристотель

4.Августин Блаженный

5.Фома Аквинский

6.Аль-Кинди

7.Абу Наср Аль-Фараби

8.Ибн-Сина

9.Ходжа Ахмет Яссави

10.Юсуф Баласагуни

11.Махмуд Кашгари

12.Николай Кузанский

13.Леонардо да Винчи

14.Томазо Кампанелла

15.Фрэнсис Бэкон

16.Рене Декарт

17.Бенедикт Спиноза

18.Джордж Беркли

19.Джон Локк

20.Томас Гоббс

21.Вольтер

22.Жан Жак Руссо

23.Иммануил Кант

24.Иоганн Готлиб Фихте

25.Фридрих Шеллинг

26.Фридрих Гегель

27.Людвиг Фейербах

28.Эдмунд Гуссерль

29.Кьеркегор

30.Шопенгауэр

31.Зигмунд Фрэйд

32.Фридрих Ницше

33.Бухар-Жырау

34.Шокан Уалиханов

35.Ибрай Алтынсарин

36.Абай Кунанбаев

37.Шакарим Кудайбердиев

38.Владимир Соловьев

39.Федор Достоевский

40.Николай Бердяев

41.Бертран Рассел

42.Людвиг Витгенштейн

43.Юнг

44.Хайдеггер

45.Сартр

46.Камю

47.Шпенглер

48.Ясперс

49.Хосе Ортега-и-Гассет

50.Мишель Фуко


СОКРАТ (469 - 399 до н.э.)

 

Сократ - афинский философ. Родителями Сократа были скульптор Софроникс и Фенарета. Уже в пожилом возрасте Сократ вступил в брак с Ксантиппой, которая родила ему троих детей. Бедность Сократа, его неприхотливость и необычная внешность вошли в поговорку.

Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Сократ применял так называемое повивальное искусство, именуемое майевтикой – искусство определять понятие при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные.

Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов.

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению, считает Сократ.

Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современной ему афинской демократии.

Если Сократ направлял всю свою мудрость и свое «служение Богу» на обличение мнимой человеческой мудрости, так это в силу идеала универсального разума и божественной мудрости, который он таким образом проповедовал.

В конце жизни Сократа привлекли к суду за трактовку божества, отличающуюся от принятой согласно существовавшей в Афинах традиции, а также якобы за «развращение юношества». Он был приговорен к смерти. Сократ принял смерть, выпив яд.

Сократ, по Гегелю, представляет собой не только в высшей степени важную фигуру в истории филофии и, может быть, самую интересную в древней философии, а также всемирно известную. Ибо главный повторный пункт духа, обращение его к самому себе, воплотился в форме философской мысли.

 

ПЛАТОН (427-347 до н.э.)

Платон - греческий философ и педагог. Родился в Афинах, там же и умер в возрасте 80 лет.

Идея – центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они обладают регулятивной энергийностью и управляют Вселенной. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины.

Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминают о мире идей». Здесь Платон имел в виду воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения.

В своем учении о познании Платон недооценивал роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия обманывают человека. Платон подошел к познанию с позиций диалектики. Особенно подробно Платон разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя и т.д. Для философии природы Платона характерна ее связь с математикой.

Свои взгляды на происхождение общества и государства Платон обосновывает тем, что отдельный человек не способен удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде и т.д. В рассмотрении проблемы общества и государства он опирался на излюбленную им теорию идеи и идеала. «Идеальное государство» является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством. Однако государством этим могут управлять только аристократы.

Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы, как природа высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни общества. Идеал объективной абсолютной правды противопоставляется чувственным влечениям человека: доброе противопоставляется приятному. Вера в конечную гармонию добродетели и счастья остается, но идеал абсолютной правды, абсолютного добра приводит Платона к признанию иного, сверхчувственного мира.

По Платону чувственный мир несовершенен – он полон беспорядка. Человек должен возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу.

Основные произведения: «Георгий», «Теэтет», «Федон», «Законы» и другие.

 

АРИСТОТЕЛЬ (384 - 322 до н.э.)

Древнегреческий философ и педагог. Родился в Стагире, а умер в Халкиде. Почти 20 лет Аристотель проучился в академии Платона, а покинув ее стал воспитателем Александра Македонского. Отец Аристотеля был врачом в Стагире. Рано оставшись без родителей, юноша обучался в Аттарне в Проксинах. Пока Аристотель учился в академии, он изучил всю философию Платона.

Аристотель – ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности.

Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве.

Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основа была «сущность», или «субстанция», а остальные считались ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал основными только три категории: сущность, состояние, отношение.

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытия. Основание опыта – в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики.

Анализируя категории и оперируя ими в анализе философских проблем, Аристотель рассматривал и операции ума, его логику, в том числе и логику высказываний. Он сформулировал логические законы: закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего.

Он выделял такие формы государственного правления, как монархия, аристократия и полития. Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии дает олигархию, от политии дает демократию. В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство.

Основные произведения: «О душе», «Афинская полития», «Метафизика», «Топика», «Аналитика», «Никомахова этика», «Евдемова этика» и другие.

 

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 – 1274)

Фома Аквинский родился в семье графа Ландольфа, крупного итальянского феодала. Родители резко протестовали против его стремления учиться желание монашества. Аквинат сбежал из родительского дома, но погоня настигла его. Он учился в Парижском и Кельнском университетах.

Исходным принципом в учении Аквината является божественное откровение: человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение.

В трактовках Аквината индивидуальность человека – это личностное единство души и тела, именно душа обладает животворящей силой человеческого организма. Душа нематериальна и самосуща, она – субстанция, обретающая свою полную лишь в единстве с телом. Но телесность имеет сущностную значимость: именно через нее душа только и может образовывать то, что есть человек. Душа всегда носит уникально – личностный характер. В своих этических воззрениях Аквинат опирался на принцип свободы воли человека, на учение о сущем как благе и о Боге как абсолютном благе и о зле как лишенности блага; оно допускается Богом ради того, чтобы во Вселенной осуществлялись все ступени совершенства.

Важнейшей идеей в этике Аквината является концепция, согласно которой блаженство составляет конечную цель человеческих устремлений. Оно заключается в самой превосходной человеческой деятельности – в деятельности теоретического разума познании истины ради самой истины и, значит, прежде всего в познании абсолютной истины, т.е. Бога. Основу добродетельного поведения людей составляет коренящийся в их сердце естественный закон, требующий осуществление блага, избежание зла. По Аквинату, без божественной благодати вечной блаженство недостижимо.

Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Но воспринимается не все бытие объекта, а лишь то в нем, что уподобляется объекту. При вхождении в душу познающего познаваемое теряет свою материальность и может войти в нее лишь в качестве «вида».

Исходя во многом из учения Аристотеля, Аквинат рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего.

В своих этических воззрениях Аквинат опирался на принцип свободы воли человека, на учение о сущем как благе и о Боге как абсолютном благе и о зле как лишенности блага. По Аквинату, зло являет собой лишь менее совершенное благо. Блаженство составляет конечную цель человеческих устремлений.

Начиная с 14 в. и поныне учение Ф. Аквинского признается католической церковью как ведущее направление философского мировоззрения. В 1323 г. Аквинский был причислен к лику святых.

Основные произведения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников», «О правлении государей» и другие.

 

АЛЬ- КИНДИ (800 – 870)

Арабский философ, первый представитель восточного аристотелизма, был прозван «философом арабов», или «философом бедуинов», поскольку происходил из племени Кинда, в то время как почти все арабские философы были родом из Персии или Турции. Жил в Куфе, Басре и Багдаде, где служил при дворе Аббасидов в качестве переводчика греков, астролога и наставника принцев. Также является автором изложения ряда произведений античных философов и комментариев к «Категориям», «Второй аналитике» Аристотеля, «Элементам» Евклида и «Альмагесту» Птолемея.

Был тесно связан с мутазилитами. Во время халифа аль – Мутаваккиля с рационалистами подвергался гонениям. Ввел в научный оборот произведения античных философов, редактировал переводы на арабский язык с греческого через сирийский.

Как почти все первые арабские философы, Кинди был также ученым и создавал трактаты по физике и астрологии. Известно около 270 его произведений, но сохранились лишь немногие, главным образом благодаря латинским переводам, сделанным в Средние века. Большое число трактатов на языке оригинала, арабском, было обнаружено в Стамбуле. В своих сочинениях Кинди опирался на греческих философов, однако не занимался прямыми заимствованиями у Аристотеля, как Фараби, его интересовали прежде всего неоплатонические и неопифагорейские интерпретации аристотелизма. Оригинальным вкладом Кинди в философию является концепция четырех видов разума, которую он выдвинул в противовес концепции Александра Афродийского, комментатора Аристотеля. Кинди пытался также доказать фундаментальное согласие между откровением и спекулятивным разумом.

Аль – Кинди оказал большое воздействие на развитие арабской и средневековой европейской философии; труды Аль – Кинди переводили Герберт (папа Сильвестр II), по ним учился Бэкон.

Основные произведения: «Трактат о количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии», «Книга о пяти сущностях» и другие.

 

ИБН СИНА (980 – 1037)

Ученый, философ, врач, представитель восточного аристотелизма. Жил в Средней Азии и Иране, занимал должности врача и визиря при различных правителях. Ибн Сине приписывается свыше 400 сочинений на арабском языке и около 20 на языке фарси по всем известным тогда разделам научного и философского знания. Главный энциклопедический труд «Книга исцеления» состоит из 4-х разделов, посвященных проблемам логики, физики, математических наук и метафизики. К этому труду примыкает написанная на фарси «Книга знания», «Книга указаний и наставлений», «Книга знания», написанная в последние годы жизни, итоговое изложение его философских идей, отмеченное, в частности, воздействием идей суфизма.

Философия Ибн Саны продолжает традиции восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии и логики, отчасти – онтологические концепции неоплатонизма. Ибн Сина отрицает сотворенность мира во времени, объясняя его как вневременную эманацию бога – «первой причины», «необходимо – сущего само по себе», из которого в иерархическом порядке истекают умы и души, согласно аристотелевской космологической схеме. Один бог, по Ибн Сине, обладает абсолютным существованием, все же остальное само по себе только возможно, а действительно лишь благодаря богу. Однако природа, истекшая от бога через иерархию эманаций, в дальнейшем развивается по принципу самодвижения, будучи вместе с тем замкнутой во времени и пространстве. В социальном учении Ибн Сины примечательна мысль о дозволительности вооруженного восстания против несправедливого правления.

Мусульманские богословы обвиняли Ибн Сину в ереси и атеизме, тогда как Ибн Рушд критиковал его с позиций более последовательного натурализма. Философские и естественно – научные трактаты Ибн Сины пользовались большой популярностью на Востоке и на Западе в течении ряда столетий, в т. ч. его «Канон врачебной науки» – медицинская энциклопедия в 5 частях, итог опыта греческих, римских, индийских и средне – азиатских врачей. Основные произведения: «Книга знаний», «Книга указаний и наставлений» и другие.

 

ЮСУФ БАЛАСАГУНИ (1017-1075)

Юсуф Баласагуни родился в городе Баласугун. По различным источникам, город Баласугун был торгово-ремесленным центром государства Караханидов. Социально-экономической основой каганата было смешанное хозяйство, как оседлое, так и кочевое. В целом Юсуф был выходцем из определенной культурной зоны, охватывающей Отрар, Шаш (Ташкент), Тараз, Чуйскую долину, Прииссыккулье, Фергану, Кашгари. В культурно- языковом отношении Юсуф Баласугуни — общий предок тюркоязычных народов.

Образование получил в Фарабе (Отраре), Кашгаре и Бухаре. В совершенстве владел арабским и персидским языками. Свою знаменитую философско-дидактическую поэму " Кутадгу билик" (" Благодатное знание" ) Юсуф Баласугуни посвятил Табгач-Богра-Кара-Хакан-Али Хасану из династии Караханидов, за что поэту было пожаловано звание хасс-хаджиба, т.е. министра двора. Текст данной поэмы в полном объеме был введен в научный оборот В.В.Радловым в 1891-1900 гг. В 1896 г. " Кутадгу билик" был переведен на узбекский язык К.Керимовым. Вольный перевод книги под названием " Наука быть счастливым" сделан Н.Гребневым в 1971 г. На русском языке под названием " Благодатное знание" полный текст книги представил вниманию читателей С.Н.Иванов в 1983 г. На казахский язык " Кутадгу билик" переведен А.Егеубаевым в 1986 г.

Поэма Баласагуни " Кутадгу билик" является энциклопедическим произведением на тюркском языке. То, что при написании работы автор руководствовался политическими мотивами, видно невооруженным глазом. Он стремился научить династию караханидов управлять страной с высокоразвитыми оседлыми районами, такими, как Мавераннахр, Восточный Туркестан. Конечно, данное произведение — не только политический трактат, оно включает в себя сумму знаний по различным областям науки, культуры средневековой эпохи. Рассматриваются проблемы смысла жизни, предназначения человека, его места и роли в мире. При всем этом мировоззрение Баласугуни имеет троякие корни: философские, шаманские и исламские.

Выражение философии с помощью поэзии было средневековой, восточной традицией. Вторым пластом, определяющим мировоззрение Юсуфа, являются разнородные доисламские верования. Явно выделяются языческие шаманистские представления. Определенное место занимает и исламская идеология. Книга содержит детали быта кочевников и охотничьего обихода, где встречаются изречения, пословицы и фразеологические обороты.

Основное произведение: «Кутадгу билик».

 

МАХМУД КАШГАРИ (1029-1101)

 

Махмуд Кашгари - полное имя - Махмуд ибн аль-Хусейн ибн Мухаммад. Он считается одним из выдающихся среднеазиатских филологов XI в. Махмуд Кашгари - представитель высших кругов караханидской знати. Отец — Хусейн ибн Мухаммад, внук завоевателя Маве-раннахра Богра-хана, был эмиром Барса-хана (южный берег оз. Иссык-Куль), затем переселился в Кашгар. Там получил образование, продолжив его в Бухаре и Нишапу-ре. В процессе обучения проявил интерес к языкам, фольклору, этнографии, географии, расселению, менталитету тюркских народов. Накопленный опыт и наблюдения он обобщил в своем славном труде " Диуани лугат ат-турк" (" Словарь тюркских наречий" ). Этот труд автора является энциклопедией тюркских народов раннего средневековья. В нем заключены ценные, в некоторых случаях и единичные, сведения о многочисленных тюркских племенах XI в. Словарь содержит этнонимы, топонимы, термины родства, различных должностных лиц, названия блюд и напитков, домашних и диких животных, птиц, месяцев и дней недели, народный календарь, названия лекарственных средств, астрономические, военные, медицинские, религиозные и другие термины. Запечатлены этические нормы и ценности, нормы поведения, мировосприятие тюркских народов того времени. Есть важные сведения о историко-культурных связях между различными племенами, упоминания о некоторых исторических событиях, имевших место на территории Казахстана и Средней Азии. Например, о походе Ескендира (Александра Македонского). Большой интерес для исследователей представляет сохранившаяся в сочинении самая старая тюркская карта мира. Книга содержит более 400 пословиц, поговорок и устных наречений. Примерно она была составлена Махмудом Кашгари в 1072-1074 гг. и посвящена халифу Аль-Муктади.

По Махмуду, человек должен стремиться " к добродетели, приобретая ее, не быть гордым". Все зло Кашгари видит в мещанстве. " Вещи (и) имущество человека — его врага... Собрав богатство, думай, что низвергся поток воды — словно валун, катит оно своего обладателя вниз... Все мужи испортились из-за вещей. Увидев имущество, они кидаются (на него), словно гриф на добычу... Они держат свое имущество, заперев (его), сами не пользуются, плача от скупости, они собирают (копят) золото. Из-за имущества, не памятуя о боге, сыновей, родственников они на самом деле все душат". " Диуани лугат ат-турк" Махмуда Кашгари является единственным памятником тюркской диалектологии раннего средневековья.

Основное произведение: «Диуани легат ат–тюрк».

 


РЕНЕ ДЕКАРТ (1596–1650)

Французский философ, математик и естествоиспытатель, более других ответственный за идеи и методы, отделяющие эпоху Нового времени от Cредневековья. Декарт родился 31 марта 1596 в Лаэ в провинции Турень в семье мелкопоместного дворянина Иоахима Декарта, советника парламента Бретани. О детстве и юности Декарта известно немногое, в основном из его сочинений, в частности из «Рассуждения о методе», переписки и биографии, написанной Адрианом Байе, правильность данных которой подвергалась, с одной стороны, критике, с другой – защищалась позднейшими историками.

Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Основные идеи философа намечены в первой опубликованной работе – «Рассуждение о методе" и в трактатах «Диоптрика», «Метеоры и Геометрия». В ней Декарт предложил метод, который, как он утверждал, позволяет решить любую проблему, подающуюся решению с помощью человеческого разума и имеющихся в наличии фактов. К сожалению, приведенная им формулировка метода весьма лаконична. Притязание подкрепляется примерами результатов, полученных с помощью метода, и хотя Декарт делает несколько ошибок, следует заметить, что эти результаты были получены во многих областях и за весьма малый отрезок времени. Декарт переходит к доказательству бытия Бога, не предлагая здесь каких-то особенно оригинальных идей. Вполне традиционно онтологическое доказательство: из самой идеи вещи совершенной следует, что эта вещь действительно существует, поскольку совершенное существо должно обладать, среди бесконечного числа других совершенств, совершенством существования. Согласно другой форме онтологического аргумента (который правильнее было бы назвать космологическим доказательством), Я, существо конечное, не могло бы обладать идеей совершенства, которая (поскольку великое не может иметь малого в качестве своей причины) не могла быть произведена нашим опытом, в котором мы встречаемся только с несовершенными сущностями, и не могла быть изобретена нами, несовершенными существами, но была вложена в нас непосредственно Богом, по-видимому, таким же образом, каким ремесленник ставит свою метку на произведенных им изделиях. Еще одно доказательство – космологический аргумент, согласно которому Бог должен быть причиной нашего бытия.

Основные произведения: “Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках”, “Диоптрика”, “Метеоры”, “Геометрия” и другие.

 

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (1632-1677)

Великий голландский философ, один из крупнейших рационалистов 17 в. родился в Амстердаме. Родители Спинозы были еврейскими эмигрантами, переселившимися из Португалии, и он был воспитан в духе ортодоксального иудаизма. Однако в 1656, после конфликта с городскими властями, Спиноза был подвергнут «великому отлучению» еврейской общиной за еретические взгляды (в основном касавшиеся христианства – община опасалась ухудшения отношений с властями), а в 1660 г. был вынужден покинуть Амстердам и перебрался на несколько лет в деревушку Рейнсбург близ Лейдена, где продолжал поддерживать связи с кружком коллегиантов – религиозного братства, позднее объединившиеся с меннонитами. Из Рейнсбурга он переселился в Ворбург – селение вблизи Гааги, а с 1670 до своей смерти 21 февраля 1677 жил в самой Гааге.

В 1673 ему было предложено место профессора на кафедре философии в Гейдельбергском университете, однако Спиноза отказался от предложения, сославшись на враждебное отношение к нему со стороны официальной церкви. Единственной книгой, изданной при жизни Спинозы и под его именем, был труд «Начала философии Рене Декарта, части I и II, доказанные геометрическим способом.

Главной сферой интересов Спинозы является философская анропология, исследование человека в его отношении к обществу и всему мирозданию. Оригинальность его идей заключалась в попытке распространить «коперниканскую революцию» на сферы метафизики, психологии, этики и политики. Иначе говоря, Спиноза рассматривал природу в целом и человеческую природу в частности объективно и беспристрастно - так, как если бы это были геометрические проблемы, и пытался по возможности исключить по – человечески понятное стремление принимать желаемое за действительное, например, предполагать существование целей или конечных причин в природе. «Геометрический способ, которым изложена «Этика, - не что иное, как попытка избежать обвинений в пристрастии к определенным взглядам.

Основные произведения: «Богословского – политический трактат», «Этика», «Посмертные произведения», «Трактат об усовершенствовании разума» и другие.

 

БЕРКЛИ, ДЖОРДЖ (1685–1753)

 

Англо-ирландский философ. Родился близ Томастауна (графство Килкенни, Ирландия) 12 марта 1685. Учился в колледже в Килкенни, затем в Тринити-колледже в Дублине, где впоследствии преподавал. В 1713 перебрался в Лондон и благодаря первым философским трудам – «Опыт новой теории зрения», «Трактат о принципах человеческого знания»и «Три разговорамежду Гиласом и Филонусом», а также остроумию и обаянию получил признание в лондонском свете.

Убежденный в способности человека к познанию, Беркли, подобно Локку, подчеркивал значение чувственного опыта как источника знания. Однако, в противовес Локку и материализму, он доказывал, что все качества – не только вторичные (например, цвет), но и первичные (например, протяжение), которые Локк причислял к независимой от сознания материальной субстанции, – суть лишь продукт чувственности; он также доказывал, что идея материи как «реальности», существующей помимо и сверх первичных и вторичных качеств, не может быть выведена из опыта. Главная ошибка всякой философии, согласно Беркли, заключается в неверной абстракции. Например, ложной идеей является «материальная субстанция» Локка. Существовать (т.е. быть реальным), заключал он, – значит быть воспринятым или воспринимать. Чувственные объекты, или, как называл их Беркли, «идеи», не могут производиться инертной бесчувственной материей, они суть следствие бестелесной деятельной субстанции духа; идеи не могут существовать и в «не воспринимающей субстанции». Отсюда: материя вне опыта непредставима и противоречива. Однако «материю как термин можно оставить для обозначения частного случая организации идей. Природа есть упорядоченная последовательность таких идей, порожденных Мировым Духом, а законы природы суть «установленные правила или методы, по которым этот Дух порождает в нас идеи ощущения».

В действительности существуют только «духи», которые бывают двух родов: это конечные умы и Мировой Ум (Бог). О духах мы не имеем никакой идеи, ибо идеи пассивны и бездеятельны, и в них не может быть схвачено то, что действует. Дух познаваем не непосредственно в чувственном опыте, но только через свои проявления. О духе мы имеем только «понятие», но такое понятие, в отличие от понятия материи, не является противоречивым.

Основные произведения: «Опыт новой теории зрения», «Трактат о принципах человеческого знания», «Три разговора между Гиласом и Филонусом», «Диалог», «Сейрис» и другие.

 

ДЖОН ЛОКК (1632 – 1704)

 

Английский философ – просветитель и политический мыслитель. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно – политическую доктрину либерализма. Родился в пуританской семье мелкого земледельца. Окончил Вестминстерскую школу и колледж в Оксфорде, где затем преподавал, занимался экспериментальной химией, метеорологией и медициной. В 1668 году избран в Лондонское королевское общество. Став в 1667 году домашним врачом, а затем секретарем лорда Эшли – видного общественного деятеля времен Реставрации, Локк приобщается к активной политической жизни.

В центре философии Локка лежит теория познания, развитая в традиции английского эмпиризма и материализма Ф. Бэкона и противостоящая картезианству, кембриджским платоникам и университетской схоластической философии. На взгляды Локка оказали также влияние идеи Гассенди, Бойля, Сиденхема, и Ньютона. Главное сочинение – «Опыт о человеческом разуме», над которым Локк работал около 20 лет. Согласно Локку не существует врожденных идей и принципов – ни теоретических, ни практических, включая идею бога, а все человеческое знание проистекает из опыта – внешнего и внутреннего. В основе знания лежат простые идеи, например возбуждаемые в уме различными качествами тел – первичными, с которыми эти идеи сходны (протяженность, движение, фигура, плотность), или вторичными с которыми идеи не сходны ( цвет, звук, запах). Посредством соединения, сопоставления абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Локк различает идеи ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Локк определяет как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначенных ими вещей. Познание Локк делит на интуитивное, демонстративное и сенситивное.

Идеи Локка сыграли огромную роль в истории философской и общественно – политической мысли европейского Просвещения. Они оказали большое влияние в Великобритании на Толанда, Пристли, Беркли и Юма, во Франции – на Вольтера, Кондильяка и в особенности на материалистов 18 века – Ламетри, Гельвеция и Дидро.

Основные произведения: «Два трактата о государственном правлении», «Разумность христианства», «О пользовании разумом», «Исследование мнения отца Мальбранша о видении всех вещей в боге» и другие.


ТОМАС ГОББС (1588-1679)

Английский философ, получил образование в Оксфорде, где занимался классическими языками; перевел Фукидида на английский язык и Гомера на латинский. Был секретарем Ф. Бэкона и одно время учителем будущего короля Карла II. За свои сочинения часто подвергался гонениям и в зависимости от политических обстоятельств жил то в Англии, то на материке. Его общефилософские взгляды базируются чисто на механистическом принципе, сложившемся под влиянием Евклида и Галилея, согласно которому реальны только тела, а их атрибуты – величина, движение и свойства – субъективны. Все рассуждения людей в конце концов уподобляются только счету: математика – это счет величин, другие науки – это счет слов. Гоббс отрицал свободу воли, придерживаясь жесткого фатализма и отождествляя волю с природной силой. Учение о теле, учение о человеке, учение о гражданине – вот предмет философии Гоббса.

Геометрия у Гоббса превращается в стержневой научный метод изучения природы. Гоббс считал себя Евклидом в области общественной науки.

Гоббс в своем социально – философском учении выступает с критикой различных политических догм, созданных мыслителями прошлого. Если в геометрии имеет место ряд вытекающих друг из друга доказательств, в которых одна истина следует из предшествующих с логической необходимостью, то в общественной науки это невозможно: попытки политиков реализовать подобный метод в области общественной жизни сталкиваются с частными интересами, которые не позволяли им прийти к окончательной и достоверной истине. По Гоббсу построить политическую теорию, способную возвыситься над интересами группы частных лиц, можно, лишь перенеся методы геометрии в область политики. Гоббс полагал, что эти методы потому не используются при изучении общества, что их применение может затронуть частные интересы людей.

Гоббс считает возможным проводить аналогию между государством и машиной, «искусственным телом», которое создано человеком для сохранения своей жизни. Государство призвано защищать граждан от внешних врагов и поддерживать внутренний порядок.

Основные произведения: «Левиафан».

 

ВОЛЬТЕР (1694-1778)

Вольтер( настоящее имя и фамилия Француа Мари Аруэ ). Родился 21 ноября 1694г в Париже. Французский философ, писатель и публицист, один из представителей Просвещения 18 века. В философских, художественных, публицистических произведениях подверг всесторонней и талантливой критике феодальные отношения, деспотическую форму правления, феодально-клерикальное мировоззрение. Однако его позиция не всегда отличалась достаточным радикализмом и последовательностью. Так, выступал за утверждение буржуазных отношений и антифеодальной идеологии. Ему были чужды не только коммунистические идеалы Мелье, эгалитаризм Руссо, но и сколько-нибудь радикально выраженные идеи народоправства. Острая критика клерикализма не завершалась у Вольтера открытым материализмом и атеизмом. Опираясь на философию Локка и естественнонаучные взгляды Ньютона, Вольтер в «Философских письмах», «Трактате о метафизике», «Философском словаре» и других сочинениях близко подошел к идее о вечности и несотворенности материи, ее объективном существовании и вечном движении, склонялся к признанию детерминированности естественных общественных явлений, исключал религиозное объяснение конкретных явлений природы. По Вольтеру сознание является атрибутом материи и зависит от строения тела. Вместе с тем конечную причину движения, мышления других явлений он считал божественной. В «Кандиде» и других философско-художественных произведений Вольтер осмеивал христианский пессимизм, а также бездеятельный оптимизм, выражал свободолюбивые мысли, ратовал за деятельного человека, отстаивающего свое право на счастье. Передовые философские идеи Вольтера сыграли большую роль в формировании нового поколения французских просветителей, представленного Метри, Дидро, Гельвецием, Гольбахом и другие, у них он в свою очередь

перенял ряд важных материалистических положений. Он принимал участие в создании французской «Энциклопедии» 18века, редакторами которой были Дидро и Д` Аламбер.

Вольтер проявлял большой интерес к истории культуре России, высоко оценивал прогрессивные реформы Петра I. «Русское вольтерианство» развило и взяло на вооружение многих идей Вольтер, заостренные против деспотизма, крепостничества и засилия церкви.

Основные произведения: «Философский словарь», «Кандида», «Трактат о метафизике», «Философские письма» и другие.

 

ЖАН ЖАК РУССО (1712-1778)

 

Французский мыслитель и писатель, один из представителей французского Просвещения 18 века, идеолог дореволюционной мелкой буржуазии. В начале 40-х годов установил контакты с Дидро и его единомышленниками, принимал участие в создании энциклопедии. В 50-х – начале 60-х годов Руссо опубликовал произведения, направленные против социально-политического и имущественного неравенства. С позиции деизма Руссо подверг острой критике господствующее религиозное мировоззрение, но не поднялся до материализма и атеизма, считая реальный мир вторичным, порожденным богом. Не отрицая объективное существование материи вне и независимо от человеческого сознания, Р. Исключал возможность познания их сущности. Абсолютизируя роль чувств, познания, он принижал теоретическое мышление, его роль в установлении истины.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь