Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


АБУ НАСЫР АЛЬ-ФАРАБИ (870-950)



 

Аль-Фараби родился в 870 г. в городе Фараб, что находится на берегу реки Сырдарьи при впадении в нее реки Арыс. Полное имя Аль-Фараби — Абу-Насыр Мухаммед Ибн Мухаммед ибн Узлаг ибн Тархан Ал-Фараби Узлаг. Место его рождения — древний казахский город Отрар — арабы называли Барба Фараб, т.е его имя переводится как Абу Насыр — выходец из Фараба. Сейчас данный город находится на территории Шаульдерского района Шымкентской области.

Естественно-научное образование получил в Багдаде, Халебе (Алеппо). Астрономия, логика, теория музыки, математика, этика, медицина, психология и право - вот перечень его интересов. Автор около 160 трактатов, охватывающих самые различные отрасли знаний. Фараби побывал практически во всех городах, связанных с исламом и арабским халифатом. Последние годы своей жизни он провел в Алеппо и Дамаске, пользуясь покровительством Сайф ад-Давля Хамдани, но предпочитал жить вдали от дворцовой суеты. Фараби скончался в Дамаске в возрасте 80 лет и похоронен за Малыми воротами.

Отдавая приоритет политической этике и философии, поскольку благодаря им возможно достижение подлинного счастья, Фараби противопоставляет добродетельный город невежественным городам. По Фараби, счастье - это абсолютное благо. Но, осознать, что такое счастье, сделать его целью, и неуклонно идти к нему невозможно без совершенствования разумной теоретической части души. На это способны только мудрецы. Хотя большинство людей представляют счастье в воображаемых образах.

Центральное место в этической концепции Фараби занимает категория добра. Мыслитель в «Социально-этических трактатах» считал, что добро, являясь атрибутом сущности, заключено в самой материи, а зло, в отличие от добра, связано с небытием. В " Большом трактате о музыке" исследует вопросы " науки музыки" (от характеристики структуры музыкального звука и вплоть до связи музыки с поэзией). Мыслитель в своих музыковедческих трудах всесторонне обосновал положение о положительных свойствах музыки и ее воспитательной роли. Фараби анализирует различные степени таланта человека, проявляющиеся в процессе создания музыки различных жанров. Он полагал, что прекрасное присуще самой действительности, оно - отражение реально существующих явлений бытия, социальной жизни.

Основные произведения: «Социально – политические трактаты», «О достижении счастья», «Большая книга музыки» и другие.

ИБН СИНА (980 – 1037)

Ученый, философ, врач, представитель восточного аристотелизма. Жил в Средней Азии и Иране, занимал должности врача и визиря при различных правителях. Ибн Сине приписывается свыше 400 сочинений на арабском языке и около 20 на языке фарси по всем известным тогда разделам научного и философского знания. Главный энциклопедический труд «Книга исцеления» состоит из 4-х разделов, посвященных проблемам логики, физики, математических наук и метафизики. К этому труду примыкает написанная на фарси «Книга знания», «Книга указаний и наставлений», «Книга знания», написанная в последние годы жизни, итоговое изложение его философских идей, отмеченное, в частности, воздействием идей суфизма.

Философия Ибн Саны продолжает традиции восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии и логики, отчасти – онтологические концепции неоплатонизма. Ибн Сина отрицает сотворенность мира во времени, объясняя его как вневременную эманацию бога – «первой причины», «необходимо – сущего само по себе», из которого в иерархическом порядке истекают умы и души, согласно аристотелевской космологической схеме. Один бог, по Ибн Сине, обладает абсолютным существованием, все же остальное само по себе только возможно, а действительно лишь благодаря богу. Однако природа, истекшая от бога через иерархию эманаций, в дальнейшем развивается по принципу самодвижения, будучи вместе с тем замкнутой во времени и пространстве. В социальном учении Ибн Сины примечательна мысль о дозволительности вооруженного восстания против несправедливого правления.

Мусульманские богословы обвиняли Ибн Сину в ереси и атеизме, тогда как Ибн Рушд критиковал его с позиций более последовательного натурализма. Философские и естественно – научные трактаты Ибн Сины пользовались большой популярностью на Востоке и на Западе в течении ряда столетий, в т. ч. его «Канон врачебной науки» – медицинская энциклопедия в 5 частях, итог опыта греческих, римских, индийских и средне – азиатских врачей. Основные произведения: «Книга знаний», «Книга указаний и наставлений» и другие.

 

ХОДЖА АХМЕТ ЯССАУИ (1093 - 1166)

Ходжа Ахмет Хазрети Султан Яссауи — признанный глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, популярный среди местных кочевников поэт-мистик и религиозный проповедник. Ахмет Яссави родился в городе Яссы (Туркестан).

Становление Ахмета Яссави как личности происходило в г. Яссы, куда он прибыл в 17 лет, после кончины своего учителя. Именно с этого возраста юноша начинает писать стихи на арабском, чагатайском, персидском, тюркском языках. Интересовался поэзией, литературой Востока. Позже он побывал в Бухаре, где проходил ученичество у Хамадани. Приобретя сан знатока суфизма, Ахмет возвращается в г. Яссы и продолжает традицию, заложенную Арыстанбабы. Здесь он основал суфийский орден " Яссауи". Его последователем стал сын Арыстанбабы Мансдо. К нему шло большое количество поклонников и паломников. Существуют различные данные о продолжительности жизни Яссави. По одним данным, он прожил 73 года, по другим — до 85 лет.

" Диуани хикмет" (" Книга мудрости" ) написана на старотюркском языке с кыпчакским диалектом. Язык произведения очень простой и был понятным для всех слоев населения. Как такового, оригинала " Диуани хикмета" не существует, до нас дошли копии, сделанные в XV-XVI вв. Копий очень много, в основном они хранятся в Стамбуле, Коканде, Ташкенте, Москве, Алматы. Тюркоязычные люди без труда смогут прочитать " Хикметы" Ахмета.

Данное произведение является духовным достоянием всех тюркских народов. Большое внимание автор уделяет толкованию четырех позиций: шариата, тарихата, хакихата, магрифа-та. Само определение человека невозможно без духовного напряжения, без искренней самоотдачи вплоть до готовности пожертвовать жизнью. Ахмет призывает к аскетизму, отречению от внешнего мира и терпению, поскольку это обеспечит блаженство в загробном мире. Он призывает людей к справедливости, честности, доброте. Благодаря ему, тюркский язык был введен в литературный обиход.

Благодаря Яссауи, суфизм, как философская система, стал играть решающую роль в духовном познании и мировоззрении тюркских народов. Если до Яссауи тюркские народы молились Тенгри, после него - стали верить в Аллаха. С помощью суфизма тюркские народы познали восточную философию, философию мировой религии. В XIV в. по указанию эмира Тимура Ахмету Яссауи; был возведен архитектурный памятник.

Основные произведения: «Дуани хикмет».

 

ЮСУФ БАЛАСАГУНИ (1017-1075)

Юсуф Баласагуни родился в городе Баласугун. По различным источникам, город Баласугун был торгово-ремесленным центром государства Караханидов. Социально-экономической основой каганата было смешанное хозяйство, как оседлое, так и кочевое. В целом Юсуф был выходцем из определенной культурной зоны, охватывающей Отрар, Шаш (Ташкент), Тараз, Чуйскую долину, Прииссыккулье, Фергану, Кашгари. В культурно- языковом отношении Юсуф Баласугуни — общий предок тюркоязычных народов.

Образование получил в Фарабе (Отраре), Кашгаре и Бухаре. В совершенстве владел арабским и персидским языками. Свою знаменитую философско-дидактическую поэму " Кутадгу билик" (" Благодатное знание" ) Юсуф Баласугуни посвятил Табгач-Богра-Кара-Хакан-Али Хасану из династии Караханидов, за что поэту было пожаловано звание хасс-хаджиба, т.е. министра двора. Текст данной поэмы в полном объеме был введен в научный оборот В.В.Радловым в 1891-1900 гг. В 1896 г. " Кутадгу билик" был переведен на узбекский язык К.Керимовым. Вольный перевод книги под названием " Наука быть счастливым" сделан Н.Гребневым в 1971 г. На русском языке под названием " Благодатное знание" полный текст книги представил вниманию читателей С.Н.Иванов в 1983 г. На казахский язык " Кутадгу билик" переведен А.Егеубаевым в 1986 г.

Поэма Баласагуни " Кутадгу билик" является энциклопедическим произведением на тюркском языке. То, что при написании работы автор руководствовался политическими мотивами, видно невооруженным глазом. Он стремился научить династию караханидов управлять страной с высокоразвитыми оседлыми районами, такими, как Мавераннахр, Восточный Туркестан. Конечно, данное произведение — не только политический трактат, оно включает в себя сумму знаний по различным областям науки, культуры средневековой эпохи. Рассматриваются проблемы смысла жизни, предназначения человека, его места и роли в мире. При всем этом мировоззрение Баласугуни имеет троякие корни: философские, шаманские и исламские.

Выражение философии с помощью поэзии было средневековой, восточной традицией. Вторым пластом, определяющим мировоззрение Юсуфа, являются разнородные доисламские верования. Явно выделяются языческие шаманистские представления. Определенное место занимает и исламская идеология. Книга содержит детали быта кочевников и охотничьего обихода, где встречаются изречения, пословицы и фразеологические обороты.

Основное произведение: «Кутадгу билик».

 

МАХМУД КАШГАРИ (1029-1101)

 

Махмуд Кашгари - полное имя - Махмуд ибн аль-Хусейн ибн Мухаммад. Он считается одним из выдающихся среднеазиатских филологов XI в. Махмуд Кашгари - представитель высших кругов караханидской знати. Отец — Хусейн ибн Мухаммад, внук завоевателя Маве-раннахра Богра-хана, был эмиром Барса-хана (южный берег оз. Иссык-Куль), затем переселился в Кашгар. Там получил образование, продолжив его в Бухаре и Нишапу-ре. В процессе обучения проявил интерес к языкам, фольклору, этнографии, географии, расселению, менталитету тюркских народов. Накопленный опыт и наблюдения он обобщил в своем славном труде " Диуани лугат ат-турк" (" Словарь тюркских наречий" ). Этот труд автора является энциклопедией тюркских народов раннего средневековья. В нем заключены ценные, в некоторых случаях и единичные, сведения о многочисленных тюркских племенах XI в. Словарь содержит этнонимы, топонимы, термины родства, различных должностных лиц, названия блюд и напитков, домашних и диких животных, птиц, месяцев и дней недели, народный календарь, названия лекарственных средств, астрономические, военные, медицинские, религиозные и другие термины. Запечатлены этические нормы и ценности, нормы поведения, мировосприятие тюркских народов того времени. Есть важные сведения о историко-культурных связях между различными племенами, упоминания о некоторых исторических событиях, имевших место на территории Казахстана и Средней Азии. Например, о походе Ескендира (Александра Македонского). Большой интерес для исследователей представляет сохранившаяся в сочинении самая старая тюркская карта мира. Книга содержит более 400 пословиц, поговорок и устных наречений. Примерно она была составлена Махмудом Кашгари в 1072-1074 гг. и посвящена халифу Аль-Муктади.

По Махмуду, человек должен стремиться " к добродетели, приобретая ее, не быть гордым". Все зло Кашгари видит в мещанстве. " Вещи (и) имущество человека — его врага... Собрав богатство, думай, что низвергся поток воды — словно валун, катит оно своего обладателя вниз... Все мужи испортились из-за вещей. Увидев имущество, они кидаются (на него), словно гриф на добычу... Они держат свое имущество, заперев (его), сами не пользуются, плача от скупости, они собирают (копят) золото. Из-за имущества, не памятуя о боге, сыновей, родственников они на самом деле все душат". " Диуани лугат ат-турк" Махмуда Кашгари является единственным памятником тюркской диалектологии раннего средневековья.

Основное произведение: «Диуани легат ат–тюрк».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь