Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Определение понятия «социализация»
Появление термина «социальная педагогика» связывают с именем известного немецкого философа А. Дистервега. Этим словосочетанием последний обозначал «деятельность по профилактике правонарушений среди обездоленных и беспризорных детей» [4]. Позднее определение Дистервега легло в основу концепции П. Наторпа, в которой уровень просвещенности и культурности человека напрямую зависел от интенсивности «воспитательной силы общества» [4]. После этого связка педагогической деятельности и общественного влияния уже не разрывалась. Проследив за содержанием нескольких научных определений термина «социальная педагогика», можно в этом убедиться. В.В. Семенов говорит об этом напрямую, называя социальную педагогику «наукой о воспитательном влиянии среды». В этом утверждении его поддерживают другие известные педагоги, психологи и философы: С.Т. Шацкий, В.В. Зеньковский, А.С. Макаренко. Шире определение социальной педагогике дает А.В. Никитин. По его мнению это «теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации человека, результатом которого является приобретение индивидом ориентаций, убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий» [13]. В этом определении присутствует такой новый термин как «социализация». По сути - это определяющий процесс, который характеризует взаимосвязь индивида и окружающей его среды. А как уже было отмечено выше это и есть два основных субъекта социальной педагогики. Социализация подходит под более общее понятие «развитие». А.К. Лукина определяет развитие как «сложный динамический процесс формирования качественных новообразований в структуре личности ребенка, происходящий в результате взаимодействия четырех факторов: его естественного психофизиологического развития; воспитания и обучения как системы целенаправленных воздействий; его собственной социальной деятельности и многообразных влияний окружающей его социальной среды» [6]. Социализация же, по Мудрику, - это «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [8]. Таким образом, - продолжает Мудрик, - «можно считать, что развитие - общий процесс становления человека, а социализация - развитие, обусловленное конкретными социальными условиями» [8]. Принято выделять четыре вида социализации [8]: стихийная социализация, которая возникает «в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, обычно разнонаправленных обстоятельств жизни»; относительно направляемая социализация - возникает «в процессе и в результате влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий граждан»; относительно социально контролируемая социализация - возникает «в процессе планомерного создания обществом и государством условий для воспитания человека»; самоизменение человека - «это процесс и результат более или менее осознанных, целенаправленных и успешных усилий человека, направленных на то, чтобы стать иным». Анализируя эту типологию, можно придти к выводу, что активную роль в процессе социализации будет занимать либо сам человек, как это описано в последнем варианте, либо общество и государство, как это описано в первых трех вариантах. В любом случае образуется субъект - объектная связь. Исходя из такого подхода, разделяют два механизма становления человека частью общества - механизм приспособления и механизм обособления. Первый предполагает «согласование требований и ожиданий среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением», а второй реализует «потребность человека иметь собственные взгляды» на окружающую его социальную действительность [8]. В процессе социализации лежит «конфликт между мерой приспособления человека к обществу и степенью обособления его в обществе». И сущность социализации состоит в «сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества» [8]. Это сочетание особенно учитывается в проектировании среды для образования и воспитания ребенка как для основных путей передачи социальных норм. Образование и воспитание относятся к относительно контролируемому типу социализации. Исходя из различных определений этих понятий, можно придти к выводу, что оба этих процесса характеризуются передачей, в первом случае знаний, умений, во втором случае - норм поведения. И они оба зависят от общепризнанной в обществе нормы образованности или воспитанности. Социализация более затрагивает процесс воспитания, но также оказывает влияние и на обучение ребенка, уровень его образованности. Для достижения общепринятого уровня социализированности в воспитании используют определенный набор средств, которые разделяют по разным основаниям: . Психологические средства социализации [13]: импринтинг - «фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов»; подражание - «произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения»; идентификация - «эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами; рефлексия - «внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества». . Социально-педагогические средства социализации: традиционный - «усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения»; институциональный - усвоение норм происходит в специально выстроенных для человека социальных институтах; стилизованный - выработка норм происходит в рамках определенной субкультуры; межличностный - выработка норм происходит «в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами». Для исследователей важны масштабы влияния социализации. Исходя из этого, выделяют четыре группы факторов социализации [6]: мегафакторы - социализация в масштабах космоса, планеты, мира, Интернета; макрофакторы - социализация в масштабах страны, этноса, общества, государства; мезофакторы - социализация в масштабах региона, города; под воздействием радио, телевидения; микрофакторы - социализация в масштабах семьи, групп сверстников, общественных, религиозных и др. организаций. 1.2 Определение понятия «социальная среда»
Так как «социализация происходит во взаимодействии с социальной средой, в которой живет индивид», необходимо понимать, что заложено в этом понятии. А.К. Лукина дала довольное полное определение понятия социальной среды. «Социальная среда, - пишет она, - понимается нами как многомерное иерархически построенное системное образование, включающее в себя следующие компоненты: физический мир и природно-географические условия; систему существующих отношений между людьми и общественными институтами; культуру, традиции и обычаи; информационное наполнение; «пространство» или «набор» возможных и доступных деятельностей; условия непосредственной жизнедеятельности, временную организацию жизни (хронотоп) и характеристику исторического времени, в котором происходит личностное развитие» [6]. Социальная среда как сложная и многомерная система включает в себя семейную среду, школьную среду, окружающую среду и пр. В каждой по отдельности и в социальной среде в целом протекает социальная жизнь человека. Важность социальной среды подчеркивается ее функционалом. Социальная среда выполняет следующие функции: адаптирующая функция - процесс взаимодействия среды и человека с самого момента его рождения ведет к пониманию, принятию или непринятию последним норм общества, а значит, к адаптации к социальным условиям жизни; контролирующая функция заключается в постоянной корректировке поведения человека относительно принятых в обществе норм; стабилизирующая функция - в процесс жизни у человека появляются собственные «корни» в социальной среде, которые позволяют тому чувствовать собственное место в жизни; аккумулирующая функция заключается в том, что она «накапливает в себе весь социальный и культурный потенциал общественных перемен, обеспечивая человеку возможность выбора из него тех элементов, которые необходимы ему для решения возникающих жизненных проблем»; инновационная функция понимается «как сумма предпосылок, способствующих проявлению инициативы, формированию поискового, интенсивного типа образа жизни, выходу индивидуальной активности за пределы наличной культуры»; коммуникативная функция заключается в создании возможности для общения, реализации потребности во взаимопонимании и пр.; защитная функция заключается в обеспечении безопасности человеческой жизни, его гражданских прав, основных ценностей.
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы