Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии



Из наиболее удаленных во времени интеллектуальных предшественников Дюркгейма следует отметить прежде всего трех его соотечественников: Декарта, Монтескье и Руссо.

Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм - французская национальная традиция, начало которой по­ложил Декарт. «Манифест» дюркгеймовской социологии, книга «Прави­ла социологического метода» (в рус. пер. - «Метод социологии»), удиви­тельным образом перекликается с «Рассуждением о методе» Декарта. Оба труда объединяет одна цель: найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю постичь истину независимо от личных склон­ностей, общепринятых мнений и общественных предрассудков всякого рода. У Декарта мы встречаем само понятие «правила метода», вынесен­ное Дюркгеймом в заглавие его основного методологического труда; имен­но этим «правилам» посвящена вторая часть «Рассуждения о методе».

Другого своего великого соотечественника, Ш. Монтескье, сам Дюрк­гейм считал главным предтечей научной социологии. Именно у Монтес­кье он обнаружил идеи, обосновывающие самое возможность существо­вания социальной науки, прежде всего, идеи детерминизма и внутренней законообразности в развитии социальных явлений, а также сочетание опи­сания и рационального объяснения этих явлений. Ж.-Ж. Руссо с его поня­тиями общей воли и гражданской религии Дюркгейм также рассматривал в качестве предшественника социологии, способствовавшего развитию представления о природе социальной реальности.

Из более поздних предшественников дюркгеймовской социологии следует указать на А. Сен-Симона и, конечно, на его ученика и последо­вателя О. Конта. Сам Дюркгейм подчеркивал, что Сен-Симон первым сформулировал идею социальной науки, однако, он скорее разработал обширную программу этой науки, чем попытался осуществить ее в бо­лее или менее систематической форме [1, 115 и след.]. И хотя, по Дюрк-гейму, в определенном смысле все основные идеи контовской социоло­гии обнаруживаются уже у Сен-Симона, тем не менее, именно Конт приступил к осуществлению программы создания социальной науки.

Несмотря на то что Дюркгейм в своих исследованиях критиковал ряд положений социологии Конта, он признавал за ним титул «отца» социо­логии и подчеркивал преемственную связь своих и контовских идей. От­вергая обозначение своей социологии как «позитивистской» (так же, впро­чем, как и материалистической, и спиритуалистской), Дюркгейм в то же время вдохновлялся тем идеалом позитивной социальной науки, который сформулировал родоначальник философского позитивизма. Вслед за Кон-том он рассматривал естественные науки как образец для построения со­циологии. Дюркгейм воспринял также контовский подход к изучению общества как органического, солидарного целого, состоящего из взаимо­связанных частей.

Но, будучи духовным наследником Конта, Дюркгейм не склонен был принимать его наследие целиком. Он опирался на «объективную» со­циологию Конта и в то же время решительно отвергал его «субъектив­ную» социологию. В противовес своему предшественнику, провозгла­сившему отказ от причинности в научном объяснении и замену вопроса «почему» вопросом «как», он упорно искал глубинные причины соци­альных явлений. В отличие от Конта он стремился сочетать теоретичес­кий анализ с эмпирическим. Наконец, Дюркгейму в целом был чужд однолинейный эволюционизм «крестного отца» социологии, и он отвер­гал контовский закон трех стадий. Оценивая эту сторону учения своего предшественника, он писал: «Человечество одновременно пошло раз­личными путями и, следовательно, доктрина, принципиально утверж­дающая, что оно всегда и всюду преследует одну и ту же цель, базирует­ся на заведомо ошибочном постулате» [там же, 119].

Необходимо отметить влияние Канта и кантианства на Дюркгейма, прежде всего на его концепцию морали и нравственного долга, пронизы­вающую всю теорию основателя Французской социологической школы1.

1 Отсюда каламбур ученика и последователя Дюркгейма С. Бутле: «Дюркгеймизм -это еще и кантизм, пересмотренный и дополненный контизмом» [2, 283].

Особое значение в формировании социологических идей Дюркгейма имели взгляды французского неокантианца, «неокритициста» Ш. Ренувье, в частности, его рационализм (в полном согласии и в сочетании с другими рационалистическими влияниями), обоснование ведущей роли морали в человеческом существовании и необходимости ее научного исследования, стремление объединить принцип свободы и достоинства индивида с представлением о его долге и зависимости по отношению к другим индивидам.

Ренувье отстаивал необходимость развития ассоциаций, независимых от государства, производственных кооперативов, усиление роли госу­дарства в установлении социальной справедливости, введение светско­го воспитания в государственных школах. В целом его идеи оказали значительное влияние на интеллектуальный климат и идеологию Тре­тьей республики.

Не меньшее влияние на французское общество конца XIX — начала XX в. оказали идеи двух апостолов позитивизма, видных философов и историков Э. Ренана и И. Тэна, энергично и красноречиво доказывав­ших роль науки как ведущей социальной силы, на которую должны опи­раться все социальные институты, включая искусство, мораль и рели­гию. Все научное творчество Дюркгейма свидетельствует о том, что он не остался в стороне от этого влияния.

Важную роль в формировании воззрений Дюркгейма сыграли идеи Г. Спенсера и биоорганической школы. Влияние Спенсера было нео­днозначным: одновременно «негативным» и «позитивным» в указанном выше смысле. Многие концепции Дюркгейма разрабатывались в полеми­ке с концепциями английского мыслителя. Однако в исследованиях Дюр­кгейма сказалось и «позитивное» влияние идей Спенсера2. Это отно­сится, в частности, и к структурно-функциональной стороне социологии Дюркгейма (анализу общества как органического целого, в котором каж­дый институт играет определенную функциональную роль), и к эво­люционистской стороне, поскольку вслед за Спенсером французский социолог рассматривал сложные типы обществ как комбинации про­стых. Вообще склонность использовать «элементарные формы» как мо­дель для изучения форм развитых, определившая, в частности, обраще­ние Дюркгейма к этнографическому материалу, в значительной мере стимулировалась работами Спенсера, также строившего свою социоло­гию на большом этнографическом материале.

2 По словам Дюркгейма, «при умелом применении теория Спенсера очень плодотворна» [3, 93].

Идеи К. Маркса не могли пройти мимо внимания французского учено­го. Ведь на рубеже XIX—XX вв. популярность этих идей была столь вели­ка, что все социальные мыслители так или иначе обращались к марксизму, становясь его горячими приверженцами, вступая с ним в диалог или же энергично с ним полемизируя. Дюркгейм был знаком с работами Мар­кса, но отрицал его влияние на свои исследования [4, 250], что, по-види­мому, соответствовало действительности. Он признавал плодотворной идею Маркса о том, что социальную жизнь необходимо объяснять не пред­ставлениями ее участников, а более глубокими причинами; на этой идее, собственно, базируется социология как наука. Однако, согласно Дюрк-гейму, эта идея, составляющая логическое завершение эволюции соци­альной мысли, никак не связана с социалистическим движением и «гру­стным зрелищем конфликта между классами» [там же, 250—251]. В свою очередь социализм не связан неразрывно с классовой борьбой. По Дюрк-гейму, он может быть объектом научного анализа, может основываться на науке, но сам по себе не является научной теорией.

В отличие от Маркса Дюркгейм противопоставлял понятия «социа­лизм» и «коммунизм». С его точки зрения, при коммунизме социальные функции являются общими для всех, социальная масса не состоит из дифференцированных частей; социализм же, наоборот, основан на раз­делении труда и «стремится связать различные функции с различными органами и последние между собой» [5, 234-235].

Дюркгейму было присуще широкое толкование социализма, он считал, что для его понимания нужно исследовать все его виды и разновидности. Исходя из этого, он определял социализм следующим образом: «Социализм — это тенденция к быстрому или постепенному переходу экономических функций из диффузного состояния, в котором они находятся, к организованному состоянию. Это также, можно сказать, стремление к более или менее полной социализации экономических сил» [там же, 233].

Хотя социология Дюркгейма в целом была направлена против био­логических интерпретаций социальной жизни, он испытал несомнен­ное влияние биоорганической школы, в частности, таких ее представи­телей, как немецкий социолог А. Шеффле и французский ученый А. Эспинас. Дюркгейм высоко ценил работы Шеффле, особенно его из­вестный труд «Строение и жизнь социальных тел»; рецензия на эту книгу была первой научной публикацией французского социолога. Книгу Эс-пинаса «Общества животных» [6] Дюркгейм считал «первой главой со­циологии» [3, 97]. У этих же авторов он заимствовал столь важное для своей теории понятие «коллективное сознание». Дюркгейм не пре­небрегал излюбленным методом органицистов - биологическими ана­логиями, особенно на первом этапе своего научного творчества. Но ос­новное влияние органицизма проявилось в его взгляде на общество как на надындивидуальное интегрированное целое, состоящее из взаимо­связанных органов и функций.

Наконец, следует указать на влияние двух учителей Дюркгейма в Высшей Нормальной школе, о которых упоминалось выше: философа Э. Бугру и историка Фюстеля де Куланжа. Первый из них внушал свое­му ученику методологическую идею, согласно которой синтез, образуе­мый сочетанием элементов, не может объясняться последними; слож­ное нельзя выводить из простого, поэтому каждый более сложный уровень реальности должен объясняться на основе собственных прин­ципов средствами специфической науки. Эта идея послужила одним из отправных пунктов дюркгеймовской концепции построения социоло­гии как самостоятельной науки.

Важное значение для формирования воззрений Дюркгейма имели раз­личение Фюстелем де Куланжем истории событий и истории институ­тов, а также созданные им блестящие образцы исследований развития социальных институтов, по существу, исследований в области истори­ческой социологии. Учитель прививал своим ученикам внимание к тща­тельному и систематическому анализу фактов, воспитывал в них интел­лектуальную честность и отрицательное отношение к любым предвзятым идеям, какими бы благородными они ни были. «Патриотизм - доброде­тель, а история — наука; их нельзя смешивать»; «Для одного дня синтеза нужны годы анализа» - эти афоризмы Фюстеля де Куланжа оставили глубокий след в душе молодого ученого.

Несмотря на то что научное творчество Дюркгейма находилось на пересечении множества влияний и традиций социальной мысли, он не считал, что социология как наука уже сформировалась. Теории Конта и других мыслителей прошлого столетия представлялись ему слишком общими и схематичными, содержащими лишь предпосылки собственно научной социологии. Самостоятельную науку об обществе со своим соб­ственным предметом и специфическим методом, с его точки зрения, еще предстояло создать. Дюркгейм ощущал себя призванным осуще­ствить эту задачу.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь