Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Некоторые догматы, раскрывающиеся Святой Церковью




Излагая свое основное вероучение в символах вкратце, Церковь вместе с тем, в лице своих отцов и учителей, некоторые догматы, по требованию времени и обстоятельств, раскрывала и уясняла в сознании верующих подробнейшим образом. Таковы, например, догматы о Единстве Божием, о Лице Иисуса Христа, о таинствах, о призывании и почитании святых.

Языческому многобожию Церковь с особенной ясностью должна была противопоставить свое учение о единстве Божием. При самом вступлении в общество христиан каждый уверовавший, если он был язычником, обязан был засвидетельствовать свою веру в Единого Бога, и потому во всех символах первым пунктом стоит учение о Едином Боге. Затем все отцы и писатели Церкви, опровергавшие язычников со всей обстоятельностью, раскрывали не только действительность, но и необходимость существования Единого Бога. В доказательство этого, кроме указаний на Священное Писание и Священное Придание, церковные писатели приводили то соображение, что совместное существование многих богов ведет за собой отрицание Божества вообще, так как боги, если их несколько, взаимно ограничивают один другого, а истинный Бог должен быть неограничен и потому Един.

Другой догмат, раскрытый Церковью во II и III веках – это догмат о Святой Троице. Учение о Святой Троице в первое же время существования Церкви подвергалось многим возражениям со стороны язычников и искажения со стороны почти вех еретиков, а особенно антитринитариев. Поэтому Церковь вынуждена была настоятельно утвердить Троичность лиц в Боге. Все отцы и учители Церкви II и III веков, на основании Священного Писания и Священного Предания, положительно без всяких колебаний, в своих сочинениях излагают учение о Святой Троице – Отце, Сыне, Святом Духе, приписывают одинаковое Божественное достоинство всем трем Лицам, называя каждого Богом, утверждают самостоятельность и отдельное бытие каждого.

Вместе с догматом о Святой Троице раскрывается также и догмат о Лице Иисуса Христа. Церковь, в лице своих Отцов и учителей, положительно утверждала, что Иисус Христос есть Бог и вместе с тем человек, с душой и телом человеческими.

Что касается таинств, то учение о них, раскрытое Церковью во II и III веках, то же самое, какое содержит Православная Церковь в настоящее время. Все Церковные писатели II и III веков согласно признавали таинства такими священнодействиями, через которое невидимо сообщается благодать Божия, возрождающая, обновляющая и освящающая человека, принимаю-щего их. Также согласно учили многие писатели Церкви, что таинства имеют Божественное происхождение, что они должны быть совершаемы в известных определеных формах и уполномоченными на то лицами, и от такого совершения таинств поставляли в зависимость их действительность. Что касается числа таинств, то хотя ни один из писателей II и III веков не говорит о таинствах вместе, но порознь они говорят о всех семи, один об одном таинстве, другой – о двух, третий – о трех и т.д.

В часности, о таинстве Крещения они учили, что оно должно быть совершаемо над всеми, вступающими в Церковь, через троекраное погружение в воду во имя Отца, Сына и Святого Духа, для рождения в новую духовную жизнь, с отпущением всех грехов. О Евхаристии Отцы учили, что в ней под видом хлеба и вина преподаются верующим истинное Тело и истиная Кровь Господа Иисуса Христа; что хлеб и вино становятся действительным Телом и действительною Кровию Господа после молитвы о призывании на Святые Дары Святого Духа; что причащаться должны все верующие и под обоими видами, то есть Тела и Крови Христовой; что Евхаристия есть благодарственная и умилостивительная жертва за живых и умерших. О Покаянии отцы учили, что оно должно быть совершаемо через устное исповедание грехов перед пастырями Церкви, и через формальное, именем Божим, разрешение кающегося от грехов.

Наконец, у некоторых церковных писателей II и III веков есть следы учения о призывании и почитании святых. С самого начала общим верованием христиан было, что между Церковью земной и Церковью небесной существует взаимное общение, что святые, принадлежащие к Церкви небесной, своими молитвами ходатайствуют пред Богом за живущих на земле. Это верование, основание которого заключается в изречении Иоанна Богослова в Апокалипсисе (Апок. 8, 3-5; 5,8), раскрыто у святителя Киприана, епископа Карфагенского, и особенно у Оригена.

Вместе с этим верованием и на основании его, естественно, впервые же времена церковной жизни установилось учение о необходимости призывания святых и почитании их, как посредников между Богом и людьми. Самый факт почитания мучеников и их останков во II и III веках говорит за распространенность учения о почитании святых.

 

ГЛАВА IV. ЕРЕСИ И СЕКТЫ

 

Происхождение ересей и лжеучений

Христианское вероучение, заключающееся в Священном Писании и Священном Предании, явилось в Церкви, как данное, которое должно быть принимаемо и усвояемое каждым верующим без изменения, так, как оно заключается в своих источниках. Но так как у людей, составляющих Церковь, степень понимания и усвоения тех или других истин различна по различию силы их веры и понимания откровенного учения, а также по разнообразию первоначального воспитания и умственного развития, то и христианское вероучение на первых порах исторической жизни Церкви входило в сознание членов её различно. С одной стороны, мы видим людей, с верою во всей полноте принявших и усвоивших христианское учение именно так, как оно заключается в своих источниках, с другой – людей, принимавших христианство только по форме, внешним образом, не понявших его сущности, а поэтому исказивших его примесью посторонних учений, не имеющих основания ни в Священном Писании, ни в Священном Предании. Отсюда в сознании людей христианское вероучение является или таким, каким оно должно быть в своей идее: истиным, правильным, или искажёным, неправильным. В первом случае оно, в церковно-исторической жизни, является как православие, во втором – как ересь.

Еретики иудействующие

Начало ересей иудействующих восходит ко времени Апостольского Собора 50 г. На этом Соборе по вопросу об отношении иудейства к христианству было решено, что соблюдение Моисеева закона не обязательно для христиан, так как в Христианской Церкви спасение совершается блогодатью Господа Иисуса Христа, а не исполнением Моисеева закона. Несмотря на такое решение, партия христиан из иудеев фарисейского направления, возбудившая вопрос от отношении иудейства к христианству, осталась при своих убеждениях, а именно, что Моисеев закон и вообще все иудейство необходимы для спасения и в Христианской Церкви. Первоначально убеждения этой партии не имели характера ереси, так как в Палестине все христиане из иудеев, по установившемуся обычаю, исполняли закон Моисеев и обрезывались. Но в начале II века партия ревнителей Моисеева закона уже резко выделялась как еретическая. В 30-х годах того же века после разрушения Иерусалима, когда строгое соблюдение Моисеева закона стало невозможным, часть христиан из иудеев совершенно оставила исполнение его, присоединялась к христианам из язычников, составивших церковь в построеном вместо Иерусалима городе, Элии Капитолине, и даже согласилась на избрание епископа из необрезанных; партия же христиан из иудеев, отстаивавшая соблюдение Моисеева закона, решительно отделилась от Церкви и образовала отдельное, вполне еретическое общество. Впрочем, и эта партия распалась на две части строгих ревнителей закона и умереных.

Первые известны под названием евионитов, вторые – назареев.1 Назареи, в сущности, не отступали от общецерковного учения, признавая Иисуса Христа Мессией и Богом, допуская его сверхъестественное рождение. Но при этом они считали необходимым соблюдение Моисеева закона для христиан из иудеев, не придавая ему такого значения для христиан из язычников и признавая ап. Павла для последних учителем Божественной мудрости. Церковь относилась снисходительно к этой партии иудействующих, не считая их в собственном смысле еритиками. Партия назареев в небольшом количестве существовала до IV века.

Совсем другое представляла партия евионитов,2 получивших такое название от еврейского слова «евион», что значит бедный. Они признавали решительно необходимым для всех христиан соблюдение Моисеева закона, считая поэтому апостола Павла, восставшего против этого, отступниким от веры. По их понятию, иудейская религия и с пришествием Христа Спасителя по-прежнему имеет важное значение в деле спасения людей.

Таким образом, значение христианства как религии, имевшей своей задачей обнять весь мир, ограничивалось. Евиониты не придавали ему даже значение новой религии, а считали продолжением того же иудейства. Отсюда и учение их и Христе Спасители было не такое, какое содержала и содержит истинная Христианская Церковь. Признавая его за Мессию, они ведели в Нём не Бога-Искупителя, а только великого пророка, подобного Моисею, который пришёл проповедовать о наступлении своего царства, в которое могли войти одни только иудеи. Вся деятельность его ограничивалась, по их понятию, только разъяснением закона и дополнением его новыми заповедям. Отрицая в Иисусе Христе Божественое достоинство, они признавали его простым человеком, сыном Иосифа и Марии, получившим Божественную силу и достоинство Мессии только в Крещении.

Таким образом, главного догмата христианства об искуплении человечества Господом Иисусом Христом от греха, проклятия и смерти у евионитов не было. Смерть Спасителя не имела у них искупительного значения, она воодушевляла их только надеждой скорого вторичного пришествия его на землю, чтобы основать земное царство, которое будет существовать тысячу лет (хилиазм). Евиониты разнились от истинной Христианской Церкви и в церковной практике. Так, они совершали таинство Евхаристии только однажды в год, в воспоминание Тайной вечери Спасителя, и употребляли в нем одну воду, как аскеты.


Гностицизм

Гностицизмявляется ересью языческого корня и происхождение его следующее.

Грубые суеверия языческого культа и отвлеченные философские учения не могли удовлетворить религиозных запросов образованых язычников. Многие из них пришли к мысли, что их религия и философские учения заблуждаются, но в каждой из них есть доля правды. Выбирая по своему усмотрению эти наиболее правдоподобные части, некоторые стали создавать смешанные (эклектические) религиозно-философские системы. Эти языческие мыслители стали называться гностиками (с греч. gnwδιs – знание). Для создания своих систем они выбирали наиболее возвышенные и таинственные учения из греческой мифологии и философии, из языческой, и деже иудейской религии. Однако попытки их были бесплодны; такие гностические системы были запутанны, сложны и удовлетворить религиозного чувства человека тоже не могли.

Когда в мире стало распространяться христианское учение, языческие гностики высоко оценили его и стали вступать в Церковь. При этом они не отказывались от своих прежних возрений, а тайно считали их равноцеными христианскому учению. Скоро многие из них стали создавать новые гностические системы, добавляя в свои прежние вымыслы кое-что из евангельских повествований и церковного учения. Так появились христианские гностические ереси.

Главная цель гностиков состояла в объяснении тайны бытия Бога, миросоздания, борьбы в мире добра и зла и конечного существования мира и человека. Хотя гностики стремились придавать своим сочинениям вид философской системы, они оставались запутанными фантастическими вымыслами. Системы гностиков многочисленны и разнообразны, так как каждый вносил что-нибудь своё. Общий же смысл их таков: во всем мире существует вечно две самостоятельных сиы: добрая (Высочайший Дух) и злая (материя). Высочайший Дух производит из себя множество второстепных вечных духов, эонов, которые все вместе составляют полноту Божества (плирому).

Однажды один эон попал в материю. Из соединения Духа и материи образовался видимый мир, в котором постояно происходит борьба между добром и злом. Чтобы помочь добру, Верховный Дух посылает в мир своего высшего эона – Спасителя. Он соединяется с человеком по имени Иисус и через Него открывает людям высшее значение и указывает средства спасения. Когда Иисус умер, эон возвратился в плирому. Смерть Иисуса не имеет никакого значения. Цель его жизни состояла только в учении. Причем для гностиков оно передается высшим таинственным образом, а для простых людей – в Священом Писании.

Основным средством спасения служит преобладание Духа над плотью. Конечная цель всего мирового процесса состоит в возвращении духа и материи в свое первоначальное обособленое состояние.

Гностические системы делились по месту их происхождения на две группы: Александрийские и Сирийские, которые различались по некоторым особеностям учения, и в свою очередь, делились на множество сект.

Докеты учили, что Иисус только имел вид человека, и страдания его были кажущимися (призрачными).

Сирийские последователи Маркиона отличались крайним аскетизмом.

Николаиты считали, что для возвышения духа необходимо умерщвлять плоть и вели жизнь безнравную, они и подобные им назывались антиномистами (противозаконниками).

Гностицизм наибольшее развитие имел во II и III веках, но некоторые секты просуществовали до VI века. Он был одной из опаснейших древних ересей по нескольким причинам.

Во-первых, гностические писатели совершенно искажали христиан-ское учение. Свои вымыслы излагали они в форме философских произведе-ний и широко распространяли их. Многие язычники и даже не твёрдые хрис-тиане соблазнялись гностицизмом и пополняли число сектантов-еретиков.

Во-вторых, гностическое учение искажало христианский нравствен-ный закон. Многие секты представляли собой верх безнравствености, через них распространялись в народе глупейшие суеверные обычаи. Для Церкви это имело серьёзное отрицательное значение. С одной стороны, они смущали верующих и заражали церковное общество, а другой – язычники смешивали настоящих христиан с сектами и по безобразной жизни еретеков судили об истинной Церкви. Некоторые языческие писатели, смешивали и Евангельские и еретические книги, и, конечно, не могли знать настоящего христианского вероучения.

Церковь решительно боролась с гностицизмом. Против него писались обличительные сочинения (св. Ириней Лионский «Против ересей»), а верующие старались не иметь общения с сектантами.

 

Манихейство

Манихейство представляет собой ересь также языческого корня. Основатель манихейства – учёный персидский маг Манес. Он некоторое время был христианином, и даже пресвитером, но за свои дуалистические воззрения впоследствии был отлучён от Церкви. Своё учение он изложил в книге «Ертенки-Мани» и стал проповедовать при дворе персидского царя. Там у него нашлись противники, с которыми он вступил в борьбу, потерпел поражение и был казнен в середине III века.

Религиозные воззрения Манеса представляют собой причудливое смешение христианского гностического учения с дуалистической персидской религией. Так же как и в гностицизме, манихейство признаёт два начала: доброго Бога, духа с чистыми эонами и злого демона с духами тьмы и материи.

Однажды в борьбе с чистыми духами демоны похитили частицу одного эона, Иисуса Христа, смешали его с материей и создали видимый мир и человека. Эон Иисус Христос разделился на две части: Страждущий Иисус в мире, и бесстрастный в каждом человеке и предмете.

Чтобы спасти свою похищенную страждующую половину, бестрастный Иисус сходит на землю и открывает людям, как спастись от власти материи. Однако его учение люди забыли, и к ним должен был придти для напоминания Дух Утешитель, Параклит. Конец борьбы и мира должен был наступить тогда, когда все части страждующего Иисуса возвратятся на своё место, видимый мир сгорит и всё займёт своё первоначальное положение.

Манес выдавал себя за Параклита. Он проповедовал крайний аскетизм в качестве средства победы над материей, безбрачие, вегетарианство, запрещал уничтожать растения, так как считал, что везде и во всем присуствует частица Животворящего Духа.

Секта манихеев распространялась и существовала главным образом в западной части империи до V века. Впоследствии она воплощалась в других формах и под другими названиями.

 

Ересь антитринитариев

Учение о Троичности лиц в едином Боге представляет собой один из самых основных и таинственых христианских догматов. В Древней Церкви некоторые из вновь принявших христианство пытались дать ему философское рационалистическое объяснение. В большинстве случаев эти разъяснения по непостижимости самой тайны Святой Троицы приводили к отрицанию троичности лиц в Боге. Так появилаь ересь антитринитариев или монархиан, признававших одно лицо в Боге.

Антитринитариев по различию взглядов делили на две группы:

1) Антитринитарии-модалисты учили, что Бог Един, но проявляется в разных формах в разные времена. Бог-Отец открывается в Ветхом завете, Он же воплотился и пострадал, Он же пришел в виде Святого Духа. Эти еретики назывались также патрипассианами. Их представитель – Птолемаидский пресвитер Савелий (III век, Египет).

2) Антитринитарии-динамисты учили, что Бог един, но обладает различными божественными силами, которые действуют в мире в разное время. Одна проявилась на земле в лице Иисуса Христа, другая действует как освящающая сила в виде Святого Духа. Представителем ереси этого направления был епископ Павел Самосатский (III век, Сирия).

Ересь антитринитариев большого значения не имела. Но лжеучения о Святой Троице в истории Церкви появлялись неоднократно.

Монтаизм

Монтаизм возник в Церкви в 160 г. первоначально как раскол, но в последствии выродился в еретическую секту.

Основателем этого нового учения и общества был необразованый учитель малоазиатской области Фригии Монтан, человек крайне фанатичный. Он проповедовал необычайную строгость жизни, и выдавал себя за Святого Духа, произносил свои проповеди в состоянии исступления, экстаза. Эта особенность производила на невежественых слушателей большое впечатление. Из среды собирались почитатели и сотрудники, которые распространяли слухи о его мнимой святости.

Монтанизм стал быстро распространяться преимущественно в мало просвещеных западных областях, даже среди духовенства, в частности, к монтанизму склонились римские епископы Елевферий и Виктор; в карфагенской церкви к монтанизму пренадлежал некоторое время пресвитер Тертуллиан.

Основные заблуждения монтанистов состояли в следущем: они считали, что чрезвычайные служения (в частности, пророческое), которое прекратилось уже с веком апостольским, могут существовать в Церкви всегда, и что Церковь должна постепенно усиливать строгость жизни и достигать все большей святости таким путем. Монтанисты проповедовали крайний аскетизм, увеличивали произвольные посты, фанатически стремились к мученичеству и требовали отлучения о Церкви всех отпавших и согрешивших, несмотря на раскаяние. Монтаисты осуждали все земное, даже самае невинные и дозволенные Церковью удовольствия, науку, искусство. Совершенно отвергали участие разума в постижении истин веры. Они ожидали тысячелетнего царства Мессии, в которое войдут только они. Допуская непосредственное озарения Святым Духом своих пророков, монтанисты считали их выше епископов, а себя духовно выше православных. Они отрицали необходимость иерархии и единения с Церковью для спасения. Секты монтанистов просуществовали до VI века.

 

Хилиазм

Хилиазм – древнее учение, возникшие в Церкви, состоявшее в ожидании чувственного тысячелетнего Царства на земле Христа с праведниками. Причина его возникновения кроется в иудейском представлении о внешнем царстве Мессии в тяжелом положении Церкви во времена гонений, в ожидании избавления от мученичетва и в неверном буквальном понимании некоторых мест Священного Писания. Хилиазм был распространен не только среди еретиков-евионитов, монтанистов, но встречается и у некоторых церковных писателей II и III веков. Хилиазм изчез сам по себе, когда Церковь достигла спокойствия в IV веке.

 





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

  1. I. Прочитайте исторические документы №1–4 и охарактеризуйте взгляды Петра I на некоторые государственные проблемы.
  2. NB: Некоторые прилагательные оканчиваются на - ly: friendly – дружелюбный, lively – веселый, оживленный, elderly – пожилой, homely – домашний, уютный, lonely – одинокий, lovely – прелестный, чудесный
  3. VI. Некоторые данные и предположения о сигнальном воздействии палеоантропов на диких животных
  4. Антонимические отношения между словарными единицами. Некоторые общие и различительные черты синонимов и антонимов
  5. Владимир 1 (980-1015) Святой, Красное солнышко.
  6. ВОЛШЕБНЫЙ КУЛАК Некоторые практические советы
  7. За святой водой, а как за водой для питья».
  8. Заступление и покров Пресвятой Богородицы
  9. Конфликт Совета муфтиев России с Русской Православной Церковью – выход в свет книги «Новейшая история исламского сообщества России»
  10. Легкое средство к усвоению святой жизни христианской (Поучение в Неделю 23-ю по Пятидесятнице)
  11. Людовик IX — опекун Святой земли
  12. Некоторые аспекты деятельности тренера


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2019 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.) Главная | Обратная связь