Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кончина царя Федора Алексеевича. С картины К. Лебедева




[1]Посадские люди — торгово-ремесленное население городов.

 

[2]Соборное уложение 1649 года. М., 1961. С. 74—75.

 

[3]Там же. С. 76-77.

 

[4]Акты Московского государства. СПб., 1901. № 458.

 

[5]Рейтенфельс Я. Сказания о Московии // Утверждение династии. М., 1997. С. 302.

 

[6]Там же. С. 298.

 

[7]Богданов А. П. Несостоявшийся император Федор Алексеевич. М., 2009. С. 66.

 

[8]В XVIII веке этот дворец был разобран за ветхостью, а недавно восстановлен, хотя и без особой точности в деталях и на новом месте.

 

[9]Посольство Кунраада фон-Кленка к царям Алексею Михайловичу и Феодору Алексеевичу. СПб., 1900. С. 515.

 

[10]Успеху ее кандидатуры много способствовал Артамон Сергеевич Матвеев — доверенное лицо государя, человек, разогнавший Медный бунт и спасший царя от беснования восставших. Он обладал острым умом, способностями большого политика, характером авантюриста и колоссальным властолюбием.

 

[11]Повествование о московских происшествиях по кончине царя Алексея Михайловича, посланное из Москвы к Архиепископу Коринфскому Франциску Мартелли, Флорентийцу, нунцию апостольскому при Иоанне III, Короле Польском. М., 1835. С. 72.

 

[12]В советское время Царицын был переименован в Сталинград, затем в Волгоград. Ныне существует общественное движение, борющееся за возвращение городу его славного исторического имени.

 

[13]Историческим прототипом царевича Иоасафа в какой-то степени являлся Будда. А «История о Варлааме и Иоасафе» — христианизированная версия его судьбы.

 

[14]Портреты Федора Алексеевича — главным образом плод фантазии наших живописцев. По ранним его изображениям можно понять только одно: став монархом, он не носил бороды и усов.

 

[15]Сказание Адольфа Лизека о посольстве от императора римского Леопольда к великому царю московскому Алексею Михайловичу в 1675 году… // Журнал Министерства народного просвещения. 1837. № 11. С. 353-354.

 

[16]Сказание Адольфа Лизека… С. 357.

 

[17]Таннер Б. Описание путешествия польского посольства в Москву в 1678 г. М., 1891. С. 127-128.

 

[18]Повествование о московских происшествиях по кончине царя Алексея Михайловича… С. 71—73.

 

[19]Такого обычая нет. Просто политическая необходимость всегда и неизменно диктовала как правительству, так и династии: трон не должен пустовать долго!

 

[20]Дневник зверского избиения московских бояр в столице в 1682 году и избрания двух царей Петра и Иоанна // Старина и новизна. Т. 4. СПб., 1901. С. 395-396.

 

[21]Сказание Адольфа Лизека… С. 367—368.

 

[22]Посольство Кунраада фан-Кленка к царям Алексею Михайловичу и Феодору Алексеевичу. С. 483.

 

[23]Там же. С. 431-432.

 

[24]Имеется в виду посол.

 

[25]Там же. С. 484.

 

[26]Там же. С. 506-507.

 

[27]Дела Аптекарского приказа (Приложения) // Замысловский Е. Е. Царствование Федора Алексеевича. Ч. 1: Введение. Обзор источников. СПб., 1871. С I—III.

 

[28]Дневник зверского избиения московских бояр в столице в 1682 году… С. 396.

 

[29]Посольство Кунраада фан-Кленка к царям Алексею Михайловичу и Феодору Алексеевичу. С. 433—434. Курсив мой.

 

[30]Дневник зверского избиения московских бояр в столице в 1682 году… С.396.

 

[31]Демидова Н. Ф. Федор Алексеевич //Демидова Н. Ф., Морозова Л. Е., Преображенский А. А. Первые Романовы на российском престоле. М., 1993. С. 174-175.

 

[32]Таннер Б. Описание путешествия польского посольства в Москву… С. 52-53.

 

[33]Там же. С. 92-93.

 

[34]Дневник зверского избиения московских бояр в столице в 1682 году… С.395.

 

[35]О втором браке царя Федора Алексеевича см. главу «Второй брак».

 

[36]С.И. Заборовский, по старомосковским представлениям, также родовитостью не блистал. Он выслужил чин окольничего — весьма высокий, второй по значению в Думе после боярского. До того Семен Иванович долгое время был в думных дворянах, а еще ранее — в думных дьяках, и потому его иногда ошибочно называют думным дьяком даже на период царского сватовства. Для русской служилой аристократии служба в дьяческих должностях выглядела как несмываемое пятно на репутации рода. Поэтому дьячество Заборовского запомнилось как признак низости его происхождения.

 

[37]Седов Л. В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII века. СПб., 2006. С 351.

 

[38]Демидова Н. Ф. Федор Алексеевич. С. 186.

 

[39]Угобжаться — здесь: ублаготворяться, получать полное удовлетворение от чего-либо.

 

[40]Татищев В. Н. История Российская // Татищев В. Н. Собрание сочинений. В 8 т. М., 1996. Т. 7. С. 177.

 

[41]Седов П. В. Закат Московского царства… С. 329—330.

 

[42]Имеется в виду Иван Милославский, крупнейший государственный деятель первых лет царствования Федора Алексеевича. Подробнее о нем см. главу «Реформатор».

 

[43]Значение слова «нужный» в XVI—XVIII столетиях коренным образом отличалось от современного. «Нужный» означало тогда «приносящий нужды, беды» или «вызванный принуждением», иначе говоря, неприятный.

 

[44]Лихачевы — род, приближенный к Федору Алексеевичу, его доверенные лица. Подробнее см. в главе «Реформатор».

 

[45]Татищев В. Н. История Российская. Т. 7. С. 174.

 

[46]Седов П. В. Закат Московского царства… С. 353.

 

[47]Рейтенфельс Я. Сказания о Московии // Утверждение династии. М., 1997. С. 374.

 

[48]Дневник зверского избиения московских бояр в столице в 1682 году… С. 396-397.

 

[49]Повествование о московских происшествиях по кончине царя Алексея Михайловича… С. 77.

 

[50]Таннер Б. Описание путешествия польского посольства в Москву в 1678 г. С. 72-73.

 

[51]Там же. С. 69.

 

[52]Стоит заметить, что такую же передачу храмовых зданий осуществляли и польские власти, когда русские города оказывались у них под контролем. Тогда изгоняли православных священников и монахов.

 

[53]Корб И. Дневник путешествия в Московское государство // Рождение империи. М., 1997. С. 52, 68.

 

[54]Письма и донесения иезуитов о России конца XVII и начала XVIII века. СПб., 1904. С. 4, 20.

 

[55]Подробнее см. в главе «Типографская школа».

 

[56]132-й псалом см. в Приложениях. Оба псалма приписываются руке Федора Алексеевича В. Н. Татищевым: Татищев В. И. История Россий ская. Т. 7. С. 175.

 

[57]Об этом см. подробнее в главе «Охабни и кафтаны».

 

[58]Там же. С. 177.

 

[59]Протопопов В. В. Нотная библиотека царя Федора Алексеевича // Памятники культуры. Новые открытия. 1976. Л., 1977. С. 119—133.

 

[60]Татищев В. Н. История Российская. Т. 7. С. 175.

 

[61]Собственно, европейские музыкальные пристрастия царя не вы глядели чем-то необычным, исключительным на фоне новых музыкальных пристрастий русского дворянства. Иноземец, посетивший Россию в 1676 году, сообщает: «У русских в церквах нет ни стульев, ни скамеек: они должны, или стоя, или на коленях, или лежа на земле, но никак не сидя, совершать свои молитвы и богослужение. Они не терпят в церквах ни органов, ни других музыкальных инструментов и говорят, что неодушевленные предметы не могут хвалить Бога; если им указывают на псалмы и на пример Давида, они говорят, что так было в Ветхом Завете, а не в Но вом. В домах, однако, у них и во время собраний бывает музыка. Но так как в кабаках и шинках, равно как и на улицах она служила для всякого разврата и непристойности, то, лет 25 тому назад, патриарх велел разбить все музыкальные инструменты кабацких игроков, кого встречали на улицах, а затем запретил русским музыкальные инструменты; пять полных возов их вывезли из домов, перевезли через Москву-реку и сожгли там. Однако и теперь еще среди вельмож много любителей музыки, которые держат польских музыкантов, обучающих их игре на различных инструментах, а также и пению» (Посольство Кунраада фан-Кленка к царям Алексею Михайловичу и Феодору Алексеевичу. С. 540).

 

[62]На фундаменте этого храма в 1816 году был возведен новый, дошедший до наших дней.

 

[63]Сытин Н. В. История планировки и застройки Москвы // Труды Музея истории и реконструкции Москвы. М., 1950. Т. 1. С. 165.

 

[64]Замысловский Е.Е. Царствование Федора Алексеевича. С. 35.

 

[65]Новоуказные статьи о поместьях; Новоуказные статьи о вотчинах // Российское законодательство X—XX веков. М., 1986. Т. 4. С. 233—274.

 

[66]Собрание государственных грамот и договоров. М., 1826. Т. 4. № 105.

 

[67]Имеется в виду Алексей Михайлович.

 

[68]Котошихин Г. О. России в царствование Алексея Михайловича. СПб., 1859. С. 70. Курсив мой.

 

[69]Такая же судьба ожидала и Счетный приказ, служивший для проверок финансового состояния других ведомств, иначе говоря, преградой казнокрадству

 

[70]«В комнате» — то есть среди людей, составлявших ближайшую свиту и обслугу государя в его палатах.

 

[71]Татищев В. Н. История Российская. Т. 7. С. 172, 174.

 

[72]Фабрициус Л. Записки иностранцев о восстании Степана Разина. Т. 1. Л., 1968. С. 70.

 

[73]Об этом подробнее см. в главах «Типографская школа» и «Меж двух патриархов».

 

[74]Неизвестная записка А. Л. Ордина-Нащокина о русско-польских отношениях второй половины XVII в. // Проблемы источниковедения. 1961. Т. 9. С. 220.

 

[75]Богданов А. П. Несостоявшийся император Федор Алексеевич. М., 2009. С. 146.

 

[76]Речь идет о двадцати четырех подразделениях, имевших собственные знамена.

 

[77]Гордон П. Дневник 1677-1678. М., 2005. С. 21-22.

 

[78]Волохи и мунтяне — жители Валахии и Молдавии.

 

[79]Оборона Чигирина в 1677 г. // Российское государство в XIV—XVII вв. СПб., 2002. С. 502-504.

 

[80]Гордон П. Дневник 1677-1678. С. 12.

 

[81]Там же. С. 17, 26.

 

[82]Там же. С. 50, 54.

 

[83]Там же. С. 68.

 

[84]Собрание государственных грамот и договоров. Т. 4. С. 366.

 

[85]Таннер Б. Описание путешествия польского посольства в Москву в 1678 г. С. 87-88.

 

[86]Собрание государственных грамот и договоров. Т. 4. С. 357.

 

[87]Смирнов Н. А. Россия и Турция в XVI—XVII вв. // Ученые записки Московского государственного университета. М., 1946. Вып. 94. С. 155.

 

[88]Роспись перечневая ратным людем, которые во 189 [1680/1681] году росписаны в полки по разрядам // Описание Государственного Разрядного Архива. М., 1842. С. 71—92.

 

[89]Загоровский В. Л. Общий очерк истории заселения и хозяйственно го освоения южной окраины России в эпоху зрелого феодализма // История заселения и хозяйственного освоения воронежского края в эпоху феодализма. Воронеж, 1978. Подробнее: он же. Изюмская черта. Воронеж, 1980.

 

[90]Здесь видно некоторое преувеличение: Киев определенно остался за Россией.

 

[91]Повествование о московских происшествиях по кончине царя Алексея Михайловича… С. 74—75.

 

[92]Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. СПб., 1830. Т. 2. № 779.

 

[93]Там же. № 772, 846.

 

[94]Акты исторические. СПб., 1842. Т. 5. № 55; Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. Т. 2. № 845.

 

[95]Собрание государственных грамот и договоров. Т. 4. № 125, 126.

 

[96]Тягло — совокупность налогов и повинностей.

 

[97]Демидова Н. Ф. Федор Алексеевич. С. 181.

 

[98]Мельникова А. С. Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Первого. М., 1989. С. 228.

 

[99]Таннер Б. Описание путешествия польского посольства в Москву в 1678 г. С. 70.

 

[100]Поиски драгоценных металлов на Севере в XVII и XVIII вв. // Красный архив. 1936. № 2 (75). С. 141-144.

 

[101]В этой главе рассматриваются главным образом реформы, проведенные в области государственного управления и экономики. Преобразованиям в области культуры и просвещения посвящены главы: «Строитель», «Охабни и кафтаны», «Типографская школа». Самой крупной реформе Федора Алексеевича посвящена глава «Отмена местничества».

 

[102]Воротники и затинщики — служилые люди, обязанностью которых была оборона ворот и стен в крепостях.

 

[103]Стрелецкий «приказ» — воинская часть, состоящая из 500—900 стрельцов. К центральным ведомствам России, именовавшимся также «приказами», никакого отношения не имеет.

 

[104]Иноземный, или Иноземский приказ ведал делами иноземцев, оказавшихся на русской военной службе.

 

[105]Богданов А. П. Несостоявшийся император Федор Алексеевич. С. 188-195.

 

[106]Новохатко О. В. Разряд в 185 году. М., 2007. С. 596.

 

[107]Собрание государственных грамот и договоров. Т. 4. С. 372—373.

 

[108]Талина Г. В. Выбор пути: Русское самодержавие второй половины XVII — первой четверти XVIII века. М., 2010. С. 377.

 

[109]Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. М., 1850. Кн. 1.С. 31-32.

 

[110]Судьей именовался глава ведомства-«приказа».

 

[111]Третий по старшинству среди бояр, заседающих в Думе.

 

[112]Частная переписка князя П. И. Хованского, его семьи и родственников. М., 1906. С. 20; непосредственно текст самого указа представлен у П. В. Седова: Седов П.В. Закат Московского царства… С. 411.

 

[113]Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. Т. 2. № 842.

 

[114]Седов П.В. Закат Московского царства… С. 415—416.

 

[115]Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. Т. 2. № 777, 839.

 

[116]Белый камень — известняк. В старомосковскую эпоху это был излюбленный строительный материал, пусть он и уступал кирпичу по прочности и долговечности.

 

[117]Собрание государственных грамот и договоров. Т. 4. С. 391.

 

[118]Татищев В. Н. История Российская. Т. 7. С. 175—176.

 

[119]Там же.

 

[120]Еще несколько крупных церковных построек в Москве называет П. В. Седов: Седов П. В. Закат Московского царства… С. 529.

 

[121]Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Т. 1.4. 1-2. М., 2000. С. 67.

 

[122]Подробнее см. в главе «Меж двух патриархов».

 

[123]Россия при царевне Софье и Петре I: Записки русских людей. М., 1997. С. 39-40.

 

[124]Дневник зверского избиения московских бояр в столице в 1682 году… С. 397.

 

[125]Дела Невилль. Записки о Московии. М., 1996. С. 167.

 

[126]Погодин М.И. Повествование о московских происшествиях по кон чине царя Алексея Михайловича. М., 1835. С. 76.

 

[127]Седов И.В. Закат Московского царства… С. 508—509.

 

[128]Сборник князя П.П. Трубецкого (Отрывки) // Временник Императорского Общества истории и древностей российских. Кн. 20. М., 1854. С. 8.

 

[129]Это связано с событиями, которые положили начало династии Романовых: победа над Ходкевичем и польско-литовскими интервентами, засевшими в центре Москвы, связывалась с чудотворной защитой Казанской иконы Пречистой Богородицы земских войск Трубецкого и Пожарского. А вскоре после освобождения Москвы Земский собор 1613 года возвел на русский трон первого царя из рода Романовых — Михаила Федоровича. Поэтому приурочивание какого-либо правительственного действия к 22 октября — верный признак того, что ему придается особо важное значение.

 

[130]Стольник, стряпчий, дворянин московский, жилец — высокие чины дворян, служивших в составе государева двора.

 

[131]Седов И.В. Закат Московского царства… С. 510—511.

 

[132]Седов И.В. Реформа служилого платья при Федоре Алексеевиче // Когда Россия молодая мужала с гением Петра. Переславль-Залесский, 1992. Вып. 1. С. 77-84.

 

[133]Шамин С.М. Мода в России последней четверти XVII столетия // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2005. № 1 (19). С. 25.

 

[134]Россия в ту пору была очень богата речным жемчугом, и его щедро использовали для украшения одежды, головных уборов, предметов церковного быта.

 

[135]Но чекмень часто носили и без воротника. Из материального быта времен Российской империи этот красивый старинный воротник-стойка ушел.

 

[136]Слово «сигклит» надо читать как «синклит» — то есть приближенные государя.

 

[137]Россия при царевне Софье и Петре I: Записки русских людей. С. 67-68.

 

[138]Подробнее о Сильвестре Медведеве — в главе «Типографская школа».

 

[139]Попов А.И. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции. М., 1869. С. 253.

 

[140]Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. М., 2000. Т. 1.4. 2: Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. С. 433, 462.

 

[141]Шамин С.М. Мода в России последней четверти XVII столетия. С. 32-33.

 

[142]Приказные люди — чиновники в «приказах» (центральных органах управления).

 

[143]Собрание государственных грамот и договоров. Т. 4. С. 395.

 

[144]Объяриновый или объяринный — сшитый из шелковой ткани (муара) с золотыми или серебряными узорами.

 

[145]Там же. С. 377.

 

[146]Гедиминович — князь, принадлежащий роду великого князя Литовского Гедимина.

 

[147]Династия московских князей Рюриковичей основана князем Даниилом Александровичем, по нему и называется «Даниловичами». Реже ее именуют по прозвищу другого московского князя, Ивана Калиты, — династией «Калитичей».

 

[148]Коллманн Н. Ш. Соединенные честью. Государство и общество в России Раннего Нового времени. М., 2001. С. 362.

 

[149]Воинский голова, стрелецкий голова — должности среднего «офицерского состава» в Московском государстве. Они командовали отрядами в несколько десятков или несколько сотен человек. Стрелецкому голове подчинялся «приказ» — воинская часть из пятисот и более бойцов списочной численности. Головы подчинялись полковым и городовым воеводам.

 

[150]Соловьев С.М. История России с древнейших времен // Соловьев С.М. Сочинения. М., 1991. Кн. 7. С. 238—239. Мысль, выраженная с публицистической категоричностью, приобрела карикатурный вид. Не «русское войско», но лишь часть его — поместное ополчение — тактически, а также по выучке и дисциплине отставала от полевых соединений западноевропейского типа со времен Смуты. Но в XVI веке поместное ополчение еще было грозной силой. И даже в XVII веке могло неплохо показать себя в боях с поляками. Другое дело, что со временем это «отставание по очкам» обернулась бы полной небоеспособностью при столкновениях с быстро прогрессирующими западными армиями.

 

[151]Эскин Ю. М. Очерки истории местничества в России XVI—XVII вв. М., 2009. С. 170-173.

 

[152]Слова об «отеческих делах» означают, что вельможа отказывался от работы из-за проблемы с определением местнического старшинства. Иначе говоря, из-за тяжбы «в отечестве», происхождении.

 

[153]То есть: «не из-за болезни и не из-за каких-либо других необходимых и неотложных дел».

 

[154]Соборное уложение 1649 года // Российское законодательство X— XX веков. М., 1985. Т. 3. С. 106.

 

[155]Эскин Ю. М. Очерки истории местничества… С. 219—228.

 

[156]Дворцовые Разряды. 1612-1628. Т. 1. СПб., 1850. С. 96-101, 396— 397.

 

[157]Имеется в виду обычай ставить на документах дьячью «скрепу», то есть визу, в целях охраны входивших в дело документов от подлогов.

 

[158]Эскин Ю. М. Очерки истории местничества… С. 231.

 

[159]Собрание государственных грамот и договоров. Т. 4. С. 371—372.

 

[160]Там же. С. 374.

 

[161]Седов П. В. К изучению источников по истории местничества // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. 26. СПб., 1998. С. 209— 223; он же. О боярской попытке учреждения наместничеств в России в 1681-1682 гг. // Вестник ЛГУ. 1985. № 9. Вып. 2. С. 28.

 

[162]Соборное деяние об уничтожении местничества 12 января 1682 года // Российское законодательство X—XX веков. М., 1986. Т. 4. С. 36.

 

[163]Там же. С. 46.

 

[164]Там же. С. 37.

 

[165]Там же. С. 39.

 

[166]Маркевич А. И. История местничества в Московском государстве в XV-XVII веке. Одесса, 1888. С. 554.

 

[167]Соборное деяние об уничтожении местничества 12 января 1682 года. С. 40.

 

[168]Подробнее — в главе «Меж двух патриархов».

 

[169]Там же.

 

[170]Там же. С. 41-42.

 

[171]Вот уж многое можно привести в защиту этого обычая, только не в середине XVII века, а в начале его или же в XVI столетии. Тогда местничество уберегло для России значительный процент здоровой национальной силы, не истребленный в междоусобных столкновениях.

 

[172]Соловьев С. М. История России… Кн. 7. С. 242.

 

[173]То есть полагающийся по закону штраф за бесчестье.

 

[174]Соборное деяние об уничтожении местничества 12 января 1682 года. С. 45.

 

[175]Отеческое дело — здесь: дело об «отечестве» дворянина, иначе говоря, местническая тяжба.

 

[176]Там же. С. 46. Курсив мой.

 

[177]Разряд — здесь: Разрядный приказ, своего рода Генштаб вооруженных сил России.

 

[178]То есть заверенные подписями списки предков.

 

[179]Явное свидетельство — здесь: документальное подтверждение службы представителей данных родов на высоких должностях в армии, в Думе, при посольском деле или в «дворовой» должности.

 

[180]Там же. С. 44.

 

[181]Десятня — список местной служилой корпорации дворян, предназначенный для нужд военной службы. В «первой статье» там указывались наиболее значительные дворяне данной местности.

 

[182]Там же. С. 45.

 

[183]Антонов А. В. Родословные росписи конца XVII в. М., 1996. С. 9.

 

[184]За первые пять лет своего существования Палата родословных дел собрала родословные «росписи» с сопутствующими документами примерно у 560 дворянских семейств. А пожар 1812 года пощадил лишь полторы сотни росписей… См.: Антонов А. В. Родословные росписи конца XVII в. С. 13-14.

 

[185]Собрание государственных грамот и договоров. Т. 4. С. 406—410.

 

[186]Там же. С. 406.

 

[187]Демидова Н. Ф. Федор Алексеевич. С. 194.

 

[188]Речь идет о документах, подтверждающих местнические «случаи» — пребывание думных чинов, воевод и воинских голов в какой-либо службе, когда фиксируются имена и должности всех начальствующих лиц и видно, кто кому равен, кто выше кого поставлен.

 

[189]Товарищ — понятие из государственного быта дореволюционной России. Товарищем называли заместителя или помощника начальствующего лица. Татищев имеет в виду, что Голицын поставил иные знатные роды в подчиненное, приниженное по отношению к нему положение.

 

[190]Татищев В. Н. История Российская. Т. 7. С. 176.

 

[191]Созерцание краткое лет 7190—92 Сильвестра Медведева по списку Григоровичевскому // Козловский И. Сильвестр Медведев. Очерк из истории русского просвещения и общественной жизни в конце XVII века. Киев, 1895. С. 14.

 

[192]Повествование о московских происшествиях по кончине царя Алексея Михайловича… С. 76—77.

 

[193]Богданов А. П. Несостоявшийся император Федор Алексеевич. С. 250.

 

[194]Маркевич А. И. История местничества в Московском государстве… С. 597.

 

[195]Там же. С. 600-601.

 

[196]Талина Г. В. Выбор пути… С. 214.

 

[197]Местнических дел, разумеется, было намного больше. Речь идет лишь о сохранившихся полностью или хотя бы частично документальных комплексах. Многие местнические тяжбы известны лишь в кратком описании, занесенном в разрядные книги и другие документы. Но поскольку за весь период с 1630-х по 1690-е годы русские государственные архивы имеют приблизительно равномерную сохранность, то, думается, можно считать, что количество не дошедших до нашего дня «дел» прямо пропорционально количеству дошедших.

 

[198]Щербатов М. М. О повреждении нравов в России // Русская старина. 1870. Т. 2. С. 24, 35-36.

 

[199]См. Приложение 2 этой книги.

 

[200]Подробнее см. в главе «Типографская школа».

 

[201]Свод законов, введенный Алексеем Михайловичем в 1649 году. 164

 

[202]Впрочем, сыграло свою роль и тяжелое финансовое положение греческих иерархов, подвигавшее их к тому, чтобы всячески угождать государю Алексею Михайловичу.

 

[203]Зызыкин М. В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. М., 1995. Ч. 2. С. 245—246. Сохранена орфография оригинала.

 

[204]Часть книг, принадлежавших Никону, уже после его кончины перешла в библиотеку Типографской школы иеромонаха Тимофея.

 

[205]Каким образом решат ее как раз в царствование Федора Алексеевича, см. в главе «Типографская школа».

 

[206]Татищев В. Н. История Российская. Т. 7. С. 177.

 

[207]Исключение составлял лишь неподсудный Монастырскому приказу патриарх, а также «Патриарший дом» — чиновники и прочие люди, служившие на «великого господина Святейшего патриарха».

 

[208]Келарь — монастырское должностное лицо, своего рода «завхоз». Иоаким долгое время занимал место келаря в московском Новоспасском монастыре.

 

[209]Богданов А. П. Русские патриархи (1589—1700). М., 1999. Т. 2. С. 64.

 

[210]Демидова Н. Ф. Федор Алексеевич. С. 196.

 

[211]Снегирев И. М. Архангельский собор в Московском Кремле // Русские достопамятности. М., 1865. Вып. 12—13. С. 29.

 

[212]«Венец веры» и «Обед душевный» — богословские сочинения Симеона Полоцкого, причем сборник проповедей «Обед душевный» был напечатан после смерти автора в царствование Федора Ивановича (1681).

 

[213]Собрание государственных грамот и договоров.. Т. 4. С. 352—356.

 

[214]Там же. № 128 от 27 ноября 1681 года.

 

[215]«Сброками» и «соборами» в средневековой России называли территориальные объединения приходского духовенства, куда входило по нескольку десятков церквей.

 

[216]Высость — здесь: высокомерие. Обычное же значение — высота.

 

[217]Акты исторические. Т. 5. № 75. СПб., 1843. С. 10.

 

[218]Речь идет о староверах.

 

[219]Собрание государственных грамот и договоров. Т. 4. С. 411.

 

[220]Симеон Полоцкий не учил Петра Алексеевича, но мог оказывать влияние на процесс его воспитания.

 

[221]Кошелева О. Е. Обучение в русской средневековой православной традиции // Одиссей: человек в истории. 2010/11. М., 2012. С. 61—64.

 

[222]Фонкич Б. Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII веке. М., 2009. С. 115.

 

[223]Действительно, как свидетельствуют архивные документы, Патриарший Казенный приказ («министерство финансов» патриарха) на протяжении нескольких лет регулярно выделял средства на тимофеевскую школу.

 

[224]Судя по составу школьной библиотеки, о чем см. ниже.

 

[225]Греческие имена даны в русской записи — по документам 1680-х годов.

 

[226]Володихин Д. М. Греческая Типографская школа иеромонаха Тимофея // Володихин Д. М. Книжность и просвещение в Московском государстве XVII в. М., 1993. С. 48-54.

 

[227]Там же. С. 29-32.

 

[228][Поликарпов Ф.] Историческое известие о Московской Академии // Древняя Российская Вивлиофика. М., 1791. Ч. XVI. 2-е изд. С. 296—297.

 

[229]Сведения взяты из списка книг, относящегося к 1689 году, когда в Заиконоспасском монастыре заправляли уже Лихуды, а не Медведев. Но ядро собрания сформировалось явно до них: книг на греческом тут не много, латынь явно преобладает.

 

[230]Может быть, речь идет не только о книжном собрании самого Федора Алексеевича, но и о библиотеке, накопленной государями из рода Романовых за 60 лет со времен Смуты. Тогда это поистине царский дар. Но текст не позволяет однозначного толкования.

 

[231]В новом варианте «Привилегии», относящемся уже к 1685 году.

 

[232]Фонкич Б. Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII веке. С. 167— 168.

 

[233]Древнейшее название Заиконоспасского монастыря — «Спас Старый на Песках». Так его именуют в документах второй половины XVII столетия.

 

[234]Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 235 (Патриарший Казенный приказ). Оп. 2. № 122. Л. 279 об.; № 147. Л. 309 об. Славяно-греко-латинская — позднее название академии, относящееся к 1775 году. В первые годы ее существования устоявшегося названия не было; в документах, как было сказано, ее просто звали «Акедемия». Историки используют наименования «Эллино-греческая академия» или «Эллино- славянская академия», говоря о первых полутора десятилетиях ее истории.

 

[235]Собор возведен уже после смерти Федора Алексеевича, при Петре I, однако в нижней его части сохранились элементы более древних построек.

 

[236]Если повернуться к Казанскому храму спиной, то арка обнаруживается на левой стороне улицы.

 

[237]Ростовский летописец конца XVII в. // Советские архивы. 1981. № 6. С. 36.

 

[238]Татищев В. Н. История Российская. Т. 7. С. 178.

 

[239]Дневник зверского избиения московских бояр в столице в 1682 году… С. 397.

 

[240]Некоторые историки считают, что поддержку «партии» Нарышкиных—Матвеева оказал сам патриарх Иоаким — в особенности сразу после кончины Федора Алексеевича. А.П. Богданов даже увидел в нем центральную фигуру «дворцового переворота». Однако сколько-нибудь солидных доказательств не приведено. Иоаким весьма быстро объявил о наречении новым государем царевича Петра Алексеевича, но у него на то могли быть разные основания — от прямого принуждения до нежелания заводить новую смуту. Скорая передача престола юному Петру могла казаться Иоакиму тем средством, которое наилучшим образом обеспечит сохранение порядка. Вышло совершенно иначе, но заглянуть в будущее способен только Господь Бог.

 

[241]Плохо осведомленный иноземец делает здесь двойную ошибку. Верно то, кто род князей Голицыных происходил из литовского державного семейства Гедиминовичей. Но к Ягеллонам, то есть потомкам великого князя Литовского Ягайло (Ягелло) Ольгердовича, внука Гедимина, Голицыных причислять нельзя. Они вышли не из младшей, а из старшей ветви Гедиминовичей, восходящей к сыну Гедимина — Наримунту.

 

[242]Дела Невилль. Записки о Московии. С. 159—160.

 

[243]Имеется в виду стрелецкое восстание.

 

[244]Иначе говоря, заставляют работать по воскресеньям.

 

[245]Гильдебрандт фон Горн. Московское восстание 1682 г. глазами датского посла // Вопросы истории. 1986. № 3. С. 85—86.

 

[246]«Склонны к страшному неистовству…». Донесения Генриха Бутенанта фон Розенбуша о стрелецком восстании 1682 года в Москве // Источник. Документы русской истории. № 1 (61). 2003. № 2.

 

[247]Имеется в виду: встречались в прежних главах «Истории России» С.М. Соловьева.

 

[248]Товарищ — здесь: заместитель, помощник.

 

[249]Соловьев С.М. История России… Кн. 7. С. 256.

 

[250]Иначе говоря, не заниматься вымогательством взятки ни при каких обстоятельствах.

 

[251]Стрелецкая служба в XVII в. // Русский архив. 1895. № 1. С. 21—22.

 

[252]«Склонны к страшному неистовству..». N° 2.

 

[253]Очень точно ухватил суть происходившего тогда переворота современный историк А. П. Богданов: «О наречении Петра на царство в один час по смерти брата сообщают… официальные записи Разряда, Поденные записки патриаршего приказного — очевидца Московского восстания, а также чудовский монах-летописец Исидор Сназин. По их данным, на всё ушло от 30 до 45 минут». Богданов А. П. Несостоявшийся император Федор Алексеевич. С. 297.

 

[254]Поденные записи очевидца московского восстания 1682 года // Советские архивы. 1979. № 2. С. 35.

 

[255]Труворов А. О санях, употреблявшихся при погребении русских великих князей, царей и цариц // Русская старина. 1887. № 12. С. 838.

 

[256]Князь В.Ф. Одоевский возглавлял крупное финансовое ведомство — приказ Большого дворца.

 

[257]Гильдебрандт фон Горн. Московское восстание 1682 г. глазами датского посла. С. 86.

 

[258]Дневник зверского избиения московских бояр в столице в 1682 году… С. 397-399.

 

[259]Труворов А. О санях, употреблявшихся при погребении русских великих князей… С. 839.

 

[260]Повествование о московских происшествиях по кончине царя Алексея Михайловича… С. 77—78.

 

[261]Дела Невилль. Записки о Московии. С. 192.

 

[262]Там же. С. 159-160.

 

[263]«Склонны к страшному неистовству..». № 2.

 

[264]Поденные записи очевидца московского восстания 1682 года. С. 35.

 

[265]Записки земского дьячка второй половины XVII в. // Исторический архив. Т. 2. М.; Л., 1939. С. 99.

 

[266]Ростовский летописец конца XVII в. С. 36.

 

[267]Богданов А. П. Несостоявшийся император Федор Алексеевич. С.314.

 

[268]РГАДА. Ф. 235. Патриарший Казенный приказ. Опись 2. № 105. Л. 110-111 об.

 

[269][7] 189 год — дата по летоисчислению от Сотворения мира. 24 мая 7189 года приходится на 3 июня 1681 года по современному летоисчислению.

 

[270]Царьград — Константинополь, позднее Стамбул.

 

[271][7]190 год — дата по летоисчислению от Сотворения мира. 30 января 7190 года приходится на 9 февраля 1682 года по современному летоисчислению.

 

[272]Четь и полдесть — здесь: форматы печатных изданий.

 

[273]Скаска — разновидность отчета.

 

[274]Вставка между звездочками — виза чиновника, проставленная в специально оставленном для нее пробеле между словами.

 

[275]Роспись — здесь: список.

 

[276]Помета — здесь: дьяческая виза.

 

[277]В… столпу — виза («помета») была написана в документе, который соединялся с другими документами в виде «столбца» или «столпа» — узкой многометровой бумажной ленты, где всякая новая деловая бумага подклеивается к концу предыдущей. «Расходный столп» объединяет документы, связанные с расходами за год.

 

[278]Там же. № 111. Л. 247 об. — 248.

 

[279]Вставка между звездочками — виза чиновника (см. выше).

 

[280]Роспись — здесь: расписка в получении денег.

 

[281]Иначе говоря, он прекращал споры своим мудрым решением.

 

[282]Имеется в виду христианизаторская политика Федора Алексеевича внутри страны. В частности, указания, согласно которым неправославный не может владеть деревнями и селами, которые населены православными.

 

[283]Имеется в виду прощение податному населению недоимок по государственным налогам.

 

[284]Древняя Российская Вивлиофика. М., 1789. Ч. 11. С. 229—231. Тоже: Снегирев И. М. Архангельский собор в Московском Кремле. С. 28—31. Текст представлен в адаптированном виде, поскольку некоторые старо образные слова и обороты неспециалистами могут быть поняты с трудом.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 745; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.295 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь