Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Творение 14. Господство человека.
Братья и сестры, мы говорим, что человек был сотворён в величайшем достоинстве, а именно: 1. творению человека предшествовал совет лиц Пресвятой Троицы. 2. человек причастен всем дням творения и принадлежит всем мирам. 3. человек сотворён по образу Богу. 4. Человек имеет творческое задание, ему задано уподобление Тому, кто его образовал. 5. Человеку дано особое начальство над землей, этот текст мы сейчас должны прочесть. Из 5го дня мы знаем о том, что Бог благословил первых животных теми же словами, что и человек. И почему-то животные 5го дня благословлены, а животные 6го дня ещё не благословлены. Животные, сродные нам по плоти, ожидают человека, чтобы в нём благословиться. То есть, животные, сродные нам по плоти, ещё ожидают человека, чтобы благословиться вместе с ним, в нём, вместе со всею живностью, включая землю живую. В мироздании явился тот, кто понимает благословение и кто отвечает Богу сначала пониманием, затем — волеизъявлением и действием. Стих 28: « И благословил их Бог, говоря: растите и множьтесь » Вот первое: растите или, в еврейском плодитесь, растите, относится к внутреннему развитию человечества — это основное. Второе: множьтесь — относится к внешнему развитию, то есть увеличение числа человеков на земле. Благословение Божие «растите» ап. Пётр понимает прямо: «растите в благодати и познании» (2е Петра 3: 18). «Растите» относится к внутреннему развитию человека. Пётр так и говорит: растите в благодати и познании. «И благословил их Бог, говоря: растите и множьтесь, и наполните землю и (внимание) примите господство над ней, и начальствуйте над рыбами морскими и птицами небесными и всеми скотами, и всею землей и всеми ползучими, ползающими по земле». Итак, на что благословил Бог человека: 1. На рост и умножение. 2. На то, чтобы господствовать над землёй. 3. Чтобы начальствовать над землёй с её животными. Не простой текст. Помните, загадали мы загадку на прошлой беседе, вот сейчас пришло время разгадывать. О земле почему-то говорится дважды, то есть, какая-то сугубая власть дана человеку над землёй, какая-то двойная власть человеку дана над землёй. Непонятно и другое: сказано начальствовать над землёю, а первыми из животных упомянуты рыбы морские, за рыбами — птицы небесные, а ни те ни другие не были упомянуты среди сотворённых существ. Как подступиться к пониманию этого текста? В св. Писании есть так называемые параллельные места. Это такие отрывки текста, которые соотносятся между собой по смыслу. Вот параллельным местом к стиху Бытие 1: 28, будет стих Бытие 9: 1. В этом стихе Бог даёт благословение Ною, Ною после того, как завершился Великий Потоп, и жизнь на земле обновилась. Сказано (Быт 9: 1): «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: растите и множьтесь и наполните землю и примите господство над ней». В благословении Ною ни слова не сказано, чтобы начальствовать человеку над землёй и её животными. Адаму — сказано, а Ною — не сказано начальствовать человеку над землёй и её животными. Почему? Что-то изменилось на земле, что-то произошло в человечестве между 6м днём творения и Великим Потопом, из которого был спасён Ной. Это было событие грехопадения. После грехопадения человек сохранил господство над землёй, но потерял начальство над землёй и её животными. Мы верим в Бога-Творца неба и земли видимых сил и невидимых, Бог благословил человека: господствуйте над видимым миром — землёю, и начальствуйте над этим видимым миром, поскольку в нём действуют невидимые силы и духи. Ещё раз. Господствуйте над видимым миром и начальствуйте над этим видимым миром, поскольку в нём действуют невидимые духи. Такова власть была человека над землёй до грехопадения, сугубая, двойная над видимым и невидимым. Невидимые духи это ангелы, среди которых к 6му дню творения уже произошло отпадение от Бога. Когда Бог говорит человека «начальствуйте над землёю», Он благословляет человека не уступать землю сатане. «Начальствуйте» это буквальный перевод с греческого, он никозистый, но в нём есть корень «архе». «Начальствуйте над землёю» это означает, что человек должен не уступать землю сатане. Если бы человек не имел такой силы не уступать сатане, на нём не было бы вины, когда он послушал змея-искусителя в Раю. Человек лишился Рая потому что не исполнил благословения начальствовать над землёй. Над землёй и ещё над кем человеку было благословлено принять начальство? Во-первых, действительно над животными, которые перечислены: рыбы, птицы, скоты, ползучие. Во-вторых, над теми невидимыми силами, образом которых является каждое из перечисленных животных. Сказано в стихе 28: «начальствуйте над рыбами морскими и птицами небесными и всеми скотами и всею землёй и всеми ползучими, ползающими по земле». Если перейти на символический язык, то мы получим такую последовательность символов. 1. Рыбы, птицы, скоты 2. Земля и ползучие. Можно подумать, что в первой группе обозначено три стихии: воды (рыбы), воздух (птицы), земля (скоты). Однако, речь идет не о стихиях, но о невидимых силах. Не, первое рыба. Рыба это символ амбивалентный, то есть имеет двойное значение. Рыба это символ жизни; в дальнейшем это будет символ Христа. Как возник этот символ? Небо (шамайм) можно было так услышать: еврейское слово «шаммайм» - там вода — над твердью. Вода-то над твердью. Есть вода над твердью? Там жизнь. Где вода и жизнь — там — рыба. Жизнь пришла с неба, рыба — Христос. Распространению этого символа, что Христос — рыба, содействовало совпадение первых двух букв Иисус Христос с греческим словом «рыба» «ихтис». Первые две буквы совпали. Также и всё слово получило расшифровку: Иисус Христос Божий Сын — Спаситель, а сама рыбка стала чем-то вроде пароля для первых христиан. Но это всё вторично. Христос — рыба, потому что Он в воде жизни, потому что Он с неба пришёл, пришёл как жизнь. Под твердью воды, в водах Великого Потопа кроме тех, кто был в Ковчеге не погибли только, кстати, рыбы. Так. Первое это символ жизни, и в дальнейшем — символ Христа, пришедшего с неба. Второе — рыба морская, а море это символ укрощения сатанинских сил. Этот образ мы находим в псалмах, в Книге Иова, Иеремии. Если вы внимательно будете читать, вы над словами «укрощение моря» можете понимать «укрощение демонических сил». Это общее понимание. А большая рыбища или животное морское это «тонин» по-еврейски или кит, станет символом сатаны, и во чреве этой большой рыбы (даг гадол) пророк Иона провёл 3 дня и 3 ночи: большая рыба это просто символ дьявола. Таким образом, рыба обозначает и Христа и Его противника. Рыба в благословении человеку стоит на первом месте, а это значит: различай духов и начальствуй над нечистыми духами, поскольку они вторгаются в творю жизнь. Умей их туда не пускать. Второе. Птицы небесные. Птицы небесные упоминаются только в связи с человеком. В5й день творения были сотворены птицы крылатые или пернатые (Быт 1: 21), а птицы небесные были созданы Богом для Рая в 6 день из земли. Будем говорить об этом применительно к Раю. (Бытие 2: 9 и 2: 19). На символическом языке птицей небесной обозначают силы, ближайшие человеку и преданные ему для его хранения. И после грехопадения небесные силы останутся с человеком: голубица будет помогать Ною. А птицы небесные, кстати, принадлежат к чистым животным, которых можно было использовать для жертвоприношения. И, наконец, «скоты», на еврейском языке «бехемот» это просто имя сатаны. Бехемот это имя сатаны. Вот первая группа символических животных, начальствовать над которыми человек имеет благословение. Это двузначный символ «рыба» и два однозначных символа: птица небесная (благая, духовная) и бехемот — сатана. Перечень символических животных прерывается указанием на землю, начальство над которой человек должен особенно блюсти от ползучих (от ползучего) так сказано в стихе 28: «Начальствуйте над рыбами морскими (так, поняли), птицами небесными (поняли) и всеми скотами и всею землею и всеми ползучими, ползающими по земле». Как это понимать? Змей, искусивший прародителей в Раю был четвероногим, он был скотом (на ногах пришёл в Рай), но в проклятии он лишился ног: и будет, как сказано, в Писании, «ходить на персях и чреве». Это будет его новое символическое обличие: змей станет ползучим, ползающим по земле. По замыслу Творца человеку дано начальство над всеми скотами и после грехопадения человек имеет власть не подчиняться дьяволу. Над всеми ползучими, сказано, начальствуйте, над всеми ползучими, ползающими по земле. В контексте 6го дня это змей, конечно. Если прочесть благословение Божие человеку на символическом языке, то перед нами три возвышающиеся ступени: человек имеет благословение: 1. На умножение и рост. 2. Благословение господствовать, обладать (такой возможен перевод ближе к еврейскому) господствовать или обладать над видимым, т. е. над землею и начальствовать (по-еврейски скорее владычиствовать) над невидимым, поскольку оно покушается на землю. Высшее благословение Божие, противостояние в духе дано на символическом языке, и прослеживается с трудом. Иначе быть не могло, потому что оно дано до грехопадения. Однако, если внимательно читать, и после грехопадения человеку повелевается враждовать со змеем (Быт 3: 15) и даже после грехопадения, пока человек был ближе ещё к райской жизни, первенцу Адама — Каину — было сказано: начальствуй над ним, имеется в виду дьяволом, водхновителем перого человекоубийцы. Высшее благословение Божие — не уступать землю сатане. Это надо понять. Значит первое: рост и умножение, господство над видимым, но высшее благословение — не уступать землю сатане. Читается ли это благословение в еврейском тексте? Нет. В еврейском тексте власть человека по линии владычества, что соответствуйте греческому «начальствуйте» существенно урезано. Все скоты и вся земля выведены из-под благословения Божия, данного человеку, этих слов просто нет в тексте, в вместо ползучих, ползающих находим «животные движущиеся, ползающие по земле» от глагола «рамас» (ползать, двигаться). Вот это важное различие между греческим и еврейским текстом Книги Бытия, заметим его на будущее. Итак, мы говорили о 6й способности человеческого сердца. Человек имеет сознание себя, как образа Божьего. Человек имеет сознание себя, как образа Божьего. Почему я так уверенно говорю? Потому что человеку написано, если он не читает этих слов, ну что же, он плохо делает. Такое знание ему дано. Человек имеет сознание себя, как образа Божьего. И к отличительным свойствам образа Божьего в человеке: свобода, творчество, плотеношение, господство над землёй, прбавляется очень важное благословение Божие начальствовать над сатанинскими силами, поскольку они вторгаются в нашу земную жизнь под всеми их проявлениями. Они же в разных обличьях приходят. Так вот, над сатанинскими силами человеку дано начальствовать во всех их проявлениях и под всеми их скотообразными материаморфными именами: рыбы, тонин, бехемот, ползучий, змей, левиафан, рахаф ещё будет, и другими. Человек имел благословение не уступать землю сатане. Нарушение так понятого благословения в грехопадении даёт возможность понять масштаб этой мировой катастрофы -грехопадения. Вот, что такое было грехопадение. Человек нарушил высшую ступень данного ему Богом благословения. И, наконец, последнее, что относится к достоинству человека, в каком он был сотворён. Это будет 6й момент его высочайшего достоинства. К этому мы сейчас преступим. Человек, сознающий себя, как образ Божий, должен знать, как он будет управлять миром, который ему поручен. Вот как управлять миром, который Бог тебе дал? Если человек образ Богу уподобляющийся, то и его правление должно в чём-то уподобляться Богу Вседержителю. Человек — господин милостивый, и об этом говорит Писание в следующих стихах (29, 30 стихи 1 главы): « И сказал Бог: вот Я дал вам всякую траву семенную, сеющую семя, которая есть на всей земле и всякое дерево, которое имеет в себе плод семенного семени, вам сие будет в пищу и всем зверям земным и всем птицам небесным и всякому ползучему ползающему по земле, которая имеет в себе душу жизни... » Вот чтобы мы не путали ползучие и ползающие по земле с образом дьявола, тут сказано: «ползучему, ползающему по земле, которую имеет в себе душу жизни я дал всю траву зелёную в пищу и бысть так». Что мы можем заключить из этого фрагмента? Человек — господин милостивый. Ни одна душа не пострадает от его господства. Он такого духа господин, что он не будет жить отбирая жизнь. Вот так человек был замыслен, сотворён и благословлён. Таков же будет и Сын человеческий, когда Он придёт взыскать погибшее. В Евангелие от Иоанна сказано: «нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих». И питается первый человек тою же пищей, что подначальные — от земли. И даже от растений не убудет сеющих семя и плодящих плод, потому что в них жизнь сама себя воспроизводит. Как сказано в Книге Премудрости: «Бог не сотворил смерть и не радуется погибели живущих, ибо Он создал всё для бытия». По Богу и образ Божий господин милостивый, таким он был до греха. Святой Иоанн Лествичник говорит: «зла и страстей по естеству нет в человеке, ибо Бог не творец страстей». Итак, человеку дано знать, кто он есть как образ Божий и чем он отличен от космоса и от ангелов. Одно человек от Бога получил: это личная свобода, творческая свобода, ношение плоти. Другое человек услышал как благословение: господствовать над всею землёй, начальствовать над павшими духами. И последнее это милостивное мироправление. Человеку дано самосознание. И последнее я сейчас сделаю замечание в этой нашей беседе: человеку дано самосознание, но это не самопознание ибо человек назван Богом. О первых людях будет сказано, в дальнейшем это будет очень важное место 5я глава Книги Бытия, первые стихи, что Бог назвал имя их человек в день, когда сотворил их. То, чем человек управляет, человек и называет, однако собою сам без Бога человек не управляет. Человек сам себя без Бога не знает, человек сам себе без Бога не господин. Более того, образ Божий в человеке, поскольку он образ Бога и Творца непознаваем. Вот это глубокая мысль св. Григория Ниского: «Образ Божий в человеке непознаваем». Православный богослов замечает: мысль святых отцов (преимущественно восточных) избегает ограничивать то, что в человеке сообразно Богу, какой либо одной частью его существа. Они, кстати, по-разному это называют, но никто не настаивает на терминах. Какая-то способность делает нас сообразным Богу? Нет такого. Человек есть образ Бога непознаваемый. Образ Бога в человеке непознаваемый. Однако, ему дано это знать. Рассказ о том, как происходило творение мира и человека закончен. Читая о сотворении мира мы познавали главное о человеке. Начали от веры, а закончили самосознанием. Человеку дано сознавать о себе, каков он есть по замыслу Творца. И удивительно, что самосознание — далеко не последняя способность человека.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 862; Нарушение авторского права страницы