Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


И. А. Близнец, К. Б. Леонтьев



(под ред. И. А. Близнеца)

Издательство: Проспект, 2010 г., 416стр.

 

Учебник опирается на радикально обновленное российское законодательство в области авторского права, новый этап в развитии которого связан с частью IV ГК РФ, вступившей в силу 1 января 2008 года.

В учебнике последовательно рассматривается система правовой охраны авторских и смежных прав: их место в структуре правового регулирования интеллектуальной собственности, особенности законодательства об авторском праве и смежных правах, основные понятия, особенности возникновения, изменения и прекращения авторских и смежных прав, их содержание, сроки правовой охраны, исключения из прав, система договоров, применяемых в авторско-правовой сфере, особенности перехода и охраны авторских прав в отдельных случаях, система коллективного управления авторскими и смежными правами, вопросы защиты авторских и смежных прав, гражданская, административная и уголовная ответственность за их нарушения.

Особое внимание уделено актам международного права, действующим в сфере авторского права и смежных прав.

 

Для студентов и всех лиц, работа которых связана с возникновением, приобретением, передачей авторских и смежных прав, использованием произведений литературы, науки или искусства, фонограмм, телевизионных или радиопередач, баз данных и компьютерных программ.

 

 

Содержание:

Предисловие. 3

Глава 1. Система правовой охраны авторских и смежных прав. 4

§ 1. Авторские и смежные права в системе интеллектуальной собственности.. 4

§ 2. Законодательство об охране авторских и смежных прав. 8

Глава 2. Авторское право. 12

§ 1. Общие сведения. 12

§ 2. Понятие произведения как объекта авторских прав. Виды произведений.. 14

§ 3. Автор произведения. Соавторство. 21

§ 4. Возникновение авторских прав. Презумпция авторства. 25

§ 5. Личные неимущественные права автора. 28

§ 6. Исключительное право на произведение. 34

1. Понятие исключительных прав. 34

2. Способы использования произведений.. 39

3. Знак охраны авторского права. 49

4. Исчерпание прав. 51

5. Действие исключительных прав на территории Российской Федерации.. 51

6. Ограничения исключительных прав. Компенсационное вознаграждение. 54

§ 7. Срок действия исключительных прав на произведение. Общественное достояние 64

1. Сроки действия исключительных прав на произведения российских авторов и иных правообладателей, исключительные права которых охраняются непосредственно на основании законодательства Российской Федерации.. 65

1.1. Произведения, 50-летний срок действия авторских (исключительных) прав на которые не истек по состоянию на 1 января 1993 г. 66

1.2. Произведения, 50-летний срок действия исключительных прав на которые истек по состоянию на 1 января 1993 г. 68

1.3. Произведения, авторское право на которые возникало у юридических лиц в соответствии с законодательством, действовавшим в СССР.. 69

2. Сроки действия авторских прав на произведения, охраняемые в соответствии с международными договорами Российской Федерации.. 69

§ 8. Договоры в сфере авторских прав. 74

1. Договор об отчуждении исключительного права на произведение. 75

2. Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения 77

Лицензионный договор N ________ о предоставлении права использования Произведения на неисключительной основе (неисключительная лицензия) 82

3. Издательский лицензионный договор. 83

4. Договор авторского заказа. 85

§ 9. Наследование авторских прав и иные случаи перехода прав. 87

§ 10. Особенности охраны авторских прав в отдельных случаях. 89

1. Переводы и иные производные произведения. Составные произведения. 89

2. Служебные произведения. 92

3. Программы для ЭВМ.. 94

4. Аудиовизуальные произведения. Сложные объекты.. 99

5. Проекты официальных документов. 105

6. Произведения изобразительного искусства: право доступа и право следования 106

7. Произведения архитектуры.. 108

8. Создание произведений по государственному или муниципальному контракту 108

9. Особенности охраны произведений, созданных в период существования СССР 109

Глава 3. Смежные права. 112

§ 1. Объекты смежных прав. Общие сведения. 112

§ 2. Права на исполнение. 117

§ 3. Права на фонограммы.. 123

§ 4. Права организаций эфирного и кабельного вещания. 127

§ 5. Права изготовителей баз данных. 128

§ 6. Права публикатора. 131

Глава 4. Коллективное управление авторскими и смежными правами.. 133

Глава 5. Защита авторских и смежных прав. 147

§ 1. Ответственность за нарушения авторских и смежных прав. 147

1. Гражданско-правовая ответственность. 148

2. Административная ответственность. 151

3. Уголовная ответственность. 152

§ 2. Технические средства защиты авторских прав. Информация об управлении правами 157

Глава 6. Международные договоры в области авторских и смежных прав. 161

§ 1. Общие сведения. 161

§ 2. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 163

§ 3. Всемирная (Женевская) конвенция об авторских правах. 207

§ 4. Конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция) 217

§ 5. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (" Женевская фонограммная конвенция" ) 232

§ 6. Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссельская конвенция) 240

§ 7. Договор ВОИС об авторском праве. 247

§ 8. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам.. 259

§ 9. Иные международные договоры, содержащие положения, посвященные вопросам охраны авторских и смежных прав. 270

 

 


Предисловие

 

Авторское право - один из старейших компонентов правового регулирования интеллектуальной собственности. Его зачатки встречаются еще в глубокой древности, ибо человеку творческому всегда было свойственно защищать свое авторство на созданное произведение. В Государственном Эрмитаже, например, есть древнегреческая ваза, датированная 500 г. до н. э. На ней написано: " Гесхил сделал. Эпиктет расписал". Так два древних мастера на тысячелетия вперед закрепили свое соавторство на произведение искусства. С течением времени авторское право обогатилось регулированием смежных прав и неизмеримо усложнилось, найдя ответы на те вызовы, которые несло с собой появление новых технологий - книгопечатания, фотографии, кинематографии, радиовещания, телевидения, интернет-технологий...

Но, сколько бы ни менялись конкретные авторско-правовые механизмы под воздействием научно-технического прогресса, все равно концептуальные предпосылки авторского права остаются неизменными, основываясь на необходимости для человечества, с одной стороны, иметь доступ к накопленным знаниям, а с другой - вознаграждать тех, кто эти знания добывает. Именно этой идеей проникнуты положения Всеобщей декларации прав человека (ст. 27):

" 1. Каждый человек имеет право участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является".

В нашей стране авторское право зародилось сравнительно поздно, в XIX веке, а после большевистского переворота вообще оказалось под угрозой исчезновения под лозунгом " Искусство принадлежит народу! ". Лишь в 1993 г. был принят Закон Российской Федерации " Об авторском праве и смежных правах", впитавший лучшие достижения мировой авторско-правовой мысли. Новый этап развития авторского права связан с частью четвертой ГК РФ, вступившей в силу 1 января 2008 г. Многие положения этого нормативного правового акта не имеют аналогов в ранее действовавшем российском законодательстве, а значит, нуждаются в изучении, осмыслении, истолковании.

Новизна и оригинальность предложенного в части четвертой ГК РФ правового регулирования вопросов авторского права и смежных прав в значительной степени затруднили не только их практическое применение, но также обучение будущих правоведов, специализирующихся в области законодательства об интеллектуальной собственности. Ранее существовавшие учебники, к сожалению, перестали быть надежным связующим звеном между отечественным законодательством об интеллектуальной собственности и его отражением в сознании студентов. Так возникла объективная потребность в новом учебнике по авторскому праву и смежным правам, опирающемся, с одной стороны, на радикально обновленное российское законодательство, а с другой - на методологические разработки ЮНЕСКО, общепризнанного мирового центра по координации усилий в области исследования и преподавания авторского права.

Учебник доктора юридических наук И.А. Близнеца и кандидата юридических наук К.Б. Леонтьева " Авторское право и смежные права" является достойным ответом на сложившийся запрос. Подготовленный ведущими специалистами Российского государственного института интеллектуальной собственности, членами Кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим правам интеллектуальной собственности, он написан с учетом новых правовых реалий, на современном методологическом уровне, в логике и стилистике, близких современному российскому студенту-юристу.

В учебнике последовательно рассматривается система правовой охраны авторских и смежных прав, в том числе место таких прав в общей структуре правового регулирования интеллектуальной собственности, особенности законодательства об авторском праве и смежных правах, основные авторско-правовые понятия, особенности возникновения, изменения и прекращения авторских и смежных прав, их содержание, сроки правовой охраны, исключения из прав, система договоров, применяемых в авторско-правовой сфере, особенности перехода и охраны авторских прав в отдельных случаях, система коллективного управления авторскими и смежными правами, вопросы защиты авторских и смежных прав, гражданская, административная и уголовная ответственность за их нарушения.

Особое внимание в учебнике уделено актам международного права, действующим в сфере авторского права и смежных прав, которые проанализированы здесь фактически постатейно. Данный подход представляется особенно важным в условиях информационной глобализации и углубления международного сотрудничества в авторско-правовой сфере.

Несомненно, учебник может быть полезен не только для студентов, изучающих авторское право и смежные права, но и для всех лиц, работа которых связана с возникновением, приобретением, передачей таких прав, использованием произведений литературы, науки или искусства, фонограмм, телевизионных или радиопередач, баз данных и компьютерных программ.

 

Доктор юридических наук, профессор, руководитель Кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим правам интеллектуальной собственности, Чрезвычайный и Полномочный Посол, заслуженный юрист Российской Федерации Михаил Федотов

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1485; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь