Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 4. Коллективное управление авторскими и смежными правами



 

В условиях развития современных технологий коллективное управление авторскими и смежными правами становится одним из наиболее важных способов их реализации, в ряде случаев оказывается одним из основных средств обеспечения законного использования произведений и объектов смежных прав. Вопросам коллективного управления уделяется значительное внимание как на международном, так и на национальном уровне.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и ЮНЕСКО неоднократно отмечали важность развития коллективного управления как наиболее приемлемого пути, позволяющего избегать ограничений авторских и смежных прав при обеспечении законных возможностей массового использования охраняемых такими правами объектов в новых высокотехнологичных сферах. Значительное место вопросы коллективного управления авторскими и смежными правами занимают в принимаемых в последнее десятилетие Директивах Европейского Сообщества.

С момента зарождения авторского права сущность имущественных прав на произведение чаще всего понималась как обязанность лица, использующего произведение, получать от автора или иного правообладателя специальное разрешение на соответствующий вид использования произведения, т.е. вступать в договорные отношения с правообладателем. Во многом аналогичные правовые конструкции постепенно были установлены в отношении имущественных прав исполнителей, производителей фонограмм, телевизионных и радиовещательных организаций. Такой " разрешительно-договорный" подход постепенно был закреплен в законодательствах всех цивилизованных стран.

Однако по мере появления новых способов использования произведений и объектов смежных прав стали все отчетливее проявляться противоречия между появляющимися новыми техническими возможностями, позволяющими осуществлять массовое и сравнительно недорогое приобщение членов общества к культурным ценностям, и трудностями обеспечения надлежащей юридической чистоты при новых способах использования произведений, исполнений, фонограмм.

Обычно в специальных публикациях*(21) приводят следующий простейший пример: при вещании радиостанции в " музыкальном формате" в час может использоваться более десяти песен, у каждой из которых есть как минимум один композитор и один автор текста. Следовательно, для обеспечения правомерности одного часа вещания необходимо заключение десятков договоров с авторами. На самом деле такой подсчет далек от реального положения дел, поскольку необходимо еще вспомнить о правах исполнителей (певцов, музыкантов, дирижеров), производителей фонограмм, переводчиков, аранжировщиков, а также о том, что права всех этих лиц могут переходить к их наследникам или иным правопреемникам, к различным агентствам и работодателям, " дробиться" между соавторами и т.д. Но даже при самом упрощенном варианте подсчета становится понятно, что выполнение требований об обязательном заключении договоров непосредственно с каждым правообладателем становится невозможным, поскольку соответствующая " юридическая нагрузка" окажется непосильной даже для самых преуспевающих радиовещательных организаций.

В связи с этим в качестве особой модели реализации авторских прав в новых сферах использования произведений стали все шире применяться различные схемы коллективного управления правами, благодаря которым у лиц, использующих произведения и объекты смежных прав, появилась возможность вместо заключения договоров со множеством авторов и иных правообладателей заключать соглашение со специализированной организацией, представляющей их интересы и осуществляющей так называемое управление авторскими и смежными правами на коллективной основе (collective management of copyright and related rights). Такая схема в большинстве случаев не ограничивает права авторов на заключение прямых договоров с пользователями, но дополняет их возможностью коллективной реализации авторских и смежных прав. Организации по коллективному управлению правами, часто именуемые также авторскими обществами или авторско-правовыми обществами, суммируют и выплачивает каждому правообладателю полученные от пользователей денежные средства, благодаря чему правообладатели получают причитающееся им вознаграждение, а пользователи - возможность осуществлять свою деятельность на законном основании.

Первые авторские общества, которые являлись отчасти профессиональными союзами авторов, а также боролись за признание прав авторов на произведения, возникли во Франции еще в XVIII в.*(22) Развитые системы коллективного управления авторскими правами стали создаваться с середины XIX в. Стали возникать как " музыкальные" авторские общества, так и общества, управляющие правами на произведения изобразительного искусства, правами на аудиовизуальные произведения. Постепенно стало развиваться коллективное управление правами артистов исполнителей, а в последние десятилетия - коллективное управление правами на фонограммы и другие объекты смежных прав.

В каждой стране существуют свои принципы распределения сборов. Например, Закон США о частном копировании 1994 г. предусматривает, что сумма собранных средств распределяется между двумя фондами - фондом звукозаписи и музыкальным фондом. Фонд звукозаписи, платежи из которого поступают изготовителям звукозаписей (производителям фонограмм) и исполнителям, применяет лишь один критерий при распределении вознаграждения - продажа звукозаписей (как аналоговых, так и цифровых) на территории США. Музыкальный фонд, получателями платежей из которого являются композиторы, поэты и музыкальные издатели, имеет два критерия: продажа музыкальных сочинений на территории США и трансляция музыкальных записей публике*(23).

Смысл коллективного управления состоит в том, чтобы обеспечить имущественные права авторов и иных правообладателей в тех случаях, когда их осуществление в индивидуальном порядке оказывается затруднительным. Как известно, суть коллективного управления состоит в следующем:

- многие пользователи в силу специфики своей деятельности вынуждены использовать большое количество различных охраняемых объектов (произведений, исполнений, фонограмм), права на которые принадлежат множеству лиц;

- заключение в таких случаях договоров с каждым из правообладателей (авторов, исполнителей, производителей фонограмм) практически невозможно, так как затраты на юридическое сопровождение деятельности в этом случае превысят все разумные пределы);

- законодательство развитых стран мира предоставляет в таких случаях пользователю возможность заключить специальное соглашение с соответствующей организацией по коллективному управлению (пользователь перечисляет такой организации вознаграждение для правообладателей и предоставляет сведения, что именно он использовал - какие произведения, фонограммы и т.д.);

- организация по коллективному управлению суммирует и выплачивает полученное от пользователей вознаграждение отдельным правообладателям (авторам, исполнителям, производителям фонограмм и другим правообладателям - наследникам, правопреемникам по договорам и т.д.).

Следует подчеркнуть, что термин " коллективное управление" не несет никакой идеологической нагрузки, а подразумевает организационную и экономическую специфику соответствующего способа реализации авторских и смежных прав. Этот термин широко используется, например, в законодательных актах Европейского Сообщества, в материалах ВОИС, в научной литературе.

Основная причина признания и распространения во всем мире систем коллективного управления авторскими и смежными правами заключается в том, что такие системы в наибольшей степени соответствуют целям нахождения оптимального компромисса между интересами правообладателей, пользователей и всех граждан современного общества, а также позволяет успешно решать задачи, стоящие перед современными государствами. В условиях технического прогресса и появления все новых средств распространения произведений и объектов смежных прав системы коллективного управления, как отмечается многими специалистами, являются единственной реальной альтернативой полному отказу от авторско-правовой охраны произведений и единственной возможностью обеспечить простой и законный доступ к достаточно широкому репертуару - национальному и международному.

Следует отметить интересную особенность эволюции деятельности по коллективному управлению авторскими и смежными правами: возникнув первоначально как средство контроля за соблюдением так называемых больших прав (в отношении драматических произведений), коллективное управление в дальнейшем оказалось наиболее востребовано при использовании музыкальных произведений малых форм (так называемых малых прав). Однако сегодня постепенно происходит обратный процесс: в связи с новыми технологическими достижениями сфера коллективного управления постепенно начинает охватывать почти все виды произведений.

Если при управлении правами драматургов организации по коллективному управлению представляли собой специфические агентства, действовавшие на основании договоров с каждым из представляемых ими авторов, то в дальнейшем (при коллективном управлении в музыкальной сфере) принципы коллективного управления претерпели значительное изменение.

В настоящее время сложилось несколько основных областей коллективного управления авторскими и смежными правами, в частности:

1) коллективное управление правом на публичное исполнение музыкальных произведений малых форм (или так называемых произведений малых прав - песен, небольших музыкальных отрывков, эстрадных номеров и т.д.);

2) коллективное управление " механическими правами" (правами на воспроизведение произведений в форме аудио- или аудиовизуальной записи на различных видах носителей);

3) коллективное управление правами на публичное исполнение драматических и музыкально-драматических произведений;

4) коллективное управление правом следования;

5) коллективное управление правами на репродуцирование (репрографическое воспроизведение) произведений;

6) коллективное управление авторскими и смежными правами в связи с домашней перезаписью (воспроизведением аудиовизуальных произведений и фонограмм в личных целях);

7) коллективное управление правами исполнителей и производителей фонограмм при публичном исполнении фонограммы, передаче фонограммы в эфир или сообщении для всеобщего сведения по кабелю (см. ст. 39 Закона РФ " Об авторском праве и смежных правах" );

8) коллективное управление правом на сдачу в прокат (применение систем коллективного управления в данной области рекомендовано Директивой ЕС N 92/100/ЕЕС от 19 ноября 1992 г. о праве на прокат и праве на предоставление в безвозмездное временное пользование и некоторых правах, относящихся к авторскому праву в области интеллектуальной собственности);

9) коллективное управление авторскими и смежными правами в связи с кабельной ретрансляцией программ, передаваемых в эфир (система коллективного управления при кабельной ретрансляции передаваемых через спутник программ является обязательной согласно Директиве ЕС N 93/83/EEC от 27 сентября 1993 г. о согласовании некоторых норм авторского права и прав, относящихся к авторскому праву, применимых к эфирному вещанию через спутник и к ретрансляции по кабелю).

Формирование авторских обществ в России началось еще в 70-е гг. XIX в. Первыми для защиты своих прав объединились драматурги, учредившие по инициативе драматурга Александра Николаевича Островского в 1870 г. " Собрание русских драматических писателей" *(24).

В 1874 г. на его основе было создано " Общество русских драматических писателей", учредителями которого стал 81 российский литератор, в числе которых были Иван Сергеевич Тургенев, Алексей Константинович Толстой, Николай Семенович Лесков и многие другие отечественные " властители дум".

Об авторитете и влиянии этого Общества свидетельствует тот факт, что уже через полгода после его создания было получено письмо от старейшего в Европе и в мире французского Общества драматических писателей и композиторов (САКД) с предложением заключить Конвенцию о переводах, которая положила начало международным контактам Российской империи в области авторского права.

В 1875 г. к Обществу присоединились композиторы во главе с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым, в результате чего оно было переименовано в Общество русских драматических писателей и композиторов и стало первым российским универсальным авторско-правовым обществом, управляющим правами авторов на коллективной основе.

Значительный вклад в фундамент отечественной системы коллективного управления внес известный российский юрист Федор Никифорович Плевако, который с 1887 г. возглавлял юридическую службу Общества.

За свою долголетнюю историю российская система коллективного управления авторскими правами развивалась довольно сложными путями, составляющие ее общества неоднократно преобразовывались.

Так, в 1904 г. из-за внутренних противоречий произошел раскол единой ранее организации на Московское общество драматических писателей и композиторов (МОДПИК) и ДРАМСОЮЗ с центром в Санкт-Петербурге. И только в 1930 г. эти общества вновь объединились во Всероссийское общество драматургов и композиторов.

В 1930-е гг. в СССР были образованы творческие союзы, которые создавали свои собственные управления по охране авторских прав.

Определенный этап в развитии системы реализации авторских прав в нашей стране был связан с созданием и деятельностью ВУОАП (Всесоюзного управления по охране авторских прав) - учреждения, охраняющего права " авторов при издании, публичном исполнении, механической записи и всяком ином виде использования литературных, драматических и музыкальных произведений... " (ст. 1 Положения об Управлении, утвержденного приказом Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР от 16 февраля 1945 г.). Данное учреждение первоначально возникло еще в 1933 г., действовало в пределах РСФСР и состояло в ведении автономной секции драматургов, а затем - Правления Союза советских писателей. В 1938 г. оно было преобразовано во Всесоюзное управление.

В круг деятельности ВУОАП входили:

1) взимание через своих уполномоченных на местах авторского гонорара за публичное исполнение всех видов драматических, музыкальных и других произведений;

2) выдача взимаемых сумм писателям и композиторам;

3) оказание авторам юридической помощи в вопросах авторского права.

При ВУОАП существовал отдел распространения, занимавшийся изданием драматических произведений советских авторов. В столицах союзных республик существовали республиканские, а в других крупных пунктах - краевые и областные отделения, подчиняющиеся ВУОАП*(25).

После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве в редакции 1952 г. было создано Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП), учредителями которого стали все существовавшие тогда творческие союзы и ряд организаций, использующих авторские произведения. Появление ВААП снова привело к централизации деятельности во всех сферах авторского права, в которых тогда были применимы принципы коллективного управления.

ВААП стало весьма авторитетной государственно-общественной авторско-правовой организацией.

В 1991 г. ВААП было преобразовано в Государственное агентство по авторским и смежным правам (ГААСП), а в 1992 г. появилось Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС).

Вступивший в силу 3 августа 1993 г. Закон РФ " Об авторском праве и смежных правах" предусматривал необходимость создания негосударственных некоммерческих организаций для осуществления деятельности по управлению авторскими правами на коллективной основе. Именно по такому пути пошло дальнейшее развитие российской системы коллективного управления имущественными авторскими и смежными правами.

Президент Российской Федерации своим Указом от 7 октября 1993 г. N 1607 " О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав" ликвидировал РАИС.

В настоящее время существует несколько российских организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами.

Первой из таких организаций стало Российское авторское общество (РАО), зарегистрированное в том же 1993 г. в качестве общественной организации.

РАО - старейшее и крупнейшее авторское общество России, осуществляющее коллективное управление правами авторов при использовании произведений на телевидении, радио, в театрах, на концертных площадках и в иных случаях коллективного управления такими правами, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно.

Большинство общероссийских организаций, управляющих авторскими и (или) смежными правами на коллективной основе, созданы в форме некоммерческих партнерств, что способствует активному приему в их ряды не только физических, но и юридических лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 1242 ГК РФ организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться самими правообладателями:

1) во всех случаях, когда осуществление прав в индивидуальном порядке оказывается затруднительным;

2) в случаях когда Кодекс предусматривает, что использование объектов авторских и смежных прав допускается без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения.

Организации по управлению правами на коллективной основе должны создаваться в форме основанных на членстве некоммерческих организаций.

В части четвертой Гражданского кодекса РФ предусмотрен несколько отличный от ранее действовавшего подход к законодательному регулированию случаев коллективного управления имущественными авторскими правами.

Организации по коллективному управлению по-прежнему могут создаваться любыми заинтересованными правообладателями, но при этом допускается два варианта осуществления коллективного управления:

1) в интересах только ограниченного круга лиц, предоставивших полномочия на коллективное управление соответствующей организации;

2) в интересах неограниченного круга лиц (всех правообладателей соответствующей категории), но с соблюдением следующих требований:

- только теми организациями по коллективному управлению, которые пройдут специальную государственную аккредитацию;

- только в тех весьма ограниченных сферах, которые указаны непосредственно в ст. 1244 ГК РФ.

 

┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐

│ Организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами │

└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘

│ │

▼ ▼

┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐

│ Организации, │ │ Организации, осуществляющие сборы для всех │

│ действующие только │ │ правообладателей вне зависимости от наличия │

│ от имени лиц │ │ договоров с каждым из них (расширенное │

│ (правообладателей), │ │ коллективное управление) │

│ от которых получены │ └ ─ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘

│ соответствующие │ │

│ полномочия по │ │ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐

│ договорам │ ├ ─ ► │ 1) только после получения специальной │

└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ │ │ государственной аккредитации │

│ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘

│ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐

│ │ 2) только в тех случаях (сферах) │

└ ─ ► │ использования, которые специально │

│ указаны в ГК РФ (ст. 1244) │

└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘

 

Переход к данному варианту организации системы коллективного управления на практике означает ограничение сферы применения так называемого расширенного коллективного управления.

Таким образом, Кодекс (ст. 1242-1244) предусматривает фактически две совершенно различные формы осуществления коллективного управления:

1) в интересах только ограниченного круга правообладателей, непосредственно предоставивших полномочия на коллективное управление соответствующей организации;

2) в интересах неограниченного круга лиц, т.е. всех правообладателей соответствующей категории, - так называемое расширенное коллективное управление, но только в тех сферах использования, которые специально указаны в ст. 1244 Кодекса и с соблюдением ряда специальных требований, прежде всего требования о государственной аккредитации.

За исключением организаций, получивших аккредитацию в одной из сфер, указанных в п. 1 ст. 1244 Кодекса, все остальные организации по управлению правами на коллективной основе вправе осуществлять свою деятельность только в соответствии с полномочиями, предоставленными им:

1) непосредственно самими правообладателями, с которыми должны заключаться специальные договоры о передаче полномочий по управлению правами;

2) по договорам с другими управляющими правами на коллективной основе организациями, в том числе иностранными.

В то же время организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию, вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для всех остальных правообладателей, даже несмотря на отсутствие у нее каких-либо договоров с ними (абзац первый п. 3 ст. 1244 Кодекса). Одновременно с предоставлением таким организациям возможности представлять всех правообладателей Кодекс возлагает на них также ряд дополнительных обязанностей.

Организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться правообладателями по собственному усмотрению для управления самыми разными категориями авторских и смежных прав в отношении различных способов использования в самых разных сочетаниях.

Однако расширенное коллективное управление в интересах всех правообладателей, как уже отмечалось, может осуществляться ими только при условии получения аккредитации и только в тех случаях (сферах), которые предусмотрены п. 1 ст. 1244 Кодекса.

Существование особых положений о коллективном управлении правами не лишает авторов и иных правообладателей возможности осуществлять свои права самостоятельно или через своих представителей (ст. 182 Кодекса).

Вместе с тем следует учитывать, что в ряде случаев Кодекс специально предусматривает, что права на получение вознаграждения могут быть реализованы только на коллективной основе, следовательно, правообладатели не имеют права требовать его выплаты в индивидуальном порядке. Такой подход, например, предусмотрен в отношении сбора вознаграждения за домашнее копирование - воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (ст. 1245 Кодекса).

Несмотря на то что организации по управлению правами на коллективной основе должны основываться на членстве, управление правами они обязаны осуществлять в отношении не только своих членов, но и любых других правообладателей, причем в тех случаях, когда управление соответствующими правами относится к уставной деятельности организации, она не вправе отказаться от заключения с любым желающим правообладателем договора о передаче полномочий по управлению такими правами (абзац второй п. 3 ст. 1242 ГК РФ).

Для аккредитованных организаций установлено также требование об обязательности приема в члены любого желающего правообладателя, если он имеет право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения (п. 5 ст. 1244 Кодекса).

Договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключаемые организациями по управлению правами на коллективной основе с правообладателями, представляют собой особый вид гражданско-правовых договоров, в отношении которых применяются общие положения об обязательствах и договорах, однако не применяются правила, предусмотренные для договоров об отчуждении исключительных прав и для лицензионных договоров.

Организации по управлению правами на коллективной основе сами не осуществляют использование произведений и объектов смежных прав, в отношении которых им предоставлены полномочия по управлению правами, а обеспечивают только заключение лицензионных договоров с пользователями, сбор, распределение и выплату вознаграждения правообладателям.

Для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе, такие организации наделяются особыми полномочиями по предъявлению требований в суде и совершению иных юридических действий не только от своего имени, но и от имени правообладателей, с которыми у таких организаций заключены договоры о передаче полномочий по управлению правами.

При этом аккредитованная организация вправе предъявлять соответствующие требования от имени не только своих членов, но и неопределенного круга правообладателей, правами которых она управляет согласно положениям ст. 1244 Кодекса.

При осуществлении своей деятельности организации по управлению правами на коллективной основе руководствуются положениями Гражданского кодекса РФ, законодательства о некоммерческих организациях, собственными уставами, договорами с правообладателями и пользователями. При этом устав аккредитованной организации должен соответствовать типовому уставу такой организации, утверждаемому в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Основными функциями любой организации по управлению правами на коллективной основе являются сбор, распределение и выплата вознаграждения обладателям авторских и смежных прав, к выгоде всех представляемых правообладателей.

В целях сбора вознаграждения организации по управлению правами на коллективной основе заключают с пользователями договоры, предусматривающие выплату вознаграждения для правообладателей, а также в подавляющем большинстве случаев - представление отчетности, в соответствии с которой собираемое вознаграждение будет распределяться.

Согласно п. 1 ст. 1243 ГК РФ предусматривается возможность заключения между организацией по коллективному управлению и пользователями одного из двух видов договоров:

1) лицензионного договора о предоставлении на условиях простой (неисключительной) лицензии прав, необходимых для использования объектов авторских и смежных прав способами, в отношении которых соответствующая организация вправе осуществлять коллективное управление на основании договоров с правообладателями, другими организациями по коллективному управлению, в том числе иностранными, и (или) в соответствии с условиями аккредитации в отношении всех правообладателей на основании полномочий, предоставленных непосредственно законом;

2) договора о выплате вознаграждения, заключаемого в тех случаях, когда произведения и объекты смежных прав в соответствии с Кодексом могут использоваться без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения. При этом разрешений на использование не выдается, а осуществляется исключительно сбор вознаграждения.

Кодекс, как ранее и ЗоАП, запрещает организации по управлению правами на коллективной основе отказывать пользователям в заключении договоров с ними без достаточных оснований, т.е. любой заинтересованный пользователь вправе потребовать заключения такой организацией договора с ним в отношении всех тех произведений и (или) объектов смежных прав и всех способов использования, в отношении которых такая организация осуществляет коллективное управление.

Предусматривается также возможность особого порядка организации работы, при котором лицензионные соглашения с пользователями могут заключаться непосредственно самими правообладателями, а сбор вознаграждения - осуществляться ими через организацию по управлению правами на коллективной основе. При этом выплата вознаграждения для правообладателя через организацию по управлению правами на коллективной основе должна предусматриваться лицензионным договором, заключенным непосредственно правообладателем с пользователем.

Основные положения, относящиеся к вопросам распределения вознаграждения, содержатся в п. 4 ст. 1243 ГК РФ.

Организация по управлению правами на коллективной основе обязана распределять собираемое ею вознаграждение и выплачивать правообладателям причитающиеся им по итогам распределения суммы, при этом из собранного вознаграждения могут удерживаться:

1) суммы на покрытие расходов организации, необходимых для осуществления сбора, распределения и выплаты вознаграждения;

2) суммы, направляемые в специальные фонды, создаваемые с согласия и в интересах представляемых организацией правообладателей в соответствии с уставом организации.

Размер указанных сумм может значительно различаться для различных организаций, прежде всего в зависимости от той сферы, в которой такие организации осуществляют свою деятельность, необходимых для ее осуществления расходов, количества представляемых правообладателей, времени, прошедшего после начала деятельности организации, и ряда других факторов.

Кодекс не определяет срок, в течение которого должно быть распределено и выплачено собранное для правообладателей вознаграждение, отсылая для решения данного вопроса к уставу организации по управлению правами на коллективной основе, ограничиваясь при этом только требованием о том, что распределение должно осуществляться " регулярно".

Распределение вознаграждения должно осуществляться организацией пропорционально фактическому использованию произведений и объектов смежных прав. Сведения о таком " фактическом использовании" организация может получать из различных источников - отчетов, получаемых от пользователей, иных документов, статистических данных и т.д.

Дополнительно предусматривается обязанность организации по предоставлению правообладателям одновременно с выплатой вознаграждения отчетов об использовании принадлежащих им прав, размерах собранного вознаграждения и удержанных из него суммах.

Для осуществления своей деятельности организация по управлению правами на коллективной основе обязана формировать реестры, содержащие три группы сведений:

1) сведения о правообладателях, представляемых такой организацией;

2) сведения о правах, переданных организации в управление, что предопределяет возможности организации по заключению лицензионных соглашений с пользователями в отношении определенных способов использования;

3) сведения о произведениях и (или) объектах смежных прав, в отношении которых организация осуществляет свою деятельность.

Доступ к указанным сведениям для любых заинтересованных лиц может быть ограничен только в той части, в какой разглашение включенных в реестры сведений не допускается без согласия самих правообладателей (информация личного характера и т.д.). Порядок предоставления информации заинтересованным лицам определяется самой организацией.

В общедоступной информационной системе должна быть размещена только информация о правах, переданных организации в управление, включая наименование объекта авторских или смежных прав, имя автора или иного правообладателя.

Как уже отмечалось, предусматривается возможность существования двух видов организаций по управлению правами на коллективной основе, из которых одни действуют только в интересах ограниченного круга правообладателей, непосредственно предоставивших полномочия на коллективное управление соответствующей организации, а другие вправе осуществлять свою деятельность в интересах неограниченного круга лиц, т.е. всех правообладателей соответствующей категории - осуществлять так называемое расширенное коллективное управление.

Возможность осуществления такого расширенного коллективного управления предусмотрена только для тех случаев использования, которые специально предусмотрены п. 1 ст. 1244 ГК РФ. Осуществлять данный вид деятельности могут только организации, получившие государственную аккредитацию.

Система расширенного коллективного управления первоначально получила распространение именно в области малых прав на музыкальные произведения, особенно в Европе после Второй мировой войны, поскольку, например, при радиовещании возникала очевидная потребность в использовании огромных нередко неопределимых заранее репертуаров, причем каждый из пользователей был не в состоянии заключить договоры с каждым из правообладателей.

Пользователи по договорам с организациями, осуществляющими расширенное коллективное управление, получают возможность перечислять такой организации вознаграждение для всех правообладателей с предоставлением сведений о том, какие именно произведения и сколько раз были использованы.

Организация по коллективному управлению собирает, распределяет и выплачивает полученное от пользователей вознаграждение отдельным правообладателям или перечисляет его зарубежным партнерам для распределения иностранным правообладателям.

Таким образом, благодаря существованию систем расширенного коллективного управления (авторских обществ и договоров о взаимном представительстве, заключенных между ними) пользователю достаточно обратиться лишь в свое национальное авторское общество, чтобы получить все необходимые разрешения. Благодаря этому посредством одной-единственной операции, обеспечивающей всеохватывающее разрешение, он получает возможность свободного выбора произведений, из которых он может составить программу по своему выбору.

В результате правообладатели получают причитающееся им вознаграждение, а пользователи - возможность осуществлять свою деятельность на законном основании при минимизированных затратах на достижение необходимого правового результата. Но наибольшую выгоду система расширенного коллективного управления приносит представителям публики - гражданам, получающим благодаря такой системе доступ к наиболее обширному мировому репертуару произведений.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1361; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.066 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь