Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Что же такое коллективное бессознательное?



Наиболее обстоятельное обоснование этому феномену пси­хики было дано Юнгом в статье " Понятие коллективного бес­сознательного". В ней Юнг кратко определил содержание и психологическое значение коллективного бессознательного.

Характеризуя его как такую психическую систему, которая имеет " коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов" 1,

 

 

 
 


1 Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. — М.: Мартис, 1995. С. 72.

 

 

Юнг выделяет такие его осо­бенности:

1) своим существованием коллективное бессознательное обя­зано исключительно наследственности;

2) оно не основано на личном опыте и не развивается инди­видуально;

3) его содержание в основном представлено архетипа­ми — буквально предшествующими формами, которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми.

Архетипы столь близки инстинктам, что можно предполо­жить, что они являются бессознательными образами самих ин­стинктов или " образцами инстинктного поведения" 2.


2 Там же. С. 73.

Являясь регулятором психической жизни, архетипы выступают как апри­орные формы психической деятельности людей и возникают спонтанно.

Юнг отмечает, что архетипов " ровно столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение отче­канило этот опыт на нашей психической конституции — не в форме заполненных содержанием образов, но прежде всего как форм без содержания, представляющих только воз­можность определенного типа восприятия и типа действия" 3.

 


3 Там же. С. 77-78.

 

 

По мнению Юнга, активизация архетипа происходит тогда, когда возникает ситуация, соответствующая данному архетипу. Тогда, подобно инстинктивному влечению, архетип вопреки всякому разуму и воле, прокладывает себе путь. При этом кон­кретная форма архетипа реализуется символическим путем через унхетипический образ в психике индивида.

Архетипические образы обнаруживают себя через определен­ные символы в сновидениях (" непроизвольных, спонтанных Продуктах бессознательной психики" ), в фантазиях художест­венного и научного творчества, в иллюзиях и состояниях транса при расстройствах психики '.


' См. Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. — М.: Мартис. 1995. - С. 78-79.

 

Для практики делового общения архетипические образы кол­лективного бессознательного представляют интерес не только в смысле постижения особенностей спонтанных проявлений психики партнера, но и в том, что эти проявления помогают обнаружить определенный (свойственный именно данному партнеру) симво­лизм передаваемой им информации. Замещение этого символизма возможно и в разного рода сублимальных психических реакциях, приносящих определенное удовлетворение в процессе общения.

Следует отметить, что Юнг связывает архетипические образы со спонтанным, непроизвольным проявлением нравственных эмоций, к примеру такого эмоционально-ценностного феномена, как со­весть. В своей статье " Совесть с психологической точки зре­нии" Юнг отмечает, что моральная оценка какого-либо действия индивида не всегда может быть им осознана. Она может функцио­нировать без всякого участия сознания на уровне символического образа, вызванного определенным архетипом 2.

 

 

 


2 Там же. С. 81

При этом могут отсутствовать так называемые " муки совести", но сам возникаю­щий символический образ может указывать на возможную нечисто­ту или аморальность какого-либо действия или поступка.

Юнг приводит в связи с этим пример с бизнесменом, кото­рому была предложена очень выгодная и внешне серьезная и честная сделка, казавшаяся ему вполне приемлемой. Увидев следующей ночью во сне свои руки, по плечи покрытые грязью, бизнесмен почувствовал неуверенность и обратился к Юнгу за советом. Очень неохотно вняв совету Юнга прекратить сделку, бизнесмен вскоре убедился, что в противном случае он бы понес колоссальные убытки. В данной ситуации проявившейся в бес­сознательном символический образ (руки, по плечи покрытые грязью) обратил внимание на возможную нечистоту сделки.

На этом примере Юнг показывает автономность проявления акта совести в бессознательном и делает вывод, что моральная реакция как архетипический образ изначально прису­ща психике индивида. Моральный же закон есть более позднее, закрепленное в традициях, следствие морального поведения 1.

 


1 См. Юнг К. Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. – М.: Мартис, 1995. - С. 81.

 

Различие между совестью (моральной реакцией) и нравствен­ным кодексом (моральным законом) становится еще очевиднее, когда происходит столкновение долга и совести. Здесь Юнг ставит под сомнение истинность кантовского категорического императива, согласно которому следование долгу придает поступку нравствен­ный характер. Истинная и подлинная совесть, по мнению Юнга, может возвышаться над моральным кодексом и не подчиняться его решениям 2.

 

 


2 Там же. С. 87.

 

 

В большинстве же индивидуальных случаев совесть проявляется как моральная реакция на действительное или замышляемое откло­нение от нравственного закона. А поскольку эта моральная реакция в лучшем случае лишь частично осознанна, то при всей своей мо­ральности она не может претендовать на этическое значение. Это значение совесть приобретает тогда, когда она рефлек­сивна, то есть включена в сознательное обсуждение" 3.

 

 
 

 


3 Там же. С. 81.

 

Юнг советует при коллизиях долга и совести отдавать большее предпочтение своему внутреннему голосу совести, как первичному, более древнему феномену, авторитет которого всегда стоял выше человеческого рассудка.

В связи с этим положением Юнга желательно и в деловом общении больше обращать внимание на непроизвольные, спон­танные жесты партнера, не совпадающие с вербальной инфор­мацией. А в сложных конфликтных ситуациях прислушиваться и к своим внутренним интуитивным спонтанным психическим ощущениям.

Это важно еще и потому, что в партнерских отношениях де­лового общения возможно проявление так называемой синхро­ничности. Феномен синхроничности, по мнению Юнга, состоит в том, что любой психоидный архетип имеет тенденцию локали­зоваться не только в отдельной личности, но и воздействовать на ее ближнее окружение " через подпороговое восприятие мельчайших признаков данного аффекта" 4.

 

 


4 Там же. С. 95.

 

В этом феномене обнаруживается коллективная природа дсихоидного архетипа, ведь коллективное бессознательное в отличие от личностного, идентично у всех личностей. Поэтому при общении с деловым партнером, у которого имеются активи­рованные бессознательные содержания (к примеру эмоцио­нально окрашенные ощущения страха, угрызений совести) воз­можно параллельное проявление таких же психических пережи­ваний и у другого партнера, который склонен неосознанно припи­сывать эти моральные реакции себе самому.

Коллективное бессознательное неразрывно связано с лично­стным бессознательным и вместе с ним и другими системами психики образует единую психическую структуру личности.

Интегрирующий центр этой структуры, архетип единства и целостности, Юнг обозначил как " das Selbst" — Самость. 1


1 См.: Юнг К.Г. Аналитическая психология Прошлое и настоящее — М.: Мартис, 1995. - С. 107.

Вы­ступая как интегрирующее начало психики, Самость призвана в своих пределах объединить все противоречивые взаимодействия психической структуры, выразить психическую целостность личности и обеспечить ее реализацию в качестве субъекта.

Становление Самости происходит в процессе и н д и в и д у а ц и и - такого психического развития, которое реализует­ся лишь во второй половине жизни, когда индивид освобожда­ется совсем от родительских уз и обретает новое единство соз­нания с бессознательным.

По мнению Юнга, Самость можно представить в виде опре­деленного геометрического символа, кратного четырем и имею­щего круговую структуру с гипотетическим центром между соз­нательным и бессознательным. Поэтому, согласно Юнгу Са­мость объединяет четыре системы психики-

• Jch (Я)

• Peysona (маска)

• Schatten (Тень)

• Anima и Animus (Образы женщины и мужчины) Первая система " Я" составляет самую малую часть психики как целого. Она выступает центром сознания и именно к ней стекает весь поток осознаваемых психических переживаний Для нее, по мнению Юнга, характерны узость, дискретность, степень ясности и малое информационное содержание 2.

 

 


2 См.: Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем – М.: Прогресс/ Универсами, 1994. - С. 277.

 

Представляя в значительной своей части процессы отображения органами чувств внешнего и внутреннего мира, система " Я" способна нести в себе автономные комплексы психи­ческих данных. Эти комплексы включают определенные группы последовательно связанных друг с другом идей и образов, скон­центрированных вокруг центрального ядра. Образуя единство из множества " сознании органов чувств", система " Я" также пред­ставляет собой целостный автономный комплекс, который " осознает лишь меньшую часть из того, что слышит и видит". 1

 

 

 
 


1 См.: Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. - М Прогресс/ Универсами, 1994. - С. 277.

 

В содержание системы " Я" входят психические процессы ап­перцепции" 2,

 
 

 


2 Апперцепция выступает как свойство психики человека, выражающее зависи­мость восприятия предметов от предшествующего опыта.

чувствования, предвосхищения, а также процессы мышления, воли и влечений.

Все эти процессы задействованы и в практике делового обще­ния.

Особую значимость приобретают процессы апперцепции, по­скольку они связаны с личностными особенностями психиче­ской деятельности партнеров. Каждый из партнеров в деловом общении оказывается как бы между двумя противостоящими друг другу установками: между познанием (восприятием инфор­мации) и пониманием личности партнера. Идеальное понима­ние ведет к лишенному познания сопереживанию и требует упо­добления двух различных личностей партнеров. При этом рань­ше или позже один из них обнаруживает, что он вынужден жертвовать собственными личностными интересами.

Напротив, очевидное достоинство познания (восприятия ин­формации) вызывает психическое противодействие со стороны партнеров, так как чем схематичнее их общение, тем меньше шан­сов на понимание партнерами друг друга. Возникает риск парадок­са. К тому же любая односторонность общения психологически компенсируется бессознательными подрывными тенденциями.

В таких сложных ситуациях делового общения желательно дово­дить личностное понимание до равновесия с восприятием информа­ции. Понимание же " любой ценой" вредит обоим деловым партнерам.

В некотором равновесии нуждаются также психические про­цессы чувствования и мышления, возникающие в деловом обще­нии. Разумная аргументация является возможной и перспектив­ной до тех пор, пока эмоции партнеров не превысили некоторой критической для данной деловой ситуации точки. Стоит темпе­ратуре аффектов партнеров превзойти эту критическую точку, как действенность разума и аргументации начинает отказывать.

Система " Я" включает в себя и психические процессы лич­ностного самопознания. Однако каждый индивид располагает лишь весьма ограниченным самопознанием, так как сознанию " Я" ведомы только его осознанные психические содержания но Никак не бессознательные.

Действительное психическое состояние " Я" остается боль­шей своей частью сокрытой как от самой личности так и от ее социального окружения. К тому же личность может спутать по­знание самой себя с тем, что известно о ней в ее социальном общении.

Психические процессы, связанные с социальным лицом лич­ности, принятым ею по отношению к другим индивидам, Юнг включил во вторую систему психики, обозначив ее как Персона (Маска). Если основными принципами первой системы " Я" яв­ляются отражение и рефлексия, то в системе " Персона" главным принципом выступает адаптация к. внешнему социальному миру.

В отличие от системы " Я", представляющей собой монистиче­скую фазу развития сознания. Персоне присуща двойственность дуалистическое состояние. По своему содержанию Персона слагается из противоречивых элементов психики, одни из которых основаны на личностных пристрастиях индивида, другие же обра­зованы на основе социальных ожиданий от этой личности. Поэтому Персона всегда выступает как некий компро­мисс между этими двумя психическими процессами. Результатом этого компромисса становятся социальные роли, которые играют личность в обществе. В качестве психических элементов Персоны выступают персонифицированные аффекты, установки, идеалы сентенции, которые в свою очередь " овладевают" личностью и могут привести ее к сильнейшим потрясениям '.

 

 

 
 


См.: Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер с нем. – М.: Прогресс/Универс, 1994. - С. 285.

 

 

К таким потрясениям можно отнести " личностную инфляцию" (отчуждение личности путем ее " разбухания" — отождествления с группой), " синдром ригидности" (проявление избыточной защи­щенности личности).

Разлад с Персоной может привести к конфликтным ситуаци­ям и в деловом общении. Он вызывает чувство неудовлетворен­ности, а поскольку его внутренний источник не осознается то причины, как правило, проецируются на делового партнера. Коллизии и столкновения между партнерами могут быть вызва­ны различием и в темпах адаптации их Персон к ситуации дело­вого общения или же проявлением направленного психического давления одного из партнеров.

Существенное значение приобретают и неосознанные, спон­танные психические воздействия, исходящие из внутреннего субъективного мира партнеров. Их проявление связано с нали­чием в психической структуре еще одной системы, которую Юнг назвал Тень. Она является первичным уровнем бессозна­тельных психических процессов, представляя собой личностное бессознательное. По своему содержанию она включает такие представления и восприятия, которые либо потеряли свою силу и оказались забытыми, либо " из-за слишком малой интенсивно­сти никогда не достигали сознания..." 1.

 

 

 
 

 


1 Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. — М.: Прогресс/Универс, 1994. — С. 125.

 

При этом они несут в себе не только негативное содержание, но и такие дремлющие психические силы, которые обладают большой динамикой и могут привести личность либо к росту, либо к катастрофе. Все зависит " от подготовленности и установок сознания" 2.

 

 


2 Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. — М.: Мартис, 1995. - С. 163.

 

Юнг считает, что личность никогда не может " перепрыгнуть" через собственную Тень или " обмануть" ее. Напротив, признание собственной Тени необходимо личности для осознания собствен­ного несовершенства. А такое осознание требуется для установле­ния человеческих отношений, для общения с себе подобными, понимания взаимной зависимости людей, нужды в их помощи и поддержке. Если же личность имеет " завышенные идеалы", счи­тая себя более совершенной, то тем самым она непроизвольно унижает других или ставит их в подчиненное положение.

По мнению Юнга, " показать" человеку его Тень очень по­лезно. Тогда он лучше осознает и светлую сторону своей лично­сти. Находясь между этими двумя противоположностями, вос­принимая одновременно свою Тень и свой Свет, " личность не­избежно ощущает и собственную Самость" 3.

 


3 Там же. С. 106.

 

Тень, входящая в личностное бессознательное, неразрывно связана с коллектив­ным бессознательным — самой глубинной системой психики, личности. Эта система включает в себя многочисленные архетипические образы, в том числе и такие, как Анима и Анимус (образы женщины и мужчины) 4.

 

 
 

 


4 См.: Юнг КГ Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. — М.: Прогресс/Универс, 1994. — С. 149.

 

Выступая как архаичные формы психических феноменов, образы Анимы и Анимуса каждый раз воспроизводятся в инди­видуальной структуре личности. Анима представляет собой автономный архетипический образ в мужской личности, воспро­изводя в его психической структуре женское начало. Анимус — это первообраз мужчины в психике женской личности.

Распознать эти образы можно тогда, когда они спроецированы в каком-либо индивиде и помимо его воли, выражаются в нем. Так Анима, накопленная в бессознательном в мужской личности, прорывается наружу в виде иррациональных чувств: сентименталь­ности, необузданной эмоциональности. Тогда можно говорить о психическом синдроме " одержимости Анимой" 1.

 

 

 


1 См.: Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. - М.: Прогресс/Универс. 1994. - С. 149.

 

Напротив, в женской личности, если прорывается наружу Анимус, это приводит к иррациональным суждениям, часто необ­думанным и нелогичным, или к излишней сдержанности. В де­ловом общении Анима может проявиться в порыве излишней эмоциональности у партнера — мужчины или в жесткой аргу­ментации и ригидности партнера — женщины.

Взаимосвязь всех четырех систем психики в модели психиче­ской структуры, обоснованной Юнгом, можно образно предста­вить на схеме.


Поделиться:



Популярное:

  1. S:Укажите вид предложения: Рассказать об этом человеке хотелось так, чтобы придерживаться фактов и чтобы было интересно. (Д.Гранин)
  2. Text D. Что такое телекоммуникация (электросвязь)
  3. А можно ли сказать, что Природа есть нечто определенное?
  4. А что если член Кооператива желает продать свой пай по ценам, действующим на рынке недвижимости на момент выхода?
  5. Автобиография. Что за документ? Кем оформлен?
  6. Б. Второе препятствие покою. Убеждение: тело ценно тем, что оно может предложить
  7. Благодарить за все – прекрасный урок, потому что благодарность открывает для вас новый мир благословений.
  8. Боль от того, что не сделано
  9. В. КОЛЛЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОРСКИМИ ПРАВАМИ
  10. Верно ли утверждение, что задача стратегического контроля состоит в том, чтобы не допустить срыва и достичь стратегических целей?
  11. ВЕРНО ЛИ, ЧТО ЧЕРЕПАХИ РАСТУТ ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО, А ЖИВУТ ОЧЕНЬ ДОЛГО, ОНИ - ДОЛГОЖИТЕЛИ?
  12. Во-вторых, не включайте ретроспективные сцены в повествование до тех пор, пока не сформируете у зрителей потребность и желание узнать, что тогда происходило.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 700; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь