Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 2. Особенности естественнонаучного и гуманитарного знания.



Вопрос 2. Особенности естественнонаучного и гуманитарного знания.

Мир человеческой культуры сущ внутри природного мира. И потому неразрывно с ним связан. Следоват, всякий предмет культуры можно разложить на 2 составл — природную основу и его соц содержание. Именно эта двойственность мира культуры явл основанием возникновения двух ее типов, кот принято называть естественно-научным и гуманитарным. Предметная область первого — чисто природные свойства, связи и отношения вещей, «работающие» в мире чел культуры в виде естественных наук, технических изобретений. Второй тип культуры — гуманитарный — охватывает область явлений, в которых представлены свойства, связи и отношения самих людей как существ социальных, с одной стороны, а с другой — духовных, наделенных разумом. В него входят: философия, социология, история и др., а также религия, мораль, право и т.д. И тот, и другой типы культур - суть творения разума и рук человеческих. Описываемые типы наук активно формируют мировоззрение людей (каждый - свою часть). Поэтому гуман и естественно-научные знания вынуждены координироваться, взаимосогласовываться. Естественно-научный и гуманитарный типы культур имеют массу пограничных проблем, предметная область которых едина для того и другого. Решение таких проблем заставляет их идти н сотрудничество друг с другом. Разделение «труда» гуман и естественно-научных культур порождает необходимость «обмена продуктами и услугами», а значит, работает в целом на единство, общность человеческой культуры. В частности, естествознание нуждается в «гуманитарной помощи» по следующим проблемам: 1) Созданные естественной наукой технологии требуют гуманитарной экспертизы (проверка на совместимость с главной общественной ценностью — жизнью человека); 2) Постановка целей развития естественно-научной культуры требует учитывать и основные гуманитарные ценности. Гуманитарное знание, со своей стороны, также по мере возможности пользуется достижениями естественно-научной культуры: 1) Чего стоило бы гуманитарное знание без современных средств его распространения, которые являются плодами развития естественно-научных отраслей знания; Их строгое разграничение, характерное для XIX – первой половины XX вв., в наши дни всё больше ослабевает. Гуманитарное знание появляется в эпоху Возрождения в недрах культурного течения гуманизм (букв. " человечность" ). Изначально оно включало науки, изучающие человека и способствующие его духовному развитию: грамматику (латинскую и греческую), риторику, историю и философию морали, а также поэзию.Их содержание и цели изучения доказывают, что гуманитарные науки всегда зависели от человека. В науках о природе того времени и вплоть до ХХ в. считалось, что они получают объективное – не зависящее от человека знание. Поэтому естествознание существовало в соответствии со своими идеалами и нормами, игнорируя идеалы и нормы человеческой жизни. Результатом такого положение стал конфликт " ума и сердца": противоречие достижений техногенной цивилизации целям и ценностям человеческой жизни.

 

Вопрос 5. Важнейшие особенности научного знания.

Наука – это важнейший элемент духовной культуры человечества, это система развивающихся знаний, вскрывающих закономерности в развитии природы и общества, это и социальный институт, система упреждений, организующих и обслуживающих производство знаний. Само слово «наука» в переводе с латинского означает «знание», но не всякое знание является научным. Знания приобретаются в обыденной жизни, в политике, экономике, искусстве. Обыденные знания, например, формируется в процессе повседневной деятельности, на основе личного опыта и обобщения. Основным предметом научного познания является исследование законов природы и общества.

-системность знания. Система в отличие от простой суммы частей характеризуется внутренним единством, невозможностью изъятия из неё каких-либо элементов. В системах есть исходные принципы, фундаментальные понятия и знания, выводимые из этих принципов и понятий. Но одного критерия системности мало, чтобы назвать знание научным. Религия опр систему знаний, но наукой не является.

- объективность. Объективность – это установка на постижение объектов самих по себе в их собственных свойствах, т.е. установка на исключение всего личностного, субъективного. Наука создает мир знаний, состоящий только из экспериментально доказанных данных, и выводов, получ на основе законов логики.

- рациональный характер. Рациональность – это установка на законосообразность мира и возможность его познания и понимания. Критерий рациональности тесно связан со свойством интерсубъективности научного знания, которое понимается как общезначимость, общеобязательность знания, его инвариантность, возможность получить один и тот же результат различными исследователями.

Рассмотрим основные особенности научного познания

а. Его основная задача — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак науки, основная ее особенности.

б. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Нацеленность науки на изучение, не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, явл важной отличительной чертой научного познания

г. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается — в той или иной мере — осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. При этом следует иметь в виду, что хотя наука в сущности своей рациональна, но в ней всегда присутствует иррациональная компонента, в том числе и в ее методологии (что особенно характерно для гуманитарных наук).

е. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель научности.

ж. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический, синергетический и другие приемы и методы.

з. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.п. В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним — кроме названных - такие как формальная непротиворечивость знания, его опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость т. д.

 

Элементарные частицы

Элементарными частицами называют такие частицы, которые не удается расщепить на составные части. В соответствии с этим определением атомы и молекулы не являются элементарными частицами. Термин " элементарные частицы" не следует воспринимать слишком буквально. Элементарными частицами следует считать электроны, протоны, нейтроны, фотоны и нейтрино. Нейтрино - это частица была предсказана в 1930 г. физиком Пауэлем. Она уникальна, подвержена действию только слабых сил, ее взаимодействие с веществом ничтожно, поэтому эта частичка может легко проходить сквозь землю. Античастицы отличаются от соответствующих им частиц только зарядом. Все остальные характеристики подобны им. Из этого следует, что в системе частиц и античастиц сумма зарядов равна нулю. Когда говорят о частицах, выделяют стабильные (указанные выше фотоны, нейтрино и т.п.) и нестабильные. В 1932 г. в составе космических лучей был открыт позитрон, имеющий такую же массу как электрон, но противоположный по знаку заряда. В 1936 г. были открыты частицы - мюоны, с положительным и отрицательным зарядом. По своим свойствам они похожи на электроны, но в 200 раз тяжелее. В 1947 г. в космических лучах обнаружены положительные и отрицательные частицы п-мезоны, они в 280 раз тяжелее электрона. С 1949-52 были открыты к-мезоны и гипероны - эти частицы получили название странных частиц, поскольку оказалось, что прямого отношения к образованию вещества эти частицы не имеют.

С 1950-х гг. началась новая эра в изучении элементарных (субъядерных) частиц. Это было связано с тем, что удалось создать ускорители заряженных частиц, на которых было получено очень большое число так называемых неустойчивых частиц. Их еще назвали резонансами, т.к. у них очень малое время жизни. Открытие странных частиц внесло определенный вклад в понимание эволюции Вселенной в начальный период. Предполагается, что эти странные частицы существовали на самой ранней стадии эволюции Вселенной. Ускорители частиц. Они сейчас разнообразны и предназначены для разных целей. Обязательно наличие вакуума в ускорителях. Исследования на ускорителях стоят безумных денег, поэтому сначала предсказывают теоретически процессы, и только потом они проверяются на практике. Всем элементарным частицам присущи две основные черты:

все частицы пока существуют остаются неизменными. Все частицы одного сорта остаются абсолютно одинаковыми, т.е. они неразличимы;

все частицы могут рождаться и исчезать, эти процессы, как правило, происходят при взаимодействии частиц. При столкновении двух и более энергетических частиц могут рождаться множество новых. Теоретики при рассмотрении взаимодействия частиц исходят из закона сохранении энергии и закона сохранения импульса при прогнозировании процессов. В настоящее время определено богатство свойств известных наук элементарных частиц. Причем у многих этих свойств нет аналогов среди известных свойств макроскопических объектов. Основные характеристики элементарных частиц, описанных абстрактным языком математики, следующие: масса, заряд, средний период существования, спин, изотропный спин, одиночность, парность, лептиновый заряд, заряд бориона, взаимное влияние. Постараемся дать характеристики этим свойством элементарных частиц. Одно из самых главных свойств, характеризующих элементарные частицы – масса. Отметим, что масса покоя элементарных частиц определяется относительно массы покоя электрона (me=9, 1× 10–31 кг). В настоящее время более широко распространена классификация элементарных частиц в зависимости от величины их массы покоя. Согласно этой классификации все элементарные частицы длятся на 4 группы:

1) легкие элементарные частицы – лептоны. Сюда входят электрон, нейтрино и их античастицы – позитрон, антинейтрино, а так же положительные и отрицательные мю-мезоны. За исключением последних лептоны перед вступлением во взаимное влияние стабильны и в свободном состоянии существуют более 1020 лет. Мю-мезоны же не являются стабильными частицами, прожив две стомиллионные секунды распадаются, превращаются в электрон, нейтрон и антинейтрон. Масса покоя нейтрино и антинейтрино очень мала, взятые вместе они равны 0, 0005 части массы электрона.

2) частицы средней массы – мезоны. Сюда входят положительные, отрицательные и нейтральные пи-мезоны с массой 270 me – масса покоя, и некоторые виды кА-мезоны с массой 970 me. Все мезоны нестабильны, обладают очень маленьким периодом существования (до 7-19 секунд).

3)тяжелые частицы – нуклоны. Сюда входят протон, нейтрон и их античастицы – антипротон и антинейтрон. Протон и антипротон стабильны, нейтрон и антинейтрон – нестабильные частицы, обладают относительно длинным периодом существования – 17 минут.

4) гипероны – самые тяжелые частицы. В эту группу входит очень много частиц и античастиц. Масса гиперонов от 2182 me до 2585 me. Срок существования всех гиперонов одинаков – 10–10 секунды.

Иногда нуклоны и гипероны объединяют в единую группу под названием барионы. В эту группу также можно включит образующий особую группу и являющийся квантом электромагнитного поля фотон. Несмотря на то что подобная классификация элементарных частиц не раскрывает объединяющие их основные закономерности, в любом случае она предоставляет возможность изучить целый ряд свойств и превращений частиц и даже предсказать существование некоторых частиц.

 

Человек-аппарат

Первое направление делает акцент на аппаратной стороне. Французский философ Ламетри - яркий представитель этого направления - так и назвал одно из своих произведений: " Человек-машина". Он вполне серьезно доказывает, что человек - это просто очень ловкий, точный агрегат. Более точный, чем все существующие. К тому же, он сам способен придумывать агрегаты и аппараты, воспроизводя себя вовне. Животные не придумывают аппаратов, а чел придумывает, потому что это отражает его внутреннее " я".

Эту линию в антропологии можно назвать рационалистической, позитивистской. Она исходит из того, что аппаратного в человеке больше, чем звериного. На этом утверждении основаны различные рационалистические или субъективно-идеалистические концепции. Например, солипсическая концепция, согласно которой бытия как такового нет, есть только мозговая деятельность - все, что мы называем " бытием", происходит в сознании человека как в некоем аппарате. Есть и более умеренные формы.

Эта линия антропологии видит в человеке преимущ рассудок, человек для нее - рациональный аппарат.

Вся современная медицина (кроме гомеопатии) основывается именно на этом утверждении - т.н. на принципе " ятротерапии". Если что-то болит - необходимо починить, как деталь в паровой машине

Человек как зверь

В современной антропологии сущ др тзр, где акцент ставится на биол составл чела. Особый, усовершенс, прилизанный, цивилизованный, очень субтильный, но все равно зверь. Это дарвинизм, эволюционизм, этология (К.Лоренц) и т.д. Достаточно стройная теория: из жуков появляются птицы, из птиц - киты, из китов - обезьяны, из обезьян - люди. Эта тенденция в антропологии утверждает, что человек - зверь, а его аппаратные (рациональные) качества - лишь особые субтильные, истонченные звериные интуиции. Но, по большому счету, как был он волком (козой, пчелой, тараканом и пр.), так и остался. Это направление получило название " философии витализма" или " философии жизни". К этому направлению принадлежит Бергсон, наиболее последовательно эту концепцию излагает Конрад Лоренц. Элементы витализма можно найти у Ницше и у других авторов философии жизни В отличие от мертвого, механического мира, свойственного первой концепции, здесь речь идет скорее о некой пантеистической реальности, где наоборот все оживлено, полно энергиями, интуициями, остатками предшествующих форм и фаз. Современная антропология тяготеет к тому, чтобы оставить этот дуализм без окончательного ответа, допуская как относительно легитимные обе точки зрения. При этом неявно предпочтение отдается " метафоре часов" .

 

 

Вопрос 2. Особенности естественнонаучного и гуманитарного знания.

Мир человеческой культуры сущ внутри природного мира. И потому неразрывно с ним связан. Следоват, всякий предмет культуры можно разложить на 2 составл — природную основу и его соц содержание. Именно эта двойственность мира культуры явл основанием возникновения двух ее типов, кот принято называть естественно-научным и гуманитарным. Предметная область первого — чисто природные свойства, связи и отношения вещей, «работающие» в мире чел культуры в виде естественных наук, технических изобретений. Второй тип культуры — гуманитарный — охватывает область явлений, в которых представлены свойства, связи и отношения самих людей как существ социальных, с одной стороны, а с другой — духовных, наделенных разумом. В него входят: философия, социология, история и др., а также религия, мораль, право и т.д. И тот, и другой типы культур - суть творения разума и рук человеческих. Описываемые типы наук активно формируют мировоззрение людей (каждый - свою часть). Поэтому гуман и естественно-научные знания вынуждены координироваться, взаимосогласовываться. Естественно-научный и гуманитарный типы культур имеют массу пограничных проблем, предметная область которых едина для того и другого. Решение таких проблем заставляет их идти н сотрудничество друг с другом. Разделение «труда» гуман и естественно-научных культур порождает необходимость «обмена продуктами и услугами», а значит, работает в целом на единство, общность человеческой культуры. В частности, естествознание нуждается в «гуманитарной помощи» по следующим проблемам: 1) Созданные естественной наукой технологии требуют гуманитарной экспертизы (проверка на совместимость с главной общественной ценностью — жизнью человека); 2) Постановка целей развития естественно-научной культуры требует учитывать и основные гуманитарные ценности. Гуманитарное знание, со своей стороны, также по мере возможности пользуется достижениями естественно-научной культуры: 1) Чего стоило бы гуманитарное знание без современных средств его распространения, которые являются плодами развития естественно-научных отраслей знания; Их строгое разграничение, характерное для XIX – первой половины XX вв., в наши дни всё больше ослабевает. Гуманитарное знание появляется в эпоху Возрождения в недрах культурного течения гуманизм (букв. " человечность" ). Изначально оно включало науки, изучающие человека и способствующие его духовному развитию: грамматику (латинскую и греческую), риторику, историю и философию морали, а также поэзию.Их содержание и цели изучения доказывают, что гуманитарные науки всегда зависели от человека. В науках о природе того времени и вплоть до ХХ в. считалось, что они получают объективное – не зависящее от человека знание. Поэтому естествознание существовало в соответствии со своими идеалами и нормами, игнорируя идеалы и нормы человеческой жизни. Результатом такого положение стал конфликт " ума и сердца": противоречие достижений техногенной цивилизации целям и ценностям человеческой жизни.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 3961; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь