Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Суперсегментные и сегментные единицы. Слог. Ударение. Интонация. Темп речи.



В речевом потоке выделяются различные фонетические единицы: сегментные и суперсегментные. Сегментные еди­ницы линейны, это разные отрезки речевого потока: звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фраза. Звук - наименьшая, кратчайшая сегментная единица. Каждая следующая по величине сегментная единица состоит из более мелких: слог из звуков, фоне­тическое слово из слогов, речевой такт из слов, фраза из тактов.

Объединение этих сегментных единиц в более крупные сегмент­ные единицы осуществляется благодаря суперсегментным, или просодическим, единицам, которые как бы накладываются на сегментные. К таким суперсегментным единицам относятся слог, ударение и интонация. Особая суперсегментная единица - темп речи.

Слог как сегментная единица представляет собой линейную последовательность звуков. Слог как суперсегментная единица представляет собой единство слогового и неслоговых звуков.

Диалектные различия в строении слога в русском языке связаны с характером слоговых и неслоговых звуков, с их соотноше­нием в слоге, с местом слогораздела.

В значительной части говоров, как и в литературном языке, гласный звук и может быть неслоговым, когда он выступает на месте фонемы (j) мои, поиду. Во многих гово­рах неслоговым может быть также гласный звук [у] (иногда [о]), выступающий на месте (в): )коро(у). коро\\}ник. тра[у], тра [у] кА (тра[ъ], тра[< }}ка) или на месте (л): во [у] к, ста[у] (ста [о]), (см. §§46-47). 2И_

Во многих русских говорах известны дифтонги. Шире всего распространены [ие] и [уо]: л[ие]с, л, тг[ие)б, с[ие]но; кор[уо\ва, сел [уо]. /с[уо]/\ В некоторых произносятся [ей], [оу], [ео], [ио], [еа], [иа], [иу]: с[еи]/? /г, г[оу]д, н[ео]с, н[ио]с, п[еа\тый, п[иа]тый, л[иу]ди (см. §§ 25, 26). Дифтонги могут быть равно­весными, когда оба гласных обладают одинаковой силой и длитель­ностью. Дифтонги могут быть также восходящими, когда первь гласный дифтонга неслоговой, а второй слоговой (л[ие]с, к[уо]т, или.нисходящими, когда первый гласный дифтонга слоговой, а вто-рой неслоговой (л[ие, ]с, /с[у(? ]г). У восходящих и нисходящих дифтонгов длительность слогового гласного значительно превыша­ет длительность неслогового гласного. «у] В южнорусских говорах, главным образом в юго-восточной зоне /смГ карту на с. 205), наблюдается тенденция к утрате (диерезе) безударных гласных. При этом количество слогов в слове может уменьшаться па~" 0дин Либо оставаться прежним, в последнем слу-чае-вместо утраченного гласного слоговую функцию" " выполняет соТлИсныи. Чаще всего такими слоговыми бывают-наиболее звуч­ные-согласные -" " сонорные: золто, прдавать, сторжем. Слоговость шум­ных" соТласных проявляется в их большей длительности, напря­женности: [т]пора, вы[с]пано, у[ч']теля,

Слоговые согласные не типичны для русского языка. Стремле­ние избежать слоговости согласного нередко приводит к восстановлению гласного. При этом наблюдаются ошибки с точки Зрения места и качества исконного) гласного: нож [ы] нцы, кълдовая.

Во многих акающиx говорах существует тенденция устранять начальные сочетания согласных в слове. В говорах юго-западной зоны перед группой согласных развился протетический гласный [и], реже [а]: ирвать. иржать. илбы, и льна, ймхй, исправна, иска­зать, издёлать, икГтёбё и т. п., а также арвать, аржать, албы и т. п. Еще шире, в том числе и во многих окающих говорах, встречается надставка (протеза) гласного [а] или [о], [и] в слове аржандй (оржандй, иржаной).

В говс^гзах^ юго-восточной зоны начальная группа согласных сто разделяется вставными гласными"! Цбычно вставка (эпен-тёза}-гласного часто бывает' в тех СЛуЧаЯхГкогда этот гласный образует 2-й предударный слог: с [ъ]мордвина, т[ъ]вордг, к[ъ\лубнйка, л [и] няной и т. п. Но встречается такой эпентетический гласный и в 1-м предудар­ном слоге: н[аравиться, м[ы]ного,

Развитие протетических или вставных (эпентетических) глас­
ных в начальных сочетаниях согласных было связано с тенден­
цией к утрате слоговости у первых согласных таких сочетаний.

При этом сонорные были в этих говорах в древнерусском языке слоговыми благодаря большей, чем у следующего согласного, звуч­ности, а шумные были слоговыми благодаря большей, чем у следую­щего согласного, напряженности: [р]вать, [р)жандй, [л] бы,

[л']нян6й, [м]хи; [д]плести, [$] делать, [к]тебё.

В говорах югп-впгточной зоны вставка гласного между соглас­
ными^ наблюдаётсЯ~не~" только в начале слова, но и в других поло­
жен и я х: ~р! Грь7лаГ]? ^ §51 рь] к.
Отмечается и подставка гласного в~кон~це слова после согласного
(эпитёза): упадёш [а], косил [а], у нйх[а\, в угол[ъ], огонь
горёл[ъ]. Таким образом, в юго-восточных говорах структура сло­
га приближается к простейшей: СГ (согласный + гласный).

В говорах северо-запада во многих словах наблюдается так называемое " второе полногласие - произношение сочетаний оро, ере, оло между согласными на месте исконных *tort, tert, tolt. tlet: кором~(корм), гороб (горб), горость (горсть), дёрен (дёрн)7 чёрёвь (червь), сёреп (серп), верёх (верх), долог (долг), холом (холм), чёлон (челн) и т. п. Это также приводит к увеличению количества слогов типа СГ.

Существуют различия между говорами и в месте слогораздела. При наличии внутри слова группы согласных в севернорусских /говорах обычно образуются закрытые слоги: кар-тош-ка, нель-зя, ' друж-ба, сед-ло, пус-ти; в южнорусских и среднерусских говорах -..открытые слоги: ка-рто-шка, не-льзя, дру-жба, се-дло, пу-сти.

Словесное ударение - суперсегментная единица, объединяющая слоги в фонетическое слово. В фонетическом слове есть один ударный слог и могут быть безударные слоги. Ударный слог может отличаться от безударных большей длительностью, силой, тоном, особым качеством звуков. Использование этих способов выделения ударного слога в разных говорах имеет свои осо­бенности.

Соотношение длительностей разных гласных в слове создает ритмическую структуру слова. Типы этой структуры в разных говорах различны.

Для русского литературного языка А. А._ Потебня предложил формулу, условно оценивающую «тоническую" силу» ударенного и безударных гласных: 1-2-3-1, где 3 единицы соответствуют ударен-ному гласному, 2 - первому предударному, 1 - остальным безудар­ным, например перережем, говорила. Эта формула примерно со­ответствует соотношению длительности ударенного и разных бе­зударных гласных. Такое же соотношение длительности гласных в слове наблюдается и во многих русских говорах. Однако в гово­рах существуют и другие типы ритмической структуры слова.

Во многих севернорусских говорах безударные гласные почти не отличаются по длительности. Несколько большая длительность 'гласного 1-го предударного слога" ПО сравнению с другими безудар­ными гласными в таких случаях неотличима на слух, хотя и обнаруживается при помощи специальных приборов. При этом безудар­ные гласные могут незначительно отличаться от ударенного глас­ного либо это отличие более существенно. Ритмическая структура слова таких говоров может быть определена как~2~-2-3-2 или 1-1-3-1. Та_кйё типъПйа'лектологи называют «рубленой» речью Или «стак-като».

В севернорусских говорах встречается и такой тип ритмической структуры слова, когда слоги с более и с менее длительным глас-ным перемежаются: 2-1-3-1. В этом случае гласный 1-го предудар-ного~слога уступает по длительности гласному 2-го предударного слога.

В среднерусских говорах часто встречается такой тип ритми­ческой структуры слова, которьгй~хяр~актерен и для «старомосков­ского» произношения. В этом тИпе гласный 1-го предударного сло-га равен по длительности удареннцму гласному или даже длительнее его: 1-3-3-1. В таких говорах ударенный гласТШй~выдёляется большей напр~я^е" нносТБКг и тономг. Натгряженность мышц артику­лирующих органов отражаётсятта- тембре гласного. Тон при этом на гласном 1-го предударного слога обычно повышает­ся, а на ударенном гласном понижается.

В южнорусских говорах с диссимилятивным аканьем и яканьем
своеобразие ритмической структуры слова про­
является в следующта.~Тласнь1й 1-го иредударнопгслога. выступа­
ющий на месте фонем неверхнего подъема, может иметь разную
Длительность в зависимости от качества ударенного гласного. 11е-
: ред ударенным гласным нижнего подъема |а| г^ласный 1-го пр~ё" пу-
дарногослога по" длительности приближается к _гласному~~2-го
предударного слога и может быть даже короче его; тип такой рит­
мической структуры 1-1-3-1: накопила, продавали, вылетала, нагля-
дэттея.-Перед ударенным гласным верхнего подъема~1и, ы. у] глас­
ный первого предударного слога приближается к уда­
ренному гласному и может быть даже длительнее его, тип такой
ритмической структуры 1-3-3-1: разогнулся, подарила, полежите,
нарядились. В этом случае ударенный гласный отличается от 1-го
предударного более низким тоном и особым тембром.

Диалектные различия могут относиться также к местууда р е-ния в словах и в отд. грам. формах. Этиразли-чия не являются собственно фонетическими

Различия в месте ударения могут характеризовать слово во всех его формах: крапИва, крапивы, крапиве и т. я.- крапивА, крапивы, крапиве и т. д. и точно так же туча-туча, свёкла - свекла, ^ засуха - засуха, спина - спина, сосна - сосна, толстый - толстой, глупый - глупой, дикий - дикой, молодой - молодый, родной - рддный, холодно'- холодно, весело - весело, тепло - тепло. Это собственно лексические различия.

различия в месте ударения могут относиться к отдельным грам­матическим формам. Часть таких различий (воду - воду, руку - руку, козу - козу, или смотрю - смотрю, курю - курю, сшиь - косишь, куришь - куришь и др.) характеризует принад­лежность данного слова к морфологическому типу с подвижным ударением или неподвижным на основе или на окончании; ср. во­да - воду или вода - воду; коза - козу или коза - козу; смот­рю - смотришь или смотрю - смотришь; курю - куришь, или ку­рю - куришь, или курю - куришь. Такие различия относятся к мор­фологической характеристике отдельных слов.

Различия в месте ударения отдельных грамматических форм могут носить и чисто морфологический характер. Так, глаголы с постоянным ударением на окончании могут в форме 2-го л. мн. ч. изъявительного наклонения иметь ударение на первом или на втором гласном окончания: несёте - несете (несете), сидите - сидите (сидите); местоимения никто, ничто могут в формах род. и дат. п. также иметь ударение на первом или на втором гласном окончания: никого, ничего, никому, ничему - никого, ничого, никому, ничему.

Интонация - суперсегментная единица, объединяю­щая фонетические слова в речевые такты (синтагмы) и речевые такты во фразы.

Основным интонационным средством является повышение и понижение тона в разных точках речевого такта. Диапазон этого повышения и понижения тона может быть различным в разных говорах. От литературного языка многие севернорусские говоры отличаются большим диапазоном изменения тона, а южнорусские - меньшим. Поэтому севернорусская речь часто более напевна, а южнорусская - более монотонна.

Существует несколько типичных интонационных контуров - дви­жений тона на протяжении речевого такта. Они называются интона-ционными контурами ИК (читается [ика]). В каж­дой ИК есть ее центр'-место главного ударения речевого такта, где' обычно-и происходит наиболее значительное изменение тона.

В^литературном языке и многих говорах при утверждении тон в центре ИК. резко понижается: Отец на работе.

Это ИК-1. Во многих севернорусских говорах при утверждение, используется ИК-4, пр_и_ которой в центре происходит нисходяще-восходящее движение тона, а в постцентровои части тон высокий:

Отец на работе.

Для оформления общего вопроса, т. е. вопросительного предло­жения без вопросительного слова, в литературном языке и многих говорах используется ИК-3, при которой в центре тон резко повы-шаетеят-а-в-яветцеятротгой части понижается ниже среднего уровня:

Отец на работе?

В юго-западных и многих севернорусских говорах в этом случае употребляется ИК-6, отличающаяся от ИК-3 тем, что в постцент­ровой части тон продолжает оставаться высоким:

Отец на работе?

Таким образом, одни и те же синтаксические конструкции мо­гут оформляться в разных говорах разными ИК-

Интонация помогает членить речевой поток на отрезки - рече­вые такты и фразы. Но сами эти отрезки в разных говорах бывают неодинаковы. Во многих севернорусских говорах существует тен­денция превращать каждое фонетическое слово в отдельный такт. В этих говорах каждое фонетическое слово интонационно оформлено: оно начинается с более высокого тона, который к концу слова, понижается.

В разных ситуациях люди говорят то быстрее, то медлен­нее. Есть и среднии тёмп речи. Измеряется он количеством звуков,
произносящихся в секунду. Но одни и те же слова с одними тем же
количеством звуков в разных говорах могут произноситься в сходных ситуациях с разной скоростью: в одних говорах быстрее, в дру­гих медленнее. Объясняется.это тем, что между говорами существувуют различия в темпе речи.

Наиболее быстрый темп отмечен в севернорусских говорах с ритмической структурой слова типа 1-1-3-1 и 2-2-3-2. Средний темп здесь составляет 17 звуков в секунду. Но при ускоренном темпе речи здесь может произноситься до 22-х звуков в секунду, при за­медленном до 12-ти. Речь представителей такого говора звучит как скороговорка.

Наиболее медленный темп в среднерусских говорах с растяж­кой 1-го предударного гласного типа 1-3-3-1. Средняя скорость речи здесь 12 звуков в секунду, а колебания в скорости могут быть от 8 до 16 звуков в секунду.

Темп речи остальных говоров может приближаться к одному
из этих двух типов либо быть средним между ними.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 2080; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь